Приоткрывая завесу над деятельностью отечественных спецэкспортеров на мировых рынках вооружений, вряд ли кто-то сомневался, что такая «деликатная» тема останется без внимания украинских высокопоставленных чиновников и дельцов, имеющих прямой личный интерес, который они прикрывают заботой об интересе государственном.
Публикация на страницах ZN.UA материалов об «успехах» торговцев оружием на иракском направлении спровоцировала массированную PR-кампанию в средствах массовой информации. Заказные статьи в стиле «у нас все отлично, не надо завидовать» с потоком обвинений в адрес журналистов выглядят беспомощно и неубедительно. Но эта грязная кампания позволила выявить многих персонажей, участвующих в реализации теневых схем по выводу из украинского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) колоссальных финансовых и материальных ресурсов.
Первым делом БТРы… ну а денежки потом?
Уже ясно, что основной целью широко разрекламированной отгрузки очередной партии военной техники в Ирак было вовсе не исполнение Украиной своих обязательств по закончившемуся в марте текущего года контракту. Напомним, министр обороны Дмитрий Саламатин доложил президенту о «развеянных тучах» в Ираке, заверив, что дополнения к контракту по поставкам бронетехники якобы уже подписаны иракским премьер-министром. Мы доказали документально, что это неправда. После нашей публикации команда Саламатина размещала баннеры в Интернете и писала оправдательно-обличительные статьи, но за это время так и не удосужилась подписать с Ираком контракт (дополнение к контракту) — дабы поставки украинского оружия в эту страну имели под собой легитимную основу. В концерне «Укроборонпром» и в компании «Укрспецэкспорт» все понимают, что праздничная отгрузка украинских БТРов в Ирак проводилась без надлежащей правовой базы, без контракта на поставку техники, то есть фактически незаконно.
В этой ситуации возникает резонный вопрос: кто разрешил отправить груз военной техники в Ирак без надлежащих документов? Даже если допустить, что БТРы были затаможены еще в период действия контракта. Разве оружие может быть отправлено за рубеж без пограничного и таможенного контроля? Или в нынешней Украине уже все возможно? Тогда кто и когда за это должен ответить перед законом?
Если военная техника так легко покидает страну и дельцы оружейного бизнеса ничуть не озабочены отсутствием контракта на ее поставку, тогда озаботиться придется нам с вами, стране и государству. Ничуть не удивлюсь, если и деньги за отправленные таким образом БТРы в Украину не поступят, а осядут на счетах офшорных компаний, которые так активно используют в своей теневой деятельности мастера оружейного бизнеса.
Страшный суд в Техасе
В суде города Сан-Антонио (США, штат Техас) оглашен не только приговор, обязывающий украино-американских брокеров, сопровождающих упомянутый иракский контракт, выплатить бизнесмену Говарду Лоури его долю комиссионных в сумме 61 млн. 750 тыс. долл. В ходе судебного заседания стали известны и имена (счета, пароли, явки:) некоторых украинских чиновников, получающих за торговлю оружием бешеные комиссионные. Ясное дело, эти персонажи уже находятся под бдительным оком американских (и не только) спецслужб.
Предваряя скандальные события, которые могут серьезно омрачить многолетнюю историю оружейного экспорта Украины, мы решили обнародовать еще один документ, оказавшийся в распоряжении редакции. Дабы те, кому в Украине предписано контролировать оружейный бизнес и его соответствие закону, наконец-то занялись своим делом.
Речь идет о свежем письме (текст см. здесь) от 7 сентября 2012 года, направленном в адрес руководителя концерна «Укроборонпром» Сергея Громова господином Петером Шнуром. В письме содержится претензия на выплату украинской стороной комиссионных иностранному посреднику. По всей видимости, речь идет о некой части суммы в 120 млн. долл., уже перечисленных кому-то на счета в швейцарских банках (что зафиксировано в стенограмме судебных слушаний в Сан-Антонио), но так и не дошедших ни до одного из посредников. Первый посредник, которого украинская сторона вывела из схемы поставок, свой иск уже подкрепил вердиктом Техасского суда, но и второй, связанный с одним из сенаторов, тоже оказался в пролете, потому адвокат конторы и выставил свои требования к «Укрспецэкспорту» документально.
