Во всех более-менее развитых демократиях проблем избирательных комиссий не существует. Они формируются из чиновников органов местного самоуправления или же других властных структур и всех это устраивает, потому что никто из мало-мальски заметных политических игроков не говорит, что подобным образом сформированные комиссии не так организуют выборы, не так посчитают голоса.
О богах, не признающих инструкции ЦИК
В Украине же местным властям не доверяют. И комиссии создаются из представителей самих субъектов избирательного процесса (т. е. партий — на парламентских выборах и кандидатов в президенты — на президентских). Такой порядок поддерживается и международными наблюдателями. Однако проблемы возникают с каждыми выборами, и причина в том, что неизменно среди субъектов выборов бывает немало представителей технический партий или кандидатов, которые участвуют в избирательной гонке исключительно для того, чтобы иметь места в комиссиях.
Но нынешние выборы могут стать самыми скандальными в этом плане. Причиной тому распределение мест в окружных избиркомах. Напомню, что согласно закону, там может быть от 12 до 18 членов (но практически везде они заполнены по максимуму, и всего в ОИК в нынешнем году будут работать свыше 4000 человек). По одному месту в окружкомах получают представители каждой политической силы, преодолевшей процентный барьер на прошлых выборах. Все остальные места распределяются по жребию среди партий, выдвинувших хоть одного кандидата, включая и нынешние парламентские партии. Поэтому последние теоретически могли бы иметь даже по два представителя в окружкомах, если бы жребий был к ним благосклонен. Но он отвернулся и от них, и от абсолютного большинства из 87 представленных на выборах партий.
В итоге во всех 225 комиссиях будут представлены такие политические силы, как «Зеленая планета», «Народно-трудовой союз», «Молодь до влади», «Братство», «Русь единая». Из них в выборах по общенациональному округу участвуют лишь первые две, а прочие вместе взятые выставили лишь 5 кандидатов в мажоритарных округах.
От 212 до 223 мест, т. е. представительство почти во всех окружкомах, будут иметь «Украина — Вперед!», Либеральная партия, «Русский блок», Христианские демократы, «Єдина родина», Союз анархистов, «Русское единство». Последние 4 выставили кандидатов также лишь в мажоритарных округах (в общей сложности — 11). В большинстве округов (178) представлена УНП, многие лидеры которой идут по спискам «Нашей Украины» Ющенко. Иногда будут попадаться в окружкомах представители «Единого центра» (43) и Народной экологической партии (32). От 1 до 5 мест будут иметь «Народный рух», «Солидарность женщин Украины», «Гражданская солидарность» и «Сам за себя».
Да, можно было заранее предположить, что во всех избиркомах большинство составят представители слабых или откровенно маргинальных партий (даже автору этих строк и другим профессионально интересующимся политикой названия многих из них стали известны лишь в ходе нынешней предвыборной кампании). Ведь такие партии составляют большинство среди участников избирательного процесса, а по закону все они имеют равные права. Проблема в том, что одни из этих партий получили максимум возможного, а другие — абсолютное большинство — ничего. В том числе УДАР и «Свобода», чье возмущение в силу политического веса обеих партий особенно заметно.
А ведь здравый смысл и чувство справедливости подсказывают, что места в комиссиях должны были бы достаться всем непарламентским партиям (тем более что на предыдущих очередных выборах Рады — в 2006-м — так и было).
Член ЦИК, которого обычно связывают с оппозицией, Андрей Магера сказал, что итоги жеребьевки сложились так, как пожелала богиня Фортуна. Однако боги действуют по собственной воле, а не по правилам, придуманным для них людьми. В данном же случае такой исход жеребьевки был запрограммирован.
Ведь порядок проведения жеребьевки не закреплен избирательным законом. Он отдан на откуп Центризбиркому. И ЦИК определил этот порядок постановлением, принятым еще 19 апреля. Жеребьевка проводилась по принципу «победитель получает все», то есть партия со счастливым номером удовлетворяла все свои претензии на представительство, а партия с несчастливым — не получала ничего.
По сходной схеме проходила на местных выборах-2010 жеребьевка представительства в теризбиркомах. Так, из крупных непарламентских партий «Сильная Украина» получила 144 представителя (подала 363 кандидатуры), «Фронт перемен» — 272 (329), «Единый Центр» — 29 (274), СПУ — 18 (228), «Свобода» — 105 (205), «Гражданская позиция» — 20 (41). Бросалось в глаза, что отчего-то «Фронт перемен» получил тогда почти максимум возможного, а вот социалисты и единоцентристы — очень мало.
