Гонка в вопросе отмены или сохранения моратория на экспорт леса в 2016-м завершилась в пользу Украины — мораторий сохранили.
Однако начало года подносит нам новый виток противостояния между ветвями власти, выпуская всю мощь в воздух, вместо того, чтобы сосредоточиться на решении действительно важных проблем в этой отрасли, в частности на том, чтобы избежать международных споров, навести порядок внутри страны, высадить новые леса и т.п.
Позиция правительства по объективным причинам понятна. Ведь введение моратория — вопрос, мягко говоря, неудобный, к примеру, в части его администрирования на таможне, уменьшения поступлений интересных предложений от иностранных компаний, и главное — в отношениях с внешними партнерами. С ними нужно достичь взаимопонимания, объяснить, почему такое решение возникло, доказать, что мы знаем и принимаем нормы международного права и действуем исключительно в их рамках. А этих внешних партнеров много. В общем, введение моратория — вопрос непростой. Намного проще отдать все на откуп «невидимой руке» рынка.
На этом фоне приятно удивило заявление премьер-министра Владимира Гройсмана, что «Украина — не лесопилка». И даже весьма мотивированные юристы — лоббисты в правительственных погонах — прекратили саботировать этот вопрос. Вряд ли исходя из проукраинских интересов, — скорее всего, либо у заказчика деньги закончились, либо поняли, что через действующий парламент этот вопрос не пройдет.
В этом контексте искреннее удивляет выход на передовую с категоричными заявлениями о необходимости отменить мораторий вице-премьер-министра по вопросам европейской интеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе. Что это — недоразумение? Саботаж позиции премьер-министра? Обслуживание позиции президента, пообещавшего в Брюсселе снять мораторий? Последнее заявление Климпуш-Цинцадзе — это публичное признание как минимум собственной некомпетентности. Такая позиция должна быть пересмотрена или стать поводом к отставке.
Эффективность моратория
По поводу эффективности этой меры возникает очень много вопросов, возражений и комментариев. Арбитром может выступить официальная статистика.
Так, по данным Госстата, экспорт продукции по товарной группе 4403 «Лесоматериалы необработанные» (кроме сосны) в течение января—октября 2016 г. уменьшился на 31,5% в натуральном выражении и на 39,6% — в стоимостном к аналогичному периоду предыдущего года.
Между тем на протяжении января—ноября 2016 г. относительно аналогичного периода предыдущего года производство распиленной древесины возросло на 13,3%, шпона — на 60,4%, мебели — на 15,4%. При этом налоговые поступления предприятий деревообрабатывающей промышленности за первые 9 месяцев 2016 г. возросли на 17% в долларовом выражении, а инвестиции в деревообрабатывающее оборудование за этот период увеличились втрое.
Тем временем следует подчеркнуть, что полные официальные статистические данные будут доступны в феврале. Но положительный эффект моратория уже очевиден. Показатели эффективности могут вызвать дискуссию. И нужно отметить несколько важных деталей. Во-первых, мораторий в полной мере вступил в силу лишь в 2017-м. Во-вторых, в течение 2016-го он сопровождался очень мощными акциями неподконтрольной вырубки и экспорта необработанных лесоматериалов. В-третьих, внутренний рынок должен перезагрузиться: несмотря на то, что мощности отечественного производителя задействованы на уровне 15—20%, для повышения объемов переработки (в частности выпуска готовой продукции) нужен некоторый переходный период. В-четвертых, крупный инвестор также должен ощутить стабильность рынка для реального вхождения в Украину с высокотехнологическим оборудованием.
Не мораторием единым
Кроме этого, следует еще раз подчеркнуть, что мораторий — не панацея. Это лишь первый переломный шаг в направлении развития деревообрабатывающей отрасли, на котором нельзя останавливаться. Среди первоочередных и неотложных мер хотел бы отметить такие.
1. Немедленно принять зарегистрированный в ВРУ законопроект об усилении уголовной и административной ответственности за незаконное обращение с лесом, а также об установлении внутреннего потребления лесоматериалов. Это чрезвычайно важно с точки зрения приведения вопросов введения моратория в соответствие с нормами международного права. Так, Генеральным соглашением ВТО по тарифам и торговле, в частности пунктом (g) Статьи ХХ «Общие исключения», предусматривается возможность введения странами — членами ВТО временных ограничительных мер для сохранности исчерпывающихся природных ресурсов, при условии, что такие меры применяются вместе с ограничением внутреннего производства или потребления. Хотя это в преобладающей степени компетенция правительства, но, учитывая его бездеятельность и откровенный саботаж, комитет ВРУ по вопросам промышленной политики и предпринимательства подготовил и зарегистрировал законопроект, которым устанавливается ограничение на внутреннее потребление лесоматериалов в размере 20 млн кубометров в год на период действия моратория. Таким образом, вопрос введения Украиной моратория на экспорт леса приведен в соответствие с нормами ВТО.
