История человечества – история зла на Земле.
Вильгельм Швебель
Немотивированный страх, апокалипсические прогнозы, депрессия как один из наиболее частых сегодня психиатрических диагнозов – все это сопровождает наш современный мир. Вот образ этого мира, предложенный Зигмундом Бауманом в блестящей лекции «Текучая модерность: взгляд из 2011 года», которая состоялась весной в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру»: мы летим в самолете без экипажа в аэропорт, который еще не спроектирован…
Хорошо известно, что апокалипсические настроения и прогнозы давно сопровождают человеческую историю. Они учащаются на стыке веков, по-разному проявляются в различных странах, но пока еще ни разу не сбылись… Есть основания надеяться, что и нынешние разделят судьбу предыдущих.
Другое дело, что конец человеческой истории в принципе так же неизбежен, как конец всего сущего во Вселенной. Точнее каждой конкретной Системы, будь то человечество, Земля, Солнечная система, а может быть, и вся Вселенная (ее «схлопывание»).
Поэтому, с одной стороны, любой краткосрочный прогноз «конца света» выглядит не очень убедительно. С другой стороны, принципиальный «прогноз» конца человечества гарантированно сбудется. И здесь мы сталкиваемся с идеей принципиальной непредсказуемости нашего общего будущего.
Порассуждаем на тему «нового мира». Это будут размышления профана, ибо автор – не историк, не политолог, не футуролог, не экономист, а всего лишь «уголовник» (правовед с криминальным уклоном).
Правда о Homo sapiens
Насилие сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Оно – неотъемлемый элемент общественного бытия. Со временем насилие приобретает системный характер, оно пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Мы видим «воспитательное насилие» (Вальтер Беньямин, Никлас Луман и др.), «насилие экономики» (тот же Луман), криминальное насилие и др. По Беньямину, само «право поражено насилием».
В современном мире различные проявления насилия вызывают все более негативную реакцию. Это объясняется, во-первых, интуитивно осознаваемой угрозой существованию человечества в условиях, когда имеются средства, достаточные для уничтожения всего живого на Земле, а во-вторых, толерантностью населения цивилизованных стран, чья мораль не приемлет насилия. При этом масштабы насилия не сокращаются…
«Какое зверское убийство!» – восклицаем мы, услышав об особо жестоком лишении жизни. «Не человек, а зверь!» – говорим о человеке жестоком, убийце, садисте. При этом мы… клевещем на зверей. Во-первых, внутривидовое убийство среди животных – крайняя редкость. У животных акты внутривидовой агрессии редко заканчиваются серьезными травмами и смертельным исходом, поскольку действуют надежные механизмы, предотвращающие убийство себе подобных: сигнал «капитуляции» немедленно прекращает самую жестокую схватку. При схватке двух волков побеждаемый… подставляет горло под клыки побеждающего, и схватка немедленно прекращается. Так природа защищает биологический вид от самоуничтожения. Во-вторых, агрессия среди животных всегда инструментальна: из-за пищи, из-за самки, при защите детеныша, при «самообороне», но никогда не превращается в самоцель, не бывает, как у людей, «просто так», из зависти, из мести, «из хулиганских побуждений», по мотивам ненависти или вражды.
В человеческом обществе, по неполным подсчетам, свыше 15 тыс. войн унесли около 3,5 млрд. человеческих жизней. Только за 80 лет ХХ века в мире произошли 154 войны, стоивших человечеству свыше 100 млн. жизней. Какие хищники животного мира могут похвастаться столь массовым уничтожением сородичей?
Итак, агрессия присуща всему живому, насилие – только человеку. По словам нидерландского этолога и орнитолога Николааса Тинбергена, «человек является единственным видом, в котором борьба носит уничтожающий характер».
Надо ли напоминать, что уровень насилия в современной России один из самых высоких в мире? Что нет такого вида насилия – криминального, семейного, полицейского, пенитенциарного, школьного, армейского, – по которому Россия не «впереди планеты всей»?
Озверение человека
Оставим без обсуждения ненаучную гипотезу божественного творения и происхождения рода человеческого от Каина (автор – атеист). Обратимся к социальным причинам, порождающим агрессивность.
Очевидно, у насилия как социального феномена единой причины не существует. Имеется множество факторов, воздействующих на состояние и динамику многообразных проявлений насилия. Это факторы экономические, демографические (пол, возраст, этническая принадлежность), культурологические (принадлежность к той или иной культуре, субкультуре, религиозной конфессии) и даже космические (Александром Чижевским были выявлены корреляционные зависимости между уровнем убийств, самоубийств и солнечной активностью, фазами Луны). Остановимся на одном из главных факторов.
Все свои действия человек совершает в конечном счете для удовлетворения тех или иных потребностей: биологических, или витальных (в пище, в питье, в продолжении рода); социальных (в статусе, престиже, самоутверждении); духовных, или идеальных (поиск смысла жизни, цели существования, стремление к знанию, творчеству, служению другим людям).