Тогда в сообщении УНИАН о порядке жеребьевки говорил тот же Магера. Он «объяснил, что жеребьевка проводилась по такому механизму: первые три партии, участвующие в жеребьевке, получили безусловное представительство во всех ТИК, в которые подавали кандидатуры. В частности, это Украинская партия, Патриотическая партия Украины и политическая партия «Дети войны — Народная партия Украины». Начиная с четвертой партии, участвующие в жеребьевке получали места в ТИК только в случае наличия в составе комиссий свободных вакансий, которые еще не были заполнены во время жеребьевки».
Три упомянутые малоизвестные партии, которым повезло на жеребьевке больше всего, претендовали на ограниченное число вакансий. И в целом конкурс тогда был небольшой — 2781 кандидат на 1233 места в 411 ТИК (еще в 259 ТИК даже конкурса не было). А вот если бы эти партии выставили по одному кандидату на все 411 теризбиркомов, то без представительства там оказались бы все прочие непарламентские силы, включая тех, которые на тот момент возглавляли Тигипко и Яценюк. Естественно, в таком случае произошел бы громкий скандал. А так все сошло тихо.
Сразу было понятно, что избежать скандала при сохранении подобного порядка жеребьевки на парламентских выборах вряд ли удастся. Ведь логично предполагать, что конкурс на места в окружкомах будет несравненно большим, а значит — и куда больше вероятность того, что среди обиженных окажутся видные политические силы.
Были возможности попытаться предотвратить такой сценарий. Во-первых, на стадии подготовки избирательного закона (достаточно прописать там порядок жеребьевки). Во-вторых, постановление ЦИК от 19 апреля можно было сразу обжаловать в суде как нарушающее равенство возможностей, заложенное в самом законе. Но этого сделано не было. Выходит, тогда все всех устраивало?
О пальце как источнике аргументов
Но теперь те, кто раньше был доволен, начинают говорить о несправедливости и обращать на это внимание европейских наблюдателей. А человеку со стороны, даже не испытывающему каких-либо предубеждений в отношении украинской власти, такой порядок жеребьевки действительно может показаться более чем странным.
А ведь непредубежденных наблюдателей найти очень трудно. Реакция европейских политиков — пока на уровне представителей Европарламента — на закономерно ожидаемый отказ в регистрации осужденных Тимошенко и Луценко ясно показывает, что на Западе заранее настроены не признавать будущие парламентские выборы демократичными. Настораживает то, что в отношении Украины ранее из уст западных политиков не звучало столько циничных и высосанных из пальца аргументов.
Например, вице-президент Европейской народной партии депутат ЕП Яцек Сарюш-Вольски (Польша) назвал этот отказ нарушением Конституции.
В подобных заявлениях европейских политиков можно увидеть ответ на внешнеполитическую часть предвыборной программы Партии регионов. В отличие от программ других видных партий она более подробна (УДАР и «Украина — Вперед!» вообще о внешней политике ничего в этих документах не записали), и там, в частности, сказано:
«У міжнародній політиці виступаємо за:
— здобуття асоційованого членства в Євросоюзі, створення зони вільної торгівлі, зняття візових бар'єрів між Україною та ЄС;
— стратегічне партнерство з Росією, США, Китаєм».
В предвыборной программе кандидата в президенты Виктора Януковича шла речь о стратегическом партнерстве с Россией, ЕС и США. Сейчас ЕС не фигурирует в ряду стратегических партнеров, но не надо думать, что таким образом «регионалы» выразили охлаждение в отношении Евросоюза. Напротив, слова нынешней программы — четкий сигнал об абсолютной приоритетности отношений с ЕС в сравнении со всеми другими векторами.
Ведь если Украина заключает с ЕС договор об ассоциации (понятие же «ассоциированное членство» — это миф, о чем «2000» многократно писали), то некорректно будет говорить о партнерстве с Евросоюзом, даже стратегическом. Ибо ассоциация — больше, чем партнерство. Украина в этом случае становится уже субъектом ЕС, причем в основном с обязанностями, а не с правами. И те, кто составлял программу партии, это, безусловно, понимали. Более того, наверняка по дипломатическим каналам постарались растолковать это европейцам. А те по части таких намеков понятливые.
Европейским же ответом на все эти прогибы надо считать слова председателя комитета по иностранным делам Европарламента Элмара Брока: «Украинские выборы не могут быть расценены как свободные, прозрачные и честные. Это (отказ в регистрации Тимошенко и Луценко. — С. Б.) открытое нарушение верховенства права и демократии. ЕС и Европарламент найдут правильные ответы в нужный момент. В Киеве никто не должен надеяться, что все закончится и будет забыто после сфальсифицированных выборов».
