Проблема БЮТ в том, что этот блок («Батькивщины», УСДП, если кто забыл) никак не может определиться, правый он или левый. Чтобы сразу расставить точки над «і», скажем так классическая схема идеологической ориентации выглядит следующим образом: левые выступают за увеличение налогов и рост расходов бюджета, правые выступают за снижение налогов и сбалансированные бюджет. Это, конечно, в идеале нередко и первые и вторые вынуждены отступать от своих идеологических установок (нельзя, например, с ходу оборвать все программы предыдущей власти, государство также вынуждено вмешиваться в хозяйственные процессы во время рецессии, не имеет особенной идеологической окраски и коррупция).
В своё время БЮТ, флиртовавший с международным социалистическим движением, выдвинул лозунг «Справедливость есть. За неё стоит бороться», узурпировав риторику левых партий. Бютовский «социализм» – украинский вариант аргентинского «перонизма», состоящего в ограблении продуктивного слоя граждан, с тем, чтобы положив себе в карман «откат», распределить добычу по вертикали лояльных чиновников и бросить «кость» малообеспеченным, другой рукой отбирая то, что им положено по закону. Это, собственно даже не идеология как таковая, а технология долгосрочного удержания власти.
Громогласие и не имеющие логического продолжения обвинения неизвестных «коррупционеров», постоянные клятвы в верности народу, бесконечный поиск и обличение «не дающих работать» врагов, подбрасывание под выборы пары гривен к пенсии – вот стиль правления таких «социалистов», под шумок набивающих себе мошну и экплуатирующих низменные инстинкты толпы.
Аргентина закончила плохо – и причём, не один раз, поскольку впала в так называемый vicious cycle of poverty «заколдованный круг бедности». А ведь когда-то, после Второй мировой – Аргентина входила в шестёрку наиболее развитых стран, поскольку, как и США, неплохо заработала на временном «отчислении» Европы с факультета прогресса.
Зло популизма пришло в Украину в 2004 году (на пятый год бурного экономического роста) и до сих пор не разжало хватку своих костяшек на горле нашей страны. Очередным проявлением этого зла является «атака нубов» из зала Верховной Рады на Инернет.
Копейка на бинокль
Нуб (noob) – от английского newbie – «новичок» (синоним «rookie» «салага») слово из жаргона игроков в сетевые игры, уже довольно прочно вошедшего в молодёжный сленг. Обычно употребляется в снисходительно-презрительном смысле. Вот таким «нубом» оказался и небезызвестный депутат от БЮТ Сергей Терёхин, предложивший в своем законопроекте №4764 от 03.07.2009 облагать налогом каждый переданный «байт». Откуда, конечно, нубу знать, какими пакетами сегодня продают доступ к сети и в каких едиинцах эти услуги измеряются. В законопроекте всего 6 страничек – как мило.
Справедливости ради скажем – меценатам и спонсорам «арт-рынка» еще больше не повезет, если этот абсурдный закон будет принят – например, там сказано, что в случае если гонорар субъекта или субъектов гастрольной деятельности больше, чему сумма выручки от проданных билетов, то разницу тоже нужно облагать налогом). Буквально на днях один веб-дизайнер («строитель сайтов») в сердцах сказал автору этих строк «Если в этой стране исчезнут безлимиты, из-за этого закона – я уеду».
Дело в том, что Терёхин желает взимать 1 процент от стоимости проданного операторами объема пользования ежемесячно. Хотя уже подсчитали, что для аккумуляции 300 млн. необходимо «подоить» операторов (и не только) на 7,5%, а не на один процент. Ведь бютовец требует подвергнуть налогообложению не только Интернет, но и такие невинные развлечения как пересылка мелодий, картинок и видеороликов с одного мобильного на другой. Прямой налог, автоматически поднимающий цену услуги. Придется менять рекламные тексты: «У вас уже не гудки? Ничего, скоро гудки станут у всех».
Любопытно, что собранные таким образом средства должны пойти вовсе не на повышение уровня жизни граждан Украины, и даже не на, скажем, реабилитацию жертв сексуального насилия (что, в отношении ряда политиков высшего эшелона и в качестве, как минимум, замаливания грехов было бы актуально), а на... поддержку украинского кино и театра.
Более того, из этих денег планируется, ни много, ни мало субсидировать билеты на показ снятого по госзаказу украинского кино. Это, надо думать, такое подмигивание в сторону чиновников Минкульта и известного своими вкусами Виктора Ющенко – «Пилите, Шура, пилите!». Примечательно, что законопроект этот сочинён явно в отрыве от нашумевшей в своё время программы Тимошенко «Украинский прорыв», провозглашавшей интернетизацию всей страны.
Не исключено, впрочем, что законопроект, откровенно вредный для кампании Тимошенко, является продуктом delirium tremens, поскольку общественность давно ознакомлена с уровнем распространения этого недуга в бело-сердечных кругах. Как в одной недавней передаче, обращаясь к дружественному Тимошенко министру внутренних дел Юрия Луценко обратился «регионал» Нестор Шуфрич – «Вы либо пейте, либо не пейте». Идея обложить налогом Интернет со всей очевидностью могла посетить лишь скорбную голову. Но всё же, чем это вызвано и к чему такой закон, если он, к несчастью будет принят, способен привести?
