В редакцию «1К» обратился житель Симферополя, после того как обнаружил в своем паспорте… штамп о регистрации брака, притом, что не был женат. Так он, по крайней мере, считал до тех пор, пока его гражданская жена не начала претендовать на часть его дома.
Пришла навеки поселиться
Симферополец Валерий Пиляев никогда донжуаном не был. К 45 годам у него за плечами был один неудачный брак и не один год одиночества. Валера жил с матерью и сестрой в отчем доме. В одной половине дома обитала сестра с семьей, в другом — Валера с мамой. Жили небогато, Валерий работал сварщиком и время от времени сдавал одну из комнат. Так в один прекрасный момент на пороге его дома и появилась Наталья. Ее подруга, которая снимала у нашего героя комнату, привела к себе Наташу переночевать — женщина тогда осталась с дочерью-подростком практически на улице. Валера пожалел несчастных и приютил. Добряк по натуре, он не сразу заметил, как быстро Наталья стала в его доме хозяйкой. Как сейчас признается сам, влюбился тогда без памяти, и лет пять-шесть жили они с Наташей душа в душу. Женщина, которая была младше Валерия на 14 лет, ухаживала за ним, как за единственным и любимым. Мужчина тогда страдал сильными головными болями, и Наташа неустанно бегала в аптеку и по врачам. «Ну чем не любовь?» — решил Валера и в один прекрасный день прописал у себя в доме сожительницу и ее ребенка.
То ли из-за болезненного состояния, то ли по наивности Валерий видел в Наташе только хорошее и, казалось, не замечал ни поздних приходов сожительницы домой, ни пристрастия к спиртному. Он, как ребенок, верил в искренность чувств Наташи.
Смерть мамы стала для мужчины большой трагедией. Если бы не было рядом Натальи, он, мягкий по натуре человек, наверное, не пережил бы это горе. Гражданская жена и помогла, и поддержала. После смерти родительницы брат и сестра решили продать дом, чтобы купить отдельное жилье каждому. Да и Валерию срочно нужно было поправить здоровье — головные боли становились все сильнее, врачи даже заподозрили онкологию. В общем, мужчине срочно нужно было ехать в Киев и серьезно обследоваться — на это, понятно, нужны были деньги. Вот тогда он и решил продать материнский дом, чтобы купить жилье сестре и себе да еще оставить деньги на лечение.
Валеру опять мучили сильные головные боли, сестре тоже было некогда, и поэтому мужчина написал генеральную доверенность на имя Натальи, чтобы та занялась продажей дома. И сожительница с удовольствием взялась за дело.
Открыл паспорт, а там… штамп!
Когда отчий дом был продан, Валерий Пиляев купил небольшой дом в Симферополе и поехал в Киев на обследование. Благо киевские врачи не подтвердили страшный диагноз и назначили лечение. Наталья прожила с Валерой в новом доме полтора года, а потом… любовь прошла. Женщина собрала свои вещи и исчезла из жизни нашего героя. Поговаривали, что Наташа нашла новую любовь. Однако, как выяснилось позже, о бывшем сожителе она не забыла. В один прекрасный день 2008 года она пришла к Валере и заявила, что претендует на часть его имущества. Он только рассмеялся ей в лицо: мол, кто она ему такая, чтобы делиться с ней собственностью. И тогда Наталья заявила экс-любимому, что она его… законная жена. Ее слова нашли подтверждение в паспорте Пиляева. Он долгие годы в него не заглядывал — не было надобности, а когда открыл документ, оторопел: там стоял штамп о регистрации брака с Натальей в Урожайненском сельском совете Симферопольского района. Штамп «про шлюб» был поставлен 10 ноября 2001 года.
Валера был возмущен до глубины души, ведь он никогда не был ни в Урожайном, ни в тамошнем сельском совете. Получилось, его женили без его ведома, подделав подпись. И тогда мужчина подал иск в суд.
Не знал тогда Валерий, что вот тут-то и начинается для него настоящее хождение по мукам.
Симферопольский районный суд принял иск к производству и рассмотрел его 24 марта 2009 года. Однако выяснилось, что истек 3-годичный срок давности, и иск оставили без движения. Тогда Пиляев обратился в суд с повторным иском, и судья назначил почерковедческую экспертизу. В итоге 9 апреля 2010 года было установлено, что брак Валерия и Натальи был зарегистрирован не только без его заявления, но и в его отсутствие. Более того, экспертиза установила, что подпись в книге регистрации актов гражданского состояния не Валерия Пиляева, а поддельная.