О продолжающей «объединяться» оппозиции
То, что ситуация в мажоритарных округах становится все менее благоприятной для оппозиции (в целом), уже очевидно всем. Естественно, появились призывы со стороны оппозиционной общественности к ее лидерам «по результатам социологических опросов и переговоров согласовать единых кандидатов в народные депутаты...» (УНИАН) Идею поддержал Виталий Кличко, заявивший: «Мы взяли на себя обязательство — подчеркну, пока что в одностороннем порядке — в случае, если представители других оппозиционных сил будут иметь большую поддержку людей, представители УДАРа даже после регистрации снимут свои кандидатуры в пользу единого кандидата. Мы уверенны, что к осени оппозиция должна выйти на формулу «один округ — один кандидат». (pik.ua)
Еще когда стало известно, что УДАР своими кандидатами закрывает пока все округа (для сравнения «Украина — Вперед!» — при всех ее финансовых возможностях — выдвинула лишь 109 мажоритарщиков), можно было предположить, что Виталию Кличко присутствие своих кандидатов во всех округах нужно для торга с «Батькивщиной» и ВО «Свобода» о взаимном снятии кандидатур поближе ко дню голосования. Но вряд ли они приведут к какому-либо результату.
Помимо прочего, как правило, кампания в мажоритарных округах ведется на средства самого кандидата (или его «персональных» спонсоров), а значит, крайне сложно будет убедить такого человека пожертвовать не только личными амбициями, но и уже вложенными средствами ради успеха общего дела. Да, выдвинувшая кандидата партия вправе не позднее чем за две недели до выборов отозвать его, но можно только представить, к каким скандалам (причем на финише избирательной гонки) это может привести.
Впрочем, очевидно, что среди 223 кандидатов от УДАРа немало заведомо непроходных, не располагающих достаточными возможностями для ведения полноценной кампании кандидатов. Вполне вероятно, что ближе ко дню голосования они действительно снимут свои кандидатуры (особенно в округах, где и у единого кандидата оппозиции никаких шансов) в одностороннем порядке для того, чтобы продемонстрировать «жертвы», на которые пошел УДАР ради общего успеха оппозиции. Это было бы удачным ходом на фоне того, что выяснение — кто менее раскольник и более оппозиционер — ближе к выборам будет все более острым. Вероятно, этот ход и анонсировал своим односторонним обязательством Виталий Кличко.
Пока же Александр Турчинов в интервью скептически отозвался о возможности координации мажоритарных кандидатов с УДАРом, напомнив, что все предыдущие попытки договориться с Кличко закончились неудачей. «Он начал рассказывать, что нужно проводить в сентябре праймериз. Ну, давайте. Я посмотрю, как будут за месяц до выборов сниматься кандидаты от УДАРа». (news.liga.net)
Турчинов также сообщил: «Мы планируем провести по списку не менее 130 человек. И не менее 70 по округам». Беспредельный оптимизм Александра Валентиновича относительно успеха списка ОО (его расчеты означают, что «Батькивщина» получит более 50% по спискам, чего не бывало ни с одной партией в современной Украине!) объясняется стремлением показать, что при формировании последнего никто не обижен. Но звучит это не очень убедительно, лишний раз подчеркивая внутриоппозиционные проблемы. Показательно, что шансы в округах он оценивает куда более здраво.
О лидерстве по общепартийным спискам
Однако, на наш взгляд, правящей партии не стоит заранее праздновать грядущий «триумф». На минувшей неделе были опубликованы данные соцопроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и социологической службой Центра Разумкова с 10 по 15 августа, согласно которому за Партию регионов готовы проголосовать 28,1% среди тех, кто намерен прийти на выборы, причем по сравнению с июнем рейтинг политической силы увеличился на 0,5%. За ВО «Батькивщина» готовы проголосовать 25,6% — столько же, сколько и в июне. За партию УДАР — 11,5%. Рейтинг этой политической силы вырос по сравнению с июнем (9,7%).
За КПУ готовы проголосовать 8,2% избирателей, рейтинг партии вырос в сравнении с июнем на 1,1%.
Партия Натальи Королевской «Украина — Вперед!» потеряла почти 0,6% — ее рейтинг снизился по сравнению с июнем с 4,6% до 4,0%. А ВО «Свобода» набрала 0,7% с 3,1% до 3,8%. (УНИАН) Следовательно, даже если голоса неопределившихся избирателей (таковых из намеренных голосовать — 14,4%) распределятся в такой же пропорции, как и голоса определившихся, партии Королевской и Тягнибока все равно не преодолевают 5%-ный барьер.
Таким образом, ПР вместе с КПУ набирает 36,3% против 37,1% у двух «непримиримо» оппозиционных партий. Это перевес в рамках статистической погрешности, но суммарное превосходство оппозиции дают и два опроса, проведенные другими соцслужбами, данные которых мы привели неделей ранее. Ситуация станет еще более сложной, если пятипроцентный барьер преодолеют однозначно оппозиционная «Свобода» и пусть достаточно формально, но оппозиционная «Украина — Вперед!»
