Уже который месяц в Украине раздается «стон» авторов (драматургов, композиторов, etc.), чьи права попросту попраны. Вместо одного ликвидируемого ГП УААСП наши шустрые чиновники наплодили полтора десятка фирм и фирмочек, вносящих хаос и неразбериху в хрупкий и деликатный вопрос о правах интеллектуальной собственности.
Кому-то, возможно, моя тема покажется «крамольной»? Ведь проблема нарушений прав человека в Украине уже порядком начинает надоедать. Не проходит и дня, чтобы наши СМИ не извещали об очередном нарушении этих прав в родной стране, уверенно занимающей призовые места в конце всевозможных рейтингов и исследованиях независимых международных агентств. Вот и новый парламент начал свою работу со старой музыки в исполнении неумирающих «пианистов».
Но все же хотелось бы коснуться истории, находящейся «в тени» милицейских и коррупционных скандалов. Истории, которая касается, казалось бы, узкого круга граждан, но является весьма значимой.
Речь пойдет о нарушениях в сфере авторского права.
Для того, чтобы понять предмет разговора достаточно вернуться в недавнее прошлое, когда автор «Червоной руты», не являясь членом уважаемого союза композиторов, исправно получал многотысячные гонорары за одну лишь песню, которую пела вся советская страна. Советское государство, тщательно оберегавшее свою идеологическую невинность, так же внимательно оберегало и права авторов. Оберегало отнюдь не из-за огромной любви к творческой интеллигенции, а в силу привычки контролировать все доходы государства, прекрасно осознавая, что одна песня может быть для казны более прибыльна чем парочка устаревших промышленных предприятий.
Коррупция и воровство в тоталитарном государстве менее заметны. Возьмите хотя бы Китай, где проворовавшихся чиновников не песочат на партийных собраниях, не отправляют «в резерв» до лучших времен,.. а… Естественно, никто не призывает к реинкарнации! Но кто сказал, что «демократия» — синоним распущенности? И если наши вожди на всех международных высотах клянутся в верности демократическим идеалам, что мешает Украине защищать свой государственный карман? А заодно и карманы отечественных творцов — драматургов, композиторов, поэтов, режиссеров, художников?
Двадцать лет назад, отколовшись от всесоюзного корабля, украинское агентство по авторским правам (ГП УААСП) со скрипом, но все же начало свою деятельность. Почему-то его куратором стало Министерство просвещения. В лице Департамента по вопросам интеллектуальной собственности. Но это, как говорят, уже дело десятое. Лишь бы аккуратно собирали авторские отчисления. И после уплаты налогов и расходов на содержание «интеллектуальных мытарей», выплачивали авторам причитающийся гонорар.
Но не тут-то было… Следуя примеру отечественной экономики, местами спрятавшейся «в тень», туда же — частично — поспешила спрятаться и отечественная культура. Понадобился не один год, чтобы учреждения, подконтрольные Минкульту робко вышли из-за кулис и стали работать цивилизовано. Если такое вообще возможно в нашей стране.
Однако авторы по-прежнему оставались неудовлетворенными. И, смею думать, дело вовсе не во «фригидности» творцов трагедий и симфоний. Наш автор согласен, порой,и на мизерный гонорар, если ему докажут, что он заработал в этом месяце именно столько и ни копейкой больше. Ведь в «старые добрые времена» к гонорару прилагалась рапортичка с расшифровкой всех творчески-денежных достижений. Естественно, у многих авторов стали возникать подозрения, что ГП УААСП ведет нечестную игру, а значительные суммы авторских гонораров исправно оседают в карманах какого-то «дяди».
Попытки определить какой театр перечислил тебе энную сумму — за твое же произведение — решительно пресекались. Как и попытки определить хотя бы приблизительную картину в этой организации. На всей деятельности Департамента интеллектуальной собственности и его дочки ГП УААСП лежала печать строгой секретности, которой позавидовала бы любая контрразведка.