В решении суда черным по белому написано, что брак между Валерием и его сожительницей заключен не был, но судья все же почему-то отказал в удовлетворении иска в связи с… истечением срока исковой давности.
Но Валерий не сдавался. Он подал жалобу в Апелляционный суд АРК. 23 июня 2010 года суд отменил решение судьи, но вынес свое — дело Пиляева должно было слушаться в административном производстве, а не в гражданском. Валерий не опустил руки и обратился в Симферопольский райсуд с административным иском. Но 28 июля 2010 года судья в определении указал, что истец изначально обращался правильно и дело должно рассматриваться все-таки в гражданском порядке. Тогда Валерий обжаловал решение Апелляционного суда в Верховном суде Украины. Верховный суд рассмотрел жалобу Пиляева и отменил решение и Симферопольского райсуда, и Апелляционного. Получив определение Верховного суда, Апелляционный суд Крыма 31 мая 2011 года вынес решение, что Валерий Пиляев должен обратиться в суд о признании брака недействительным по Кодексу о браке и семье Украины 1969 года. Пиляев обжаловал это определение в Высшем специализированном суде Украины, так как, согласно Конституции и заключительным переходным положениям к Семейному кодексу, его иск можно рассмотреть по Семейному кодексу, действующему в настоящее время.
В общем, с судами у Пиляева получалась полная петрушка. «Все суды, в том числе и вышестоящие, дают разное толкование закона. Суды не знают или не хотят знать, как правильно разрешить спор», — говорит Валерий.
Однако на том его хождения по мукам не закончились. Он все-таки подал иск в суд Симферопольского района на основании Кодекса о браке и семье Украины образца 1969 года, и вновь начались чудеса. К иску Валерий приложил заключение почерковедческой экспертизы, в котором было указано, что подпись Пиляева в книге регистрации актов гражданского состояния была поддельной, и решение Симферопольского суда о том, что брак был заключен с нарушением Семейного кодекса Украины и правил регистрации актов гражданского состояния. К делу также было приложено постановление прокурора Симферопольского района о возбуждении уголовного дела за подделку подписи в книге регистрации.
Судебное разбирательство состоялось 20 марта 2012 года, однако судья приняла странное решение — она отказала в иске за его недоказанностью, не обращая ни малейшего внимания ни на почерковедческую экспертизу, ни на решение Симферопольского райсуда 2010 года, ни на постановление прокурора.
«За моє жито — мене й побито…»
Ни Наталья, ни голова Урожайненского сельского совета ни на одно судебное заседание так и не явились. Зато за 4 года разбирательств Наталья успела развестись с Валерием, опять же без его ведома. На этом она не остановилась — бывшая сожительница подала иск в Киевский райсуд о разделе имущества Пиляева. «Я, по сути, крепостной, — возмущается Валерий. — Без меня меня женили, без меня развели, имущество мое тоже делят без меня…».
По поводу возбужденного уголовного дела Валера обращался в разные инстанции: и в следственный отдел, и в прокуратуру Симферопольского района, и в прокуратуру АРК. Везде получал одни отписки. Пиляев уже неоднократно пытается попасть на прием к прокурору АРК Вячеславу Павлову, однако всякий раз натыкается на одного из его замов. А последний только отписывается — дело идет, оно на особом контроле… А воз и ныне там.
Помочь Валерию Пиляеву пытались журналисты телеканала «Украина», сняв сюжет для передачи «Критическая точка», и ТНТ — телепередача «Агенти впливу». Проведя журналистское расследование, наши коллеги встали на сторону потерпевшего Пиляева и пустили в эфир передачи, раскритиковавшие деятельность крымских судов и прокуратур. Однако и это не повлияло на ситуацию.
Теперь Валерий Пиляев написал жалобу министру юстиции Украины Александру Лавриновичу и очень надеется достучаться через нашу газету до прокурора АРК Вячеслава Павлова. В свою очередь, редакция «1К» просит Вячеслава Владимировича принять Валерия Пиляева и помочь решить его проблему. Человек рискует остаться без крыши над головой. А ведь на его месте может оказаться любой из нас: загляните в свой паспорт — может, и у вас там стоит какой-нибудь штамп.
А вы о том ни сном ни духом…