Эпопея с принятием бюджета на 2013 г. повторила сюжет известного анекдота про пессимиста и оптимиста. Когда пессимист сетовал, что хуже уже не будет, оптимист с энтузиазмом спорил: «будет-будет».

Принятый Верховной Радой проект Государственного бюджета Украины на 2013 г. отличается не в лучшую сторону от того, который в Раде хотели видеть 22 мая, утверждая «Основные направления бюджетной политики на 2013 г.», или первого варианта госбюджета, подготовленного в сентябре. Но тогда представители партии власти говорили о пессимистическом сценарии. А уже в декабре, по словам замруководителя парламентского бюджетного комитета Владислава Лукьянова, на выходе получился «реалистичный бюджет, который отражает реальную ситуацию в экономике». Хотя он и значительно хуже весенне-осеннего.

Если в мае закладывался рост ВВП в 2013 г. на уровне 4,5%, дефицит госбюджета — в пределах 0,8—1%, а госдолг — не более 25% ВВП, то затем главный финансовый документ страны считали исходя из номинального ВВП 1576 млрд. грн. (вместо 1687,8 млрд. грн) и запланировав рост на 3,4%. Да и этот результат потребовал от участников бюджетного процесса увеличить предельный дефицит госбюджета до 3,2% ВВП, а объем госдолга — до 30,6%.

В итоге ВР утвердила доходную часть бюджета в размере 361,5 млрд. грн., на расходы и кредитование отвела 411,9 млрд. грн., дефицит определила в 50,4 млрд. грн., предельный объем госдолга — в 483 млрд. грн. и госгарантии — в 50 млрд. грн.

Признание того факта, что рост экономики в нынешнем году замедлился практически в 1,5 раза, тяжело далось представителям партии власти. В процессе подготовки главного финансового документа страны нынешней осенью доходная часть бюджета Украины на 2013 г. похудела на 33,1 млрд. грн., или почти на 10% всех запланированных поступлений. Расходную пришлось урезать на 22,7 млрд. грн. — это более 5% предусмотренных трат.

Неудивительно, что подготовка к принятию бюджета-2013 проходила в режиме особой секретности. Ознакомиться с проектом документа не дали многим представителям регионов и даже «особо приближенным» депутатам. А положенная при этом кампания по приему бюджетных заявок от распорядителей казенных средств из столичных министерств и областных госадминистраций велась кулуарно.

Делалось это для того, чтобы многочисленным просителям не удалось разжалобить бюджетный комитет внесением различных правок и расходная часть бюджета не раздулась до неприличных размеров. И такая политика оказалась соответствующей текущему моменту. Проект, проголосованный Верховной Радой, мало чем отличался от подготовленного Кабмином. Правда, в него все же добавили четыре десятка пунктов общей стоимостью менее полутора миллиарда гривен.

Среди счастливчиков — Госпрограмма развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников, на которую выделят 100 млн. грн. Дорога Киев—Чоп, ремонт которой на 50 млн. грн. проведут за кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития. Хотя сделают это в ущерб дорожным работам в предместьях Киева, ведущимся за деньги, взятые взаймы у другого финучреждения — Европейского инвестиционного банка. В последний момент руководство СБУ настояло на 40 млн. грн. для приобретения жилья своим сотрудникам. Такую же сумму потратят на украинскую версию международного телеканала EuroNews. Себе любимым депутаты на 60 млн. грн. увеличили содержание, в том числе на 36 млн. грн. — оплату труда.

В целом же правки, внесенные ВР в проект Кабмина, показывают, что наиболее настойчивыми в лоббировании собственных корпоративных интересов были представители отечественной Фемиды из регионов — им депутаты увеличили расходы на «осуществление правосудия».

Впрочем, экономными представители бюджетного комитета ВР, принимавшие правки от нуждающихся в деньгах распорядителей казенных средств, были не по своей воле. В сопроводительной записке к бюджету говорится о сомнениях по поводу ключевого макроэкономического показателя — «роста реального ВВП в 2013 г.», который базируется на оптимистическом сценарии (опять игра оптимистов и пессимистов) и является несколько завышенным, исходя из негативных тенденций в экономике Украины.

В условиях низкого внешнего спроса на продукцию нашей промышленности негативная динамика распространилась в последние месяцы не только на отрасли, ориентированные на экспорт, но и на внутренний рынок. Ситуация усложняется необходимостью погашения значительных объемов внешней задолженности. Поэтому, по мнению экспертов, прогнозный уровень роста ВВП в 3,4% требует дополнительного обоснования, которое при подготовке проекта Госбюджета сделано не было. В материалах бюджета не хватает ряда аналитических данных о налогоспособности в регионах и обеспеченности бюджетных учреждений.

Сомнительной также выглядит реалистичность поступлений от приватизации в следующем году — 10,9 млрд. грн., исходя из того, что за 9 месяцев нынешнего Фонд госимущества выполнил задание только на 53%, передав в бюджет 5,3 млрд. грн. И это при том, что ФГИ пустил с молотка крупные объекты энергетики и промышленные предприятия. А вот приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения, показывающая степень готовности инвесторов финансировать долгосрочные проекты, шла из рук вон плохо. В январе—сентябре по этой статье в бюджет поступило всего 0,98 млрд. грн., или 6,3% годового плана.

Возможные проблемы с поступлениями от приватизации, безусловно, увеличат бюджетный разрыв, который в реальности и так превышает прописанные на бумаге 50,4 млрд. грн. Ведь в проекте уже предусмотрено увеличение уставного фонда НАК «Нафтогаз України» на 8 млрд. грн. для покрытия разницы в тарифах для населения за счет выпуска Кабмином облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Еще на 5 млрд. грн. таким же способом хотят профинансировать создание Аграрного фонда. На 1,4 млрд. грн. за счет ОВГЗ увеличат капитал «Укрэксимбанка». И на 300 млн. грн. выпустят облигации для покрытия долгов «Украинского Дунайского пароходства» перед госбанками.

