При анализе нынешнего состояния дел с ликвидацией коммерческих банков в некоторых случаях напрашиваются аналогии с порядками во времена царя Ивана Грозного, когда бояре получали города и села «во кормление». И хотя сейчас не ХVI, а XXI век, ситуация с работой ликвидаторов украинских банков порой мало чем отличается от стародавних обычаев боярской Руси. Давайте ближе познакомимся с этими «наследниками» боярских времен — ликвидаторами коммерческих банков. Для примера возьмем банк «БИГ Энергия», в процессе ликвидации которого как в зеркале отразились множественные изъяны и злоупотребления, существующие на сегодняшний день.
Как правильно стать ликвидатором банка?
Итак, кто же может стать современным финансовым терминатором, и что для этого надо знать и уметь? Требования к ликвидатору банка и условия его назначения прописаны в ст. 90 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (далее — закон). Оказывается, они такие же, как и требования к временному администратору банка, описанные в ст. 76 закона, а именно: «К участию во временной администрации допускаются только лица, которые имеют сертификат НБУ на право осуществления временной администрации и ликвидации банка, высокие профессиональные и моральные качества, безупречную деловую репутацию, экономическое или юридическое образование и опыт, необходимый для выполнения функций временного администратора».
Требования вполне логичные и обоснованные. Но у нас, к сожалению, не всегда требования законодательства совпадают с реалиями жизни.
Рассмотрим, как все это происходит в случае с банком «БИГ Энергия». С 16 марта 2009 года НБУ (руководимый тогда еще Владимиром Стельмахом) вводит в банке «БИГ Энергия» временную администрацию, которую возглавил Владимир Клименко. А в советниках и замах у него начал работать некто Юрий Васильченко. И так у г-на Васильченко хорошо пошла работа советника, что через четыре месяца, 27 июля 2009 года, Национальный банк снимает с должности В.Клименко и назначает на нее Ю.Васильченко. Ну что ж, профессионалов своего дела нужно поощрять и продвигать. Тем более что в соответствии с требованиями ст. 80 закона временный администратор должен «принимать все необходимые меры для приведения деятельности банка в правовое и финансовое соответствие с требованиями закона и нормативно-правовыми актами НБУ с целью защиты интересов вкладчиков и других кредиторов».
Занимался столь важным и нужным делом Ю.Васильченко с июля 2009-го по февраль 2010-го. Но, видимо, работа в качестве временного администратора оказалась намного труднее, чем работа советника при временном администраторе. В итоге Ю.Васильченко так и не справился со своей основой задачей по выведению банка «БИГ Энергия» из кризиса. Поэтому НБУ с 1 марта 2010 года принял решение о начале ликвидации банка «БИГ Энергия», отзыве его банковской лицензии и, соответственно, о прекращении полномочий временного администратора Ю.Васильченко. Ну что ж, все правильно и логично: не справился с порученным делом — освободи место.
Дальше логика заканчивается и начинается наша, украинская, действительность. Специалиста, который был временным администратором, назначают ликвидатором этого же банка!
А как же нормы ст. 90 закона, спросите вы, по отношению к вновь назначенному ликвидатору банка Ю.Васильченко? Ведь под его руководством банк «БИГ Энергия» так и не пришел к процедуре выздоровления. Неужто при этом, рассуждая логически, его деловая репутация улучшилась? Вопросы, конечно же, есть, и прежде всего стоит их адресовать тем, кто назначил Ю.Васильченко на должность ликвидатора банка, а также Генпрокуратуре, надзирающей за исполнением требований законов Украины. Именно они должны ответить на вопрос — как правильно стать ликвидатором украинского банка?
Теперь давайте посмотрим, как работается ликвидатору в украинском банке?
Ликвидация банка по-боярски?
Одним из основных заданий ликвидатора банка, в соответствии с требованиями законодательства, является удовлетворение требований кредиторов, в том числе и за счет реализации имущества банка. Об этом говорит и ст. 95 Закона «О банках и банковской деятельности»: «После проведения инвентаризации и оценки имущества банка ликвидатор начинает продажу имущества на открытых торгах, если НБУ не установлен другой порядок его продажи. Порядок продажи имущества банка, состав, условия и сроки приобретения имущества согласовываются с НБУ и сообщаются через средства массовой информации».
То есть вся работа ликвидатора, а уж тем более работа по реализации имущества банка должна быть максимально гласной и открытой. Но это согласно требованиям законодательства. А в реальной жизни как обстоят дела?
А в реальной жизни ликвидатор банка «БИГ Энергия» Ю.Васильченко делает все как раз наоборот. У банка есть в Интернете свой официальный сайт. Однако при попытке зайти на этот сайт появляется требование… ввести свой логин и пароль. Кому, когда и зачем даны эти пароли, неизвестно. Как неизвестны и сами пароли рядовым пострадавшим вкладчикам банка, которые в результате лишены возможности следить (или хотя бы издали присматриваться) в Интернете за работой ликвидатора банка.
Правда, у них вроде остается еще возможность следить за действиями ликвидатора путем переписки с ним. Только вот беда — на письма вкладчиков ликвидатор Ю.Васильченко предпочитает отделываться отписками подобного типа: «ПАТ „БИГ Энергия“ выполняются все требования, установленные действующим законодательством, которые необходимы для процедуры продажи имущества банка. Порядок продажи имущества систематически и в установленный законодательством срок сообщается через средства массовой информации».
Содержательный ответ, не так ли? Где, когда и кем сообщалась такая информация и через какие средства массовой информации — неизвестно. Причем такие отписки рассылаются не только рядовым вкладчикам.
Недавно состоянием дел в ликвидируемом банке «БИГ Энергия» заинтересовался наш комитет по контролю над банковскими учреждениями (организован при одном из всеукраинских общественных объединений), к которому обратились за помощью вкладчики банка. Комитет направил ликвидатору соответствующие официальные запросы, на которые также были получены стандартные и абсолютно неинформационные отписки.
Более того, ликвидатор сделал вид, что не знает о том, что его сайт вполне работоспособен (хотя и запаролен) и его использование оплачено до конца 2012 года. Непонятно только, кто в таком случае и с какими целями его использует? Можно было бы попытаться получить ответы на вопросы при личной встрече с Ю.Васильченко, да вот незадача — попасть на прием к ликвидатору просто нереально. По тем телефонам, которые указаны на сайте НБУ, запись на прием категорически не производят, а отсылают на третий телефон, где на личный прием якобы и можно записаться. К сожалению, по этому телефону никогда никто не отвечает, звони хоть утром, хоть днем, хоть вечером. Вот такая получается информационная «открытость».
Таким образом, судя по количеству имеющихся на сегодняшний день вопросов без ответов, банк «БИГ Энергия» находится у Ю.Васильченко как у настоящего древнерусского боярина в тихом и информационно закрытом кормлении. И останется ли после этого кормления что-либо для вкладчиков ликвидируемого банка — большой вопрос! Который требует быстрого и однозначного ответа от государственных надзорных органов, пока вообще еще есть имущество и сам вопрос не утратил своей актуальности.
В ситуации с ликвидацией банка «БИГ Энергия» отразились, как в зеркале, проблемы информационной закрытости, существующие на сегодняшний день во многих ликвидируемых банках. И эти проблемы требуют своего рассмотрения и решения как одно из необходимых условий возврата доверия не только к банковским учреждениям в частности, но и к результативной работе государственных надзорных органов в целом.