Отечественные авторы стали роптать, требовать объяснений. Помню и я, в силу своей провинциальной наивности, однажды попросил руководство организации показать мне рапортички театров с суммами начислений за спектакли по моим же пьесам, пояснив, что в 70–80-е годы подобные операции производили несколько сотрудниц авторского агентства вручную, без специальной вычислительной техники и достаточно прозрачно. Уверял заместителя директора ГП УААСП Григория Михайловича Котенко, что у меня и в мыслях нет сомнений в честности уважаемой организации, но все же желаю знать ответы на три сказочных вопроса: кто? когда? сколько? В ответ уважаемый Григорий Михайлович заявил, что не может показать «картину» моих драматургических свершений, поскольку все данные по театрам закладываются в компьютер, а он уже самостоятельно решает сколько кому начислить…
Посрамленный таким «прогрессом» в вопросе защиты своих же авторских прав, я не избавился от сомнения. И не я один. Дабы развеять наши тревоги насчет признаков коррупционных действий вражеского компьютера, руководители агентства создали авторский совет, который стал изучать алгебраические формулы начислений гонораров в Украине. Чтобы разобраться в них требовалось не консерваторское, а математическое образование. Да где ж его взять? Исподволь возникала мысль, что компьютер проглотил не «ту» программу, его следует почистить и настроить на понятные правила игры.
Однако тут же — в одночасье — исчезло руководство агентства… А вместо него на сцену вышел новый и. о. главы департамента интеллектуальной собственности и сообщил, что государство в услугах авторов не нуждается, поскольку мы, авторы, «убыточны», и вообще мы — «не нефть и не газ»…
Последние слова я закавычил, поскольку произнесены они были не в анонимной курилке, а сказаны уважаемым авторам непосредственно. Это произошло на торжественном аутодафе по случаю грядущей ликвидации ГП УААСП. Признать творческую «ущербность» все же мешала цифра в пятнадцать миллионов гривен, остававшихся на счетах ГП УААСП, которые после ликвидации этой организации должны были быть распределены между авторами. Мешал также вопрос о здании ГП УААСП на ул. Б.Хмельницкого, «растворившемся» в аппетитах имущественных департаментов КГГА…
Впрочем, «сиротами» украинские авторы оставались недолго. Родные чиновники тут же озаботились нашей судьбой! И выдали полутора десяткам фирм лицензии на право занятий деятельностью по защите авторских прав! Факт беспрецедентный… То, что эти агентства не имеют необходимого опыта и обученных кадров, то, что они не знакомы со спецификой этой работы и не являются членами международной организации по защите авторских прав СЕЗАК, похоже, никого не смущало вообще. Сверхзадачей украинских чиновников было тихое и быстрое потопление ГП УААСП — и, как говорят, концы в воду. То бишь, 15 миллионов гривен — и дело в шляпе. К слову, один из предыдущих руководителей этой организации отказал авторам в просьбе произвести аудит ликвидируемой организации, как того требует наше законодательство. Он сослался на отсутствие денег для проведения аудита. А то, что стоимость аудита в сотни раз меньше заныканных 15 миллионов, во внимание не принималось.
Правда, некоторые чиновники забыли, что среди нас есть и авторы детективных романов, которые могут распутать любое дело не хуже профессиональных следователей. На свет божий и не по своей воле вылез пресловутый компьютер, грабивший авторов, как бандит с большой дороги, —появился в тот момент когда авторские начисления стали хромать, а затем и вовсе прекратились.
Новое руководство призналось, что не может полноценно работать без компьютера, который прежний руководитель якобы унес домой. Вернее не самого компьютера, а пресловутой компьютерной программы, без которой никакие начисления авторам производиться не могли.
Более того! Впоследствии выяснилось, что сей господин, являясь владельцем частной фирмы, которая создает подобные программы, заставил ГП УААСП купить эту самую программу у себя любимого.
То есть, прежний представитель ГП УААСП выложил 3 миллиона(!) авторских гривен на стол частного предпринимателя (с такой же фамилией) — и оба оказались весьма довольны друг другом.
Действительно, о какой такой коррупции здесь может идти речь? Одно лишь переживание за милых сердцу драматургов и композиторов.
