История подделки денег немногим короче собственно их истории. Деньги подделывали всегда — сперва в металле, потом на бумаге. Их продолжают подделывать и сегодня, несмотря на высокий уровень защиты и строгость наказания. Впрочем, жестокость кары раньше была обратно пропорциональна уровню защиты.

Криминальный талант на службе у государства

В середине 1970‑х годов на территории Советского Союза были выявлены имевшие, по заключению экспертов, один источник происхождения фальшивые купюры номиналом по 50 и по 25 рублей. Постепенно по мере обнаружения подделок круг мест, где нужно было искать фальшивомонетчиков, сужался и в итоге превратился в точку под названием Черкесск. Продавцов городских торговых заведений предупредили, чтобы они сообщали в милицию о случаях, когда им предлагали эти купюры, в обиходе достаточно редкие. (Средняя зарплата в СССР составляла тогда немногим более 100 рублей.) Сыщикам повезло — когда продавец на рынке указал им на мужчину, который попросил разменять несколько двадцатипятирублевок, в портфеле у того оказалось 1925 рублей четвертаками.

Почти сразу же Виктор Баранов (так звали мужчину) признался в том, что он и есть тот самый фальшивомонетчик. Мотивом назвал технический азарт. Баранов показал сыщикам свой сарай, в котором стояло самодельное оборудование для изготовления поддельных банкнот, и выдал тетради с записями опытов, которые проводил более десяти лет. Сыщики сначала не поверили самоучке, но он на следственном эксперименте продемонстрировал им весь процесс производства фальшивок.

По закону «изобретателю», которого сразу перевезли в Москву, грозил расстрел. Однако государству было намного выгоднее не расстрелять фальшивомонетчика, а осудить на 12 лет заключения и использовать его опыт для улучшения защиты настоящих купюр. Баранов охотно пошел на сотрудничество, и его технологические изобретения впоследствии применялись при печатании настоящих денег на Гознаке. В 1990 году он был освобожден и продолжал заниматься изобретательством, но уже в других сферах деятельности.

Фальшивки вместо пушек

Виктору Баранову повезло — он занимался своим уголовно наказуемым ремеслом в тот период, когда изготовление денег стало сложным технологическим процессом и ноу-хау фальшивомонетчиков могло быть использовано на благо государства. В средние же века, когда у посягателей на государственную монополию никаких особых секретов не было (технология литья как фальшивых, так и настоящих монет была примитивной), им просто заливали в горло тот раскаленный сплав, который они использовали для изготовления подделок.

Райская жизнь для фальшивомонетчиков началась с появлением на свет дешевых в изготовлении бумажных денег. Когда в конце XVII века в Великобритании выпустили купюры на сумму миллион фунтов стерлингов золотом, уже через несколько лет в стране гуляли фальшивые банкноты общим достоинством в полмиллиона фунтов. Понятно, что ситуацию, когда треть находящихся в обороте бумажных денег были фальшивыми, трудно назвать экономически нормальной.

Кстати, подрыв экономики стран-противников посредством вброса в них фальшивых бумажных денег активно использовался разными государствами во время военных действий. Один из самых известных примеров — приказ Наполеона изготавливать фальшивые деньги своих военных противников, сначала австрийские и прусские, а затем британские и русские банкноты.

Случаев изготовления подделок под патронажем государства было великое множество. Назовем лишь самый, наверное, масштабный из них — нацистскую операцию «Бернхард», в рамках которой в концлагере Заксенхаузен заключенными (по прежней «гражданской» специальности — художниками, граверами и типографами) изготавливались иностранные фальшивые деньги. История стала всемирно известной, так как благодаря стремительному наступлению союзнических войск эти заключенные остались в живых. По ее мотивам в Австрии был снят фильм «Фальшивомонетчики», получивший в 2008 году премию «Оскар» как лучшая лента на иностранном языке.

Все любят доллар

Понятно, что, заботясь о своей национальной безопасности, каждая развитая страна заявляет, что ее деньги защищены от подделки наиболее надежно. На самом же деле популярность той или иной валюты среди изготовителей фальшивых денег определяется не сложностью ее подделки, а степенью распространенности в мире. Соответственно чаще всего подделывают доллары и евро. Остальные дензнаки составляют лишь малую часть мирового рынка фальшивых денег.

Слово «рынок» здесь вполне уместно, поскольку сегодня поддельные деньги, прежде чем попасть в оборот, проходят несколько этапов, постепенно увеличиваясь в сбытовой цене. Так, у самых масштабных в истории «частных» изготовителей фальшивых долларов братьев Дюпонов из Канады цена продаваемых ими оптом купюр составляла 15–20% от номинала, но, проходя через цепочку сбытовиков, поднималась в ее конце уже до 50%. Всего Дюпоны произвели и сбыли (если считать по номиналу, а не по продажной цене) 112 млн. фальшивых долларов, что с учетом инфляции составило бы сегодня около полумиллиарда.

Тут можно было бы, если проводить аналогии с обычным рынком, сравнить себестоимость производства купюр с их продажной ценой и вычислить среднюю прибыль производителя, но такие вычисления будут не вполне корректны. Ведь прибыль в данном случае зависит от возможностей сбыта и, соответственно, от того, на какую сумму проданного «товара» разложатся первоначальные и текущие производственные затраты. А эти величины, в отличие от ситуации с нормальным рынком, непредсказуемы. Так, новички, полагающие, что возможности современной компьютерной техники дают им возможность «рисовать» деньги, неотличимые от настоящих купюр, прокалываются уже при реализации первой пробной партии.

Чаще всего подделывают самые ходовые купюры. В мире это стодолларовые, а в Украине — стогривневые и двухсотгривневые банкноты. В Европе пальму первенства по количеству подделок делят купюры достоинством 20 и 50 евро. В США — двадцатидолларовые купюры, а за пределами страны — естественно, стодолларовые. Если найденные за пределами Европы фальшивые евро составляют лишь один-два процента от общего количества «европодделок», то с долларами ситуация иная, поскольку две трети стодолларовых купюр находятся за пределами США. По официальным данным, в 2012 году в мире было выявлено 90 млн. фальшивых стодолларовых банкнот из 9 млрд. стодолларовых купюр, находящихся в обороте. Казалось бы, всего 1% от общего количества, но, с другой стороны, это 9 млрд. долларов.

И еще одно интересное обстоятельство — в тех же США масса использованных при покупках наличных растет на 7–10% в год. Так что разговоры о том, что в цивилизованных странах перешли к альтернативным системам оплаты, остаются досужими. И, соответственно, проблемы с фальшивыми деньгами — актуальными.