НачальствоКаких только курьезов не случается первого апреля. «А у Вас вся спина белая» – банальность, случается и чего полюбопытнее. Например, вчерашняя пресс-конференция руководителей метрополитена. На первый взгляд тема не очень подходила для дня дурака, поскольку рассказывалось о судьбе Харьковского метрополитена, да еще и с таким трагическим надрывом…

О своей нелегкой судьбе журналистам рассказывали заместители начальника метрополитена Сергея Мусеева, начальники отделов. Само действо было посвящено отстранению Мусеева от должности. Днем раньше приказом министра был назначен новый начальник, прежде работавший в концерне «АВЭК» Геннадий Броншпак. Неделей раньше аналогичную пресс-конференцию давал сам Сергей Зиятович, рассказывая заодно о причинах остановки движения поездов по Салтовской линии. Но теперь говорить не мог. Накануне приказа об увольнении у него развилось острое номенклатурное заболевание. Но если послушать, что рассказывал он и его свита, можно сделать немало интересных выводов.

Так, неделю назад Мусеев рассказывал, что до метрополитена работал генеральным директором концерна «АВЭК». И что при строительстве Барабашовского базара они с тогдашним президентом концерна Александром Фельдманом бродили по колено в грязи и друг другу твердили, что нельзя к метро относиться неуважительно. Но базар строился более 10 лет назад и с тех пор Мусеев успел потрудиться и в супермаркете «КЭВА», и в собственной фирме «Фронт», учредителем которой он является по сей день. Почему бывший директор базара пошел работать в метрополитен – загадка. Тем более, непонятно, с чего бы банальный барыга оказался начальником метро, не имея ни навыков, ни опыта, ни специального образования. Зато, надо понимать, концерн «АВЭК» срочно зауважал… нет, не метро – своего человека, начальствующего там. Всего полтора года назад Мусеев и Фельдман чуть ли не лобызали друг друга на людях. Последний даже обещал материальную помощь, дабы проезд в метро не дорожал как можно дольше. А метрополитен отдавал концерну за бесценок здания, которые скромно именовал строительными времянками. Например, свое здание, что возле станции метро «Имени академика Барабашова» – симпатичная такая времяночка неслабой площади, с залами, кабинетами и даже сауной.

Но все руководители новоиспеченного начальника метро оказались в стане регионалов: мэр с горсеком, да министр Рудьковский. А тут как раз Мусеев узрел возможность сделать на метро личный бизнес. Переметнулся, от своего патрона отрекся, зато получил полную коммерческую свободу. И начались грандиозные поборы с предпринимателей, торгующих в переходах. А там и на рекламе кой-чего перепадало. Не зря же в день дурака начальник рекламного отдела Марина Артеменко, отвечая на вопрос о том, почему на сайте метро нет расценок за аренду рекламных площадей и их количества, сказала, мол, такому – не бывать… И что ж мешает сделать бизнес прозрачным?

Кстати, на пресс-конференции предыдущей главный инженер Валерий Филиппович говорил, что авария, которая случилась 25 марта, вовсе и не авария. И что таких ситуаций в истории Харьковского метро было полтора десятка. И это, оказывается, первый раз, когда движение поездов было остановлено. А о том, является ли причиной ЧП наличие Барабашовского базара, сказал, что сие еще неясно, никто не разбирался. Его тут же поправил начальник, переведя тему на политику. И если все так и понимать, как говорил Мусеев, то теперь метро будет частенько останавливаться по… политическим мотивам. И по коммерческим интересам – добавляю от себя. А в подтверждение сего вспоминаю, что на вопрос об обращениях в официальные инстанции по поводу базара, который гробит подземку, Сергей Зиятович что-то бормотал о письме трудового коллектива в адрес премьера, президента, Верховного Совета и всякое такое прочее. В общем, рассказал, как он трудится стукачком-общественником. А спрашивали о заявлениях в прокуратуру, милицию, суды. И не от имени «возмущенной общественности», а от руководимого им предприятия.

За «коммерческую» свободу Мусееву нынче приходится платить – участием в войне нашего секретаря горсовета Гепы с хозяином базара Фельдманом. Вот и обклеено нынче метро плакатами с требованием недопущения барабашоватизации. Неплохо бы туда добавить пару слов о гепатизации, но Мусеев свой выбор сделал. Тем более что теперь весь спор переместился в плоскость приватизационную. Если метрополитен уйдет в коммунальную собственность – срочно станет убыточным и обретет нового владельца в лице Гепы. Это при существующем положении тел в креслах. А с другой стороны – зря, что ли все семейство Мусеевых состоит в кусочках ПР – партии «Новая демократия» общественной организации «Вместе – вперед!»?

Небезынтересно было узнать, что новейший начальник метро Геннадий Броншпак привел за собой табун крепких парней в спортивных костюмах, которых именует своими помошниками. Главного бухгалтера уволил в момент, даже не позаботился о передаче дел. Первого зама Мусеева Сергея Почепецкого тоже вышвырнул, инженерные кадры пока оставил. Зато, по словам начальника рекламного отдела, предложил ей сотрудничество в деле разделения доходов от рекламы на два потока – для метро и еще куда-то. В общем, от перемены тела в кресле бардак, надо понимать, не изменился. И увенчается болезнь Мусеева триумфальным возвращением, нет ли – неважно. Пока подземкой командуют базарники, барыги, хорошо оно работать не будет. Будет новые веяния в политической конъюнктуре, новые идеи выколачивания денег и заложниками постоянно будут оказываться пассажиры.

Конечно, пресс-конференция о бардаке в метрополитене, проведенная в день дурака – событие знаковое, говорит само за себя. Но писать об этом в тот же день как-то рука не поднимается. В метро же не только дураки ездят.