Школьников перегружают домашними заданиями. Об этом все громче говорят в родительских сообществах. Если у ребенка 7—8 уроков, то есть он учится полный взрослый рабочий день, то и дома учеба продолжается. Пришел, отдышался — и снова за письменный стол: ведь на завтра задали новые уроки! Наверное, немногие взрослые согласились бы на такой ненормированный рабочий день. Почему «большая домашка» процветает в школе?
Как-то на каникулах дочь моих знакомых записалась в подростковый клуб на тренинг по основам маркетинга. Занятия вели топ-менеджеры ведущих фирм. Короче говоря, люди, далекие от школы. Приходит ребенок домой после очередного занятия и говорит родителям: нам задали домашнее задание — найти информацию вот по этому вопросу и подготовить презентацию. Подруга, опытная школьная мать, закатила глаза: «Что, опять??? И как всегда срочно и много, и никого не волнует, как все успеть? Чем помочь, что объяснить?» «Да нет, мам, мне все вроде бы понятно. И даже интересно», — отвечает дитя. В итоге подготовка презентации и доклада заняла у юного студента от силы двадцать минут. А рассказы взахлеб о том, что удалось нарыть и вставить в презентацию, — весь вечер. Вопрос, порученный для исследования, оказалось, был очень маленьким, но очень важным и интересным.
Потом на этих тренингах были разные интересные проекты, ради которых подростки после занятий (да еще и в свои законные каникулы) собирались то в креативном просторе «Часопыс», то у кого-то дома, то в парке, обсуждали и спорили. За выполнение этих заданий никто не ставил оценки и не давал никаких пряников. Просто интересно было. Просто это было нужно не преподавателям, а ребятам. «Вот почему в школе так нельзя?» — сокрушалась подруга, попробовав счастливой жизни мамы радостного и увлеченного ученика. А и вправду — почему?
На самом деле в школе тоже не должно быть много домашних заданий. Еще в 2001 году были приняты Государственные санитарные правила и нормы (ГосСанПиНы), где черным по белому расписано, сколько времени должно занимать выполнение «домашки» в каждом классе. Если коротко, то нормы такие: объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на их выполнение не превышали во 2-м классе 45 минут; в 3-м — 1 ч 10 мин ; в 4-м — 1 ч 30 мин; в 5—6-м — 2,5 ч; в 7—9-м — 3 ч; в 10—12-м — 4 ч. В 1-м классе на дом ничего не задают, во 2—4 классах домашние задания не рекомендуется задавать на выходные и праздничные дни.
О том, что домашние задания должны соответствовать определенным нормам, всегда напоминает Министерство образования. Чуть ли не каждый новый министр подписывает методические письма школам — и что? Похоже, все предостережения и напоминания так и остаются на бумаге и передаются от министра к министру как переходной вымпел.
Домашнее задание по-прежнему часто напоминает загадки Змея для Ивана-царевича: исхитрись-ка ты добыть к завтрашнему утру (вызубрить, подготовить, написать, перечитать)… Не можешь? Никого не волнует, получишь двойку.
Одних родителей это устраивает, и даже успокаивает: много учится, значит, развивается, умнеет, и это очень хорошо. Другие, наоборот, возмущены: от такой круглосуточной учебы больше вреда, чем пользы. Не все готовы положить жизнь на зубрежку, отказавшись от любимых занятий, увлечений и кружков. Вопрос, что лучше: бледный, нервный, с черными кругами под глазами отличник или же румяный счастливый троечник — встает во всей остроте. Выбор нелегкий.
Да, есть те, кто откровенно учиться не хочет. Но есть и такие школьники, кто, может, и хотел бы честно все учить и делать все задания, но не согласен сводить к этому всю жизнь, без выходных и проходных. Вот и учится списывать, выкручиваться и «определяться с приоритетами», то есть выбирать несколько предметов, которые «будут нужны в будущем». По ним все задания будут выполняться тщательно и старательно, а на остальные можно махнуть рукой — как получится. Все знают о такой стихийной специализации в школе, но делают вид, что ее как бы нет. Вот отсюда, в том числе, и растут ноги академической недобропорядочности (некоторые дети учатся выкручиваться и списывать там, где не справляются физически и морально). И неуспеваемости. И падения качества образования.
Так почему же не срабатывают министерские инструкции и родительские возмущения? Почему огромные домашние задания, этот гранит науки, продолжает немилосердно давить и прижимать к земле, вместо того чтобы давать крылья? Да потому, что это более серьезная и глубокая проблема, и простой инструкцией «так делать низзя!» ее не решить.
Причин три. Профессионализм учителя, программы и учебники.
Как ни крути, а от учителя тут зависит больше всего. Непосильное домашнее задание — это признак недостаточного профессионализма. Обратите внимание: громоздкие и неинтересные «домашки» задают не все учителя. Есть те, у кого все четко продумано, где задают немного, но емко. Таких учителей не так много, как хотелось бы, но они есть.
Другие действуют по принципу: то, что я не сделал на уроке, дети выучат сами дома. Себе такой учитель оставляет только функции надзирателя и контролера. Ему хорошо — не нужно думать, как лучше донести материал.
Нет, конечно, контроль должен быть. И самостоятельная работа ученика тоже бывает полезна. Но в меру, и там, где это уместно.
