Вся деятельность нынешней власти проходит под лозунгами реформ, но если год назад обещали «покращення життя вже сьогодні», то теперь речи министров все больше о непопулярных мерах и результатах, которые дадут позитив лет через несколько. Хотя некоторые видны уже сегодня (результаты, а не позитивы).
Для того чтобы увидеть, что сделано «для людей» в сфере жилищно-коммунального хозяйства (а она касается всех без исключения, поскольку даже в самых глухих селах есть газ хотя бы в баллонах и электричество), обратимся к соответствующим положениям Программы экономических реформ на 2010—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», провозглашенным в прошлом году президентом Виктором Януковичем.
Что было обещано для ЖКХ
В программе были четко намечены необходимые шаги, этапы реформы и индикаторы успеха. Сразу скажу, что эти три раздела не согласуются и не накладываются один на другой. Шаги не полностью вкладываются в этапы и далеко не все фиксируются индикаторами.
Так, на первом этапе, до конца 2010-го, должны были: 1) разработать методику регулирования тарифов; 2) начать их планомерное приведение к экономически обоснованному уровню; 3) разработать и принять закон о независимом регуляторе на рынке ЖК услуг. Что из этого сделано?
Закон приняли. Правда, непонятно, как будет обеспечена независимость нового органа-регулятора от волюнтаристского влияния Кабинета министров и администрации президента, но главное, сам регулятор — Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг (НКРРКУ) — так и не был создан. Его функции сейчас выполняет Нацкомиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ), точнее, небольшое управление этой комиссии в составе 19 специалистов. Именно они проверяли информацию и готовили решения НКРЭ по 52 водоканалам, 160 теплокоммунэнерго и т.д. Вопрос — в состоянии ли они провести полный и детальный анализ каждой статьи расхода коммунальных предприятий страны? Выезжали ли они на места, смотрели состояние котлов и насосов, оценивали их КПД, замеряли потери в сетях, привлекали независимых оценщиков и экспертов? Не уверен, скорее, думаю, наоборот — все свелось к вычитыванию бумаг за столами.
Да и что они, собственно, могли проверять? Валовые затраты предприятий, независимо от того, идут они непосредственно на производство услуг или нет? Ведь предложенная в Программе реформ методика регулирования тарифов — алгоритм расчета или, если совсем просто, формула тарифа — так и не разработана. Министры от ЖКХ не впервые поставили телегу впереди лошади, точнее, телегу сколотили, а тягу к ней не приставили.
Теперь 19 сотрудников НКРЭ и толкают вручную «тарифную телегу» к «экономически обоснованному» уровню, хотя что это такое — в Украине не скажет никто.
Как видим, власть начала с самого простого — повышения тарифов, неизвестно из чего состоящих (сие есть коммерческая тайна коммунальных предприятий) и неизвестно до какого уровня (экономическое обоснование которого никем не сделано и не зафиксировано в виде закона или постановления КМ Украины).
Что получили на выходе в 2010-м
Обобщение данных из постановлений НКРЭ № 34—73 от 20 января и №91—98 от 27 января с.г. по тарифам на водоснабжение и водоотвод для водоканалов страны приведены на рис. 1 и 2. Нет сомнений, что арифметические калькуляции экономисты предприятий выполнили правильно. Но умом эти тарифы не понять, в них можно только, по Тютчеву, — верить. Почему, например, стоимость подачи воды (где 50% — стоимость электроэнергии) отличается в 2—3—4 раза, а для Армянска и Бердянска — в 12 раз!? (рис. 1). Почему в Луганске и Желтых Водах стоимость кубометра стоков — около 5 грн., а в Харькове и Виннице — всего 1 грн.? В Симферополе, Мариуполе и Алчевске — вообще меньше гривни (рис. 2). Невольно закрадывается подозрение — а может, там стоки от экскрементов не очищают совсем?