Потребности людей для каждого времени распределены относительно равномерно. А возможности удовлетворения потребностей – различны. Некоторая степень неравенства зависит от индивидуальных особенностей человека (ребенок или взрослый, мужчина или женщина, с высоким интеллектом или не очень). Но главным источником неодинаковых возможностей удовлетворять потребности служит социально-экономическое неравенство, занятие людьми различных неоднородных позиций в социальной структуре общества (рабочий или бизнесмен, крестьянин или банкир, школьный учитель или министр).
Социальную структуру общества изображают обычно в виде пирамиды, верхнюю, меньшую часть которой составляет элита общества (властная, экономическая, финансовая, военная). Средняя часть – средний класс. В основании пирамиды, в ее нижней части располагаются низшие слои (малоквалифицированные и неквалифицированные рабочие, сельскохозяйственные наемные работники и т.п.). За пределами официальной социальной структуры (или в самом ее низу – это зависит от точки зрения исследователя) находятся аутсайдеры, изгои (бездомные, безработные, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией). При этом распределение людей по социальным позициям обусловлено прежде всего независящими от них (людей) обстоятельствами – социальным происхождением, принадлежностью к определенному классу, группе, и лишь во вторую очередь – личными способностями, талантом.
Со временем кастовая или средневековая жесткость социальной структуры ослабевает, социальная мобильность растет, однако статистически зависимость от социальной принадлежности остается.
Социально-экономическое неравенство появилось как следствие общественного разделения труда. Дифференциация общества как следствие углубляющегося разделения труда есть объективный и в целом прогрессивный процесс. Однако, как все в мире, она влечет и негативные последствия. Неодинаковое положение социальных классов, слоев и групп в системе общественных отношений, в социальной структуре общества обусловливает социально-экономическое неравенство, различия в реальных возможностях удовлетворить свои потребности. Это не может не порождать зависть, социальные конфликты, протестные реакции, ненависть, принимающие форму различных девиаций, включая насилие.
В генезисе насилия особую роль играет неудовлетворенность именно социальных потребностей – в престиже, статусе, самоутверждении, творчестве. Если неудовлетворенная витальная потребность приводит к «борьбе за существование», то неудовлетворенная социальная потребность – к «сверхборьбе за сверхсуществование». Насилие чаще других нежелательных форм деятельности выступает «средством» самоутверждения, когда в силу различных причин недоступны общественно полезные, творческие способы самоутверждения («комплекс Герострата»).
Глобализация нам поможет…
Процесс социального расслоения усиливается вследствие глобализации. И само это понятие – «глобализация» – многозначно и дискуссионно.
Как все на свете, глобализация имеет свои позитивные и негативные последствия. При этом «позитивность» и «негативность» неравномерно распределяются по странам и регионам. Параллельно с процессом глобализации (и интеграции – например, Европейский союз) идет процесс дифференциации и поляризации. Этот факт зафиксирован неологизмом Роланда Робертсона – «глокализация».
Различают глобализацию экономических, политических, социальных, культурологических, демографических, информационных и прочих процессов. Наиболее кратко глобализацию можно определить как всеобщий (глобальный) взаимообмен. Хотя взаимообмен и взаимопроникновение экономики, культуры, этносов происходил всегда, однако всеобщий, глобальный и молниеносный характер этих процессов стал возможным лишь с появлением современных средств связи, транспорта, коммуникаций. Так что глобализация в современном понимании могла начаться не ранее второй половины ХХ столетия.
Глобализация – объективный процесс, развивающийся независимо от наших желаний (и даже вопреки им). Деятельность транснациональных компаний; взаимозависимость стран (от энергоресурсов, сырья, технологий и т.п.); мировая информационная система (Интернет, спутниковая связь и др.); взаимосвязь крупнейших финансовых систем; интернационализация и интенсификация современных транспортных средств и сетей; интенсивная миграция; использование английского языка как средства международного общения; формирование «общечеловеческих ценностей»; планетарный характер экологических проблем – все это свидетельствует о вполне реальной глобализации экономического, социального, финансового, культурного пространств. Это необходимо отметить, поскольку в российских политических кругах нередко возникает идея «противостоять» глобализации, ратовать за «многополярный» мир. Но закономерные, объективные мировые социальные процессы не зависят от воли политиков или народа. Как пишет Зигмунд Бауман, «глобализация» касается не того, что все мы… хотим или надеемся совершить. Она означает то, что со всеми нами происходит».
