Непотопляемая Национальная экспертная комиссия (НЭК) по вопросам защиты общественной морали еще никогда не была так близка к расформированию. На этой неделе Верховная Рада внесла изменения в Закон «О защите общественной морали», убрав из него все упоминания о НЭК и устранив тем самым все законодательные препятствия, мешавшие ликвидации комиссии.

Следует отметить, что собрать голоса для законопроекта Ольги Черваковой (депутата от Блока Петра Порошенко) удалось не с первой попытки. Хотя вопрос о роспуске НЭК, казалось бы, уже давно не вопрос. В коалиционном соглашении четко записано — комиссия должна быть ликвидирована как государственная институция. Тем не менее 5 февраля, когда документ должен был рассматриваться в сессионном зале, он исчез из повестки дня по просьбе фракции «Самопомощи» — часть парламентариев накануне голосования выступила против ликвидации НЭК в связи с обращением представителей церковных конфессий. Всего через несколько дней они пересмотрели свою позицию. А вот однопартийцы Арсения Яценюка — нет и проголосовали минимально необходимым числом голосов.

Понять, почему нацкомиссия нашла частичную поддержку в «Народном фронте», не трудно. Любой политической силе не найти более удачного момента, чем нынешний, чтобы, спекулируя на темах информационной войны, борьбы за «украинские ценности», духовность и т.д., укрепить свое влияние на информационное пространство и привлечь на свою сторону общественное мнение. С одной стороны, за последний год понятия «безопасность» и «защита» стали играть в формулировании задач информационной, образовательной и культурной политик ключевую роль. С другой стороны, само общество до сих пор активно ввязывается в дискуссии, которые так или иначе сводятся к нравственной оценке чего бы то ни было: трансляции новогоднего «Голубого огонька» с участием Валерии и Иосифа Кобзона или проведения светских мероприятий в то время, когда потоком идут новости о жертвах АТО. Иными словами, как бы ни клеймили НЭК представители творческой среды, нечто наподобие спроса на ее «услуги» у части общества все же существует. И комиссия этому спросу явно подыгрывает. Достаточно посмотреть на ее активность в последние месяцы: фокус защитников морали заметно сместился с проверок СМИ на предмет наличия эротического контента, элементов насилия и жестокости в сторону украинско-российских информационных баталий.

Неудивительно, что определенные политические силы стремились сохранить комиссию — ради укрепления статуса главного защитника информационного пространства, а с ним и нравственных устоев общества. Как известно, НЭК не попала под нож оптимизации госструктур в прошлом году благодаря личной протекции премьер-министра. «Несмотря на решительное сокращение контролирующих органов, для Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали сделано исключение (…) И это не только демонстрация уважения к просьбам, поступившим от церковных иерархов и религиозных лидеров. Это моя принципиальная позиция», — писал Арсений Яценюк в октябре 2014 года в письме Совету евангельских протестантских церквей Украины. «Также принципиальной является моя позиция по поводу семейных ценностей. Либералом можно быть в сфере экономики, регуляторной политики, но не в том, что касается супружеской жизни», — подчеркивал премьер-министр. К схожей риторике обратились и представители фракции «Самопомощи», объясняя свое нежелание голосовать за законопроект Черваковой на прошлой неделе.

Если Кабмин распустит НЭК, партия Яценюка уступит лавры защитников украинских ценностей своим оппонентам — Блоку Петра Порошенко. Депутаты БПП не зря так энергично подошли к ликвидации комиссии. Три недели назад начал работу прямой конкурент НЭК — Министерство информационной политики, которое полностью возглавили соратники президента. А на днях народный депутат от БПП Игорь Артюшенко предложил ввести уголовную ответственность за публичное отрицание или оправдание факта военной агрессии России и зарегистрировал соответствующий законопроект. Соберет ли этот документ необходимые голоса в ВР, конечно, большой вопрос. Но сама идея цензурирования информационного пространства (изъятие контента, содержащего неугодные «курсу партии» высказывания, а также штрафы и тюремный срок для несогласных граждан и чиновников), очевидно, порадует рьяных патриотов и других сторонников принципа «свободе слова нет места на войне».

Все эти расклады команда Яценюка отлично понимает. Как и то, что передача части функций комиссии творческим союзам журналистов, писателей, людей искусства и общественным советам, как предлагают «порошенковцы», нужна для одной-единственной цели. Моральные «арбитры из народа» будут выполнять функцию громоотвода от Мининформполитики, если горячие патриотические головы в очередной раз потребуют крови телеканалов за показ фильма с Пореченковым или запрета концертов российских гастролеров, не осудивших публично агрессию на востоке.

Несмотря на узкое поле для маневров, политические оппоненты Порошенко вряд ли сдадутся без боя. Например, правительство может не спешить с упразднением НЭК (для окончательного роспуска комиссии нужен отдельный указ Кабмина) до тех пор, пока не подвернется подходящая медиабомба, доказывающая необходимость государственного надзора за информационным полем. Или создать нового блюстителя «украинских ценностей» — с более решительным и проворным составом, чем был у НЭК.