Не менее интересны и связанные с ценой водоснабжения и водоотвода нормы потребления воды на одного человека, которые оказываются абсолютно разными в различных областях Украины (больше — на сайте Минрегионстроя) — см. рис. 3. Если верить этим данным Минрегионстроя, то в Житомире и Тернополе моются в два раза реже, чем в Запорожье и Львове. Что касается запорожцев, то складывается впечатление, что они вообще — страшные чистюли: расходуют на себя почти 7 кубометров горячей воды в месяц! В большинстве областей народу хватает от 3 до 3,5 кубометра. Явное нарушение конституционного равенства прав граждан — не только на лицо, но и на тело!
Если бы стоимость воды рассчитывалась по формуле или алгоритму, с определенными наперед и ограниченными в размерах составляющими, то такой, извините, свистопляски по тарифам у разных производителей не было бы. Возможны, конечно, определенные аномалии, например, при значительном удалении городов от рек и других источников воды, но их надо рассматривать как исключения. Вместо этого любые «забаганки» водопроводчиков возведены в ранг правила.
Совершенно очевидно, что количество потребленной воды естественно определять по счетчикам, а не по нормативам. Но пока только в Киеве многоквартирные дома на 98% обеспечены счетчиками холодной воды, в остальных областях — 60, 43, 29, 20% и далее по нисходящей.
Что касается учета горячей воды, то здесь ситуация еще хуже. Если в Киеве приборы учета — на 34% многоэтажек, на Ивано-франковщине — на 24%, то в остальных областях — от 6 до 0% (данные с сайта МинЖКХ на 1.09.2008 г., более свежих нет).
Казалось бы, министры-коммунальщики, начните с этого, избавьте народ от нормативной обдираловки, тем более что в Программе реформ есть соответствующее требование: «Разработка и реализация программы обеспечения потребителей счетчиками для учета воды, электричества, тепла и газа». И министры действительно начали. С чего бы вы думали? Ни за что не догадаетесь.
Что предлагают считать по счетчикам
Ну, конечно, начинать надо не с электричества, так как на него счетчики есть в каждой квартире. Тогда, наверное, с установки счетчиков на самые дорогие услуги — отопление и горячую воду. Кстати, именно здесь коммунальщики беззастенчиво включают в тарифы 15% (и больше) потерь, которые они называют «нормативными». (Звучит это так, как будто на вопрос жены: «Где деньги?» — муж объясняет: «У меня нормативные потери из кармана — 10 грн. на один квартал пути с работы».)
Однако и тут вы ошибаетесь! Не с этих дорогих и «потереемких» услуг начали руководители отрасли реализацию Программы реформ в сфере установки приборов учета.
Буквально на прошлой неделе Верховная Рада приняла Закон «Об обеспечении коммерческого учета природного газа». Закон обязывает всех потребителей газа, кроме населения, установить счетчики до… 1 апреля 2011 года (запоздалая первоапрельская шутка Партии регионов)?! Что касается населения, то потребители газа для отопления обязаны установить счетчики до 1 января 2012-го. Осуществить это весьма несложно, так как на сегодняшний день 97,5% таких семей уже имеют счетчики. Те, у кого есть водонагревательные котлы (бойлеры), обязаны установить счетчики до 1 января 2016 года (сейчас уровень обеспеченности — 25,3%), а остальные, у кого только газовые плиты, — до 1 января 2018-го. В наших реалиях 2018 год — это почти бесконечность: минимум двое выборов в ВР, одни президентские, так что народу можно не волноваться, но денежки с населения снимут — хочет оно того или нет. Как?
Как из наших карманов (незаметно) вынут 3,4 млрд. грн.
