Шестого сентября Верховная Рада приняла рядзаконопроектов на разных стадиях рассмотрения, которые касаются прав человека: о противодействии дискриминации, усовершенствованиидеятельности органов прокуратуры, биометрических документах, изменения в закон о защите персональных данных и прочие. Все они, как нас уверяют, направлены наудовлетворение требований Европейского Союза или Совета Европы.
Однако на самом деле они или удовлетворяют эти требования частично, или не улучшают положения с правами человека, или же, наоборот, грубо нарушают их. Так, законопроект №10492 " О Едином государственном демографическом реестре", принятый в первом чтении, грубо нарушает право на приватность. Попробуем это доказать.
Единыйуниверсальный код личности
Личный идентификационный номер был внедрен в 1997 году для учета налогов. Но постепенно его начали использовать во всех сферах. Он определяет паспортные данные, используется для пенсионных дел, является ключом доступа к реестрам владельцев транспортных средств, наличия судимости и ряд других реестров, без него невозможно открыть счет в банке, удостоверить у нотариуса любые документы. Приватизационные бумаги, акции, кредиты, страхование, приобретение имущества – все это прямо связано с этим номером. Его даже вписали в загранпаспорт, с какой целью – непонятно. СБУ должна бы сказать, что это диверсия, потому что заграничные спецслужбы получили возможность собирать идентификационные налоговые номера украинцев.
За 15 лет налоговый номер явочным порядком превратился в универсальный код личности во всех государственных и негосударственных реестрах.
Узакониваниесбора персональных данных
В июне 2009 года Кабмин принял Концепцию развития Государственной информационной системы регистрационного учета физических лиц и их документирование. По Концепции процессы паспортизации и регистрации объединяются, чего нет ни в одной европейской стране, а информация в системе «используется для принятия решений относительно демографической и социальной политики государства, выполнение задач со снижения уровня преступности, повышение уровня безопасности граждан и государства в целом».
Законопроект №10492 призван закрепить на уровне закона накопление и хранение персональных данных по единому универсальному коду личности и выдачу биометрических документов, которые удостоверяют личность. И хорошо, если бы это был только загранпаспорт: для скорейшего прохождения визовых границ по требованиям Международной организации гражданской авиации паспорта должны считываться машиной. Но кроме загранпаспорта законопроект вводит еще 13 биометрических документов, часть которых предназначена для использования внутри страны, такие, как внутренний паспорт, удостоверение водителя. Но где у нас есть машины, которые могут считывать информацию? Только у пограничников. А кто подсчитал, потянет ли бюджет неимущей страны такие дорогие технологии производства биометрических документов? Сколько будет стоить украинцам периодическое их получение (так, по законопроекту срок действия внутреннего паспорта – 10 лет)? Вопрос без ответов.
За созданием единого реестра запрятано слияние всех персональных данных жителей страны из разных баз данных, в том числе ведомственных, в единый банк данных, и теперь уже на целиком законных основаниях. Человек и знать не будет о том, что информация о ее жизни собрана вместе на неопределенный период с неизвестной целью. Такие действия государства грубо нарушают статью 32 Конституции, международные соглашения и закон о защите персональных данных. Не говорю уже о плохой защите этих данных: до сих пор можно приобрести без особых проблем диски со свежими версиями базы данных идентификационных налоговых номеров.
После принятия законопроекта и полномасштабного осуществления указанной Концепции жизнь украинцев под бдительным надзором государства может довольно легко превратиться на ад, как в воображаемом диалоге ниже.
Заказпиццы (конец 2017 года)
Металлический голос электронного оператора: «Благодарим за звонок к нашей службе заказа пиццы по телефону».
- Привет, я хочу сделать срочный заказ.
- Продиктуйте, пожалуйста, ваш личный идентификационный номер.
- 6109049968.
- Благодарю, господин Михаил Михайлович Петренко. Вы живете в Киеве на улице Московской, дом 15, квартира 15, а работаете в компании " Воля-Кабель" по адресу улица Радужная, 27. Дома у вас номер телефона 1111111, на работе – 2222222, а номер мобильного – 3333333333. Вы позвонили с домашнего телефона, поэтому хотите заказать пиццу домой?