Если принять во внимание недоимку ПФУ перед бюджетом, превышающую 50 млрд. грн., и показатели доходной части, которые эксперты считают явно завышенными, то дефицит госбюджета может составить не 3,2% ВВП, а все 5% или даже больше. А несоответствие деклараций реальному положению дел вряд ли обрадует международных кредиторов, которые и так весьма осторожно финансируют украинские проекты. Но эксперты считают, что даже в этом случае индекс потребительских цен в следующем году вряд ли превысит 4,8%. «Этот уровень инфляции соответствует прогнозным темпам роста ВВП и проводимой консервативной денежно-финансовой политике», — значится в сопроводительной записке к проекту бюджета.

Обеспечить ритмичность поступлений в бюджет в Кабмине хотят довольно нехитрым способом. Проектом главного финансового документа Нацбанк обязали в следующем году ежеквартально перечислять в казну по 4 млрд. грн., по итогам года — 16 млрд. грн. Хотя это и противоречит Закону о Национальном банке Украины, который не обязывает НБУ иметь гарантированную прибыль. Да и та перечисляется в бюджет после внешнего аудита и утверждения годового отчета в определенной пропорции: до того, пока резервы НБУ не достигнут 10% денежно-кредитных обязательств, 50% — в резервы, еще 50% — в госбюджет. Но при необходимости законодателям не составит труда внести в закон о НБУ соответствующие правки.

«Человеческий фактор»

Однако главная особенность бюджета-2013 в том, что ухудшение дел в экономике и оставшиеся позади парламентские выборы уже не вынуждают Кабмин проявлять показную щедрость к простым гражданам. Если раньше социальные стандарты повышались едва ли не ежеквартально, то теперь это собираются делать лишь дважды.

С 1 января прожиточный минимум символически увеличат на 1% — до 1108 грн., а с 1 декабря — еще на 5,9%, до 1176 грн. Минимальная зарплата в два присеста вырастет сначала на 1,1% — до 1147 грн., а к следующей зиме еще на 5,8% — до 1218 грн. Как считают в Партии регионов, это позволит сохранить доходы украинцев на прежнем уровне. Однако, скорее всего, инфляция перекроет разницу от повышения социальных стандартов уже в первом квартале. А ждать новой прибавки придется практически до конца года.

Новую экономическую реальность уже ощутили бюджетники в регионах, которым с октября казначейство стало задерживать выплаты. «Переложить ответственность за это Кабмин попытается на местные власти, заодно решив вопрос с отстранением своевольных мэров отдельных населенных пунктов», — считают в «Ассоциации городов Украины» (АГУ). Хотя АГУ еще осенью прошлого года предупреждала правительство, что в бюджет-2012 заложено на 20% меньше средств, чем надо на выплату зарплат работникам бюджетных организаций.

После принятия главного финансового документа Радой аналитический центр АГУ изучил его показатели, касающиеся местных бюджетов и трансферов, и пришел к выводу, что госбюджет на 2013 г. отличается от нынешнего в худшую сторону еще больше.

Согласно опубликованным АГУ данным, дефицит финансовых ресурсов для бюджетников (образование, медицина, соцзащита, физкультура и спорт и т.д.) увеличится до 30 млрд. грн. (24,7%). Поэтому в последнем квартале будущего года бюджетные организации, скорее всего, останутся без зарплат и денег на оплату коммунальных услуг. В то же время расходы на содержание силовых структур значительно возрастут: Генпрокуратуры — на 29%, СБУ — на 24,6%, Минюста — на 12,8%, МВД — почти на 6%.

Изъятия из бюджетов крупных городов на покрытие дефицита казны увеличатся на 45%, до 1,6 млрд. грн. В частности, Запорожье заплатит 200 млн. грн. (в 2012 г. — 125 млн. грн.), Днепропетровск — 150 млн. грн. (39 млн. грн.), Львов — 91,2 млн. грн. (50 млн. грн.), Луганск — 47 млн. грн. (в 2012-м получал дотацию). Хотя уже сейчас видно, что в этих городах доходная часть бюджета пополняется хуже, чем ожидалось. Киевлянам впервые придется платить в госбюджет половину налога на доходы физических лиц. Из-за этого столица перейдет в разряд дотационных.

По сравнению с действующим в новом бюджете значительно урезаны расходы на содержание Минрегионстроя (на 27,8%), Мининфраструктуры (на 74,7%) и Минэкономики — на 20,8%. Дефицит на финансирование капремонтов домов, в которых создаются объединения совладельцев (ОСМД), реконструкцию общежитий, модернизацию лифтового хозяйства, улучшение качества воды и энергоэффективные проекты составит 12 млрд. грн., подсчитали в АГУ.

На этом фоне Партия регионов ярко продемонстрировала свой местечковый характер. Более половины субвенции местным бюджетам на социально-экономическое развитие досталось Донбассу (36,5% — Донецкой обл. и 16,3% — Луганской), а еще 10,5% зарезервировано для трех районов Житомирской обл., от которых в парламент избирался Владимир Литвин. В то время как Киев получит на развитие 11 млн. грн. (0,8%), Винницкая обл. — 2 млн. грн. (0,2%), а Закарпатская, Николаевская, Полтавская, Тернопольская, Херсонская и Черкасская обл. вообще остались без этих субвенций (см. инфографику)

Неудивительно, что и спустя неделю, как проект бюджета был передан на подпись президенту, он оставался без визы. Виктор Янукович заявил, что подпишет бюджет только после экспертной оценки.