В пояснительной записке к проекту закона сказано, что около 4 млрд. кубометров, или 20% газа, идущего на нужды населения, потребляется без счетчиков. При этом норма потребления — 9,8 кубометра на человека в квартире с газовой плитой и 23,6 кубометра в домах, где есть водонагревательные котлы. Все эти нормы, по мнению экспертов, явно завышены, т. к. приняты были еще в 1996 году (постановление КМ Украины от 8.06.96 г. №619), когда в большинстве домов стояли совковые плиты и водогрейки (с соответствующими КПД), а не современные Gorenje или Siemens.
Наличие завышенных нормативов на газ приводит к тому, что облгазы могут «химичить» с якобы потребленным, но и реально оплаченным газом, продавая его по второму разу. Прибыль от таких операций в масштабах Украины оценивается в 200—300 млн. долл. ежегодно.
Поэтому цель принятия закона выглядит, на первый взгляд, благородно. Посмотрим, как собираются достичь ее на практике. Во-первых, с населения, оказывается, уже давно снимают 60 млн. грн. ежегодно в виде «целевой надбавки на установку счетчиков» в тарифе на газ. (Граждане, кому из вас за последние годы установили газовые счетчики бесплатно?) Во-вторых, предлагается дополнительно собирать для этой цели ежегодно по 430 млн. грн. до 2018 года (см. тут).
Таким образом, для решения задачи за семь лет надо всего-навсего 3 млрд. 430 млн. грн. Где их взять? У авторов закона ответ готов — за счет Государственного бюджета. Отлично, думаете вы, но снова ошибаетесь, потому как в скобочках авторы добавляют — «в виде целевой надбавки к тарифу на природный газ», а также «надбавки к тарифу на снабжение природным газом». Попросту говоря, счетчики для блага населения собираются установить за счет самого населения. Может, это и правильно?
Нужен ли нам газовый счетчик, ответит президент…
В обычной киевской квартире с газовой плитой с человека берут 7,82 грн. за 9,8 кубометра (по нормативу), средний размер столичной семьи — 2,56, т.е. плата за газ — 20 грн. в месяц. Официальная установка (а иначе — нельзя) газового счетчика в столице (лично проверял в «Киевгазе») стоит от 1200 до 1800 грн., в среднем — 1500 грн. Если семья в результате установки счетчика будет экономить половину(!) газа, т.е. 120 грн. в год, то затраты окупятся через 10—15 лет. Но это оптимистическая экономия, учитывая, что летом народ по два месяца сидит без горячей воды, а зимой ставит утюги на конфорки, чтобы согреться хотя бы на кухне. Более реально взять 25%, тогда срок окупаемости увеличится вдвое — до 20—30 лет.
В городах, застроенных преимущественно многоэтажками, доля платы за газ в сумме коммунальных платежей — минимальна. В Киеве, где 10,5 тыс. многоквартирных домов и 22 тыс. домов частного сектора (преимущественно с газовым отоплением), она составляет в отопительный сезон 9,7%, а летом падает до 5%. Вопрос — насколько актуальна установка счетчика на такую, скажем прямо, недорогую услугу?
Ответ получим от президента, у которого закон находится сейчас на подписи. Лично я вижу в этом законе интересы продавцов приборов учета и владельцев облгазов. Установить 5 млн. 284 тыс. счетчиков (столько в Украине потребителей без оных) по 1,5 тыс. грн. каждый — очень сладкий кусочек стоимостью в 1 млрд. долл.
Пусть президент подумает: а может, надо начать реализацию положений Программы реформ с установки счетчиков на тепло и горячую воду? Хотя бы на многоквартирные дома? В Киеве, кстати, такие счетчики уже лет десять пылятся на складах «Киевэнерго». Купленные за кредит Всемирного банка (за который киевляне рассчитались из своего кармана через городской бюджет), они, естественно, не нужны самому «Киевэнерго» (как списывать потери, если на каждом доме будет стоять счетчик?!). В последнее время в кулуарах городской власти усиленно циркулируют слухи о том, что эти счетчики «устарели» и стали «непригодны» к использованию. Хотя справедливости ради сообщаю, что заместитель главы КГГА Александр Мазурчак предлагает эти счетчики жителям, если установлены они будут за их счет, — примерно по 20 тыс. грн. на дом.