2. Разработать и принять закон о рынке леса для гарантированного и эффективного обеспечения отечественных деревообрабатывающих предприятий сырьем и обеспечения эффективного, неистощающего использования леса.
Так, хотя Украина и имеет официальный статус страны с рыночной экономикой, рынок леса однозначно не подпадает под эту категорию. Сейчас отечественный производитель, даже несмотря на действие моратория, не имеет доступа к сырью. Причина — создание в структуре лесопользователей интегрированных предприятий, которые самостоятельно обеспечивают переработку лесоматериалов. Казалось бы, что здесь плохого? Ответ: государство далеко не всегда может быть эффективным владельцем и хозяином. Перерабатывающие предприятия в структуре лесхозов получают лесоматериалы по цене, которая ниже даже их себестоимости, минимально обрабатывают (как правило, распиливают) и самостоятельно экспортируют эти еще даже не полуфабрикаты. Причем добавленная стоимость и рабочие места при этом не создаются, государственные бюджеты не наполняются, лес бесконтрольно вырубается, а ответственности — нуль. Соответственно, законом о рынке леса необходимо определить, что конечной функцией постоянных лесопользователей является заготовка; причем она должна быть прозрачной и прогнозируемой. Кроме того, закон должен определять четкие правила реализации древесины, в частности требования к покупателям, обязательства товарных бирж, ответственность органов государственной власти, ценообразование и т.п.
3. Принять закон об отмене ввозных пошлин на деревообрабатывающее оборудование. Проект закона (№2618) зарегистрирован в ВРУ еще в апреле 2015 г. Он предполагает временное, сроком на 36 месяцев, освобождение от взыскания ввозной пошлины и налогообложения НДС при импорте деревообрабатывающего оборудования в Украину. Принципиально важно: отмена ввозных пошлин на оборудование будет иметь положительный эффект не только для деревообрабатывающих предприятий Украины, но и для производителей этого оборудования, причем даже в большей степени. Это также следует учитывать, особенно во время переговоров с официальным Брюсселем. Это — своеобразная компенсационная мера, которая обеспечит положительный эффект с обеих сторон.
4. Самое главное — прекратить политические баталии, которые крайне отрицательно сказываются на и так неустойчивой инвестиционной привлекательности Украины.
5. Обеспечить информирование иностранных партнеров. Мир готов воспринимать. Нужно только работать.
Лесные перспективы
Между тем скептикам моратория предлагаю рассмотреть обновленные результаты исследования, проведенного Государственным научно-исследовательским институтом информатизации и моделирования экономики.
1. Внедрение в Украине моратория на экспорт необработанных лесоматериалов в сочетании с одновременным принятием мер по развитию отечественной деревообрабатывающей и мебельной промышленности приведет к:
— уменьшению промышленной вырубки лесов в Украине на 44,3%;
— удешевлению отечественного лесосырья на внутреннем рынке на 8%;
— росту объемов производства украинской продукции деревообрабатывающей и мебельной промышленности на 9,8%, а экспорта — на 14,4%;
— возрастанию объемов налоговых поступлений в государственный и местный бюджеты — на 10 млн долл. США;
— увеличению ВВП Украины на 100,7 млн долл. США;
— эффективному перераспределению доходов в экономике Украины в пользу деревообрабатывающей и мебельной промышленности объемом 45,3 млн долл. США.
2. Пошлина на экспорт в размере 50 евро/кубометр будет иметь аналогичный мораторию экономический эффект. Однако возможность ввести экспортные пошлины практически лишена каких-либо юридических оснований, соответственно это обусловит новые прецеденты торговых споров и возможные меры в ответ со стороны других членов ВТО.
3. Отсутствие ограничительных мер на экспорт необработанных лесоматериалов обеспечит такие показатели:
— увеличение экспорта необработанных лесоматериалов на 15%;
— рост объемов вырубки лесов на 6,6%;
— повышение внутренних цен на лесоматериалы на 3,5%;
— уменьшение объемов производства украинской продукции деревообрабатывающей и мебельной промышленности на 4,6%;
— снижение объемов экспорта готовой продукции на 8,7%;
— сокращение объемов налоговых поступлений в государственный и местный бюджеты на 3,3 млн долл. США;
— уменьшение ВВП Украины на 34,3 млн долл. США;
— рост занятости неквалифицированной рабочей силы в лесозаготовительной отрасли и снижение занятости квалифицированных работников в деревообрабатывающей и мебельной промышленности;
— ухудшение условий внешней торговли, что приведет к перераспределению доходов не в пользу экономики Украины (совокупные потери — 12,9 млн долл.).
Напоследок: проблемы деревообрабатывающих предприятий имеют сугубо классические признаки, прежде всего доступность сырья. Исходя из этого, ограничительные меры на экспорт необработанной древесины установлены в более 30 странах мира, среди которых и США, и Канада. Так почему же Украина должна быть исключением?