Баснословные размеры комиссионных, зафиксированные документально, еще раз подтверждают сделанный нами вывод: торговля украинским оружием — это просто Клондайк для теневых посредников и вовлеченных в схемы чиновников!
Что будет дальше после упомянутого письма от 7 сентября? Предсказать нетрудно. Еще одно обращение в американские и швейцарские суды, как это и предусмотрено посредническим контрактом. В письме господину Громову посредник дает десять рабочих дней для перечисления денег и предупреждает: если этого не произойдет, то украинской стороне придется отвечать в судебном порядке. Американцы уже устали писать письма, не получая ни денег, ни даже ответов из Украины. В итоге по многомиллионным долларовым счетам должна будет заплатить украинская компания «Прогресс», которая хоть и находится по решению Саламатина в стадии ликвидации, но все же смогла заполучить гарантийное письмо на контракт от правительства Януковича. Кто заплатит американскому посреднику? Естественно, гарант сделки: правительство, то есть мы с вами, налогоплательщики!
А может, кто-то надеется не выполнять, игнорировать решения судов Америки и Швейцарии? Когда речь идет о сотнях миллионов долларов и четко зафиксированных в контракте обязательствах, то прогнозировать результат невыполнения Украиной решений иностранных судов не возьмется даже самый опытный юрист.
Ой, Дим! Смотри, какие клоуны!
Агрессивная реакция украинских чиновников на публикацию в ZN.UA материалов, раскрывающих коррупционные схемы оружейного бизнеса, позволяет предположить, что произошло попадание в «десятку».
Совершенно очевидно, что в данном случае мы имеем дело с банальным выводом значительной части валютной выручки в ходе реализации внешнеэкономических контрактов по продаже вооружений Украиной.
Авторы и покровители теневых схем не утруждают себя размышлениями о том, что они создают угрозу дестабилизации финансово-экономической ситуации в оборонно-промышленном комплексе страны, а предприятия концерна «Укроборонпром», производящие продукцию на экспорт, поставлены ими на грань банкротства. Но тайное со временем становится явным. И рано или поздно кому-то придется ответить за многомиллионные потери. Видимо, именно по этой причине экс-руководитель «Укроборонпрома» Саламатин всеми силами пытается сохранить контроль над деятельностью концерна и в своей новой должности министра обороны.
Попытки торговцев оружием получить в своих личных интересах какие только можно большие суммы за посреднические услуги создают реальную угрозу для срыва выполнения самих контрактов. Общий объем таких проблемных контрактов сегодня превышает 2 млрд. долл. — это 55% общей суммы действующих внешнеэкономических контрактов Украины в сфере поставок оружия.
Примечательно, что при уменьшении валютной выручки от контрактов агентское вознаграждение ничуть не уменьшилось, наоборот — оно увеличилось почти в два раза. Так, в 2011—2012 годах затраты на выплату вознаграждений посредникам выросли с 11% до 19% от общей суммы выручки (в 2002—2010 годах этот показатель находился в интервале 5—8%). При этом увеличение выплат по агентским соглашениям никоим образом не поспособствовало уменьшению проблем с выполнением контрактов.
Безудержное стремление к личному обогащению участников теневых схем быстро разрушает налаженную ранее систему работы спецэкспортеров с зарубежными партнерами, многие из которых в течение 10—15 лет активно сотрудничали с Украиной, продвигая продукцию наших предприятий на мировой рынок. Иностранные посредники, которых «выдавили» из оружейного бизнеса, уже переориентировались на другие страны, в частности на Россию. Украина уже потеряла рынки Ливии, Перу, Сирии, Йемена, Египта и Конго. Под угрозой дальнейшее сотрудничество с Азербайджаном, Ираком, Эфиопией и Китаем.
