Все задекларированные властью реформы оказались никуда не годными. Возможно потому, что их инициаторы так и не смогли придумать, как на них заработать деньги. В этом плане показателен Налоговый кодекс. Протащив его через парламент, несмотря на яростное сопротивление малых и средних предпринимателей и массовые протесты, авторы фискальной реформы не уставали твердить, что совершили прорыв. Что не пройдет и пары месяцев, как люди оценят и одобрят их детище. Однако прошло полгода, очереди в Налоговых администрациях только увеличились, рейды на рынках стали привычными, а бизнесмены по-прежнему массово закрывают предприятия.
При этом власть до сих пор не знает, что делать с упрощенцами. Этот вопрос должны были решить еще в апреле, однако дело затянулось. Сейчас инициаторы нового проекта по единому налогу сами признают: уж больно несовершенен и сам кодекс, и грядущие изменения к нему. Так, глава профильного парламентского комитета Виталий Хомутынник заявил «Комментариям», что «законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, касающихся упрощенной системы, может привести к нарушению динамики поступлений в бюджет». Дескать, многие предприниматели захотят перерегистрироваться на новую упрощенную систему, и поступления в бюджет существенно уменьшатся.
Судя по всему, сейчас во властных кабинетах судорожно думают, как бы вернуться к старой налоговой системе. Не потому, что люди этого требуют, а потому что крупному капиталу старые схемы были более выгодны.
Видимо, неудача с Налоговым кодексом заставила власть дать задний ход и в пенсионной реформе. Вопрос, который вызывает негативную реакцию у 90% населения, трудно протащить даже через такую послушную Верховную Раду. И хотя социальный вице-премьер Сергей Тигипко заявил, что уже на следующей неделе готов представить новый проект пенсионной реформы, это не означает, что парламент его примет.
Такая же судьба, скорее всего, ждет Трудовой и Жилищный кодексы, если до их принятия вообще дойдет дело. Потому, что горе-реформаторы поняли: заработать в результате этих реформ им и их содержащим «денежным мешкам», вряд ли удастся. Больно уж запущена в стране жилищно-коммунальная сфера, на которой, как долгоносики на свекле, паразитируют десятки олигархов. Зачем им реформа, если она поменяет выгодные для них правила игры.
Правда, осталась еще одна реформа, на которой точно можно хорошо нагреться – земельная. Снятие моратория на продажу земли принесет баснословные дивиденды тем, кто сумеет правильно этим воспользоваться. Но можно ли это будет назвать реформой, а не обычным дерибаном, будет видно уже очень скоро.
Остальные же реформы – никому, по сути, не нужны. Олигархам не нужны, потому что ломают выстроенную ими систему получения теневых сверхприбылей. Власти не нужны тем паче, потому что вызывают серьезное неприятие у большинства населения. Учитывая, что рейтинг правящей партии и самого Виктора Януковича неуклонно снижается, отказ от непопулярных реформ выглядит самым логичным вариантом в дальнейшей социальной и экономической политике правительства. Так сказать, отложенные риски, ведь до парламентских выборов осталось всего ничего…
Что ж, наблюдая за игрищами нынешних власть предержащих, герой Савелия Крамарова точно сказал бы: «Кина не будет. Реформаторство – кончилось».