Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), 28 марта утвердила новые тарифы на услуги по распределению газа, которые начнут действовать уже с 1 апреля этого года. Нововведение означает, что теперь каждый потребитель будет вместо одного платежа за газ делать два: отдельно — за транспортировку газа и отдельно — за сам газ как товар.

Тариф на транспортировку газа НКРЭКУ вычленило из прежнего тарифа на газ, поэтому газ как товар подешевеет. Однако для большинства потребителей разделение платежей обернется очередным подорожанием газа. При этом стоимость услуг по его транспортировке не подпадает под действие субсидий. Это означает, что население будет платить за услугу полную стоимость, а основную выгоду в виде живых денег получит Дмитрий Фирташ как собственник компании «Региональная газовая компания», в управлении которой находятся 70% распределительных сетей Украины.

Если ранее тариф на транспортировку был единым, то теперь НКРЭКУ установила его для каждого облгаза индивидуально, и чем густонаселеннее область, тем он ниже, и наоборот. При этом тарифы между облгазами могут различаться в разы. Кроме того, абонплата за сети будет зависеть и от пропускной способности установленного у потребителя газового счетчика, так называемого показателя G, который является международным. Например, если у вас счетчик G2,5, то абонплата будет в 1,6 раза выше, чем при счетчике G1,6.

По расчетам замначальника отдела компании «Нафтогаз Украины» Алексея Хабатюка, нововведение приведет к тому, что больше всего платежи за газ вырастут для тех, кто потребляет самые малые объемы газа, то есть пользуется только газовой плитой. Например, если ранее население, у которого установлен самый маломощный счетчик (то есть те, кто потреблял газ только для приготовления еды на газовой плите), платило в год за транспортировку газа около 179 грн, то после 1 апреля плата для клиентов «Киевгаза» составит 345 грн в год, а для клиентов «Закарпатгаза» — 1051 грн. Те же, у кого не установлен счетчик и они платили в год за транспортировку 139 грн (из расчета потребления по 4,4 кубометра газа на каждого члена семьи из трех человек), теперь заплатят намного больше: например, для клиентов «Киевгаза» годовая плата составит 551 грн, для клиентов «Тернопольгаза» — 1342 грн.

Если же клиент использует газ и для отопления, то платежи за транспортировку больше всего (в 2,3–3,8 раза) вырастут как раз у тех, кто использует меньше всего газа — до 800 кубометров в год. При использовании в год 1,5–2 тыс. куб. м в среднем по стране плата будет сопоставима с прежней, но станет отличаться в зависимости от облгаза и мощности счетчика.

Бывший член НКРЭКУ Андрей Герус подсчитал, что цифры в платежках за газ вырастут у большинства потребителей газа.

При этом значительнее всего платежи вырастут для тех, кто проживает в небольших квартирах с газовыми плитами и небольшими объемами потребления (на 40–80 грн в месяц), в то время как для собственников больших домов, в которых сжигаются большие объемы газа, счета за газ могут даже снизиться. То есть бедные будут платить больше, а богатые — меньше.

Председатель правления Всеукраинской ассоциации по вопросам энергосбережения Роман Спивак подсчитал, во что обойдется очередной этап реформирования газовой сферы для различных слоев населения. Например, одинокая бабушка-пенсионерка, которая пользуется только газовой плитой и у которой нет счетчика, вынуждена будет в год дополнительно заплатить 869 грн. Тот, кто использует газовую плиту и колонку, потребляя в месяц около 35 кубов газа, заплатит в году 1 тыс. грн сверху. А собственник газового котла, который в период отопления потреблял около 150 куб. м газа, станет платить в итоге на 700 грн в год больше.

Андрей Герус недоумевает, почему решение о введении отдельной платы за транспортировку не было принято заблаговременно, хотя бы за год до вступления в силу. Ведь за это время потребители могли бы подготовиться — заменить счетчики на менее мощные или вообще отказаться от использования газа. Например, те, кто после повышения тарифов на газ установил в доме твердотопливный котел и значительно сократил потребление газа, теперь вынуждены будут снова платить больше, даже не сжигая газ. Недоумение Андрея Геруса разделят и сотни тысяч потребителей голубого топлива после того, как получат новые платежки и подсчитают, в какие потери семейного бюджета им обойдется новая реформа.

Однако заверениям правительства верят не все. Депутаты Верховной Рады Андрей Левус и Сергей Высоцкий считают, что решение НКРЭКУ должно быть отменено, сама комиссия — уйти в отставку, а Национальное антикоррупционное бюро — расследовать, почему глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк действует в интересах Дмитрия Фирташа. Ведь по подсчетам депутатов, нововведение с разделением платежек принесет газовому магнату 17 млрд грн в год. Депутаты в связи с этим планируют инициировать вопрос о национализации облгазов.

На самом деле разделение платежей за газ как товар и за услуги по его доставке до квартир потребителей — обязательство Украины по изменению отечественного законодательства под европейские стандарты согласно требованиям так называемого Третьего энергопакета. Однако этот процесс предполагает еще один момент, который пока в нашей стране не реализован, — украинцы должны получить возможность свободно выбирать компанию, у которой они будут покупать газ. В таком случае рядовой потребитель платит отдельно компании, обслуживающей газопровод, и отдельно — компании, у которой покупает газ. Однако с выбором продавца газа пока проблемы. Дело в том, что население платит за газ цену, которая на 30–40% ниже рыночной, и поэтому его продажа населению бизнесу пока неинтересна. Кроме того, негативную роль играет и предоставление субсидий на оплату газа — компании не будут заморачиваться с поставками голубого топлива потребителям, которые получают субсидии, поскольку получение компенсации — очень хлопотное дело. Украинцы получат возможность выбирать продавца газа с наиболее привлекательной ценой тогда, когда население будет платить за газ рыночную цену без всяких субсидий. Когда это случится, пока не понятно.