Осенью в парламенте запланировано принятие нескольких важных реформ, одна из которых – реформа здравоохранения, которую премьер-министр Владимир Гройсман назвал одной из приоритетных. Однако запланированные преобразования – вовсе не реформа, а ее имитация, считает глава Ассоциации психиатров, правозащитник Семен Глузман. Свое мнение о том, с чем действительно столкнутся граждане Украины в случае принятия Верховной Радой предлагаемых Минздравом законов, он высказал «Апострофу».
Это никакая не реформа, и это понимают почти все нормальные люди в этой стране и зарубежные эксперты. Это – имитация реформы. Это политическое решение, не социально-экономическое, как должно быть, а именно политическое – для того, чтобы угодить западным донорам. Но, на самом деле, это – попытка (я говорю «попытка», потому что все-таки верю, что остался какой-то шанс, что сессионный зал не проголосует [за эту реформу], хотя понимаю, что депутатов за это время могли уговорить, напугать или купить, как обычно у нас бывает), если это будет принято в том виде, в котором предполагается, лишить многих граждан Украины возможности серьезно лечиться, потому что далеко не у всех есть возможность платить.
Да, говорятся красивые слова, что часть [средств на лечение] будет оплачивать государство, часть – граждане, что, на самом деле, демагогия. Граждане смогут пойти бесплатно к участковому врачу, который сейчас будет называться семейным (хотя он таковым не является, подготовка семейных врачей всерьез в стране отсутствует) – и это все, что они смогут. Все остальное будет платно и дорого. Ну, и все разговоры о бесплатных лекарствах или медикаментах за полцены тоже бессмысленны, мы уже видим, что этого нет и быть не может.
Если депутаты проголосуют за эту реформу, это будет плохо для населения. Я понимаю, что с той же пенсионной реформой легче понять ситуацию, там все очевидно: в стране нет денег и, хотите не хотите, но проблему надо решать. С медицинской реформой все гораздо сложнее, потому что деньги есть. Экономисты, которые работают в этом направлении, знают, что у нас, как ни странно, во многих медицинских сферах избыточное финансирование, просто об этом не говорят.
Мы, врачи, как-то выдержим эту реформу, а остальному населению придется смиряться. Во врачебной сфере отношение к реформе разное. Те люди, которые коррумпированы, воспринимают [и. о. министра здравоохранения] Ульяну Супрун очень негативно, и протест таких людей, как я, к сожалению, помогает им, потому что они приспособились. Но это не означает, что я ратую за них.
А то, что существует коррупция в медицине на всех уровнях – и на верхнем, и на нижнем – знают все. Она существовала еще при Советском Союзе, а, кроме того, если зарплата врача такая, как сейчас, то либо он уйдет, либо будет брать деньги или подарки.
Основная цель реформы – на время утихомирить страсти, обмануть псевдобесплатной медициной, но главное желание – это минимизировать траты на медицину, но не путем повышения эффективности, а за счет населения.
Хотя надо было начинать не с идиотских для нашей системы фантазий про парамедиков, а с изменения системы образования, но это делать не хотят и боятся. И в итоге мы имеем врачей-неучей, которые остаются в системе, потому что сразу берут помногу, в то время как профессионалы попросту уезжают в другие страны.
А украинский народ, к сожалению, с этим всем ничего не может поделать: он готов выходить на уличные протесты, но не готов контролировать конкретных политиков.