9 мая, когда все страна следила за провокацией государственной важности во Львове, исполнилось полгода началу процесса, который некоторые и до сих пор наивно называют «административной реформой».
Старт этому явлению был дан 9 декабря Указом Януковича «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» № 1085/2010, согласно которому количество органов центральной исполнительной власти должно было сократиться вдвое, количество сотрудников этих органов - на 30%, количество работников Секретариата Кабмина - не менее чем на 50 процентов. Указом также ликвидировались три комитета, Институт национальной памяти, а Кабмину предписывалось ликвидировать правительственные органы, которых в нашей стране насчитывалось несколько десятков. На следующий день после выхода Указа министр юстиции Лавринович заявил, что «общая численность государственных служащих будет сокращена на более чем 50%».
Всех нормальных людей, имеющих высшее образование, насторожило то, что процесс якобы реформирования начался при отсутствии какой-нибудь программы, плана или хотя бы концепции, где были бы изложены принципы, цели, сроки и конечный итог реформирования. При более внимательном прочтении Указа было заметно, что множество государственных органов из него «выпали» - они или вообще не упоминались, или упоминались как подлежащие ликвидации, но не сообщалось, во что они будут преобразованы или кому будут переданы их функции. Так, например, предусматривалось ликвидировать Государственную гидрометеорологическую службу, но Указ даже намека не давал о ее дальнейшей судьбе - как и о судьбе многих ликвидированных инспекций, защищавших права потребителей.
Сырой и непродуманный Указ родил больше вопросов, нежели ответов, к нему никто не оказался готов – ни Кабмин, ни государственные органы, ни, как оказалось позже, сама Администрация Президента, подготовившая этот уникальный документ. Само собой, к нему не были готовы ни общество, ни сам Янукович.
Хотя некоторые ответы, позволяющие понять хитроумные механизмы реформы, Указ давал. Например, несмотря на то, что будущее нескольких десятков ликвидированных инспекций никак не упоминалось, ни с того ни с сего архитектурной инспекции был высочайше дарован статус органа центральной исполнительной власти. Практически сразу же руководителем данного центрального органа был назначен некий Рыбак А.В. Знающие люди сразу описали действие этого звена механизма реформы так: к Януковичу В.Ф. зашел некий Рыбак В.В. и сказал что-то типа: «Земляк, тут такое дело: из-за Юльки-воровки никак не мог найти нормальную работу для своего Сашки, давай пристроим его в хорошее место, он хлопец толковый». И хорошее центральное место было создано…
Так называемая «админреформа» на первом этапе свелась к непродуманному сокращению, объединению, переименованию органов госвласти и банальной перетасовке чиновников. Никаких намеков на оптимизацию их функций с последующим выходом на их реальную численность, а уж тем более на повышение эффективности их деятельности и ответственности, не было - и даже не проглядывалось. Силовые министерства и местные администрации в документе вообще не упоминались. Указ, вкупе с изменениями в законе о Кабмине, лишь усилил политическую зависимость государственных служащих от своего начальства, сконцентрировал еще большую власть в руках президента и выстроил «вертикаль» власти в стиле авторитарных режимов. О какой-то децентрализации, деполитизации и борьбе с коррупцией в рамках такой «реформы» упоминать даже неудобно.
После выхода Указа упраздненные министерства попали под ликвидацию с созданием ликвидационных комиссий и проведением мероприятий, связанных с прекращением их деятельности. Соответственно, и все сотрудники органов центральной исполнительной власти попали под ликвидацию: всем им были вручены соответствующие уведомления о предстоящем через два месяца увольнении. Тем 70%, которые под сокращение не попадали, одновременно с предупреждением об увольнении должна была быть предложена другая работа во вновь созданном органе центральной исполнительной власти. Однако отпущенные на все эти хлопоты два месяца давно прошли, а новые министерства и другие органы фактически так и не были созданы, поскольку не были утверждены положения о них, структуры и штаты. В общем, очередная «реформа» им. Януковича свелась к очередной профанации и издевательству над живыми людьми.
Это привело к ожидаемому результату – практически полной остановке работы некоторых министерств, например, экономики и жилищно-коммунального хозяйства. Тот, кто по наивности считает, что это к лучшему – глубоко ошибается: эти министерства были ключевыми в процессе разработки и проведения важнейших для государства реформ. Ведь реформы не могут двигать находящиеся в состоянии перманентной ликвидации структуры, не могут их двигать и получившие полгода назад уведомления о сокращении люди, до сих пор не знающие, где они будут (и будут ли?) работать, - ведь Положений о некоторых министерствах до сих пор нет.
