Создается стойкое впечатление, что все вокруг пацифисты. И только лишь несознательная часть украинских граждан стремится сохранить и содержать никому ненужную армию. Наиболее же "прогрессивная” часть общества – за мирный бизнес. На разворовывании армии Украины.
Тенденция разгрузки армии от несвойственных ей функций оказалась на удивление модной. На аутсорсинг уходит организация питания, бытовое обслуживание, уборка помещений… Все это создает впечатление, что вскоре войска станут чрезвычайно узкоспециализированной структурой, неспособной ни к чему, кроме как к нажатию на спусковые крючки, гашетки, кнопки запуска. Вполне возможно, обеспечивать связь и целиться в противника вместо солдат тоже будут гражданские люди. Впрочем, можно пойти гораздо дальше, например, лишив армию функции жизни, поскольку ни в одном уставе не написано, что солдаты и офицеры должны жить, чтобы воевать. И обеспечение людей жильем также не является составляющей частью ведения боевых действий. А если в результате армия просто-напросто исчезнет, то сбудется мечта самых прогрессивных представителей человечества. Освободившиеся же ресурсы – землю, строения, людей, промышленность – можно будет употребить на нужды мирного занятия – делания денег, или бизнеса. Как это, например, происходит в Харькове.
Участок земли по улице Пушкинской, 61 – лакомый кусок для любого бизнесмена. Бойкое место, в самом центре города, но есть только одно препятствие. Там расположен квартирно-эксплуатационный отдел (КЭО) и военный городок №48 - подразделения минобороны. Соответственно, земля числится в госсобственности, в пользовании все того же министерства обороны. Но раз есть объект, привлекательный для бизнеса – найдутся и желающие его захватить, и способы захвата. Во всяком случае, именно так написано в сообщении о совершении уголовного правонарушения, направленном в генпрокуратуру. А если быть точным, то речь идет о незаконном отчуждении объектов Минобороны.
Военные объекты по ул. Пушкинской находились давно. Арендовать там помещения хотели многие. Были и попытки забрать землю – решением сессии горсовета 28 сентября 0,0528 га земли минобороны были изъяты. А уже после выборов в горсовет в марте 2006 года, когда мэром Харькова стал Михаил Добкин, а секретарем горсовета – Геннадий Кернес, эта земля была передана в аренду гражданину Лаптию на срок до 2030 года – согласно договора аренды от 2 июня 2006 года. Что интересно – мэром к тому времени был уж который месяц Михаил Добкин, а договор подписан мэром предыдущим – Владимиром Шумилкиным. Но военные утверждают: подпись на договоре Шумилкину не принадлежит. А раз сделка имела все признаки откровенного мошенничества, КЭО обратился в суд.
А пока шли суды, у участка земли появилось несколько владельцев – к Юрию Лаптию присоединился его коллега по работе в винном АО «БМТ» Владимир Глузман, потом еще несколько человек. Сам Лаптий уже уехал на ПМЖ в Германию, а его компаньоны заявляют, что хотят на месте военного городка построить торгово-развлекательный центр. Глузман даже несколько раз писал заявления в прокуратуру, мол на ЕГО земле неизвестные лица производят земляные работы. Это он имел ввиду военных, которые пытались придать участку хотя бы какую-то видимость порядка. Сами новоявленные владельцы армейской земли единственной, что сделали – это привели в полную негодность здание, которое на той земле стояло, оставив от него только стены, да и то не все и завесили фасад тряпочкой.
Казалось бы, при таком подходе к собственности вряд ли есть смысл говорить о том, что Лаптий, Глузман и компания когда-нибудь вообще смогут построить хоть что-нибудь стоящее. Но это, похоже, всего лишь такой тактический ход – демонстрировать всем руины и приговаривать, мол, вот до чего военные довели собственное здание. А посему надо немедленно отобрать у них все, пока они это свое все не уничтожили совсем. Во всяком случае, первый заместитель прокурора уже в этом году города подал в хозяйственный суд иск о прекращении права КЭО пользования земельным участком и отмене госакта.
