Антимонопольный комитет обвинил крупнейшие украинские торговые сети в картельном сговоре. В списке – «АТБ-Маркет», «Фуршет», «Ашан» и еще полтора десятка ритейлеров. Предварительные выводы расследования (есть в распоряжении Forbes) ошеломляют.
По мнению Комитета, ритейлеры договорились об антиконкурентных согласованных действиях, результатом чего стало повышение цен на продукты питания в 2010-2011 годах. Ведомство намерено оштрафовать 18 компаний сразу по двум пунктам претензий, причем каждый из них может обойтись сетям в максимальные 10% от оборота за предыдущий год. Это – 13,4 млрд гривен в пересчете на финрезультаты лишь 6 крупнейших ритейлеров, и около 20 млрд гривен в целом.
Предыдущий рекорд в так называемом «деле мебельщиков» – 419 млн гривен.
Пункты претензий
Расследование о деятельности продуктовой розницы в Украине было начато Антимонопольным комитетом в мае 2012 года. По данным Госстата, в 2010-2011 годах индекс потребительских цен в Украине вырос на 13,5%, тогда как цены на основные продукты питания в розничных сетях Киева увеличились на 22-38%, а на некоторые продукты – на 50-70%.
Черный список: «Фоззи-Фуд», «Фора», «Фуршет» (и ряд дочерних предприятий) «Ашан Украина», «Фудмаркет», «АТБ-Маркет», «Эко», «Адвентис», «Билла-Украина», «Край-2», «Новус Украина», «Икс 5 Ритейл Групп», «Спар-Центр», «Бимаркет», «Метро Кеш энд Керри Украина и «АС Нильсен Украина».
В ведомстве заподозрили, что причина – в том, что ряд крупнейших ритейлеров требовали от поставщиков отсрочки платежей (до 120 дней) и оплаты различных дополнительных услуг (реклама, бонусы и прочее), которые достигают 5-10% от стоимости поставленного товара. Претензии выставлены лишь к компаниям, которые имеют магазины в столице, вне зависимости от расположения их центрального офиса.
Предварительные выводы расследования – более чем двухсотстраничный документ – были разосланы компаниям в начале прошлой недели. Ритейлеры подтверждают факт получения документов. «Мы выявили и разоблачили картель», – заявил в пятницу в разговоре с Forbes замглавы АМКУ Рафаэль Кузьмин.
По мнению специалистов ведомства, большие торговые сети нарушили антимонопольное законодательство сразу по двум параметрам. Во-первых, они согласовывали между собой формат работы с поставщиками, что ущемляло интересы последних.
«По мнению АМКУ, сети не могут детально объяснить экономическую обоснованность стоимости этих услуг. К примеру, почему за маркетинговые услуги платится именно 3% или, скажем, 10% от стоимости товара», – подчеркивает партнер МЮФ Integrites Александр Алексеенко.
Наравне с розницей фигурантом расследования является исследовательская компания AC Nielsen. Вторая претензия АМКУ – 18 крупных торговых сетей создали картель, в центре которого находится AC Nielsen. «Nielsen – якобы коммуникатор нашего сговора. Вы считаете это нормальным?» – удивляется основной владелец компании «Фуршет» Игорь Баленко.
Рафаэль Кузьмин поясняет: «Картель обменивается между собой информацией, что приводит к согласованию цен, и вследствие этого – к одновременному необоснованному повышению стоимости товаров». «Претензия к Nielsen состоит в том, что она собирает информацию с сетей, и без особой обработки рассылает эти данные по рынку. Это, по мнению Комитета, дает сетям возможность согласовывать свое поведение», – констатирует Алексеенко.
В итоге по каждому из двух пунктов претензий АМКУ предлагает наложить на компании штраф в размере до 10% выручки за 2012 год. То есть всего до 20% от оборота каждого из фигурантов расследования.
Nielsen, в отличие от ритейлеров, финансовые санкции не грозят, по крайней мере, на текущем этапе. Ее АМКУ лишь планирует обязать «прекратить сбор и распространение информации, которая приводит к ограничению конкуренции на рынках Украины».
АМКУ выигрывает 90% судов
Точные суммы штрафов еще не ясны. Компаниям дано 10 дней на ознакомление с выводами расследования. «Сейчас мы ждем ответов субъектов хозяйствования о том, какие аргументы они могут противопоставить нашим выводам. Мы проанализируем эти аргументы, а затем будем выносить решение», – объясняет Кузьмин. Несогласные компании смогут подать на решение в суд. Но статистика судебных решений говорит, что Комитет выигрывает в 90% случаев, отмечает Алексеенко.
Он считает, что финальные суммы штрафов наверняка будут меньше 10% от оборота. Наложение штрафа в размере 10% от оборота в украинской практике – исключение, а не правило, подчеркивает он: в среднем финальный размер штрафа, по его словам, колеблется в пределах от 1% до 5% оборота.
Но здесь возникает другая сложность. Законодательно не определено, от чего зависит размер штрафа, а потому сейчас в силу вступит способность убеждать АМКУ в своих аргументах каждой отдельно взятой компании. В Украине это означает высокие коррупционные риски.
К тому же, даже если АМКУ снизит предельный размер одного штрафа, скажем, до 3-5% от оборота, штрафов для каждой компании предполагается два – то есть все равно очень болезненно. При этом, если по первому пункту претензий Комитету будет сложнее выстроить адекватную юридическую защиту, то в вопросе маркетинговых наценок и бонусов его позиции в разговоре с розницей – куда более сильны, считает юрист.
Попали под трактор
С учетом всех этих факторов ритейлеры, каждому из которых грозит штраф от нескольких десятков миллионов до двух миллиардов гривен, настроены более чем пессимистично.
Высказываться официально большинство из них пока не хотят. В Fozzy Group отказались от комментариев. Жерар Галле, генеральный директор «Auchan-Украина», сказал Forbes, что не получал никаких предварительных выводов. Начальник отдела по связям с общественностью компании «АТБ» Анна Личман лишь уточнила, что компания осведомлена о существования расследования, и готова предоставить АМКУ запрашиваемые данные.
Но неофициально несколько собеседников в различных ритейлерах не сдерживают эмоций. «По Украине едет трактор, и сейчас ему под колеса попала наша отрасль. Если Комитет примет решение в его нынешнем виде, на следующий день все попавшие под удар торговые сети будут банкротами», – говорит на условиях анонимности топ-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.
Доводы комитета убедительными им не кажутся. Торговцы признают, что цены на продукты в 2010-2011 годах росли, и довольно заметно, но отрицают свою причастность к их удорожанию. «Причина этого – в росте стоимости продуктов у производителя. Это можно легко проверить – динамика торговых наценок и маркетинговых платежей в тот период у нас не менялась, а, значит, не могла спровоцировать рост цен», – поясняет один из руководителей другого крупного ритейлера.
Если у международных компаний, таких как Metro, будет возможность компенсировать проблемы в Украине за счет других рынков, то украинские сети выхода просто не видят, говорит один из собеседников Forbes.
Еще один существенный повод для беспокойства компаний – «рассылка» АМКУ. Отправив ритейлерам общие предварительные выводы расследования, Комитет попутно «засветил» перед конкурентами ряд конфиденциальных финансовых данных, касающихся маркетинговой политики, расчетов с поставщиками и др.