Быстрое обесценивание евро и российского рубля нарушило весеннюю идиллию и на отечественном валютном рынке. Котировки американского доллара в обменных пунктах подскочили в среднем на 10 копеек, спровоцировав новый всплеск прогнозов о риске девальвации. В Национальном банке подчеркивают, что последнее ослабление гривни носило в основном спекулятивный и эмоциональный характер. Аргументы: поступления валюты от нерезидентов по-прежнему значительно превышают перечисления на их адрес, спрос на наличную валюту с осени прошлого года упал на порядок, да и в целом динамика платежного баланса пока значительно лучше ожиданий. Но главное — текущая ценовая стабильность, которую фиксирует Госстат, является хорошей предпосылкой для сохранения и курсовой устойчивости гривни.
Насколько серьезны угрозы курсовой и бюджетной стабильности с учетом охлаждения экономики, приближения парламентских выборов в Украине и перманентных долговых проблем в Европе? Сможет ли правительство и в дальнейшем бесперебойно финансировать собственные внутренние расходы и обслуживать внешние долговые обязательства? Насколько реальны возобновление финансирования или хотя бы рефинансирование задолженности перед МВФ? Что будет дальше с ценами в Украине? Все эти и многие другие вопросы обсуждали эксперты в ходе публичной дискуссии «Финансовая стабильность в Украине: основные вызовы второго полугодия», организованной по инициативе Лиги финансового развития при поддержке проекта USAID «Развитие финансового сектора» FINREP и «Зеркала недели. Украина».
Инфляция и ВВП: до- и поствыборные «но»
По данным Государственной службы статистики, в прошлом месяце в Украине была зафиксирована дефляция. По сравнению с апрелем текущего года потребительские цены снизились на 0,3%, против мая прошлого — на 0,5%.
Как слишком высокие темпы роста цен, так и их падение — проблемы для регулятора. «Нас беспокоит, чтобы тенденция относительно низкого уровня инфляции и дефляции не развивалась дальше, потому что как высокая инфляция, так и дефляция для экономики вредны», — отмечает директор Генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова.
По поводу дальнейших перспектив оценки расходятся. Одни аналитики считают, что инфляция по итогам года будет очень незначительной (1,5—3%), другие же предполагают ее ускорение во втором полугодии. В НБУ прогнозируют, что рост потребительских цен составит 5%, в МВФ ожидают 7%, Кабмин же пока не отказывается от определенного бюджетом текущего года маяка в 7,9%.
По мнению некоторых экспертов, текущая ценовая динамика обусловлена в том числе общим охлаждением экономики и ростом пессимизма среди потребителей (то есть уменьшением внутреннего спроса).
В марте объемы промпроизводства уменьшились на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го (впервые с октября 2009 года); в апреле они не изменились. По оценкам НБУ, в январе—апреле экономика выросла почти на столько же, на сколько и в первом квартале (около 1,8% к аналогичному периоду 2011 года).
Учитывая подобную динамику, МВФ снизил свой годовой прогноз роста ВВП для нашей страны до 3%, агентство Fitch — вообще до 1,6%. Однако правительство пока остается непоколебимым и считает, что достичь заложенного в госбюджете показателя на уровне 3,9% возможно. «Действительно, рост реального ВВП снизился, но надеемся, что в этом году мы еще все наверстаем», — отмечает директор Департамента финансовой политики Минэкономразвития Сергей Чекашкин.
Причины замедления экономического роста хорошо известны. Одна из основных — рецессия в Европе, что обуславливает в том числе уменьшение спроса на продукцию украинского экспорта и сокращение притока в страну (а то и отток) инвестиций. Правда, значимую роль здесь играет и ряд внутренних факторов, таких, как ухудшение инвестклимата, фактическая политическая изоляция на международной арене, приближение парламентских выборов и т.п. Вместе с тем в правительстве надеются, что поддержать ВВП и укрепить платежный баланс может принятие закона о господдержке экспорта. «Мы надеемся, что вместе с Министерством финансов сможем ее быстро организовать, благодаря чему до конца уже этого года экспорт увеличится», — говорит С.Чекашкин.
