Центр политической жизни страны медленно, но верно перемещается в Харьков. Начало 2012 года разрушило привычное течение жизни почти двухмиллионного провинциального мегаполиса.
Город-сказка, город-мечта…
Это когда-то в Харькове все было просто и понятно. Был Евгений Кушнарев – в доску «свой» человек, «державший» после загадочной смерти в 1996 году своего главного и единственного, пожалуй, конкурента, «народного» губернатора Александра Масельского все нити происходящего в городе. «Под» ним выросли практически все чего-то добившиеся за последние годы в бизнесе и политике харьковчане. Родной для города «смотрящий» мешал многим, имевшим виды на управление ресурсами области и ее центра как извне, так и из самого Харькова. Однако именно Кушнарев обеспечивал то, что нынче возведено в ранг важнейшей из ценностей – стабильность. А точнее, баланс сил и постепенное, а не революционное развитие.
Выступления Кушнарева в дни «оранжевой революции» на стороне «бело-синих» были яркими, запоминающимися, как и последующие походы в милицию, освобождение из СИЗО, вступление в Партию регионов… Однако пришел и его черед неожиданно покинуть грешный мир. 17 января Харьков тихонько отметил пятую годовщину смерти бывшего губернатора. Кушнарев уже – лицо из прошлого. Настоящее города определяют другие люди.
Миша и Гена
Если ввести в самом популярном интернет-поисковике Google фамилию «Добкин», то первыми отзывами Сети на нее будут известнейшие видеоролики – нарезки из подготовки в 2006 году предвыборной рекламы кандидата в мэры регионала Михаила Добкина. Суфлировал за кадром Геннадий Кернес. Ролики разобраны на цитаты и ушли жить «в народ», а оба главных героя, несмотря на очевидную скандальность ситуации, продолжают радовать горожан своим присутствием на важнейших должностях. Теперь уже «Гена» – городской голова, а «Миша» – смотрящий за областью. Правда, есть ряд нюансов…
Если верить неофициальным источникам, оба чувствуют себя нынче не совсем уверенно. Дело не только в том, что в Харькове существуют и альтернативные финансово обеспеченные центры влияния, такие, например, как президент концерна АВЭК и держатель крупнейшего рынка «Барабашово» Александр Фельдман (умудряется всегда быть около власти), владелец гостиницы «Харьков» и депутат облсовета Александр Давтян (ныне первый представитель «Фронта перемен» в регионе), крупный инвестор и президент футбольного клуба «Металлист» Александр Ярославский (статус настоящего олигарха позволяет ему не декларировать политических симпатий, а пребывать вроде как «над схваткой» даже во всеукраинском масштабе) и другие. Далеко не со всеми видными харьковчанами у нынешних рулевых края, особенно учитывая сложный характер Кернеса, сложились адекватные отношения.
Но это даже не полбеды для них. Молва разносит информацию о периодических наездах на бизнес самих официальных представителей ПР со стороны неких гостей из соседнего угольно-промышленного региона. Поговаривают, «донецкие» отобрали «по взаимному согласию» уже не один завод, в том числе и из принадлежавших самому Кернесу. А Добкина слухи регулярно отправляют послом то в Казахстан, то в Польшу, то еще куда – мол, вот-вот, вопрос уже решенный. И будет уже новый губернатор, как и положено нынче, с «правильной» пропиской.
Где это – Качановская колония?
Под Новый год многие горожане узнали, что если ехать в сторону аэропорта по проспекту Гагарина, взять влево неподалеку от района Основа – того самого, бывшего некогда поселком, давшим псевдоним известному украинскому писателю Григорию Квитке-Основьяненко, – можно увидеть образцовую женскую колонию, где шьют спецодежду. Теперь там усиленно, неделями ремонтируют канализацию, дороги, зато очень быстро сворачивают палатки определенных политических сил. Благо, самих этих сил набирается даже при высадке «киевского десанта» в самом лучшем случае трехзначное число.
Зато теперь в Харьков частят депутаты и даже международные гости. Можно увидеть, на чем ездят видные бютовцы, дочь Юлии Тимошенко, послы из ЕС, врачи, следователи СБУ и прочий честной люд. Можно не сомневаться, что когда-нибудь на стенах пенитенциарного учреждения попробуют повесить мемориальную доску. Приживется ли – другое дело. Зависит, все же, от того, какая власть в Киеве, но сам факт. А ведь еще говорят, что именно здесь теперь будут второй раз судить Тимошенко – теперь уже по делу «Единых энергетических систем Украины». Недаром же харьковчане считают свой город юридической столицей страны и даже как-то хотели переселить сюда Конституционный или хотя бы Верховный суд.
Who is Mr. Avakov?
Последние новости из Харькова – необязательно о Тимошенко. Здесь теперь разворачивается новая уголовная эпопея с человеком, который умудрился «от звонка до звонка» отсидеть президентскую каденцию Виктора Ющенко в кресле губернатора. Один из немногих, кстати, что заслуживает внимания.
