2016 г. ознаменовался новой волной закрытия торговых точек, бутиков и магазинов.
Эта тенденция продолжается уже не первый год. В прошлом году только в столице прекратила свою деятельность не одна тысяча субъектов хозяйствования. Чем занимаются вчерашние предприниматели?
Оказывается, они обживаются на новом месте — в Интернете, причем не спешат открывать какие-либо интернет-магазины, а внедряются в «социальные сети»…
Интересные результаты исследований опубликовал Международный центр интернет-торговли Allbiz. Они красноречиво свидетельствуют об использовании сетей малым и средним бизнесом. Так, 78% предпринимателей малого бизнеса считают соцсети эффективным каналом привлечения клиентов, а у 50% компаний уже есть собственные страницы.
Треть участников опроса используют соцсети для повышения узнаваемости своего товара среди потенциальных клиентов, 28% — для общения с клиентами, и столько же уверены, что получают новый канал продаж. А 7% предпринимателей считают, что с помощью социальных сетей смогут заинтересовать клиентов сделать новые покупки…
Социальные сети создавались не для торговли, их позиционировали как средство общения. Поэтому при их возникновении торговый функционал не был предусмотрен.
Однако сегодня «ВКонтакте», Facebook и другие крупные социальные сети практически не воспрещают торговать на своих страницах.
Все начиналось с рекомендаций и отзывов покупателей, а сегодня в сетях появились и полноценные магазины.
Закрыв торговую точку из-за непомерных налогов и кризиса, украинские предприниматели начинают сбывать оставшийся товар через соцсети, осваивая непривычный специфический сетевой маркетинг.
Кто-то делает это на своей странице, кто-то создает группу (а на деле самый настоящий магазин), и пробует те или иные методы торговли.
Подобная электронная коммерция появилась в Европе и США значительно раньше, чем в нашей стране. И за рубежом давно уже дали название схеме, по которой сейчас пытаются работать украинские бизнесмены — «дропшиппинг», отношения между производителем продукции, дилером и покупателем.
Однако у нас в этой цепочке место производителя (их в Украине очень мало), заняли оптовики. Они не только имеют свои страницы и группы в соцсетях, но и сотрудничают с массой дилеров. Есть еще одна особенность: в европейских странах продавец отдает товар со скидкой, а дилер продает по розничным ценам и забирает разницу.
У нас поставщики-оптовики продают товары на своих страницах по дилерской цене. Посредники лихорадочно ищут страницы и группы поставщиков, где товар хоть немного дешевле, чтобы перепродать с наибольшей выгодой.
Для подобной деятельности не нужен первоначальный капитал — посредник оплачивает товар после его оплаты покупателем. Нет необходимости в упаковке и пересылке — все это делает оптовик. По сути, это деятельность рекламного агента на площадках социальных платформ.
Разместив на своей странице или в группе альбомы с образцами товаров, новоявленные интернет-коммерсанты принимают заказы у клиентов, затем следует оплата: в Украине — прямо на карточку любого банка, из другой страны — с помощью различных платежных систем. Все основано на доверии покупателя — предоплата 100%. Далее, посредник забирает свои комиссионные и перечисляет таким же путем основную сумму оптовику, который и отправляет товар покупателю — в Украине «Новой почтой», за рубеж — курьерской доставкой.
Нет арендной платы, налогов, необходимости набирать сотрудников, в основном такие посредники ведут свой бизнес самостоятельно, сутками не выходя из Интернета.
Тот, кто размахнулся на большой товарооборот, нанимает студентов и домохозяек, получающих символическую плату за титаническую работу по размещению альбомов в сети. Обычно это один-два сотрудника, которых устраивает подобная работа из-за «домашнего» рода деятельности и возможности купить недорогие вещи.
Однако даже колоссальное число предложений — не гарантия успеха. Многие вчерашние предприниматели не понимают, что у «паутины» своя специфика и законы выживания.
Чтобы к тебе приходили покупать, недостаточно разместить 50 000 моделей (это в сетях сплошь и рядом), нужно заявить о себе как о личности, рассказать о своих хобби, интересах, правильно подобрать стиль общения с целевой аудиторией, сделать соответствующий дизайн.
— Сегодня подавляющее большинство таких сетевых продавцов ориентировано на молодежную аудиторию, — комментирует хозяйка сетевого магазина одежды Светлана Резник. — Например, «ВКонтакте» из 50 млн пользователей, указавших свой возраст, только 32 млн старше 21 года, следовательно, 18 млн — совсем юные. В условиях финансового кризиса родители стараются сэкономить на себе, а детям не отказывают. Поэтому покупает в основном именно молодежь. Но и тут надо придумать что-то оригинальное: продавать однообразный китайский товар в сетях не модно. Есть шанс раскрутиться, торгуя вещами модных брендов, малоизвестных талантливых дизайнеров, а также известных торговых марок, не открывших пока свое представительство в Украине…
Попадая на страницы таких сетевых мини-бутиков, просто диву даешься ухищрениям их хозяев.