Надо отдать должное судье Брынцеву – наш украинский суд еще умет и может выносить вполне законные решения. Мало того, некоторые судьи умеют анализировать предмет спора и факты, ему сопутствующие настолько, что иск первого зампрокурора города был разбит в пух и прах. Цитирую:
«По-перше, прокурором не доведено, що в даному разі має місце порушення прав та охоронюваних законом інтересів позивача (Харківської міської ради) у справі.»
«По-друге, прокурором взагалі не доведено факт існування порушень земельного законодавства – нецільового використання земельної ділянки.»
«По-третє, прокурором не доведено факт вчинення відповідачем порушень земельного законодавства.»
«По-четверте, прокурором не доведено наявність підстав для притягнення до відповідальності за порушення земельного законодавства саме відповідача, а не інших осіб.»
«По-п’яте, прокурор не довів додержання передбаченого Законом порядку припинення прав користування земельною ділянкою.»
Понятно, при таких «доводах» прокурора, в иске было отказано полностью. Но разве это когда-нибудь было препятствием, если на кону дорогущий участок земли?
Апелляционный хозяйственный суд Харьковской области удовлетворил иск прокурора «частично» - отменил право пользования КЭО земельным участком. И таким образом, все военное жилье было поставлено под угрозу уничтожения, поскольку отдел, его обслуживающий, терял возможности существования, становясь бомжем.
Точку в этом споре поставил только Высший хозяйственный суд, отменив своим решением то, что «нарешал» суд апелляционный и оставив в силе решение суда первой инстанции. Впрочем, точку ли?
Генеральная прокуратура Украины сообщила об этом инциденте на своем сайте: «Земельна ділянка, вартістю понад 6 млн грн, залишиться у власності Міністерства оборони України Вищий господарський суд України погодився з позицією прокуратури та 28 травня поточного року скасував постанову Харківського апеляційного господарського суду щодо права на користування земельною ділянкою військового містечка на вул. Пушкінська у м. Харкові. Про це повідомили у Головному управлінні нагляду за додержанням законів у воєнній сфері Генеральної прокуратури. Раніше рішенням суду апеляційної інстанції, за позовом Харківської міської ради, було скасовано державний акт на право постійного користування оборонним відомством в особі квартирно-експлуатаційного відділу м. Харкова, земельною ділянкою площею майже 0,4 га, вартістю понад 6,2 млн грн. Однак, як було встановлено, Міністерство оборони України не надавало згоди на переведення земель оборони до земель запасу. Крім цього, розпорядження Кабінету Міністрів України стосовно передачі цієї ділянки із державної у комунальну власність не було. Таким чином, за послідовної позиції прокурорів, постановою суду касаційної інстанції вказану земельну ділянку, яка знаходиться у центрі міста Харкова, залишено у користуванні оборонного відомства.»
Однако ни о каком наказании прокурора города и его первого зама, подписавшего иск, тем более об увольнении их ничего не слышно.
Харьковскому горсовету под руководством мэра Кернеса, который и затеял отъем земли у военных, никто ничего даже на вид не поставил.
Для сравнения попробуйте представить себе реакцию любого нормального государства на попытку обворовать армию. А значит, настоящая драка за землю еще впереди, просто время пока не пришло. Вообще же этот один-единственный эпизод удивительным образом ложится в общую тенденцию уничтожения армии. Если поинтересоваться, сколько КЭО и КЭЧ остались с землей, то мы увидим удручающую картину – почти все военные жилищно-эксплуатационные подразделения разорены, распроданы, разворованы.
Понятное дело, армия без жилья существовать физически не может, ибо там служат живые люди. А отсюда и массовое сокращение «снизу» - на гражданке хоть какие-то надежды есть. Впрочем, "сверху” армию тоже сокращают, причем еще большими темпами. А представители соседней державы помогают со стороны – достаточно вспомнить вооруженный налет на воинскую часть, организованный представителями спецслужб сопредельной страны.
И тут появляется стойкое впечатление – все вокруг пацифисты, только лишь несознательная часть украинских граждан стремится удержать и содержать никому ненужную армию. Наиболее же прогрессивная часть общества – за мирный бизнес. Причем, если пока что он забирает себе на аутсорсинг обслуживание чахлых украинских войск, то когда последние починут в бозе, он примется за общество в целом.