А что же кураторы из департамента интеллектуальной собственности? Проспали? А если узнали, как говорится, постфактум, что сделали? А ничего. Наверное, соображают где найти аналогичную программу, способную проглотить оставшиеся 15 миллионов…
Тем временем, пресловутая компьютерная программа, которую успешно «одолжили» у авторов, продолжает работать на благо тех же авторов. Каким образом? Не имея иной возможности начисления авторских гонораров в период ликвидации, нынешнее руководство ГП УААСП, собрав исходные данные, идет на поклон… правильно! К том же господину, который уже за отдельную плату, без обид, возможно, наступив на горло оскорбленному самолюбию, производит авторские начисления кустарным способом — то есть на дому.
Восхитительный поворот для пьесы Маяковского, Эрдмана и других мастеров жанра…
Бывая по своим делам в таких постсоциалистических странах, как Польша, Болгария, да и та же Россия, я интересовался, как там происходят процессы реформирования старых институций, и какие структуры возникли на месте бывших социалистических авторских агентств. К нашему стыду, у соседей все происходило вполне цивилизовано. Государственные агентства были плавно замещены их правопреемниками в лице общественных организаций авторов. Авторские сборы многократно возросли. К тому же заработали законы, предусматривающие уголовное наказание за нарушения в области авторского права. У нас же вместо ликвидируемого ГП УААСП наплодили полтора десятка фирм, вносящих хаос и неразбериху в хрупкий и деликатный вопрос о правах интеллектуальной собственности. К примеру, в той же Польше авторские сборы составляют более 200 миллионов долларов в год. В Украине — в двадцать раз меньше. Мы что же, менее талантливы, или наше искусство окончательно обрушилось в эпоху динозавров?
Объявленная ликвидация ГП УААСП заставила вспомнить вечную истину о том, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Я решил работать с театрами напрямую. И, надо сказать, многие директора театров пошли на такое сотрудничество с охотой. В цепочке автор–театр исчезал посредник, озабоченный желанием отщипнуть кусок пирога, к которому он имеет весьма далекое отношение. Однако эта практика абсолютно не подходит, скажем, композиторам, чьи произведения транслируют сотни радиостанций и телевизионных каналов. Она обременительна и для авторов, пока в стране не появится цивилизованный рынок литературных, музыкальных и театральных агентов. Она чревата для нашего государства огромными неприятностями. Потому что кроме отечественных авторов, на афишах театров и киноконцертных залов значатся имена ныне здравствующих авторов зарубежных и очень именитых, включая Нобелевских лауреатов.
В беседе со мной один из руководителей польского агентства авторских прав (ЗАИКС) попросил передать украинским чиновникам «привет» накануне грядущих неприятностей... Поляков (как впрочем французов, англичан, американцев и других) возможно, мало волнует борьба украинских авторов за свои права в родном государстве, но «момент истины», когда международные суды будут завалены исками зарубежных авторов, которым Украина забывает выплачивать авторское вознаграждение, уже не за горами!
Смею уверить, что суммы, которые наше государство выплачивает украинцам по решениям европейских судов по правам человека, покажутся забавной мелочевкой в сравнении с многомиллионными штрафами и всеми вытекающими санкциями, которые наша страна вынуждена будет заплатить за нерасторопность своих чиновников, которые даже к иностранным авторам относятся, как временному недоразумению в виде погодных осадков.
Единственный шанс, оставшийся у украинского государства — это немедленное восстановление цивилизованных отношений в направлении авторского права. Один из ближайших разумных шагов — проведение круглого стола с участием авторов, директоров театров, чиновников Министерства культуры, специалистов в области права, в том числе и права международного. Где с учетом юридического анализа будет определен правопреемник авторских и смежных прав, который станет работать честно и прозрачно, избавив и авторов, и потребителей их продукции от головной боли и всеевропейского позора.
Из досье ZN.UA. Анатолий Крым — известный украинский драматург (один из самых кассовых авторов современного театра). Его произведения для театра широко представлены не только в Украине (Национальный театр имени Леси Украинки, Театр драмы и комедии на Левом берегу, Театр на Подоле), но и за рубежом. «Левушка», «Завещания целомудренного бабника», «Осень в Вероне», «Письмо Богу», «Звонок из прошлого» и другие. Недавно в Венеции Анатолий Крым стал лауреатом престижной итальянской премии по литературе «Adelina Della Perdola». А в миланском издательстве «Spiralli» в переводе на итальянский вышли его книги.