Поводов для оптимизма относительно ситуации в мировой экономике (прежде всего в еврозоне) сейчас значительно меньше, чем хотелось бы. «Восстановление остается слабым, рост неопределенности бьет по доверию инвесторов», — отмечал на текущей неделе глава Европейского центробанка Марио Драги. Свидетельством же нарастания рисков в Европе стало решение ЕЦБ о пролонгации безлимитного кредитования банков до января следующего года.
Для Украины все это означает, что надежды на оживление мировой экономики во втором полугодии могут и не сработать. Однако и повода для паники тоже нет.
«Мы не можем говорить, что существуют какие-то катастрофические угрозы для экономики Украины. Это абсолютно не так», — убежден и директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин. По словам эксперта, удержание стабильным курса гривни в последние два года пошло на пользу реальному сектору. «Но если бы год назад или даже больше на фоне таких мер Национального банка мы увидели бы адекватные меры со стороны правительства относительно той же дерегуляции, относительно снижения административного давления на бизнес, этот эффект был бы значительно выше», — считает аналитик.
«Я не вижу никаких причин для катастрофических сценариев», — отмечает и экс-министр финансов, а ныне — председатель правления «Дочернего банка Сбербанка России» Игорь Юшко. Хотя эксперт и обращает внимание, что на экономической динамике могут отрицательно сказаться и сокращение государственных расходов из-за завершения подготовки к Евро-2012, а также текущие невысокие темпы кредитования и уменьшение оборотных средств в корпоративном секторе (свидетельством чего является также уменьшение остатков средств юрлиц на счетах в банковской системе).
«Я бы обратил самое пристальное внимание на вопрос текущих условий развития кредитования корпоративного сектора, особенно на фоне падения остатков по счетам. Это тоже серьезный фактор замедления роста ВВП и может быть серьезно опасным с учетом процессов, происходящих в крупнейших экономиках мира, прежде всего в Европе», — констатирует финансист.
Как отмечает в этом контексте Елена Щербакова, регулятора не удовлетворяет текущая динамика кредитного рынка. Вместе с тем НБУ последовательно работает над его активизацией. Снижение инфляции позволяет смягчать монетарную политику, что проявилось в снижении процентных ставок и либерализации порядка формирования обязательных резервов. В совокупности это уже позволило повысить уровень ликвидности банковской системы. Однако представитель НБУ подчеркивает, что одними усилиями центробанка скорректировать ситуацию проблематично.
«Мы находимся в мировой пирамиде. И если все страны демонстрируют падение темпов экономического роста, это данность. Соответственно, Украина не может фонтанировать экономическим ростом, серьезными достижениями в этой сфере. Конечно, уровень кредитования замедлится по мере выздоровления мировой экономики», — констатировала Е.Щербакова.
По логике вещей, подтолкнуть как экономику, так и цены должно увеличение расходов бюджета в рамках реализации социнициатив президента. Учитывая, что получать соцвыплаты будут в основном граждане с низкими доходами, в первую очередь, естественно, вырастет спрос на товары широкого потребления — преимущественно на продукты питания и лекарства.
И дело здесь не только в увеличении массы денежной наличности в обращении и соответствующем давлении на цены (по данным председателя правления Ощадбанка Сергея Подрезова, нынешнюю компенсационную тысячу снимает менее половины вкладчиков). Как представляется, более значимую роль может сыграть рост инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса.
Напомним, что, говоря, в частности, о тех же выплатах компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР, глава Национального банка Сергей Арбузов прогнозировал, что они обусловят рост инфляции не более чем на 0,2%. Заместитель же главы президентской администрации Ирина Акимова заявляла, что возможное инфляционное давление от социнициатив составит 1,5%.