Ведь, вне всякого сомнения, оппозиционеры будут всячески оспаривать итоги выборов вплоть до попытки нового Майдана, и их перевес, даже микроскопический, в пропорциональной части парламента наверняка будет использован как веский повод в пользу того, что новая Рада не отображает реальных предпочтений украинцев. Поэтому достижение (вместе с потенциальными союзниками) хотя бы символической победы в голосовании по партийным спискам становится главной стратегической задачей «регионалов».
Электоральный раскол Украины, как показывают все опросы, только усиливается, о чем говорит и незначительная динамика изменения рейтингов ведущих политических сил. Основная масса избирателей четко делит партии на «своих» и «чужих», за которых он не будет голосовать ни в коем случае, а значит — остаются «свои», какие бы претензии к ним ни накопились.
Характерно, что по данным опроса, УДАР набирает на западе 16% и 17% — в центре, против 5% на юге и на востоке. (УНИАН) Т. е. имевшая место в последние месяцы «оранжизация» Виталия Кличко было «оценена» избирателями (только «оценки» на Западе и Востоке оказались диаметрально противоположными)
Показательно и то, что единственной из реально претендующих на попадание в парламент партией, сдавшей позиции, оказалась «Украина — Вперед!» — единственная же ныне пытающаяся удержаться в центристской нише: ее лидеры всячески избегают высказываться по «языковому» и прочим острым вопросам гуманитарного толка, в крайнем случае — дают уклончивые ответы. Хотя, конечно, абсолютизировать значение этого падения рейтинга Наталии Королевской мы не будем — сказалось и исчерпание первоначального импульса массированной кампании по раскрутке нового политического бренда, и отсутствие нового «креатива» в ее кампании. Еще одна проблема партии в том, что в ее электорате велика доля молодых избирателей, которые четко не определились, пойдут ли они голосовать, а иногда и не смогут это сделать, поскольку живут не по месту регистрации и не изменили свой избирательный адрес в реестре избирателей.
Остальные «игроки» все больше ищут резервы на своем электоральном фланге. «Оранжевые» партии, нещадно критикуя нынешнюю власть, стараются тем временем «отщипнуть кусок» у идейно близких партий как за счет взаимных колкостей, так и все большей радикализации своей позиции в гуманитарных вопросах, т. е. на расширение своей поддержки за счет разочаровавшегося в «регионалах» восточного избирателя они не рассчитывают.
Возможное исключение — УДАР, который в День независимости решил воздержаться от политических мероприятий, но провел масштабную акцию «Очистим Украину от мусора». Как сообщает сайт партии: «За ініціативою лідера партії, УДАР відзначив День незалежності конкретною справою — прибиранням міст і сіл від сміття... В УДАРі переконані, що серед нинішніх політиків модно рятувати країну на мітингах або у ток-шоу, але бракує конкретних вчинків... Важливіше разом продемонструвати політику конкретних справ, спочатку малих, потім більших. Головне, щоб вони об'єднували суспільство».
В чей адрес направлена «шпилька», вполне очевидно — лидеры ОО Турчинов и Яценюк в последнее время не замечены в работе «на земле», в поездках по стране, во встречах с избирателями. Вся их предвыборная активность сводится к созданию информационных поводов непосредственно в столице — интервью, «пиар-иски» в суд, шествие и митинг оппозиции в День независимости. Возникает даже подозрение, что они, учитывая сложную обстановку в оппозиционном стане, просто опасаются покидать Киев во избежание каких-либо неожиданностей. Ведь как показывает опыт, «неожиданности» чаще всего происходят именно тогда, когда их «жертвы» в отъезде.
Впрочем, и Виталий Кличко в последнее время в «офлайне» не появляется, не участвовал он и в акции «Очистим Украину от мусора». Видимо, это связано с проходящей в Альпах его подготовкой к боксерскому поединку 8 сентября в Москве, «дежурная» победа в котором должна с лихвой компенсировать потери от длительного неучастия лидера непосредственно в избирательной кампании. «Очень хочу, чтобы 8 сентября в Москве прозвучал украинский гимн и поднялся украинский флаг» — весьма удачно он объяснил выбор места поединка. Тем не менее неучастие в инициированной им же акции нельзя не отнести к очевидным просчетам.
А вот Наталия Королевская за неделю посетила четыре региона, а в День независимости спустилась в шахту на Луганщине. Во всех поездках ее сопровождал Андрей Шевченко, из чего можно сделать вывод, что никакой самостоятельной роли для него не предусмотрено.
Впрочем, не будем исключать, что знаменитый футболист просто проходит сейчас курс молодого игрока команды первой политической лиги. Станет ли Шевченко сильным игроком, сможет ли он помочь своей команде перейти в премьер-лигу, а затем и пройти в парламент — пока большой вопрос. Но игра стоит того — в случае успеха и Шевченко, и его новых соклубников ждут вожделенные премиальные. Так что «Украина — Вперед!» — это не просто лозунг на злобу дня.