- Да, я сейчас дома. А откуда вы знаете все эти телефонные номера?
- Мы подключены к Государственной информационной системе.
- Хорошо, есть у вас мясная пицца с грибами?
- Нам кажется, вам она не подойдет.
- Почему?
- По данным Министерства здравоохранения, у вас высокое кровяное давление и повышенный уровень холестерина в крови.
- Хорошо, а что мне можно?
- Мы уверены, что вам понравится соево-йогуртная пицца.
- С чего бы это вдруг?
- На прошлой неделе вы заказали в интернет-магазине книгу рецептов соевой диеты, а в прошлом месяце купили йогуртницу.
- Хорошо, и сколько стоит эта пицца?
- Вы сейчас дома вместе с женой и двумя детьми, поэтому нужно заказать две больших пиццы, которые будут стоить 200 гривен.
- Да, плачу по кредитке, запишите номер.
- По информации от вашего банка у вас перерасход счета, поэтому нужно заплатить наличными.
- Хорошо, что успел снять немного денег в банкомате.
- По сведениям из банкомата и данными о ваших предыдущих покупках, вы не сможете оплатить доставку пиццы на дом, но вы можете сами забрать свой заказ.
- Хорошо, продиктуйте адрес, и я подъеду на машине через полчаса.
- Лучше воспользоваться велосипедом, ведь вы не продлили полис обязательного страхования, поэтому не имеете права водить свой автомобиль.
- …! Совсем забыл.
– Вам нужно следить за своим языком, ведь еще не закончился срок административного взыскания за нецензурную брань в метро, зафиксированную системой слежения.
Клиент сопит в телефонную трубку.
- Прекрасно, ваш заказ принят и будет готов через полчаса. Что-нибудь еще?
- Ничего, но ваша реклама обещала к каждой пиццы бесплатную бутылку Пепси.
- Сожалеем, но инструкция Пенсионного фонда запрещает предоставление этого напитка людям, предрасположенным к диабету, как вы...
А как уних?
Использование многоцелевых идентификационных номеров значительно упрощает выполнение государственных функций, самые номера есть выгодным и экономным средством повышения эффективности государственного управления. Поэтому их вводили в 80-е года прошлого столетия во многих странах мира. Однако люди осознавали, что это приведет к значительному усилению влияния государства на частную жизнь.
Гражданское общество в большинстве стран добилось ограничения этих проектов и принятия законов о защите данных. Так, известны решения Конституционного суда Германии о том, что введение личного идентификационного номера может создать угрозу для человеческого достоинства. Конституционный суд Венгрии признал внедрение единого идентификационного номера человека нарушением права на приватность, и единый номер был упразднен. Статья 35 Конституции Португалии объединяет запрет обмена информацией между базами данных с запретом присвоения жителям страны единого идентификатора. В Австралии проект присвоения идентификационного номера каждому владельцу личной карточки был снят, а применение налоговых номеров значительно ограниченно. В Новой Зеландии отказались от внедрения единого номера после массовых протестов населения по религиозным мотивам. Когда в Канаде номер социального страхования SIN стал наиболее употребляемым личным идентификационным номером, федеральное правительство заявило, что будет противодействовать его превращению в универсальный идентификационный номер. С 1988 года любое новое использование SIN стало возможным лишь при согласии парламента. По обыкновению ссылаются на широкое использование аналогичного номера в США, но на самом деле в США существует 16 разновидностей идентификационных номеров, и законом запрещено ведомствам обмениваться между собой собранной информацией без согласия лица. Примеры можно приводить еще и еще.
По моему мнению, необходимо ограничить введение биометрических документов только загранпаспортом и привести законопроект №10492 в соответствие с Конституцией и законом о защите персональных данных: четко определить цель создания демографического реестра, цель обработки персональных данных, основание для внесения данных в реестр, объем информации, которая вносится, объем биометрической информации, при этом исключить внесение оцифрованной подписи.