Всё началось 7 декабря 2017 года, когда Верховная Рада принимала бюджет страны и вносила соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Тогда приняли решение отменить возмещение НДС при экспорте подсолнечника, рапса и сои с 1 марта 2018 года. Логика власти в этом вопросе была достаточно простой: отмена возмещения НДС даст стимул развивать переработку масличных культур.
Работать это должно так: экспортёры не могут претендовать на возмещение НДС при продаже сырья за границу, и им становится выгоднее продать урожай внутри страны — на переработку. Однако многие агрокомпании планируют структуру посевов как минимум на сезон вперёд и делают закупки посевного материала и части удобрений, средств защиты растений заранее. Естественно, нововведением оказались недовольны и основные импортёры украинской сои, главным образом российский бизнес. Волна недовольства аграриев, направленная «в правильное русло» несколькими общественными организациями, прокатилась по стране.
Кто против?
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики предложил отсрочить отмену возмещения НДС при экспорте для сои с 1 сентября 2018 года, для рапса — с 1 января 2020 года. Решили дать сельхозпроизводителям закончить сезон по сое, а потом уж менять правила. По рапсу взяли тайм-аут на 2 года — нужно успеть построить мощности по переработке, их в Украине почти нет. Подсолнечник решили вообще убрать из списка, поскольку почти всё сырьё и так перерабатывается внутри страны, а на внешние рынки поступает уже масло. Но это не устроило представителей ряда растениеводческих компаний, поскольку снижение цен на масличные, по их мнению, может привести к финансовым потерям порядка 8–16 млрд грн в год. Среди наиболее последовательных сторонников возврата возмещения НДС на сою оказались HarvEast Рината Ахметова, Agricom group Анатолия Шкрибляка и «Укрлендфарминг» Олега Бахматюка. Среди политиков и общественных деятелей за сохранение экспортного НДС активнее всего выступают нардеп Иван Мирошниченко («Самопомич») и зампредседателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов.
Кто и почему за?
Выгодна отмена возмещения экспортного НДС в первую очередь переработчикам. Их основной аргумент — от экспорта около 5 млн тонн сои и рапса страна теряет примерно $250–300 млн добавленной стоимости ежегодно. На начало 2018 года мощности по переработке соевых бобов составляют почти 5,5 млн тонн. В прошлом году их загрузили только на 16%. С переработкой рапса дела обстоят ещё хуже: мощности переработки 2,6 млн тонн, загрузка в 2017 году — 3%. Переработчики уверены, что невыгодна отмена возмещения НДС как раз не фермерам, а экспортёрам. Причём тем, кто занимается экспортом сои. Как говорят производители масла, на украинскую сою есть конкретный заказчик — российская компания «Содружество», построившая завод по переработке сои в Белоруссии и нуждающаяся в украинском сырье. С начала сезона наш северный сосед закупил 154 тыс. тонн сои, что почти в 2,5 раза больше, чем за аналогичной период прошлого маркетингового года. К слову, Соколову и Мирошниченко зачастую приписывают лоббирование российских интересов на украинском рынке.
Всё своё
Украина, которая выращивает более 3 млн тонн сои в год, как оператор соевого масла на мировом рынке практически не представлена.
В то же время ситуация с подсолнечным маслом прямо противоположная. Благодаря введению пошлины на экспорт семян подсолнечника в 1999 году Украина на протяжении многих лет остаётся безоговорочным лидером на мировом рынке подсолнечного масла с долей около 50%, имеет высокий уровень конкуренции украинских переработчиков на сырьё внутри страны и, соответственно, достаточно высокие цены на семена подсолнечника. То есть в выигрыше все участники: и производители семян, и переработчики, и экономика страны в целом.
В ситуации с соей не нужно ничего придумывать, стоит просто пойти проверенным путём. По разным оценкам, внедрение в Украине мер стимулирования внутренней переработки сои позволит создать минимум 12 тыс. рабочих мест, привлечь $500–600 млн инвестиций, а также принесёт добавленную стоимость АПК Украины около $250 млн в год.
«Cоевая правка» — по сути мировая практика защиты внутреннего товаропроизводителя. Так, на последнем заседании Налогового комитета, состоявшегося 22 марта, депутаты и члены комитета, которые поддерживают «соевую правку», вынесли на рассмотрение компромиссное решение, поддержанное большинством участников. Его суть заключается в том, чтобы оставить возврат экспортного НДС и переработчикам сои, и аграриям, которые экспортируют её самостоятельно. То есть у производителя сои есть выбор: продать свой урожай переработчику, который в свою очередь возмещает НДС и в условиях высокой конкуренции за сырьё может заплатить высокую цену, или экспортировать товар самостоятельно.
Казалось бы, идеальное решение, которое на 100% защищает внутреннего товаропроизводителя и соответствует государственным интересам. Но из схемы по-прежнему выпадают международные компании, которые не хотят инвестировать в строительство заводов в Украине, но имеют перерабатывающие предприятия в соседних странах, ориентированных исключительно на украинскую сою. Поэтому их лоббисты в составе Налогового комитета не поддержали компромиссное предложение.
Политика раздражения
Ещё один способ найти компромисс между производителями масличных и государством, которое решило проводить политику стимулирования переработки и увеличения в экспорте доли продукции с высокой добавленной стоимостью, — компенсировать аграриям убытки в первые годы после отмены возмещения НДС за счёт дотаций. Точно так же, как это делается во многих странах мира.
Но распределение государственных денег в рамках дотационных программ происходит достаточно странно. По факту, в прошлом году половину из 4 млрд грн дотаций получили два агрохолдинга — производителя куриного мяса. Поэтому правительство в этом году решило изменить программы распределения бюджетных миллиардов. Новый режим распределения госдотаций, похоже, также не станет эффективным для фермеров. Мало того что 2,3 млрд грн направлено на компенсацию строительства объектов по решению комиссии при Минагропроде, так на последнем заседании Комитета парламента по вопросам бюджета депутаты порекомендовали Кабмину снять ограничение по компенсации в 150 млн грн на один объект. Всё это очень смахивает на то, что и в этом году госденьги получат лишь крупные компании, среди которых львиная доля достанется «Мироновскому хлебопродукту» Юрия Косюка.
Для стабильного же развития аграрной отрасли важна возможность планировать бизнес-процессы. Изначально программа дотаций должна была оставаться неизменной в течение пяти лет. В реальности же каждый год появляются новые правила. Государство предпочитает оставаться у представителей бизнеса в графе несистемных рисков.