В украинской власти давно существует так называемое автомобильное лобби, представленное собственниками самых больших отечественных автопроизводителей. Именно из-за этих людей обычные украинцы вынуждены платить $40 тысяч за автомобили, которые в США стоят $20 тысяч. В частности, представители автомобильного лобби являются инициаторами вечных торгов вокруг ввозного пошлины на машины.
Когда Украина вступила в Мировую организацию торговли, именно лоббисты не позволили установить нулевую пошлину на автомобили, которые ввозятся из-за границы.
Мечта же отечественных автомагнатов - возврат к 25-процентной пошлины вместо 10%, которые были установлены после вступления Украины во ВТО.
В последнее время существовали другие идеи. Например, предложение введения спецпошлины 33,4% и 47% - дополнительно к существующим 10% - для авто с двигателями 1000-1500 см³ и 1500-2200 см³. По оценкам экспертов, такие иномарки занимают 80% всего рынка. Согласно этой идее, почти все новые импортные автомобили станут намного более дорогими.
Есть и другие предложения. Сейчас Минэкономики проводит специальное расследование по вопросу зависимости украинского авторынка от импорта авто.
Оно началось по заявлению владельца Кременчугского автосборочного завода - КрАсЗ - Дмитрия Святаша. К процессу приобщился владелец корпорации "Укравто" Тариэл Васадзе. Первую скрипку в расследовании правят автобусный гигант "Богдан" Петра Порошенко и производитель Skoda в Украине "Еврокар" - его представляет Олег Боярин.
Однако возникает вопрос. Было бы оправдано, если бы Украина защищала производство собственных автомобилей с громкими брендами, которые гарантируют качество, но в государстве не производят Ford или Nissan.
В нашей стране собирают ВАЗы и Hyundai, и еще корейские Lanos и Chevrolet, и еще китайское что-то, преобразованное в "национальный автомобиль" ZAZ Forza. Максимум, который производит Украина, - это Skoda, которая все же является низшим звеном среди брендов Audi Group.
Но дело даже не в "шикарности" автомобилей. По критериям ВТО, ни одно из предприятий, которые производит эти транспортные средства, не является отечественным производителем (в Украине они такой статус, конечно, имеют). Причина – на самом деле, в Украине происходит легкая сборка того, что было произведено за границей.
В отличие от России, производители в самом деле качественных авто не спешат переносить производство в Украину. Хотя, казалось бы, внутренний рынок страны огромен.
Почему этого не происходит, можно лишь предполагать. Наверное, из-за тотальной коррумпированности, неуважения к честной конкуренции и праву собственности в Украине. Или же их не пускают те, кто в этом не заинтересован.
Так, до вступления во ВТО в Украине даже собирали "Мерседесы". Но это была, во-первых, сборка автомобилей, которые до этого собрали и протестовали за границей. А во-вторых, продавали эти машины так же дорого, как и импортные. То есть, это был бизнес, целью которого была не построение качественного и более дешевого отечественного авто, а получение по возможности большей прибыли.
Возврата такой ситуации хочет автомобильное лобби. Ведь производство плюс сбыт дает намного большую прибыль, чем просто сбыт.
А на случай, если в Украину захотят придти настоящие производители (как в Россию пришли Toyota, Nissan, Ford и GM), существует крепкая граница, созданная за годы. Ветераны авторынка рассказывают, что лет пятнадцать назад в Украине было легко создать автомобильное производство. Завезти двигатели и другие комплектующие было очень дешево, а собрать их в единый продукт - нетрудно.
Однако потом возникли осложнения. Стало невозможным получить технические разрешения, а тем более - поставить на учет изготовленный автомобиль. Со временем начали возрастать пошлины и сборы на ввезенные авто и начали производиться первые "дешевые" украинские автомобили.
Неудивительно, что у населения появилось стойкое неудовлетворение теми, " благодаря" кому приходится существенно переплачивать. Кто эти "виновники", понять нетрудно.