Армянин по национальности, уроженец азербайджанской столицы Баку, Арсен Аваков попал в Харьков в возрасте 2 лет и с тех пор его судьба связана с этим городом. Тут он окончил политехнический институт, тут же основал свою ФПГ «Инвестор» и банк «Базис». С его именем горожане связывают хлебзавод «Салтовский», чайную фабрику «Ахмад», Дублянский спиртовой завод, Агентство телевидения «Новости», радио «Новая волна», ТЭЦ-3, универмаг «Украина» и т. д. Поговаривают даже о четырех газоконденсатных месторождениях в области, разрабатываемых фирмами ФПГ «Инвестор». Немудрено, что сам Аваков с состоянием более 300 млн. долларов упоминается украинскими СМИ в числе 100 самых богатых граждан страны.
Аваков под финал выборов-2010 сделал ставку на Тимошенко, но прогорел вместе с ней. «На орехи» ему досталось еще от Ющенко. Впрочем, экс-губернатору хватило ресурсов выдавить из БЮТ другую харьковскую «шишку», бизнесмена Фельдмана, заняв его место в руководстве областной парторганизации и, надо понимать, обеспечив оппозиционной политсиле возмещение финансовых потерь, вызванных уходом далеко не последнего ее спонсора. Впрочем, сейчас Аваков увлеченно работает за границей, ведь на условной родине его очень ждут. Так сильно, что аж Интерпол просят помочь побыстрее дождаться…
Фабрика новшеств
Харьков за последние годы стал неким полигоном по отработке технологий управления в различных сферах жизни. Полученные результаты могут затем успешно внедряться по всей Украине. Например, нынешние руководители региона горды тем, что стали пионерами в ликвидации советских ЖЭКов и создании на их базе единого коммунального предприятия «Жилкомсервис». Сторонники муниципальной власти уверены, что это привело к повышению ответственности работников системы и, соответственно, услуг ЖКХ. Противники не видят изменений и подозревают, что вся соль идеи – концентрация денежных потоков за оплату жилищно-коммунальных услуг в руках городской власти, а точнее создание возможностей для распила нового источника поступлений нужными людьми.
Другой пример – обращение с оппозиционными телеканалами. Киеву такое пока может только сниться (чиновникам в сладком, а журналистам – в кошмарном сне), а в Харькове неугодные телеканалы запретила санстанция. Ну, и еще какие-то органы под вызывающе абсурдными предлогами. Неугодные властям выпуски новостей столь любимых чиновниками бабушек больше не будоражат – как реально оппозиционное, так и просто честное телевидение ушло в Интернет. А как надобно себя вести с молодежью, активной аудиторией сети, городские чиновники показали пару лет назад при прорубке дороги через лесопарковую зону. Избиения протестующих непонятной охранной фирмой, прикованные к веткам люди и падающие деревья – дикие кадры облетели даже мировые выпуски новостей. И что? Да ничего. Все «схавали». Такая покорность и инфантильность не может не возбуждать любую власть на все новые подвиги. Такие, как очередное повышение тарифов на квартплату, выделение статьи «вывоз мусора» в отдельную коммунальную услугу и создание для этого еще одного муниципального монополиста, выступления чиновников в прессе с резонансными заявлениями о государственных праздниках и прочее.
Первостоличность
Быть может, именно поэтому Тимошенко отправили в этот город. Здесь все просто и понятно, и все возможно. Тут у Тимошенко много сторонников – город немаленький, всякого народу хватает. Любой партии будет чем поживиться. Но при всем видимом разнообразии единого стержня нет. Нынешний Харьков, сколько бы не ностальгировала часть его жителей о советском статусе первой столицы УССР, на уровень столицы – эталон первенства – тянет разве что в воспаленных авантюрной мыслью восстановления авторитаризма умах чиновников. Незавидное реноме.
Город «харьковских соглашений», руководимый звездами YouTube, безлик и пассивен в своей массе. Его жителям мало что на самом деле интересно, кроме насущных вопросов зарабатывания денег и их спускания в модных клубах, пивных ресторанах, боулингах и бутиках мегамаркетов. Харьков готов с восторгом показывать гостям Евро-2012 тюрьму, где сидит Тимошенко, точно так же, как и место массового захоронения польских военнопленных 1940 г., даже не понимая при этом позорности такой ситуации, точнее, собственного места в ней.
Хотя, впрочем, чем действующая столица краше? Как минимум, в Харькове дело на экс-начальника за незаконное отчуждение земли все-таки завели, тогда как в Киеве за аналогичные обвинения Леонид Черновецкий все еще расхаживает в должности мэра и радует избравшую его территориальную общину появлением на работе раз в полгода. И ведь тоже терпят. Быть может, дело тогда и не в названиях городов?