Одной из причин ускорения инфляции во второй половине года может стать сокращение урожая на фоне роста его себестоимости (в частности, из-за высоких цен на горюче-смазочные материалы). Кроме того, не исключено, что еще до конца года — сразу после выборов — могут быть повышены тарифы на газ. О такой вероятности говорили (хотя и неуверенно) даже в правительстве. Основная предпосылка для этого — настойчивые требования МВФ, без выполнения которых шансы на дальнейшее финансирование в Украине, судя по заявлениям представителей фонда, незначительны. «Мы понимаем, что малообеспеченным категориям граждан будет сложно их оплачивать (повышенные тарифы), поэтому выступаем за разработку соцпрограмм, которые целенаправленно предоставляют финансовую помощь именно беднейшим слоям населения», — отмечает постоянный представитель МВФ в Украине М.Альер.
По мнению М.Альера, правительство может не удержать дефицит бюджета в 1,8% ВВП без наращивания доходов (например, путем повышения налогов для зажиточных граждан, сокращения налоговых льгот), а также, вероятно, без пересмотра расходной части госсметы в сторону уменьшения.
Вместе с тем первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский убежден, что Кабмину удастся не выйти за запланированные рамки дефицита. Основание для этого — текущая бюджетная динамика.
По данным А.Мярковского, за пять месяцев в сводный бюджет поступило 170,9 млрд. грн., в целом же по госсектору экономики — 242,2 млрд. грн., что на 30,7 млрд. грн., или 14,5%, больше, чем за аналогичный период 2011-го. «На 1 июня дефицит сектора общегосударственного управления — 10,9 млрд. грн. Происходит достаточно рациональное управление средствами единого казначейского счета и бюджета. Есть надежда, что запланированный показатель в 25 млрд. грн. не превысим», — отмечает представитель Минфина. По его словам, по итогам года соотношение госдолга к ВВП (без гарантийной составляющей) может сократиться до 27,7% — из-за снижения дефицита бюджета и его покрытия за счет приватизации, что позволяет не увеличивать госдолг.
Бывший заместитель министра финансов и председателя НБУ Александр Савченко считает, что в текущей макроэкономической ситуации Украине не следует чрезмерно концентрироваться на сокращении дефицита госбюджета, а наоборот, в условиях сниженной кредитной активности банков делать больше вливаний в экономику. «Я на месте правительства рекомендовал бы МВФ пересмотреть такой маленький дефицит (1,8% ВВП). Это в 2— 3 раза меньше, чем в Германии, Англии и других ведущих странах. Мы не можем быть святее Папы Римского. Долговое обязательство в гривнях будет намного менее вредным для Украины, чем минусовые темпы экономического роста», — убежден эксперт.
Курсовые рефлексии
Как отмечал в интервью агентству «Интерфакс-Украина» руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий, ценовая динамика в Украине означает отсутствие предпосылок для девальвации. «Это должны понимать и на валютном рынке те, кто смотрит не на два месяца вперед, а на 22 месяца, — подчеркнул представитель украинского центробанка. — Сохранение периода низкой инфляции позволит сохранить и укрепить тенденцию девальвации реального эффективного обменного курса, который так необходим для протекции отечественного экспорта».
Эксперт также обращает внимание, что 0,3% дефляции — незначительный показатель на уровне фактически статистической погрешности. Он напоминает, что в 2010 году дефляция держалась четыре месяца, но год завершили с инфляцией на уровне около 10%. «Официальная позиция НБУ — инфляция не превысит 5%. Мое субъективное мнение, что у нас есть хорошие шансы иметь инфляцию ниже уровня 2011 года, то есть 4,6%», — резюмирует В.Литвицкий.
Говоря о текущей ситуации на валютном рынке Украины, Е.Щербакова отмечает, что население уравновешенно реагирует на финансовое напряжение в мире. «Если взять динамику евро за последние два месяца, курс изменился на 8%. И хотя ситуация на европейских рынках сложная, население не беспокоится и не бежит менять валюту», — констатирует представитель НБУ.
