Примерная стоимость собранного урожая составит свыше 180 млрд. грн. В Институте аграрной экономики потенциальные доходы сельхозпроизводителей уже подсчитали: рентабельность производства зерновых в этом сезоне вырастет в 12,6 раза — до 18,9%. В числе самых прибыльных — культуры, ориентированные на экспорт: пшеница — 28,5%, горох — 29,5, просо — 28,7, ячмень — 16,1 и кукуруза — 13,0%. Однако на ожидаемую выручку имеют виды не только аграрии.
Сегодня себестоимость отечественной сельхозпродукции выросла на 35–45%. Насколько она увеличится в следующем маркетинговом году, спрогнозировать очень сложно.
С кем поделиться нужно
Только посев озимых обошелся товаропроизводителям почти на 8 млрд. грн. дороже, чем прошлой осенью. «Продолжающийся обвал мировых цен на продукцию растениеводства при постоянно растущей ее себестоимости заставляет отечественных аграриев пересматривать отношения с поставщиками», — отмечает коммерческий директор сельхозкомпании «Воловских» Алексей Корначенко. Результаты исследования «АПКИнформ» наглядно подтверждают: структура затрат на производство зерновых и масличных культур в текущем году существенно изменилась. К примеру, доля топлива и ГСМ в общей структуре расходов у аграриев выросла сразу вдвое и составляет около 30%. «В период весенней и осенней посевных производители столкнулись с завышением цен на бензин и дизтопливо. Цены на ГСМ оказались слишком высокими не только изза роста курса доллара, но и потому что поставщикам выгодно спекулировать на сложившейся ситуации. Кроме того, качество топлива заметно ухудшилось», — говорит аналитик «АПК-Информ» Андрей Купченко. Это привело к тому, что двигатели в дорогостоящей импортной сельхозтехнике начали чаще выходить из строя именно изза плохого качества дизтоплива. Учитывая, что французский или немецкий комбайн стоит от 3 млн. грн., использование сомнительных ГСМ может спровоцировать еще большие убытки.
Однако делиться прибылью с зарубежными производителями сельхозтехники аграрии сейчас не готовы. Именно на статье расходов «другое», под которым подразумевается обновление, ремонт и аренда сельхозтехники, сегодня экономят больше всего. Сразу в семь раз (до 4% в общей структуре затрат) хозяйства сократили расходы на модернизацию автопарков.
Между тем на 7% больше им приходится теперь отдавать поставщикам семян (29% вместо 22%). Несмотря на то что многие ведущие европейские компании построили заводы по производству семенного материала на территории Украины, полный цикл у них здесь не налажен. В результате выращенные на наших полях семена отправляются на доработку за рубеж после первичной обработки на местных заводах, а затем снова ввозятся в Украину уже как импорт.
На 4% больше в структуре расходов занимают нынче средства защиты растений (СЗР) — 26 вместо 22%. И хотя проблем с их поставками нет, европейские препараты постепенно теснят недорогие китайские СЗР.
Цены на посевной материал импортного производства выросли на 30–40%, на удобрения — на 20–30%, средства защиты растений подорожали на 30–60%. При этом популярные препараты отечественных производителей (аммиачная селитра, карбамид, нитроаммофоска) тоже выросли в цене. Неудивительно, что сельхозпроизводители за последний год сократили до 11% затраты на удобрения в общей структуре производства.
Сами аграрии признают, что экономить на технологиях выращивания не имеет смысла. «При дефиците средств имеет смысл сократить посевные площади, особенно под нерентабельными культурами», — считает Алексей Корначенко. В частности, в Украине под урожай озимых 2015 года будет засеяно меньше на 6%, чем год назад (это без учета площадей сельхозугодий в Крыму и на части территорий Донецкой и Луганской области). «В 2015 году произойдет сокращение доли площадей под кукурузой, которую, вероятнее всего, заменят соей. Крайне неоднозначные перспективы и у сахарной свеклы», — прогнозирует руководитель группы по работе с предприятиями сельскохозяйственной и пищевой отрасли, партнер компании «Делойт» Михаил Мельник.
Контролеры отберут свое
Урожай мало просто собрать. Его еще нужно переработать, сохранить и реализовать. Масштабные поражения пшеницы клопомчерепашкой и повышенный показатель влажности урожая, обусловленные дождливой погодой (20% при допустимой норме 15%), заставляют аграриев, которые боятся еще больше потерять в качестве, массово свозить свое зерно на просушку на элеваторы. Однако там их поджидает ряд неприятных сюрпризов.
Во‑первых, для обеспечения сушки зерна и масличных культур урожая 2014 года требуется около 1,5 млрд. м3 природного газа.
«К сожалению, госгарантии на поставки данного объема на эти цели сейчас отсутствуют», — говорит первый заместитель председателя Аграрного союза Украины Василий Ярошовец.
Во‑вторых, передаче собранного зерна элеваторам на хранение (доработку и сушку) искусственно препятствует проблема с физической доступностью бланков складских документов на зерно. Как отмечает гендиректор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа, это создает сельхозпроизводителям дополнительные сложности во взаимодействии с кредиторами. «На сегодня свидетельств в наличии нет. Новые не печатают. Но, не желая вникать в нюансы, без этих бланков банкиры категорически отказываются предоставлять кредиты под залог собранного урожая», — объясняет эксперт.
В‑третьих, палки в колеса аграриям вставляет занимающаяся выдачей карантинных сертификатов Госветфитослужба. Раньше за оперативное оформление зернового сертификата чиновники требовали $1/т, а сейчас плата за карантинный сертификат, без наличия которого запрещается вывозить зерно за пределы конкретного региона, снизилась до 2,0 гривни за тонну. Видимо, такое удешевление их услуг несколько обидело чиновников.
По словам президента Фумигационной ассоциации Тамары Подберезняк, основная проблема в том, что количество карантинных сертификатов растет, а количество жуковвредителей не уменьшается. «Большинство карантинных зон сознательно передислоцировано в порты, где у предпринимателей нет условий и возможностей законно выполнить требования Госветфитослужбы. Коррупционная машина огромна, людей изматывают проверками. Все это время продукция простаивает, что тоже обходится в немалую копеечку», — отмечает эксперт. Расходы отечественных аграриев на карантин всемеро превышают аналогичные траты производителей в странах ЕС.
Недолго радовались аграрии ликвидации Госсельхозинспекции и отмене сертификации качества и услуг по хранению зерна. Недавно Минагропрод выступил с инициативой возобновить выборочный контроль над экспортом продовольственного зерна. «На самом деле это не что иное, как попытка чиновников любыми путями вернуть на рынок коррупционную схему, действующую в Украине в течение многих лет», — считает руководитель аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник.
По оценкам адвоката юрфирмы CMS ReichRohrwig Hainz Евгении Прудко, проверок меньше не стало. «С начала года фискальная служба проверила более половины компаний, работающих на аграрном рынке, и заставила их дополнительно перечислить в бюджет 247 млн. грн. налогов», — резюмировала она.