Давайте вместе попросим фонд «Украина 3000» отдать деньги, перечисленные на строительство Детской больницы будущего, на пересадку костного мозга украинским детям за границей. Ниже на фотографии вы можете увидеть знаменитую Детскую больницу будущего (ДББ, она же – Всеукраинский центр охраны матери и ребенка).
Напомним, в 2006-м на больницу было собрано 242 млн. грн (по тем временам - около $48 млн). Только звонками и sms граждане перечислили на строительство 2,4 млн грн. Сбором средств занимался фонд «Украина 3000», руководила процессом лично жена президента Катерина Ющенко, которая обещала, что в 2009-м больница будет принимать пациентов. В 2009-м журналисты начали интересоваться у руководства фонда «Украина 3000» о том, где больница. Андрей Мирошниченко, который тогда возглавлял наблюдательный совет фонда, объяснял, что прогноз по строительству был легкомысленно оптимистичен, что особенности архитектурного решения и выделенного участка не позволили справиться вовремя. К тому же участок пришлось дважды переносить – мол, бюрократия не щадит даже такие проекты, а Катерина Ющенко не могла использовать свое общественное и политическое положение для того, чтобы обойти административные преграды.
С тех пор с датами в фонде «Украина 3000» были осторожны. Прошло 2,5 года. Стройка стоит. Журналисты снова обратились к Катерине Ющенко с вопросом, где Детская больница будущего. На официальном сайте больницы вы можете найти июльское интервью, в котором госпожа Ющенко объясняет, что вопросы о больнице ей адресовать нельзя, потому что проект… государственный. И виновато в том, что до сих пор больницы нет, исключительно государство, которое не желает ее строить. Таким изящным образом глава фонда «Украина 3000» снимает с себя всю ответственность за строительство, и наконец-то прямо заявляет – выполнить обещания и построить больницу она не в состоянии.
Супруга экс-президента жалуется на то, что у государства есть деньги на проведение Евро-2012, но нет денег на строительство ДББ. А где же собранные средства? Оставшиеся от разработки документации и строительства (строительства вот того, что вы видели на фотографии) 72 млн. грн якобы лежат в Укрэксимбанке.
Ранее в СМИ активно обсуждался вопрос, а есть ли деньги, собранные в 2006-ом году. Источники в СБУ и Минздраве уверяют, что деньги эти были потрачены практически сразу и не на строительство. Сегодня у Катерины Ющенко есть отличная возможность заставить замолчать всех злопыхателей – передать оставшиеся 72 миллиона на что-то полезное. Возможно, общество даже простит по такому случаю потраченные впустую 170 миллионов. Это тем более оправдано после заявления о том, что построить больницу без помощи государства невозможно. Государство же сейчас занято другими мегапрожектами, о которых мы еще поговорим ниже. От благотворителей денег ждать тоже не приходится – никто не даст деньги на проект, по которому давно пропущены все сроки, и который фактически не продвинулся за 5 лет. В 2006-ом было подсчитано, что строительство ДББ обойдется в 600 млн. За 5 лет эта сумма, очевидно, возросла. Детской больницы будущего не будет, как бы ни печально было это осознавать.
Теперь о том, куда можно было бы перенаправить средства. Вариантов есть множество, и если госпожа Ющенко согласится на то, чтобы деньги пошли не в ту же строительную яму, необходимо будет организовать общественное обсуждение этой темы. Логично, если собранные деньги пойдут тяжело больным детям, как и планировалось изначально. Уже существующей детской больнице «Охматдет», в которой осуществляют трансплантацию костного мозга (ТКМ) от родственных доноров, не хватает средств на оборудование.
Нужны рентген-аппараты и аппараты МРТ. Нужны лаборатории для гистологических анализов тканей и для анализов костного мозга. Можно обеспечить больных "долгоиграющими" расходниками - шунтами, например, или эндопротезами (они дешевле, чем ТКМ, но детям их надо менять по мере роста). Есть актуальный список того, что нужно центру ТКМ. Можно оснастить в онкоотделениях игровые комнаты с гипоаллергенными материалами и оборудованием для дезинфекции.
А, возможно, стоит передать средства родителям детей, которые нуждаются в пересадке костного мозга от неродственных доноров - такие операции делаются только за границей и они, конечно же, очень дорогие. Как и послеоперационное лечение… За 72 миллиона можно было бы спасти сотни детских жизней. Что же касается «Охматдета», то деньги на оборудование лабораторий сейчас самое время требовать от государства – ведь там затевается большое строительство.
Как уже было написано, в сентябре в больнице «Охматдет» снесут четыре корпуса. На их месте начнут строить восьмиэтажное здание, где должен будет разместиться, среди прочих, детский центр онкогематологии и трансплантации костного мозга. Как сообщил заместитель директора ГП «Инфраструктурные проекты» Руслан Коваль, на строительство уже выделено 230 млн.грн из госбюджета по статье Евро-2012. Предусмотрено, что в будущем году на стройку выделят еще 405 млн. грн. Будет логично, если при строительстве нового помещения для центра онкогематологии и трансплантации костного мозга будут сразу же построены и оборудованы все необходимые лаборатории.
Теоретически возможно было бы собранные фондом "Украина 3000" средства доложить на строительство нового корпуса «Охматдета». Но есть несколько "но".
Проект строительства еще не утвержден, и четыре корпуса «Охматдета» снесут раньше, чем он будет утвержден. Разрабатывает проект «Укрбудпроект», самое известное детище которого – 18-этажный небоскреб на улице Институтской для Нацбанка – было забраковано Архитектурно-градостроительным советом. Также «Укрбудпроект» в 2009-ом году выиграл тендер «на разработку проекта приемного отделения многопрофильной больницы и введения его для соответствующих больниц в городах проведения матчей чемпионата Европы 2012 года по футболу». Вообще связь стройки в «Охматдете» с Евро-2012 все время просматривается. И деньги перебрасываются на больницу с Евро, и проектант к Евро имеет отношение, и слухи (ничем не подтвержденные) по Киеву ходят, что строить на месте корпусов «Охматдета» будут отель для гостей Евро.
Генеральный подрядчик проекту достался еще более странный. Строить новый корпус «Охматдета» и полностью оснащать его будет ООО «Укрпрофмед», которое занимается торговлей фармпрепаратами. В свое время «Укрпрофмедом» руководила известная фарм-бизнесвумен Елена Бех, дочь генерал-полковника милиции Валентина Недригайло. Сейчас глава ООО – ее соратница Ирина Коваль. Обе дамы хорошо известны в тем, кто интересуется государственными закупками фармпрепаратов. Но не как строители медицинских зданий. Кстати, изначально тендер на строительство выиграла другая компания, но результаты конкурса отменили.
Хотелось бы ошибиться, но в свете всего вышесказанного стройка на территории «Охматдета» имеет все шансы стать второй ДББ. К слову, от руководителей проекта звучало обещание построить больницу будущего…
Вообще способность нынешней власти пускать медицинские мыльные пузыри вполне сравнима с успехами в этой области прошлой власти. К примеру, в октябре прошлого года премьер-министр Николай Азаров с помпой открыл Центр ядерной медицины. До него над созданием центра «работала» молодая команда Леонида Черновецкого – еще в 2007-ом году они закупили дорогостоящее и очень нужное Украине оборудование, но вместо того, чтобы построить центр, оставили это оборудование торчать под навесом на территории Киевской онкологической больницы. В том числе и единственный в Украине ПЭТ-сканер, который позволяет выявлять онкозаболевания на ранних стадиях. Центр достроила новая власть – вот только гарантийные сроки оборудования уже истекли, да и денег на его наладку и работу не было. Это не помешало Николаю Яновичу торжественно заявить, что все оборудование, в том числе ПЭТ-сканер, работает. Хотя на тот момент в Центре не работало вообще ничего – и это очень быстро выяснили пациенты, которым лечение в Центре ядерной медицины было жизненно необходимо. Последний раз мы звонили в Центр в прошлый понедельник – ПЭТ-сканер все еще не работал. Специалисты говорят, что он не заработает никогда. И что Азаров знал об этом с самого начала.