Так, хозяйка магазина женской одежды называет своих клиенток исключительно «кошечки мои», все общение происходит в ласкательной форме: «платьица», «свитерочки», «юбочки»…
Записи администратора пестрят слащавыми смайликами, сердечками, поцелуйчиками. Невольно задаешься вопросом: кто эти «кисоньки», неужели они еще не вымерли в наше военное время и где берут средства на приобретение совершенно неприменимых в нашей жизни вечерних платьев?
Продавцы пользуются любыми приманками, например, фотографиями застрявших в сугробах фургонов (якобы с товаром), которые пытаются пробиться к покупателю. Объявляются акции и скидки, в ход идут прочие приемы, позаимствованные у существующих торговых сетей.
Самое поразительное, что ни налоговые службы, ни кто-либо другой не обращают внимания на этот интернациональный бизнес.
Государство может вводить какие угодно ограничения на торговлю иностранным товаром, но для хозяек таких виртуальных бутиков закон не писан: товар доставляется в ту же Россию в течение 3—4 дней. Этим занимаются курьеры, для которых нет преград. Да никто этого, собственно, и не скрывает.
Что касается администрации соцсетей, парадокс: в их собственных правилах подчеркнуто запрещено использование площадок в коммерческих целях. В соглашении того же «ВКонтакте» указано:
«5.11. После регистрации Пользователь получает право самостоятельно в личных некоммерческих целях создавать, использовать и определять содержание собственной персональной страницы…»
Вместе с тем, буквально рядом написано:
«5.13. Создание и использование Сообществ.
5.13.1. Пользователь вправе создавать группы, официальные страницы и встречи (далее — Сообщества) для целей продвижения коммерческих, политических, благотворительных и иных некоммерческих организаций, брендов, товаров, работ и услуг, а также различных мероприятий (далее — Объекты продвижения)».
Получается, заниматься бизнесом на своей странице не дозволено, а в группе — можно?
В целом, администрация сетей закрывает глаза на деятельность пользователей в области дропшиппинга — максимально нарушителя могут «забанить» на какое-то время.
Впрочем, не во всех странах для пользователей соцсетей такое раздолье: например, в Беларуси торговля в соцсетях карается законом.
Попавшихся на горячем привлекают к административной ответственности, штрафуют, с них взыскивают полученный доход и конфискуют предметы правонарушения (товар).
Незарегистрированная в установленном законодательством порядке деятельность считается в Беларуси незаконной предпринимательской, а это уже нарушение закона (ст. 22 Гражданского кодекса).
Для острастки есть пример: при проведении контрольных мероприятий работниками инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь была привлечена к административной ответственности девушка, продававшая одежду через сайт «Одноклассники». Согласно
статье закона, за нарушение виновная заплатила штраф в размере 2 500 000 белорусских рублей.
Не обошла стороной проблема торговли в соцсетях и Казахстан: там в обсуждение этого наболевшего вопроса включились руководители различных ведомств.
Глава комитета государственных доходов Даулет Ергожин сообщил, что служба экономических расследований ведомства анализирует деятельность всех предпринимателей, продающих товары через Facebook или Instagram.
Президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин считает, что лица, владеющие аккаунтами в соцсетях, и ведущие через них торговлю, представляют незначительную часть общего казахстанского рынка. По его мнению, будущее для этой торговли — переход в нормальные интернет-магазины.
Запугивать предпринимателей, пытающихся выжить в социальных сетях — неблагодарное дело. Спрос рождает предложение. Цены на товары, продающиеся в Интернете, намного ниже, чем в реальных магазинах, потому что в них не заложена стоимость аренды, заработная плата сотрудников и многое другое. Например, женский свитер в бутике стоит 800 грн, в Интернете — 400—500.
И пока эта тенденция сохраняется, покупатель всегда будет искать товары в сети, а торговцы — новые ниши для выживания.
Со временем, встав на ноги и пережив тяжелые времена, большинство этих продавцов откроют полноценные интернет-магазины и начнут платить налоги. Многие уже сейчас параллельно торгуют в интернет-магазинах и социальных сетях.
А чтобы предприниматели не попадали в паутину нелегальной торговли, давно пора адаптировать налоговое законодательство к реалиям жизни…