По словам же председателя правления Сбербанка Сергея Подрезова, спрос физлиц на валюту постепенно сокращается. «Если еще месяц назад мы продавали почти 18—20 млн. долл. в день, то сегодня это около 12—14 млн. Мы по себе ощущаем, что ажиотаж падает», — отмечает банкир. Он ожидает, что некоторое время курс может подогреваться рядом банков, но особой проблемы в этом нет, учитывая слаженную работу регулятора с государственными и коммерческими банками.
Напомним, что, по данным Нацбанка, профицит платежного баланса в апреле составлял 508 млн. долл. По итогам января—апреля хотя и был дефицит, но только 61 млн. долл. Дефицит счета текущих операций составлял 1,8 млрд. долл. (почти столько же, как в прошлом году). «Такой показатель, — считает руководитель «Дочернего банка Сбербанка России» И.Юшко, — не является критическим, поэтому все будет зависеть от его дальнейшей динамики».
Едва ли не самым важным вопросом относительно курсовых перспектив гривни является выполнение в том числе сувереном собственных внешних обязательств. Подчеркивают весомость этого вопроса и в МВФ. «Страна столкнется с существенной потребностью внешнего финансирования, поскольку ей необходимо отдавать долги. Украине надо снова завоевать доверие инвесторов. А для того, чтобы восстановить и удержать внимание инвесторов, необходимо проводить такую экономическую политику, которая будет направлена на достижение стабильности и осуществление заявленных реформ», — замечает М.Альер.
Как известно, НБУ начал возвращать кредиты, взятые ранее у МВФ. Уже проведены два погашения. При этом, как подчеркивает Е.Щербакова, «уровень резервов особо не изменился». Кроме этого, 6 июня Кабмин вернул VTB Capital 1 млрд. долл. из 2-миллиардного кредита, полученного в 2010 году, договорившись о рефинансировании остальной суммы займа (1 млрд. долл.) путем выпуска 2-летних облигаций под 7,95% годовых.
На 26 июня приходится еще один значительный платеж Украины — погашение евробондов на 0,5 млрд. долл., выпущенных в 2007 году. Но А.Мярковский подчеркивает, что имеющийся у Кабмина ресурс позволяет выполнять бюджетные обязательства. По его данным, на 1 июня остатки правительства на едином казначейском счете в национальной валюте составляли 7,8 млрд. грн., в иностранной — 13,6 млрд. грн.
Американское троеточие
Особенность текущего момента: к сожалению или к счастью, определенную роль в дальнейших перспективах экономики Украины будут играть и политические факторы. И хотя постоянный представитель МВФ в Украине М.Альер подчеркивает, что «проявление политики — это не то, что входит в мандат МВФ: мы занимаемся вопросами, связанными только с макроэкономической политикой», еще несколько месяцев назад заместитель госсекретаря США Филип Гордон заявлял, что «даже если демократия не является формальным критерием для МВФ, я думаю, международное сообщество будет менее склонно поддерживать страну, не соблюдающую демократические принципы».
«Мы помним годы, когда МВФ принимал абсолютно беспрецедентные решения по финансированию дефицита государственного бюджета Украины. У меня простой вопрос: почему сегодня в этих непростых условиях снижения темпов роста ВВП, негативных ожиданий в крупнейших мировых экономиках Украина не может рассчитывать хотя бы на рефинансирование долгов? Мне как гражданину крайне сложно поверить, что такие решения являются политически немотивированными», — отмечает И.Юшко.
Оптимизма (по крайней мере, экономического) могут добавить сигналы, что властная команда в условиях политического клинча с Брюсселем и Москвой якобы сумела заручиться определенной поддержкой в Вашингтоне (или Чикаго?). По крайней мере, судя хотя бы по приходу американцев на наш рынок добычи энергоресурсов с обещанными «благотворительными» взносами в бюджет на сотни миллионов долларов. Учитывая же, что именно Вашингтон играет первую скрипку в МВФ, возможно, точки соприкосновения с «кредитором кредиторов» Киев вскоре все же найдет…