Делая качественные автомобили невероятно дорогими, автомобильное лобби продает внутри страны на порядок более дешевые "жестянки" или завозит полуфабрикаты для крупноузловой сборки, чтобы продавать собранные машины за ту же самую высокую цену.
Можно не сомневаться: если бы в Украине была открыта граница, никакой человек в здравом уме не покупал бы старые корейские и китайские разработки, которое подаются как "национальные" автомобили.
На этом искусственно сделанном поле игры автомобильное лобби получает сверхприбыли. Создав препятствие в виде пошлины, оно может продавать свою продукцию намного дороже, чем могло бы это делать на открытом рынке.
Конечно, эти прибыли не демонстрируются, ведь надо установить еще большую пошлину, объясняя это необходимостью развивать национального производителя.
Такие желания вызывают естественные сопротивление и непонимание среди автолюбителей.
Во-первых, они видят ситуацию в Европе и США, где за несколько тысяч евро или долларов можно приобрести вполне приличный бывший в употреблении автомобиль.
Во-вторых, мягчайший эпитет, который украинцы используют относительно условно доступной продукции отечественных заводов, - "ведро с гайками".
Однако в корне неправильно считать, что автомобильное лобби представляет конкуренцию импортерам. Наоборот - это одни и те же люди.
Далеко не все украинцы хотят покупать "дешевые" национальные автомобили. Многие считают, что лучше заплатить больше, но управлять качественной машиной. На этих людях автомобильное лобби тоже зарабатывает - его представители являются самыми крупными импортерами.
Они ввозят Mercedes, Audi, Citroen, Jeep, Opel, Renault, Kia и авто многих других брендов. Эти же бизнесмены контролируют фирменные техстанции, которые дают намного больший доход, чем даже продажа автомобилей.
Впрочем, сейчас речь не о качестве, а, скорее, о причинах "феноменальных успехов" украинских автопроизводителей.
В судах набирают обороты процессы вокруг одного из самых влиятельных представителей автомобильного лобби Дмитрия Святаша - одного из фаворитов Партии регионов в Харькове.
Он является активным участником автомобильного лобби, и его бизнес-модель очень напоминает изложенное выше.
Судебные процессы, о которых будет дальше идти речь, позволяют понять, как он попал в рейтинги богатейших людей Украины. Ответ оказывается довольно простой, если напротив оценки доходов бизнесмена поставить сумму, которую задолжали его предприятия.
Так, он не воровал, а хотел развернуться еще шире. Накануне кризиса предприятия "регионала" успели набрать миллионных кредитов. Очевидно, Святаш рассчитывал на дальнейший рост рынков, но не судьба, и теперь финучреждения "хотят крови". А бизнесмен – наоборот, платить не хочет.
История успеха
Святаш является своеобразным украинским Березовским, разве что меньшего масштаба. Как и БАБ, он в свое время решил заработать миллионы на желании обычных украинцев иметь собственные "Жигули", а со временем - еще и другие марки авто.
Как и в случае с Березовским, его первое образование было довольно далеким от автомобильной темы - Харьковский медицинский институт, специальность "педиатрия". В 1994-1997 годах он был интерном в Харьковской городской клинической больнице №30. С 1997-го, когда ему было 26 лет, он пошел в бизнес и стал президентом компании "Автоинвестстрой" - "АИС". Через десять лет доходы его и его партнера Василия Полякова оценили $200 млн. В июне 2012 года Святашу исполнится 41 год.
В парламенте Святаш уже десять лет. Впервые харьковский бизнесмен был избран в Верховную Раду в 2002 году по одному из округов Харьковщины. Тогда он входил в фракцию лояльного Леониду Кучме блока "За единую Украину", потом перешел в фракцию Народной партии Владимира Литвина. В конце 2005 года Святаш в третий раз изменил "прописку" - на этот раз на "Регионы Украины". В 2006 и 2007 годах бизнесмен уже избирался в парламент от Партии регионов.
