Парламенту предложили отдать проверку деклараций чиновников органам Миндоходов и заменить штрафы за коррупцию тюрьмой. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, целью его принятия должно стать исполнение рекомендаций экспертов Европейской комиссии относительно «усовершенствования положений антикоррупционного законодательства, предоставленных в рамках переговоров о либерализации ЕС визового режима для Украины».

В начале недели на официальном портале Верховной Рады Украины был обнародован текст подготовленного Кабмином законопроекта №3312 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно рекомендаций Европейской комиссии в сфере государственной антикоррупционной политики». 

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, документ разработан по личному поручению первого вице-премьр-министра Сергея Арбузова, а его целью является обеспечение выполнения рекомендаций экспертов Еврокомиссии относительно «усовершенствования положений антикоррупционного законодательства».  

Отметим, что евроинтеграционный закон с похожим названием, призванный устранить недостатки отечественного антикоррупционного законодательства, парламентарии приняли еще весной. Тогда закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации государственной антикоррупционной политики» собрал 367 голосов парламентариев в свою поддержку.

По большому счету, во многом новый законопроект правительства является работой над недочетами уже принятого - предусмотренные в нем антикоррупционные нормы в ЕС посчитали недостаточными, и в преддверии саммита ЕС в Вильнюсе парламентариям придется заняться борьбой с коррупцией снова. Однако некоторые нормы предложенного Кабмином законопроекта заставляют усомнится, что народные депутаты их поддержат. 

Согласно рекомендациям экспертов ЕК, которые приводятся в пояснительной записке к законопроекту, в частности предлагается установить административное наказание за подачу в декларациях о доходах недостоверных ведомостей и определить внешний контроль за декларациями. 

Отметим, что в выборе наказания за неправдивую информацию в декларации о доходах и имуществе в правительстве решили ничего нового не изобретать. Наказание за ложь для чиновников будет таким же, как и за непредоставление декларации или нарушение сроков ее подачи, и будет караться штрафом от 10 до 25 необлагаемых налогом минимумов граждан (170 – 425 грн.). При этом штрафные санкции будут применяться лишь в случае подачи в декларации «заведомо недостоверной» информации, и то, что это не случайная ошибка, еще нужно будет доказать. 

Контролировать же достоверность чиновничьих деклараций предлагается поручить подручным главы Миндоходов Александра Клименко.

С одной стороны, таким образом предлагается исправить парадоксальную ситуацию, существующую сегодня. Ведь, согласно принятому еще весной антикоррупционному закону, декларации чиновников на правдивость должны проверять специально созданные органы при каждой госструктуре. То есть декларации высших чинов государства обязаны проверять, по сути, их же подчиненные. Более того, лишь в случае обнаружения в декларации «логических или арифметических» ошибок спецорган ведомства получал право… сообщить об этом самому подавшему декларацию чиновнику, который мог в пятидневный срок либо подать свои пояснения, либо исправить данные декларации. И лишь в случае установления признаков правонарушения следовало уведомить вышестоящее руководство ведомства и правоохранительные органы. 

Согласно же новому законопроекту, достоверность изложенной в декларациях всех чиновников о доходах и имуществе информации будут проверять непосредственно органы Миндоходов. Для этого они смогут получать от государственных органов и юрлиц, независимо от формы собственности, всю необходимую для проверки информацию. Более того, для этих целей предлагается внести изменения в закон «О банках и банковской деятельности» в части раскрытия информации, которая составляет банковскую тайну. В частности, если раньше органы Миндоходов имели право получать информацию лишь о наличии у граждан банковских счетов, то теперь они смогут также потребовать у банка данные относительно ведомостей, изложенных в декларациях о доходах и имуществе, в частности, о расходах и финансовых обязательствах декларантов. 

Смеем предположить, что такое предложение правительства в парламенте может быть принято народными депутатами «в штыки» еще на стадии рассмотрения законопроекта профильным комитетом. Стоит вспомнить, что в 2013 году в обусловленный законом срок – до 1 апреля – свои декларации о доходах опубликовали лишь около трети народных избранников, а за то, чтобы обеспечить публичный доступ ко всем декларациям нардепов, судебные баталии продолжаются по сей день.

Кроме того, вряд ли большинство народных избранников захочет, чтобы их доходы, расходы и счета стали объектом пристального внимания налоговой. И дело тут, конечно, не в смехотворном размере штрафа в 425 грн., а в возможной огласке настоящего стиля жизни депутатов и чиновников разного ранга, многие из которых ранее в официальных декларациях, не дрогнув, утверждали, что живут на одну зарплату. 

Также законопроект Кабмина предусматривает радикальное ужесточение за проявления коррупции и дает «зеленый свет» анонимным доносам на нарушителей. Норма о возможности сообщить о правонарушении анонимно содержалась и в предыдущем антикоррупционном законе, однако полноценно работать не могла. Ведь, согласно закону «Об обращениях граждан», ненадлежащим образом оформленные обращения (в частности, без указаний личных данных), не подлежали рассмотрению. Поданный в парламент законопроект предлагает прописать порядок приема анонимных сообщениях о коррупции отдельной строкой. 

Кроме того, как утверждается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения в Криминальный кодекс призваны обеспечить выполнение рекомендаций GRECO в сфере криминализации коррупции. Предложенные изменения в плане ужесточения ответственности за коррупцию вполне способны перевернуть представление любого сотрудника о возможной ответственности за взятку. А для желающих обеспечить нужное решение в обход закона даже за «обещание» чиновнику выгоды – именно такой категорией дополняется перечень уголовно наказуемых нарушений. 

И если штрафы для юрлиц за совершения их должностными лицами коррупционных деяний предлагается лишь увеличить в 2-4 раз, то для каждого конкретного сотрудника или должностного лица за попытку как получить, так и предложить взятку предлагается установить наказание вплоть до вполне реальных тюремных сроков. 

Так, за подкуп любого сотрудника как государственного, так и частного предприятия, предлагается наказание вплоть до лишения свободы сроком на два года вместо предусмотренного ранее максимального наказания в 100 часов общественных  работ. Аналогичное наказание предусмотрено и для сотрудников, которые согласились на коррупционное предложение. За злоупотребление или превышение полномочий служащим юрлиц, независимо от формы собственности, вместо максимального штрафа в 34 тыс. грн. и лишения права занимать определенные должности в качестве максимального наказания предлагается установить арест на полгода, а в случае если правонарушение привело к тяжелым последствиям – тюремный срок до семи лет. 

Также штрафом могут не отделаться лица, оказывающие публичные услуги (аудиторы. нотариусы, оценщики, арбитражные управляющие) – ужесточенное наказание может «потянуть» от исправительных работ сроком до двух лет до восьми лет лишения свободы, если действия привели к тяжким последствиям.

Вполне вероятно, что такое ужесточение норм ответственности приведет к тому, что желающие решить свои проблемы в обход закона, вынуждены будут искать для этих целей исключительно надежных посредников. Однако стоит отметить, что многие госучреждения к такому ужесточению наказаний за коррупцию подготовились уже сегодня, настойчиво предлагая просителям для решения их вопросов перевести некоторую сумму денег в качестве добровольного взноса в специально созданные благотворительные либо специальные фонды. Таким образом, доказать получение личной выгоды чиновником, как и предложение взятки, может быть крайне трудно. Однако чиновников, занимающихся «самодеятельностью», новые наказания действительно могут припугнуть.