В ближайшее время власти снизят налоговую нагрузку на торговцев нефтепродуктами. В ответ власть рассчитывает на стабилизацию розничной цены топлива на внутреннем рынке. Однако это лишь создаст условия для получения трейдерами сверхприбыли, а Кабмин лишится последнего козыря в игре «на понижение».
Смена механизмов
О налоговой революции в Украине стало известно 5 апреля. В этот день Кабмин в целом одобрил законопроект, которым предлагается привязать ставки акциза на нефтепродукты к нефтяным котировкам. Детали этого нововведения пока неизвестны, поскольку механизм плавающих ставок акциза на топливо еще не разработан. Но принцип уже понятен. «Если цена нефти снижается — акциз повышается. Пошла стоимость нефти вверх — акциз понижается» — так его объяснил глава правительства Николай Азаров.
С помощью этой простой формулы Кабмин рассчитывает стабилизировать ценовую ситуацию на розничном рынке нефтепродуктов. Такие планы не обрадовали руководителя Мининфраструктуры Бориса Колесникова, ведь теперь его ведомство недосчитается сотен миллионов гривен, консолидируемых на счетах спецфонда дорожного строительства и капитального ремонта автодорог. Так, если акцизы на топливо снизятся, к примеру, до прошлогоднего уровня (50 евро/т на бензин и 20 евро/т на дизтопливо), ведомство недополучит около 1 млрд. грн. Между тем Николай Азаров рассчитывает, что благодаря снижению налоговой нагрузки на трейдеров уменьшится розничная стоимость топлива. В Кабмине даже подсчитали, что бензин А-95 сразу должен подешеветь на 50 коп./л — до 10,5 грн. за литр — и длительный период его цена должна держаться на этом уровне. Правда, на чем основываются эти расчеты, правительство не уточняет.
С одной стороны, такое решение Кабмина — это прогресс, ведь до сих пор власть попросту игнорировала проблему рынка, пытаясь оказывать давление на цены через созданную при правительстве экспертно-аналитическую группу. В течение февраля это объединение настойчиво рекомендовало трейдерам удерживать цены на бензин А-95 на уровне 10,54 грн. за литр, а в марте позволило повысить стоимость этого топлива на 20 коп. — до 10,74 грн. Но торговцы не обращали внимания на эти рекомендации: по официальным данным Минэкономразвития, сейчас средняя стоимость 95-го — 11 грн./л. При этом ценовой взрыв произошел в Крыму, где средняя стоимость 95-го перевалила за отметку 11,3 грн/л. Чтобы хоть как-то урегулировать ситуацию, местные власти начали решать проблему своими силами. Так, пару недель назад председатель Севастопольской горгосадминистрации Владимир Яцуба подписал с нефтетрейдерами и Инспекцией по вопросам защиты прав потребителей меморандум о стабилизации цен на горючее. Условиями соглашения предусмотрено, что операторы АЗС города обеспечат предельный уровень цен на бензин марки А-95 «на уровне среднеукраинских», а администрация — «контроль качества и безопасности поставляемой продукции». Правда, чуть позже выяснилось, что этот документ — фикция, поскольку подписи под ним поставили лишь три представителя сетей АЗС (из 19 работающих в городе).
Мания копирования
Примечательно, что идею о плавающем акцизе на топливо Киев позаимствовал у Москвы, обсуждающей эту тему уже почти месяц. В принципе, в решении Николая Азарова перенять опыт российских коллег, отличающихся «взвешенным прагматизмом», нет ничего зазорного. Другое дело, что в России подняли тему плавающего акциза не с целью снижения стоимости горючего, а для того, чтобы избежать резкого ценового скачка. Его угроза начала назревать в России еще в январе 2012 года, но тогда Минэнерго РФ и нефтекомпании договорились о сдерживании розничных цен на горюче-смазочные материалы. Трейдеры сдержали слово: цена 95-го в течение февраля-марта оставалась на уровне $1/л. Но эта жертва стоила нефтяникам дорого — по самым скромным подсчетам, их упущенная прибыль составила более $150 млн. Срок действия договоренности российских трейдеров с местной властью истек буквально на днях, и сейчас цены на горючее в России держатся на мартовском уровне только по двум причинам. Первая — их сдерживают рекордные запасы. Вторая — предстоящая инаугурация Владимира Путина. Это событие назначено на 7 мая, после чего трейдеры готовы взвинтить цены по полной, чтобы компенсировать потери.
Что же касается Украины, то введение у нас гибкой ставки акцизного сбора может в лучшем случае на несколько недель приостановить галопирующий рост розничной цены. При этом надеяться на системное снижение стоимости топлива, мягко говоря, глупо. Об этом свидетельствует опыт Литвы, где сейчас активно обсуждается снижение акциза на бензин (на $100,3 — до $478,2/т). Авторы этого предложения подсчитали, что это позволит снизить цену на 95-й с нынешних $1,95/л до $1,8/л. Но Минфин страны тут же опроверг эту информацию, припомнив опыт трехлетней давности. Тогда в Литве был резко снижен акциз на дизельное топливо, но это позволило лишь на несколько центов опустить розничную цену, после чего она вновь поползла вверх.
А самое главное, украинские трейдеры понимают, что после введения плавающей ставки акциза раздача Кабмином пряников прекратится. Ведь Азарову уже нечего будет предложить трейдерам. Осознавая это, сейчас нефтяные магнаты постараются извлечь максимальную выгоду от плавающего акциза, используя его для получения сверхприбыли. Изменить их стратегию не сможет даже административное ограничение цен, ведь эти меры приведут только к дефициту топлива и еще большему его подорожанию. При такой беззубой административной политике заставить трейдеров поменять свое мнение может только низкая платежеспособность автомобилистов, из-за которой объемы реализации топлива в Украине стабильно снижаются.