На сайте "АИС" можно найти информацию, что эта корпорация контролирует более 10% автомобильного рынка Украины. Основной вид деятельности - продажа новых легковых, коммерческих, грузовых автомобилей, спецтехники и автобусов. "АИС", в частности, является эксклюзивным импортером российских марок ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, официальный дилер марок ВАЗ, КАМАЗ, МАЗ, ИЖ, УРАЛ. Также фирма Святаша является дилером марки AUDI, CITROЕN, импортером марок Ssangyong и GEELY. Корпорация имеет 34 торгово-сервисных предприятия и центра, 34 СТО, 40 магазинов запчастей, распределительный центр - логистический центр по приему, хранению и распределению автомобильных запчастей, региональный таможенно-лицензионный склад. Также "АИС" принадлежат автоцентры Citroen, Ssangyong, Chevrolet Niva, ГАЗ, Geely, Audi в больших городах Украины, автотранспортная, страховая и финансовая компании.
На подъеме
До кризиса дела у Святаша шли хорошо. В 2008 году журнал "Фокус" оценивал доходы депутата $200 млн. Кроме денег, издание отдало должное влиянию Святаша. Тот - наверное, не без участия владельца "Укравто" Тариэла Васадзе - сумел сохранить ощутимую ввозную пошлину на импорт автомобилей в то время, как правительство массово отменяло этот вид бюджетных платежей. В итоге, импортные автомобили оставались очень дорогими, и многие решали покупать отечественные машины.
Близость к Партии регионов и приближенность к богатейшему человеку Харькова Александру Ярославскому обеспечили "аисовцу" надежную "крышу". С тех пор как Виктор Янукович стал президентом, не было ни единой новости о том, чтобы у Святаша возникли проблемы с властью - даже с одиозными Михаилом Добкиным и Геннадием Кернесом.
Если заглянуть на страницу Святаша на сайте Верховной рады, то можно увидеть, что он аккуратно ходит на заседание, голосует, вносит законопроекты. На самом деле в Верховной Раде он лично не появляется. Как и другие товарищи по партии, он отдал свою карточку и двигается в одном ритме с правой рукой Михаила Чечетова.
Наверное, за это Святаш получает решения некоторых своих вопросов. Наверное, это иммунитет от преследований судов и правоохранителей, который автоматически получают народные депутаты, и, конечно, неприкосновенность другого типа. То, что депутат до сих пор продает автомобили Audi в сердце "регионалов" - Донецке, свидетельствует о многом.
Как возникли проблемы
Однако сейчас политическая "крыша" стала для Святаша важнее, чем когда-либо до сих пор. Скоро выборы, и автомобильный король Харькова наверное пойдет в парламент. У него более чем достаточно причин, чтобы любой ценой снова сесть в депутатское кресло. Очевидно, Святаш оказался в затруднении. Дело даже не в том, что он стал беднее. Согласно рейтинга "Фокуса", в 2011 году доходы Святаша оцениваются $78,4 миллиона. Просто пришло время уплатить долги, а их у предприятий Святаша даже больше, чем стоят его многочисленные бизнесы.
"Экономическая правда" нашла ряд постановлений хозяйственных судов разных регионов Украины, которые позволяют оценить размер задолженности компаний "регионала". Информация о том, что успех его предприятий построен на заоблачных кредитах, появилась в интернете давно. Более того, региональная пресса сообщила, что недвижимость семьи Святаша, которая была в залоге, якобы пошла с молотка.
По оценкам, совокупный долг компаний Святаша составляет около 5 млрд грн. Это $625 млн. Судя по этому, бизнес регионала, который вместе с бизнесменом Василием Поляковим контролирует корпорацию "АИС", находится на грани банкроства. Причем, что непривычно для нынешних времен, такая угроза появилась даже без участия государственных институтов на манер СБУ или Налоговой.
(продолжение следует)