Украина заняла миллиард долларов на рынке евробондов.
Под гарантии США, поскольку Киеву как суверену сегодня на рынке никто не одолжит.
Министр финансов называет случившееся «правильным шагом» и «победой», словно Украина продала за рубеж товаров или услуг на 1 млрд долл.
Или каким-то образом избавилась от иждивенцев, которые этот самый «ярд» потребляют.
Чему радуются в финансовом ведомстве, и что стоит сдержанно воспринимать налогоплательщикам?
1. Тому, что рыночные игроки готовы одалживать Вашингтону деньги. Да, готовы. Впрочем, зная, что это для Украины, кредиторы требуют премии. И размещение идет по ставке 1,47% годовых, что на 30 с лишним базовых пунктов выше, чем собственно для США (текущая доходность пятилетних Treasuries — 1,15%).
2. Решение Байдена выдать гарантии Порошенко напрямую связано с решением МВФ о выделении третьего транша и вторым пересмотром программы EFF. Решение было принято 14 числа, и уже неделю как фонд не публикует текст Staff Report и Second Review, что является ненормальной практикой.
Более того, украинская сторона не публикует текст меморандума, который она подписала в качестве обращения к совету директоров МВФ и где прописаны все важные обязательства страны, в том числе сроки выполнения этих обязательств.
3. Украинское правительство, согласно неофициальной версии документации с МВФ, обязалось обеспечить «оборот земель сельхозназначения», «привести в порядок оформление субсидий к размеру бюджетного дефицита», а также провести «параметрическую пенсионную реформу».
Все это требует четкого разъяснения президента и премьер-министра, что именно предлагается сделать. Вместо этого Владимир Гройсман говорит о неких консультациях с парламентом и экспертами, дескать, решения еще не приняты. Тогда как МВФ дает деньги не на консультации, а под реализацию обещанного.
4. Министр финансов Александр Данилюк не особо скрывает радость от того, что удалось попросту более-менее вернуться в плановое финансирование текущего госбюджета, который недовыполняется на 5%.
Поскольку недособирается рента, нет значительных плановых поступлений от приватизации и работы антикоррупционных органов. Это, кстати, ключевая причина, почему МВФ тянул с траншем целый год.
5. Информацию об исполнении бюджета можно получить лишь в формате оперативных платежей в системе E-Data и по прошествии месяца в свернутом виде согласно отчетам Казначейства. Оценка эффективности расходов бюджета при таком состоянии доступа общественности к информации крайне затруднена.
6. Следует понимать, что девальвация гривни в ближайший месяц маловероятна, поскольку правительство часть денег намерено конвертировать в гривню: замминистра финансов Юрий Буца написал, что «кошти підуть на соціальну підтримку». А для этого нужна нацвалюта.