А вот интересно - почему их, собственно, нет? А потому, что это с неизбежностью вытекает из все того же непродуманного Указа о сокращении и перетягивания полномочий на президента (читай - на его администрацию). Кем теперь эти Положения должны разрабатываться? Министерств фактически нет, в Кабмине, посмеиваясь, тихо саботируют не только эту работу, но и всю втайне от правительства подготовленную «админреформу», - наверняка ссылаясь на то, что, мол, знать не знаем, как ее провести, да и к тому же работников сократили вдвое, а посему и проводить некому. Таким образом, работа над Положениями о министерствах и прочих госорганах полностью легла на неподготовленную к такой работе Администрацию Президента. И если мощный интеллект «команды профессионалов» с Положением об исключительной важности упомянутой выше архитектурной инспекции кое-как за полгода справился, то работа над Положениями о других госорганах, которые теперь утверждаются президентом, приняла комичный оборот, о котором чуть позже.
Тех, кто хоть немного разбирается в структуре госуправления, ужаснуло интервью главы АП Сергея Левочкина, которое он дал 17 февраля 2011 года. Он заявил: «Сейчас по поручению Президента мы ведем работу над созданием Положения по каждому из них. Положение определяет перечень госфункций, которыми наделяется орган власти. Таких органов сейчас 66, до реформы их было 116, и в них было сосредоточено 9700 функций. Сейчас эти функции сокращаются, анализируются, исключается дубляж. Это огромный объем работы». Все вроде бы сказал правильно, но ужас ситуации исходил из даты интервью - оказалось, в АП сообразили, что надо провести инвентаризацию государственных функций не до выхода Указа, а через три месяца после его опубликования! В народе такая методика называется «делать через ж..пу».
Еще через два месяца ситуацию кинулись исправлять. 6 апреля 2011 г. Янукович подписал следующий Указ (для латания «черных дыр» предыдущего) - об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти - которым предусматривалось создание новых госорганов. Заодно он «реформировал» свою Администрацию - в результате чего число чиновников в ней выросло еще на 90 человек. Также он переименовал Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В итоге реформу в сфере ЖКХ теперь продвигают 4 министерства – из них 3 в стадии ликвидации и 1 еще как бы не созданное (3 из 4-х не имеют своего Положения). Сколько теперь в стране центральных органов исполнительной власти – точно не известно, говорят, их было 43, а теперь вроде 53.
Извиняемся за прописные истины, но админреформа - это не механическое сокращение количества чиновников, а создание условий максимальной доступности государственных услуг для населения и изменение отношения чиновников к людям. Поэтому любая административная реформа предполагает оптимизацию функций государственной власти, их размежевание, устранение дублирования и сокращение - с последующим освобождением аппарата от избыточных и ненужных функций. Это – нормальный, продуманный подход. То есть, любая реформа начинается с ревизии функций государственной власти. А если «реформа» начинается откровенной блажью, с сокращения численности чиновников на 30% и даже 50% - без опоры на какие-либо обоснования и расчеты – это называется, простите, «понтами».
Президент, выступая с серьезными проектами, должен объяснить, из чего он исходит, называя цифры сокращения чиновников 30% и 50%. А если цифра берется непонятно откуда и никто не понимает, как это будет выполняться – жди непредсказуемых последствий. Все разумные люди сразу понимали, что Указ - это старая, вечная история - очередная компанейщина, когда каких-то ненужных людей и вакантные ставки сокращают, а нужных людей «берут». И опытные чиновники, предвкушая наслаждение от наказания того, кто вовлек Президента в эти манипуляции с взятыми из воздуха и не имеющими никакого содержательного значения цифрами, в кулуарах сразу заявили, что под флагом таких кампаний численность аппарата обычно растет, а не снижается.
Мы упомянули о комичном «эффекте», теперь поясним его суть. Дело в том, что когда в АП посчитали количество чиновников, которые необходимы для обеспечения всех 9 700 функций госвласти, то их оказалось даже больше, чем было до сокращения!
Или вот еще «прикол». Только вчера, 12 мая, Янукович придал, как говорят, «новый импульс» затеянной реформе: издал пачку указов, в том числе и о Положениях о Госналслужбе и Гостамслужбе (ГНАУ и Гостаможню переименовали уже давно), и о Положении о Министерстве инфраструктуры (хорошо, что успели до старта Евро-2012, на пути к которому ведомство Колесникова уже давно «инфраструктурит»), и даже – чудо! – появился Указ «Про Державне агентство з інвестицій та управління національними проектами України» (контора Каськива). Г-н Каськив, как известно, уже несколько месяцев совмещает мандат нардепа и должность главы этого агентства, всякий раз (как и сегодня, например) терпеливо объясняя недоумевающей публике, что он тоже несчастная жертва «админреформы»: зарплату не получает, потому что агентство «фактически не существует», работают в этой «виртуальной» структуре лишь он и два его зама (и тоже без зарплаты) – и этот кружок по интересам занимается нацпроектами и замахивается на какие-то миллиарды?!