Справедливости ради нужно сказать, что подготовить и провести хороший урок учителю тоже бывает нелегко по чисто объективным причинам. Знакомая преподаватель химии в маленьком городке, рассказывала мне, что в ее кабинете реактивы и колбочки-баночки обновлялись последний раз, когда построили школу, то есть в 1998 году. «И как я продемонстрирую важную тему своим ученикам, как заинтересую? На пальцах? Конечно, я рассказываю и показываю картинки. Иногда сама делаю опыты. Но разве их видно на задних партах? А если и видно — всегда интереснее самому пощупать. Трудно стимулировать интерес».
Учителя также отмечают, что иногда количество уроков, отведенных программой на ту или иную тему, не позволяет качественно ее пройти, не хватает, например, уроков на практическое решение задач — и это приходится наверстывать за счет домашних заданий. Но все равно, при любых обстоятельствах учитель должен правильно планировать материал, не сваливая кучу заданий на дом. Ведь и толку от этого будет мало.
Еще одна причина того, что наши ученики тратят много времени на выполнение домашних заданий, — качество учебников. Иногда их параграфы напоминают манную кашу, размазанную по стенкам, в которой трудно отыскать комочки мысли. Многословный, наукообразный, неструктурированный текст, без четкой логической цепочки — чтобы понять его, а потом уложить у себя в голове по полочкам, нужно потратить много времени.
Оставляют желать лучшего и школьные программы. Мнения о них у учителей очень разные. Да, их обновили, но обновление это, скорее, косметическое. «Что-то переставили местами, немного выбросили, немного перенесли в другой класс — это хорошо, давно надо было разгрузить. Но это те же программы, что и были, только немного улучшенные», — говорят мне знакомые учителя. Понятно, что для серьезных изменений нужно время, но пока имеем вот такую картину.
Однако дело не только в программах. Есть еще особый вид педагогического энтузиазма, благодаря которому увеличивается нагрузка на детей. В некоторых престижных школах (лицеях, гимназиях) часто догружают детей сверх программы. Мы, мол, не обычная школа, у нас и знаний больше получают, что ж вы хотели. Только вот непонятно, почему углубленное изучение чего-то — это обязательно продвижение вширь? Может, лучше продвигаться вглубь? Можно получить хороший урожай, засеяв 10 полей, а можно получить такой же, засеяв три поля, но подойдя с умом и используя передовые технологии.
Не спорю, иногда дополнительная информация по предмету уместна и очень важна для углубленного изучения. Но кто определяет вот эту уместность и границу, за которой она переходит в маразм? Не все учителя визируют свои дополнительные программы и идеи в вышестоящих инстанциях (даже если бы и визировали, это не всегда гарантия качества). Часто такой вот догруз внепрограммным материалом — личное дело учителя. Если он хорошо разбирается в своем предмете, он понимает, что полезно, что еще нужно добавить. А если профессионализм педагога прихрамывает, и он бездумно валит в одну кучу важное и лишнее, лишь бы посолиднее выглядело? Где взять ресурс времени для таких вот дополнительных тем? Естественно, за счет «домашек».
Опытные учителя, которым не все равно, для галочки дети выполняют их задания или же это приносит пользу, все очень четко планируют, дозируя большие задания: «через неделю вы должны будете сдать вот это стихотворение, можете начинать учить», «начинаем изучать вот эту таблицу с формулами, по две на каждом уроке» , «выберите тему проекта, и через месяц мы приступаем». Те, кому все равно, рубят сплеча: за завтра все выучить и сдать, не сдашь — двойка.
Интересно, что для школ созданы специальные компьютерные программы, которые помогают администрации составить правильное, сбалансированное, соответствующее санитарным нормам расписание. Вот если бы такая программа была создана и для домашних заданий! Например, в базу данных школы вносятся все «домашки», заданные каждому классу за день. И если происходит перегруз, включается сирена — сигнал тревоги. «И автоматически снимается премия с того, по чьей вине это произошло», — добавила штрих знакомая методист, с которой мы обсуждали эту шуточную идею.
Шутки шутками, но, рассуждая о проблеме домашних заданий, обычно все сваливают на учителей: инструкции не выполняют и во всем виноваты. Но хочу напомнить, что в школах есть еще и администрация, которая должна интересоваться процессом учебы, проверять журналы, тетради, дневники, следить за выполнением санитарных норм и предписаний министерства.
Однако будет несправедливым говорить, что в школе с домашними заданиями все обстоит так уж мрачно и «зрада зрадная». Недавно я увидела в соцсетях сообщение молодого директора одной киевской гимназии, которая рассказывала о том, что вместе с коллегами — директорами других школ они решили провести хакатон. На нем, среди прочего, учителя гимназии будут выполнять домашние задания, которые задавали в сентябре-ноябре своим ученикам. Просто будут вытягивать их, как билет на экзамене. Это замечательная идея. А для чистоты эксперимента можно было бы предложить каждому учителю вытащить задания не только по своему предмету, но и еще по пяти-шести (ведь именно столько должен делать ответственный старшеклассник за один вечер). Может быть, это будет действеннее, чем инструкции министерств о том, что много задавать нельзя?
Ну, а если серьезно, то понятно, что проблема больших домашних заданий не так проста, как кажется. И справиться с ней можно, только серьезно изменив школу, начиная с профессионального роста учителей и заканчивая программами и учебниками. Тогда школа имеет шанс стать территорией радости, здоровья, успеха, а не зоной, где с утра до ночи трудятся на каменоломнях гранита науки добросовестные каторжане. И спасибо тем неравнодушным Учителям-профессионалам, которые не допускают этого.