Обстоятельства дела
Во-первых, нельзя не предположить, что депутат Терёхин решил просто напомнить о себе – таким вот экстравагантным образом. Похоже, кто-то думает, что эпидемия гриппа уже вытеснила из общественного сознания грязный педофильский скандал. Это ошибка. Ведь в аспекте процессов, происходящих в общественном мнении, точкой привлечения внимания оказался даже не сам скандал, а подробности образа жизни ряда народных избранников, в первую очередь от БЮТ. Не сообщалось ведь, что тот же Терёхин требует через суд опровержения информации, озвученной человеком, который назвал его своим деловым партнёром (ссылка: http://lumpen.livejournal.com/1959777.html).
Во-вторых, очевидно, Юлия Владимировна свято верит, что и в следующем году удержится у власти – отсюда и забота о наполнении бюджета. Оно, конечно, триста миллионов не помешают. Только вот несомненно, что операторы, в том числе и государственный «монстр» «Укртелеком» будут прежде всего, вынуждены отменить практику неограниченного доступа клиентов к Сети («безлимит», «анлим», unlimited, в том числе и знаменитую государственную «огошку»).
Ведь надо будет посчитать налог с каждого переданного байта (пусть уж простят специалисты это же не кто-то, а депутат о связи такое имеет представление). Интересно, считать будут и входящие, и исходящие... байты? Естественно, что к концу года большинство операторов окажутся на грани банкротства, упадут и заработки мобильных компаний – ведь от первых клиенты станут бежать, а у вторых клиенты резко сократят общение. Сколько байтов в MMS-ке? Цена мегабайта, при всей нынешней его доступности, автоматические вырастет на 15-20%. Вернёмся к уже подзабытым моделям тарификации и пакета доступа в стиле мобильных «контрактов».
В-третьих, неужели сама Тимошенко по сути, начальница Терёхина, не понимает, какой удар это его проект наносит по молодёжному сегменту избирателей, который она так пытается соблазнить бесплатными концертами «поющих трусов», и который лишь недавно дорвался до дешёвой и быстрой передачи данных? Видно, отказывает – уже в который раз – премьеру политическое чутье...
В-четвёртых, украинскую арт-продукцию, особенно выполненную в рамках госзаказа, о которой так печётся Сергей Терёхин, и без того поддерживают всеми мыслимыми средствами. И в этом смысле, как бы кто не относился к Ивану Плющу, один из его афоризмов, здесь как нельзя кстати: «ну що ви впихуєте невпихуєме?» Оставьте украинский арт-рынок в покое, он гораздо лучше развивается и будет, хочется надеяться, развиваться без неуклюжих попыток государства «помочь», за которыми в большинстве случаев стоит банальный «распил» бюджетных средств. Разумеется, предлагаемое Терёхиным целевое назначением средств определено как «флажок» для привлечения голосов «нашеукраинцев». Но среди них есть и предприниматели, и экономисты, понимающие, стоит думать, насколько бредово выглядит такой закон, и чем он чреват.
В-пятых и последних, может быть, депутатам и оплачивают услуги пользования сетью и мобильною связью. А вот обычным людям – нет. Оказавшись перед необходимостью платить за связь значительно дороже, они вряд ли купят субсидированный билет в театр на «Москаля-чарівника» (Ивана Котляревского) или «Жидівку-вихрестку» (Ивана Тогобочного) или отправятся в кино на блокбастер про Миколу Джерю. А депутата с его законом, который лично ему, потребляющему налоговые отчисления, ничем не угрожает помянут «незлим тихим словом». И его политическую силу с её кандидатом в президенты – тоже. Очень хочется верить, что в Верховной Раде не найдётся 226 голосов за этот законопроект, отдающий не только дилетантством, но и нездоровым аппетитом.
В заключение
На днях довелось услышать по каналу «Рада» ещё одного борца за усиление налогового пресса – не менее небезызвестного бютовца Андрея Сенченко, прославившегося проектами, направленными против предпринимателей-упрощенцев. Г-н Сенченко с графиками долго и муторно объяснял, как Тимошенко заботится о народе Украины, оппонируя интригам врагов, заставляющих её исполнять закон о повышении социальных стандартов. Сенченко пояснял, что на самом деле это Тимошенко повышает пенсии. Впрочем, здесь всё, так сказать, прозрачно – «белые батальоны» спасают свою тонущую избирательную кампанию. Но вот что интересно. Депутат развил целую философию в русле очередного «судьбоносного выбора» – мол, Тимошенко строит социальное государство, а Янукович якобы ведёт к власти бизнес-кланы.
Так вот хотелось бы напомнить, безотносительно к нынешней избирательной кампании, что крупнейший инфраструктурный проект последней пятилетки (а это и тысячи рабочих мест, и сотни миллионов инвестиций), а именно Евро-2012 осилили один из основателей СДПУ(о) Суркис, выбивший для Украины победу в престижном конкурсе, и «регионал» Ахметов, простроивший захватывающую дух «Донбасс-Арену». А место оранжевых пустозвонов, потрясавших телесами на сцене Майдана, в списке радетелей за процветание Украины – то же самое, что и у «Грынджолив» на киевском «Евровидении».
И в самом деле – пусть оранжевые маниловы возьмут какой-нибудь район, где сто процентов голосует за оранжевых, и отрезав себя от коммуникаций области и государства, упражняются в построении того «социального государства», которое в исполнении нубов всегда оказывается очередной Северной Кореей, с удерживаемым в страхе голодным народом. Вот оттуда пусть и шлют письма телеграфом или телетайпом в окружающий мир горе-реформаторы, намеренные сегодня отобрать у нас и те маленькие свободы, которые ещё остались, и к появлению которых они не имели никакого отношения.