На днях власть в очередной раз озаботилась практикой смешения нефтетрейдерами взрывоопасных химикатов с целью повышения октанового числа автомобильных топлив. При этом правительство уже неоднократно и безуспешно пыталось уменьшить долю фальсификата на украинском рынке нефтепродуктов (вспомним громкие кампании 2007–2009 и 2011–2012 годов).
Возможно, к этой проблеме никто еще долго бы не возвращался. Но, как бы цинично это ни звучало, появился повод в виде взрывов резервуаров одной из самых крупных нефтебазстраны на Киевщине.
Еще один налог
О нелегальном секторе нефтерынка страны заговорил даже нефтяной магнат Сергей Тищенко, один из самых непубличных трейдеров нашей страны. (Основанная им группа компаний «Фактор» постоянно входит в пятерку крупнейших игроков украинского оптового рынка нефтепродуктов.) По его словам, в комитет по налоговой политике ВР уже направлено предложение о вводе акцизной накладной при импорте нефтепродуктов и нефтехимии, которая применяется для создания смесевых бензинов (повышение октанового числа с помощью различных присадок).
Как заверяют авторы инициативы, новая система контроля сделает производителя дизтоплива или бензина агентом Государственной фискальной службы (ГФС) по уплате нового налога и будет отвечать за выпуск акцизных накладных. Тищенко уверен, что эти меры увеличат степень легальности рынка и контроля качества. «При таких условиях 5%-ный налог на розницу с заправочного пистолета АЗС точно попадет в местный бюджет.
Сейчас на рынке нефтепродуктов присутствует до 40% контрафакта и контрабанды.
О какой конкуренции может идти речь, если за тонну нефтепродуктов я плачу на $400 больше, чем контрабандист, что приводит к разнице в цене на литре бензина в 7–8 грн.», — объяснил бизнесмен мотивацию предложенных парламенту изменений.
На словах все выглядит замечательно. Однако узким местом новой акцизной реформы является ее административно-бюрократическая составляющая. А именно — кто будет определять, какая нефтехимия годится для производства суррогата автомобильного топлива, а какая нет? Предполагается, что вопросом займутся ГФС и по ее представлению в случае выявленных нарушений — МВД.
Ранее, в 2001–2011 годах, эта сфера находилась в компетенции профильной межведомственной комиссии правительства при Минтопэнерго и Центральной энергетической региональной таможне (ЦЭРТ) Гостаможслужбы. Их влияние на весьма чувствительную сферу контроля над импортом и качеством нефтепродуктов было сбалансировано. Ведь в те годы масса нелегального бензина на рынке страны достигала минимального уровня за всю историю независимости. Если до создания ЦЭРТ в 2000 году доля контрафакта составляла не менее 30%, то затем она сократилась до 15–20%.
Это нравилось далеко не всем представителям большого бизнеса. И именно это недовольство привело к слиянию Гостаможслужбы с ГФС, а затем и к ликвидации ЦЭРТ. Уже в 2011–2013 годах доля суррогата на рынке вернулась на уровень 35%, а сегодня, по оценкам трейдеров, и вовсе достигла 40%.
Наблюдатели полагают, что новая акцизная система контроля над рынком нефтепродуктов чревата бесплодным экспериментом, ведь, к примеру, и ГФС и МВД много лет отвечали за фронт борьбы с нелегальными врезками в нефте- и продуктопроводы, но особых побед на этом поприще не одержали. Количество нелегальных трубопроводов год из года, наоборот, только растет. Такого же результата вполне можно ожидать от любых шагов, направленных на превращение контроля над рынком нефтепродуктов в монополию этих ведомств.
Кабинетная конкуренция
Эксперты считают, что политическая интрига вокруг этих начинаний закручена вокруг давно назревающего противостояния между двумя ведущими членами правящей парламентской коалиции — «Народным фронтом» (НФ) Арсения Яценюка и Блоком Петра Порошенко (БПП).
Судя по всему, акцизная инициатива принадлежит НФ, куда входит глава комитета ВР по обороне Сергей Пашинский. А на связь Сергея Владимировича с Тищенко в одном из интервью недавно указывал представитель парламентского комитета по вопросам ТЭК Александр Онищенко.
Но акцизная инициатива далеко не единственный креатив НФ на поприще нефтяных реформ. Адепты партии Яценюка намерены добиться создания государственной компании — оператора на рынке нефтепродуктов.
«С точки зрения государственных интересов нужно было бы создать крупную транснациональную компанию с офисом в Киеве, акции которой котировались бы на фондовых биржах Варшавы, Лондона, Франкфурта. Такой национальный оператор нужен, это же вопрос энергетической безопасности», — объяснил свое видение Сергей Тищенко.
По предварительным данным, основой новой госкомпании должны стать активы дочернего предприятия трубопроводной монополии «Укртранснафта» — ООО «Укртранснефтепродукт» в составе ряда нефтебаз по всей стране, крупного подземного хранилища в Лубнах и украинского сегмента самого протяженного в Европе нефтепродуктопровода Самара — Западное направление (Мозырь — Ужгород).
Получается, премьер-министр и его партия намерены ужесточить политику государства на нефтерынке всего лишь с помощью двух инструментов. Во-первых, путем создания компании-оператора для расширения роли правительства в импорте нефтепродуктов. Во-вторых, с помощью акцизной реформы для поставок избранного списка нефтехимикатов.
Отметим, что на рынке оборачиваются многие сотни товарных химикатов и полуфабрикатов нефтепереработки, из которых можно изготавливать бензин-суррогат. И если парламент примет предложения Тищенко, одни химикаты могут периодически включаться в акцизный список росчерком пера чиновников ГФС, а другие — таким же образом исключатся.
По логике политической конкуренции между партиями Президента и премьера альтернативу этим нефтяным реформам мог бы сформировать назначенный по квоте Президента руководитель Минэнерго Владимир Демчишин.
В компетенции министра находится, в частности, ключевое решение проблемы импорта как такового через выработку путей развития государственных активов в добыче и переработке нефти. Ведь импорт доминирует над внутренним рынком не в последнюю очередь потому, что государство давно самоустранилось от ответственности за сферу сырьевого обеспечения собственного производства нефтепродуктов.
Пока сказать свое веское слово в определении нефтяной стратегии Украины главное топливное ведомство не может по причинам политической целесообразности. Развитие «Укрнафты» и Кременчугского НПЗ, в капитале которых заложена значительная доля государства, пока эксклюзивно и много лет подряд находится в ведении Игоря Коломойского.
Похожая ситуация с компанией «Укргаздобыча» — владельцем Шебелинского ГПЗ (второго по значимости производителя нефтяного конденсата в стране). До 2014 года ее управление и развитие было отдано на откуп Дмитрию Фирташу. Ныне, по мнению экспертов, стратегию компании определяет владелец — создатель сети автозаправок WOG народный депутат Игорь Еремеев.