Непонимание этого лишь увеличивает разрыв между государствами – лидерами цивилизационного развития и странами-аутсайдерами, к которым относится и Россия. Достаточно сказать, что к 2010 году продолжительность жизни россиян составляла всего 66,2 года (61,1 у мужчин и 74,1 у женщин), это – 160-е место в мире. К 2003 году мужчины в среднем не доживали до «заслуженного отдыха», ибо их продолжительность жизни – 59 лет – была одной из самых низких в мире, наряду с некоторыми африканскими странами. Между тем в Германии в 2010 году продолжительность жизни составила 77 лет у мужчин и 82 года у женщин. Россия занимает одно из первых мест в мире по смертности (16,3 на тысячу жителей; 16–17 – только в Восточной и Центральной Африке, среднемировой показатель – 9). Валовой национальный продукт на одного жителя России составил в 2003 году всего 8920 долл. при среднемировом показателе 8180 долл., тогда как в Люксембурге – 54 430 долл., в США – 37 500, в Норвегии – 37 300, в Японии – 28 620 долл.
Дивный новый мир…
Лучшие представители рода Homo sapiens (правда, думается, что мы скорее subsapiens) всегда стремились представить и реализовать проект идеального общества. Платон и Кампанелла, Томас Мор и Сен-Симон, Бабёф и Оуэн, Маркс и Фурье… Но с осуществлением надежд на «светлое будущее», «Город Солнца», «американскую мечту», «общество всеобщего благоденствия» дела обстояли неважно. «Хотели как лучше, а вышло как всегда» (вечная память Черномырдину).
Все разрастающиеся масштабы взаимного уничтожения людей, тотальность насилия породили серию антиутопий – «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир!» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «Москва 2042» Владимира Войновича, «Записки о Кошачьем городе» Лао Шэ (как актуально в сегодняшней России: котята утром идут в первый класс и к вечеру получают аттестат зрелости, молодые коты и кошки утром поступают в университет, а к вечеру им вручают диплом о высшем образовании, при этом стар и млад потребляют дурман…). Конечно, антиутопии гораздо ближе к реализации, чем утопии. Но Освенцим превзошел все самые мрачные предположения и стал символом XX века. А 11 сентября 2001 года – символ века XXI? А Чернобыль? А «Фукусима-1»? Человечество быстрым шагом идет к самоуничтожению.
«Вместе с человечеством вымрет большое количество различных видов животных, – считает австралийский микробиолог Франк Феннер. – Я думаю, что это необратимая ситуация. Я говорю так не потому, что еще что-то можно сделать. Люди могут только на некоторое время отсрочить неизбежное. Климатические изменения только начинаются, но уже ясен их необратимый характер. Человеческий род исчезнет так же, как исчезло множество видов животных до него».
А вот мнение ученых МГУ: «Когда таяние гренландского ледника достигнет критической отметки, исландская скрепка может разорваться. Тогда Североамериканская литосферная плита устремится вверх, а Евразийская – вниз. Образуется огромный провал, куда хлынет вода… Грянет взрыв, после чего на планете установится нулевая видимость. Произойдет всплеск невиданной сейсмической активности, проснутся спящие вулканы. Океан буквально вздыбится. Вода поднимется на 20–30 км и вызовет дождь библейской силы». Тем не менее dum spiro, spero (пока дышу, надеюсь).
Чем сердце успокоится
«Когда одной-единственной бомбой убивают сто тысяч человек – моя обязанность доказать миру, насколько ценна одна-единственная человеческая жизнь», – сказал Альберт Швейцер.
Надо принять за должное: каждый из нас смертен, человечество конечно (как и все в этом лучшем из миров). Но именно поэтому абсолютна ценность каждого мгновения бытия. Именно поэтому люди не должны бессмысленно сокращать отведенные каждому из нас дни и минуты бытия.
У меня лично нет никаких надежд на человеческое благоразумие. Мучаем друг друга, включая самых близких, самых дорогих, самых любимых; убиваем друг друга из-за денег, из-за «жилплощади», из ревности, куражу ради, из мести, из хулиганских побуждений, потому что сказки одних (христиан, мусульман, иудеев, баптистов, адвентистов, несть им числа) не соответствуют сказкам других (адвентистов, баптистов, иудеев, мусульман, христиан, несть им числа)… Стоит ли все это и тому подобное Жизни – единственной, неповторимой, необратимой для каждого из нас?
Зигмунд Бауман в лекции, которая упоминалась выше, выразил надежду, что поколение молодых (а среди слушателей они преобладали) сумеет обеспечить «позитивную глобализацию». Хотелось бы, конечно.
И «рецепты» просты и известны: ахинса (ненасилие) буддистов, Veneratio Vitae («Благоговение перед жизнью») Альберта Швейцера, принцип ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди, жизненная необходимость утверждения толерантности в современном мире, переполненном оружием и ненавистью.
Во всех странах все СМИ, все семьи, все учителя всех уровней образовательных учреждений, все политики должны воспитывать у всех понимание того, что мы все – жители одной Земли, такой маленькой при современных средствах связи и передвижения; что единственная ценность каждого жителя Земли – его Жизнь, единственная и неповторимая, которую нельзя отнимать во имя чего бы то ни было («благо отечества», «чистота веры», «дело чести»). И что смерть каждого – конец небольшой, но очень индивидуальной, уникальной, неповторимой Вселенной. «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе».