Отношение любой власти в Украине к социальной теме проливает свет на многие вещи, происходящие во власти и в стране. Жаль, что уже подзабылись миллионы социальных споров, выигранные украинцами в судах в предыдущие годы, но в подавляющем большинстве так и не исполненные государством. А ведь сложно найти лучший пример для иллюстрации того, какое место в раскладах любой украинской власти занимают ее собственные интересы, а какое — права и свободы миллионов украинских граждан.
Накануне парламентских выборов 2012 г. социальная тема вновь набирает обороты — от разных политических сил уже потоком льются обещания чуть ли не золотых гор в социальной сфере для многих граждан. В этой связи, кажется, будет весьма уместным вспомнить те «социальные» события, которые происходили в Украине буквально несколько лет назад и которые вряд ли могли бы иметь место в любом цивилизованном государстве.
Многое становится понятно, если проследить за трагической историей закона о детях войны. Тем более что иски граждан, имеющих законные социальные гарантии в рамках этого закона, миллионами как выигрывались, так и складировались в украинских судах — вместе с чернобыльцами, ветеранами войны и т.д.
Данный закон был принят в конце 2004 г., а вступил в силу с 1 января 2006 г. Его продвижение через парламент принято было связывать с социалистами во главе с их лидером Александром Морозом. Новые социальные гарантии, установленные для детей войны, активно эксплуатировались во время парламентской избирательной кампании в 2006 г. Но за кулисами оставался тот факт, что закон не просчитывался в финансовом плане и потому фактически не мог быть выполнен.
Тем не менее судьи в самых разных регионах страны в то время запросто могли рассказать, как социалисты активно агитировали граждан идти в суд и даже помогали им составлять соответствующие иски. А вот тут уже началось дисбалансирующее воздействие нового закона на судебную систему. Логическая цепочка выглядела так: сотни тысяч граждан обращаются в суд; суды удовлетворяют их иски; государство эти судебные решения фактически не выполняет; суды еще больше начинают захлебываться в новых социальных делах, счет которых уже начал идти на миллионы.
Особенно весело ситуация выглядела в 2008 г., когда не только социалисты, но и бютовцы начали помогать гражданам отстаивать их социальные деньги в судебном порядке. Это при том, что Кабмин возглавляла Юлия Тимошенко, а в парламенте была сформирована коалиция с участием БЮТ. В то же время госорганам на местах было отдано указание оспаривать все без исключения решения судов первой инстанции в апелляции. Так, сотнями тысяч социальных исков были перегружены апелляционные суды, где судей несоизмеримо меньше, чем в местных судах. Но гарантированно не давало гражданам получить их «социалку» оспаривание в высших судах — там судьи элементарно не справлялись с таким валом дел, даже если бы работали круглые сутки.
А суть происходящего была проста — не дать людям получить деньги в текущем бюджетном году. С наступлением следующего года предыдущий госбюджет терял силу, а начинал действовать новый госбюджет. И граждане вынуждены были начинать походы в суды заново, но уже — в рамках нового госбюджета. Зато провластные бютовцы были вновь на коне политических дивидендов, возглавляя крестный поход украинцев за социальными гарантиями.
Обжалование было настолько массовым, что многие судьи превратились фактически в писарей, целый день переписывая одни и те же решения в пользу граждан. Достаточно напомнить, что в 2010 г. наши суды вынесли более миллиона решений по поводу социальных выплат одним только детям войны. Громадные суммы на бумагу, марки, конверты, равно как и рабочее время судей сознательно растрачивалось впустую. Ну и граждане, естественно, каждый год оставались с носом — денег в бюджете не было.
Весь этот ворох проблем достался регионалам, заполучившим власть в стране в 2010 г. и — как и все прочие ключевые политические игроки в стране — приложившим руку к созданию этого самого вороха. Они радикально решили острые сложности в социальной сфере, которая была буквально наводнена заведомо невыполнимыми социальными законами, давшими дорогу к власти не одному поколению украинских политиков. Регионалы тихо и подпольно затеяли передачу Кабмину полного управления размерами социальных гарантий, прикрываясь при этом требованиями Европейского суда по правам человека, касавшихся тотального невыполнения государством решений своих же национальных судов.
Весь 2011 г. ушел у регионалов на то, чтобы добиться следующей картины: социальные гарантии у граждан по закону есть, но на деле Кабмин имеет все полномочия, чтобы проставить 0 грн. напротив каждой такой социальной гарантии. В итоге в начале 2012 г. Конституционный суд вынес по этому поводу такое замысловатое решение, что позволило регионалам сполна реализовать свой «социальный план».
Об украинской социальной сфере можно было бы сказать многое, о чем бы хотели умолчать многие политики — особенно накануне общенациональных выборов. Но, в любом случае, радикально измениться ситуация может, по всей видимости, только в одном случае — если простые украинские граждане реально и в полном объеме осознают, кто и в каком объеме их обманывает, не собираясь за это нести никакой ответственности и даже не чувствуя укоров совести. Одних изложенных выше историй с социалкой должно быть достаточно для граждан, чтобы проблема голосования на грядущих парламентских выборах стала для них чуть менее сложной.