Поэтому надо проявить политическую волю и здравый смысл, чтобы обуздать тепловиков счетчиками и заставить их модернизировать отрасль.
О дальнозорком МВФ и близоруких тарифах
Известно, что власть при проведении реформ ориентируется на рекомендации МВФ (иначе кредитов не получит). Однако некоторые позиции международных экспертов (или наших доморощенных «грантоедов»?) вызывают вопросы. Совсем недавно директор европейского департамента МВФ Антонио Борхес заявил: «Мы хотели бы, чтобы правительство (Украины) придерживалось целей, согласованных в программе. Она предусматривает очень существенное увеличение цен на газ, которые сейчас сильно субсидированы и создают большой отток из бюджета» (выделено мною. — А.С.)
Не ясно, о субсидировании каких цен говорил господин директор. Если для самого богатого украинского металлурга или относительно бедного химика, производящего химические удобрения, то, может быть, это действительно вопрос к правительству Партии регионов. Если же речь о ценах для населения, то дадим справку.
Газ для населения отпускается по цене 72,54—79,8 коп. за кубометр (со счетчиком и без) или, по-простому, по 91—100 долл. за 1000 кубометров. Для предприятий теплокоммунэнерго (отопление и горячая вода) — по 165 долл. (постановления НКРЭ №812 и 813 от 13.07.2010 г.). При этом средняя цена газа украинской добычи — 56,2 долл. (постановления НКРЭ №887—890 от 27.07.2010 г.), а его ежегодно добывают 19—20 млрд. кубометров, что на 80% обеспечивает потребности населения и ТКЭ.
Как видим, не правительство и бюджет субсидируют население, а как раз наоборот — люди платят за украинский газ в два-три раза больше, чем он стоит, даже с учетом того, что к нему «подмешивают» дорогой российский. Может, МВФ, глядя вдаль, не видит циферок в коммунальных платежках, которые вблизи пугают украинцев.
Что же в итоге
Закон о регуляторе, НКРРКУ, есть, но регулятора — нет. Работает (вместо него) НКРЭ. Тарифы поднимает, но формулы (алгоритма) тарифа нет. Разница между «экономически обоснованным уровнем» (законодательно не определенным) и установленными тарифами осталась, ее по Закону «О жилищно-коммунальных услугах» должна компенсировать НКРЭ, но денег у нее на это — нет. Кто покроет убытки коммунальщиков — вопрос. Или тарифы уже достигли экономически обоснованного уровня?
Разворачивается программа установки счетчиков, но не тех, что нужны больше всего. Интегрально тарифы для населения выросли на 50% (кто бы и что бы ни говорил), это показывает официальная статистика — начисления за все ЖКУ в Украине в октябре составляли 3,0 млрд. грн., а в феврале достигли 4,6 млрд. Как следствие, уровень платежей населения упал с 96,6% (в 2010 году) до 85,5% (в феврале 2011-го). Суммарная задолженность только населения выросла с сентября 2010-го по февраль с.г. на 31% — до 12,7 млрд. грн. (рис. 4).
Решайте сами — блины это или ласточки?
P.S. Одно радует — голоса вопиющих в Украине услышаны. На одном из последних заседаний Кабмина Николай Азаров заявил о том, что необходимо «завершить работу по анализу обоснованности определения тарифов на услуги ЖКХ» и что тарифы на коммунальные услуги являются очень высокими и не соотносятся с уровнем заработной платы населения. Именно об этом писало ZN.UA («Правительству — кредиты! Народу — тарифы!», №9 от 11 марта 2011 года). «Пусть перед правительством встанут соответствующие руководители, например Закарпатья, где за гигакалорию тепла люди платят вдвое дороже, чем в других областях», — сказал премьер.
Мы тоже хотим услышать, что они скажут.