Ура, теперь вроде указ есть. Но как объясняет сам г-н Каськив, «эта структура начнет работу после утверждения положения о государственном агентстве указом Президента и процедурных действий после этого Кабмина». Но положения нет и во вчерашнем указе…
Хорошо, конечно, что есть такая замечательная троица, как Каськив и его друзья, которым и денег не надо! Но не все так весело… После утверждения новых Положений о «реформированных» госорганах придется утверждать новые структуры и штаты. А какие штаты у нас расписаны в бюджете на 2011 год? Какие выплаты на 2011 год предусмотрены сокращенным чиновникам, которых полгода не могут сократить? Да кто его знает… Тут уж как получится. Когда посчитают все госфункции, утвердят Положения, согласуют структуры и штаты – вот тогда и объявят смету. А пока уже полгода платят неизвестно из каких статей. Все это слишком серьезно - ведь речь идет о миллиардных государственных расходах, которые никто не то что не может предвидеть, но и посчитать. Интересно, просчитают ли когда-либо финансовые последствия этой аферы под названием «админреформа» и укажут ли виновного?
Казалось, из 21-й обещанной реформы административная будет проведена быстрее и безболезненнее остальных. В это позволяла верить былая решительность, продемонстрированная при построении моноструктуры власти. На деле - полный провал и профанация даже того процесса, который-то и реформой невозможно назвать! И если власть так опозорилась с самой простой реформой – куда более сомнительно проведение всех остальных, успешность которых, подчеркнем, теперь напрямую зависит от административной.
Можно долго рассуждать об отсутствии государственной политики в вопросах административного реформирования, бессистемности, нарушениях законов и Конституции, пренебрежении здравой логикой, отсутствии публичности и коллегиальности, игнорировании мнения экспертов, недостатках тотальной централизации исполнительной власти, последствиях ликвидации правительственных органов, разрушении института государственной службы, но нам кажется, что все это - лишь последствия недостаточной квалификации кадров в обойме президента.
Как тут снова не вспомнить активно приложившегося к админреформе В. Рыбака, который на разных руководящих должностях второй десяток лет движет реформу ЖКХ путем безуспешного создания Жилищного Кодекса? Как тут не вспомнить другого великого реформатора ЖКХ – вице-премьера В.Тихонова, для которого реформы в этой сфере представляют практический интерес в связи с близким ему предприятием «Лугансквода»? Как тут не вспомнить главу АП Сергея Левочкина, который сначала подсунул на подпись президента Указ об «админреформе», а затем начал думать о том, как его исполнить? Как тут не упомянуть безымянных, привезенных в АП из Донбасса девочек и мальчиков, сегодня де-факто исполняющих отобранные функции Кабмина, который сейчас, по сути, превращен в департамент АП?
Пропиаренная админреформа превратилась в профанацию, и о ней сейчас стараются лишний раз не вспоминать. Развивая былые железнодорожные аллегории власти, можно сказать, что проржавевшие двери депо при попытке открытия рухнули на рельсы перед неработоспособным локомотивом реформ, в котором нет машиниста.
Последствия этой бездарно проводящейся «реформы» мы будем ощущать еще долго. Полностью застопорился процесс реформирования в других сферах – деморализованные и находящиеся целых полгода под сокращениями чиновники просто не в состоянии его осуществлять и готовить нормативную и законодательную базу. Десятками органов государственной власти руководят не министры и начальники, а главы ликвидационных комиссий, которые решают совершенно другие вопросы. Не только потеряно как минимум полгода для проведения мероприятий по реформированию, но и полностью утрачена управляемость реформами. До сих пор неизвестно, когда будут окончательно созданы и укомплектованы кадрами новые структуры, когда они раскачаются и выдадут на-гора результат, а уж тем более когда мы ощутим хоть какие-то результаты… Хотя вряд ли ощутим - опозорившаяся власть показала свое абсолютное дилетантство, полную неспособность и неготовность к проведению более серьезных реформ в других сферах.
Их просто некому проводить. И мы сегодня можем уверенно предвидеть одно: монополизация исполнительной власти в руках президента (читай – абсолютно некомпетентных «новобранцев» АП) при одновременном массовом сокращении опытных и квалифицированных государственных служащих скоро приведет исполнительную власть к неизбежной неуправляемости и коллапсу, с которым будут бороться хорошо знакомым и единственно доступным интеллекту нынешних правителей способом – увеличением числа чиновников.
Но зато сегодня хорошо известно, что отвечать за все эти безобразия будет сосредоточивший в своих руках всю власть Янукович - ему уже не удастся переложить вину ни на Кабмин, ни на Верховную Раду.