Оптимистическая картина, описывающая движущиеся в Украину миллиардные поступления, о которых Саламатин периодически оповещает прессу и докладывает Януковичу лично, скорее всего, базируется еще на одном ноу-хау нынешних торговцев оружием. Речь идет о системе заключения контрактов «для отчета». Суть этой PR-идеи гениальна и проста: на большие суммы подписываются внешнеэкономические контракты с «управляемыми» зарубежными фирмами, хотя обеим сторонам заранее известно, что эти контракты не будут выполнены. Но руководителям государства и стране объявляют об увеличении объемов торгово-посреднической деятельности в сфере вооружений. Разрыв во времени между заявленными объемами сделок и их выполнением измеряется годами, многое забывается, на чем и строится расчет.
Есть и более изощренные теневые схемы вымывания средств. К примеру, с 2011 года — впервые за всю историю торговли вооружениями — введена практика подписания агентских соглашений по контрактам, которые и так заключены с фирмами-посредниками, то есть, по сути, в цепочку расчетов включается некое дополнительное звено. При этом, во-первых, осуществляется оплата услуг, которые агент никогда не предоставлял и не будет предоставлять; во-вторых, в Украину не поступает порядка 40—50% реальной стоимости контракта.
В результате внедрения таких схем снижаются поступления на отечественные оборонные предприятия. Происходит вымывание оборотных средств, обнуляется прибыль, что приводит к падению рентабельности производства, невозможности покрыть себестоимость продукции, и, как следствие, к росту задолженности по выплатам зарплаты, коммунальным и обязательным платежам в бюджет.
Казалось бы, с ростом экспорта оружия и военной техники предприятия оборонно-промышленного комплекса должны кататься как сыр в масле. На самом деле сегодня ситуация прямо противоположная: Саламатин постоянно декларирует рост поступлений от экспорта, а предприятия оборонки не менее постоянно пребывают в глубоком кризисе.
Вместо прибылей и роста производства предприятия-производители от экспорта оружия по закрытым от контроля теневым схемам чаще всего получают лишь убытки и проблемы. Для снижения остроты финансовых и социальных проблем оборонные предприятия вынуждены привлекать кредиты, просить у государства дотации и списания задолженности, увеличивая тем самым нагрузку на бюджет, нами с вами наполняемый.
Не перекрыв теневой оборот в сфере торговли оружием, оздоровить финансовое состояние предприятий ОПК практически невозможно. Потому что любая бюджетная поддержка, равно как и списанные уже не единожды решением Верховной Рады долги оборонных предприятий улучшают, прежде всего, финансовое благосостояние лиц, контролирующих финансовые потоки, а не собственно оборонных предприятий и тех, кто на них работает.
Что имеем в сухом остатке от работы саламатинской команды торговцев оружием? Страна уже несет имиджевые потери, уже теряет рынки для продажи оружия, уже покрывает из бюджета огромные и постоянно растущие долги предприятий ОПК, а вскоре будет вынуждена еще оплатить и сотни миллионов долларов по судебным искам американских посредников. Оборонные предприятия вполне осознанно и уверенно выводятся на черту банкротства (а может, в этом и состоит изначальный замысел?) А что же армия, развитием которой поставлен руководить Саламатин-министр и для которой прежде всего и должна работать оборонная промышленность? В армии все тихо и спокойно. Разве что контрольно-ревизионная комиссия администрации президента недавно подняла шум: на поверку оказалось, что при Саламатине основные показатели боевой подготовки по сравнению с периодом 2006—2007 годов упали в три (!) раза. Шум вместе с актом проверки Минобороны донесли до Банковой. Янукович документ изучит. Если покажут…