Сокращение товарооборота в отечественном ретейле проходит ударными темпами. Если в первом квартале этого года он ежемесячно уменьшался в среднем на 20%, то в последние месяцы снижение ускорилось. По информации Госстата, в январе­мае 2015 года оборот розничной торговли сокра­тился на четверть — до 385,2 миллиарда гривен.

Учитывая, что цены на большинство товаров за год резко выросли, реальное количество проданных наименований стало намного меньше, а проблем с продажами прибавилось (хотя бы из­за постоянных переписываний ценников, перезаключений договоров с поставщиками и т.п.).

Разумеется, натиск обстоятельств выдерживают далеко не все: и первые жертвы провала в рознице уже обозначились.

Разрешите поглотить

После затяжного застоя в ретейле активизировались сделки M&A. Владелец молочной компании «Милкиленд» Анатолий Юркевич сообщил о продаже части своего розничного бизнеса — гипермаркетов «Країна», на месте которых в Киеве и Харькове должна открыться сеть «Караван» Сергея Хрипкова и Андрея Гордиенко. Также ведутся переговоры о продаже подконтрольных Юркевичу супермаркетов «Край».

Сеть «Амстор» стала объектом продажи из­за корпоративного конфликта между акционерами. Так и не сумев договориться со Smart Holding Вадима Новинского (70% акций), братья Вагоровские предпочли банально заблокировать работу бизнеса в Украине, накопив 300–350 млн. грн. долгов перед поставщиками и порядка $160 млн. — перед банками. В итоге Smart Holding тоже решил распрощаться с розничным бизнесом. Скорее всего, в ближайшее время «Амстор» поменяет вывеску на «Сільпо», входящую в Fozzy Group Владимира Костельмана. Одесские предприниматели успешно подбирают активы своих коллег. В частности, магазины «Сільпо» открываются на месте бывших торговых точек «Фуршет­Гурман» (от своих премиум­магазинов решил отказаться Игорь Баленко).

Бывший топ­менеджер сетей Varus и «Брусничка» Максим Величко ласково называет нынешнюю конкуренцию среди отечественных сетевиков «трупоедством». «Украинские предприниматели утратили азарт к развитию. Собственники компаний, оказавшиеся умнее и сумевшие не нахватать кредитов, сейчас просто сидят и ждут, пока другие конкуренты вымрут», — объясняет он.

Впрочем, в нынешней ситуации нельзя сказать, что одна сеть соревнуется с другой, и ретейлерам все чаще приходится искать новые способы привлечения покупателей. «Все конкурируют со всеми. Например, зайдя в торговый центр, можно купить себе джинсы или пойти в суши-­бар. Появилась такая категория потребителей, которые в принципе хотят что­то купить», — отмечает основатель компании по разработке форматов точек продаж IDNT Николай Чумак.

Крупные супермаркеты эту тенденцию уже уловили. Кроме сети Novus, которая первой в Украине начала профессионально оборудовать кафе в своих магазинах, развитием формата «ресторан и супермаркет в одном флаконе» с недавних пор занялась «Сільпо». Причем новый «супермаркет — фуд­корт» открыт внутри сети строительно­хозяйственных гипермаркетов «Эпицентр К».

Окажется ли востребованной эта новинка с форматом? По словам Чумака, сейчас любой ретейл является мультиканальным по умолчанию. Проблема в том, что отделы внутри розничных компаний работают обособленно, конкурируют друг с другом.

Магазин самообслуживания

Сегодня ретейлеры проводят количественную и качественную ротацию ассортимента: сокращая количество позиций, представленных на полках, и концентрируя внимание на экономической составляющей реализуемых товаров. И сейчас выгоднее всего расширять ассортимент за счет private label (СМТ — собственная торговая марка).

Тем более что согласно данным международного исследования Nielsen примерно треть отечественных потребителей сегодня не готовы переплачивать за бренды. По мнению независимого ретейл­эксперта Николая Колесниченко, бренды зажаты в тиски между скептицизмом потребителей и силой собственных торговых марок и вынуждены оказывать сопротивление тренду «марочной нелояльности», усиленно набирающему обороты.

«Самая большая доля СТМ в крупах — там, где брендозависимость очень низкая. К примеру, по муке и сахару данный показатель достигает до 90% в обороте. Значительную долю СТМ занимает в кондитерской группе и плодово­овощных консервах, рыбной консервации, солениях и сухофруктах», — говорит исполнительный директор Varus Наталия Азюковская.

Собственное производство вообще настоящий клондайк для торговых сетей. Как отмечает начальник отдела производства Varus Михаил Грудницкий, несмотря на то что потребительские вкусы сместились к более экономным позициям, продажи продукции в кулинарном и мясном отделах в этом году увеличились на 30%. Судя по еще более впечатляющим результатам другой торговой сети, эта ниша в розничном private label действительно активно подрастает. В частности, директор производства сети «Брусничка» Светлана Кравченко утверждает, что продажи собственной выпечки и хлебобулочных изделий в 2015 году увеличились на 80%, объем продаж кулинарии продемонстрировал прирост на 45%.

По словам гендиректора сети Novus Игоря Ланды, кулинария показывает прирост преимущественно благодаря скидкам на данную продукцию в вечернее время. «Отказываясь от приобретения набора продуктов для готовки в пользу готовых блюд, люди таким образом экономят деньги и время. Покупают меньшими порциями, но уже готовое», — объясняет он.

Как отмечает консультант по вопросам построения каналов сбыта, стратегии и тактики продаж Consulting Group Юрий Григорьев, масштабная политика экспансии собственных торговых марок сетевыми ретейлерами чревата убийством брендов. «В обозримой перспективе для отечественных потребителей это может обернуться диктатом цен со стороны торговых сетей. Минимизация затрат на производство и обслуживание каналов сбыта (с учетом выплаты бонусов торговым сетям) позволяет экономить от 30 до 70% в себестоимости товаров под private label. Но поделиться этой выгодой с потребителем сетевики не хотят», — утверждает эксперт.