Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное...

Софокл

«История, которую я расскажу, — реальная. Точно так же невыдуманы и участники описываемых событий…».

Именно так в №40 еженедельника ZN.UA от 31 октября 2014 г. начинался рассказ о том, как одному «любознательному», юридически подкованному пенсионеру пришлось искать ответ на довольно простой вопрос: выплачиваются ли пенсии из средств Пенсионного фонда Украины экс-президенту Украины В.Януковичу после признания его самоустранившимся 22 февраля 2014 г. от исполнения своих обязанностей, а также экс-премьер-министру Украины Н.Азарову после его освобождения от занимаемой должности 28 января 2014 г.?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, юридически подкованный пенсионер начал «доставать» соответствующие органы государственной власти, присылая информационные запросы владельцам указанной информации. Поиски привели к высокоуважаемому ведомству — Министерству внутренних дел Украины, которое далее станет едва ли не главным действующим лицом этой истории. В ответе на информационный запрос от 10 октября 2014 г. заместитель начальника ГСУ МВД Украины Г.Мамка сообщил, что 19 сентября 2014 г. ГСУ МВД Украины начато досудебное расследование в уголовном производстве по факту совершения служебными лицами Пенсионного фонда Украины растраты бюджетных средств путем выплаты пенсий экс-президенту Украины В.Януковичу и экс-премьер-министру Украины Н.Азарову по признакам совершения уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса (далее — УК) Украины. Но, по состоянию на 16 октября 2014 г., сообщение о подозрении в совершении указанного правонарушения составлено не было.

Что поделаешь, следователям требуется время, чтобы разобраться в фактических обстоятельствах дела, дать им правильную правовую оценку и определиться с тонкостями уголовно-правовой квалификации вероятно содеянного общественно опасного противоправного действия. Возможно, хотя бы в этот раз нам повезет больше, и мы действительно станем свидетелями резонансного дела с его логическим завершением — обвинительным приговором суда и новыми VIP-арестантами. Поэтому временно оставим МВД Украины в покое и «посетим» другую сферу, где также успел оставить свой след один из главных героев этой истории...

Любознательный пенсионер обратился в Национальную академию наук (далее — НАН) Украины с просьбой сообщить:

  1. Является ли экс-премьер-министр Украины Н.Азаров членом-корреспондентом НАН Украины по специальности «горная геофизика»?
  2. Выплачивается ли ежемесячная пожизненная плата за звание члена-корреспондента НАН Украины экс-премьер-министру Украины Н.Азарову?

В ответ на указанный информационный запрос НАН Украины сообщила, что по состоянию на 11.11.2014 г. Н.Азаров все еще оставался членом-корреспондентом НАН Украины по специальности «горная геофизика», поскольку «... члены НАН Украины избираются пожизненно, и решить вопрос о лишении Н.Азарова ученого звания члена-корреспондента правомочно только общее собрание НАН Украины, которое во втором полугодии 2014 г. не проводилось». Кроме того, в письме отмечалось, что ежемесячная выплата за звание члена-корреспондента НАН Украины Н.Азарову прекращена.

Следовательно, после освобождения от должности премьер-министра Украины и бегства за границу этот «выдающийся ученый», «обогативший науку выдающимися достижениями», еще более полугода находился на нашем с вами содержании. При этом ежемесячная выплата за звание члена-корреспондента НАН Украины, установленная постановлением Кабинета министров Украины №1229 от 17 октября 2007 г., составляла 3400 грн.

20 января 2015 г. наш «неугомонный» пенсионер вновь побеспокоил НАН Украины тем же вопросом. К сожалению, ответ не изменился: «По состоянию на 20 января 2015 г. Азаров Николай Янович является членом-корреспондентом НАН Украины по специальности «горная геофизика»! Остается им он до сих пор! В этом можно убедиться, посетив официальный сайт НАН Украины.

Учитывая изложенное, хочется получить ответ еще на несколько вопросов. Какими именно выдающимися достижениями обогатил отечественную (а может, и мировую) науку бывший премьер-министр Украины Н.Азаров? На чем основывалось решение о его избрании членом-корреспондентом НАН Украины, и сколько еще будет продолжаться это безобразие?

Но вернемся к вопросу уголовного производства, которое проводит ГСУ МВД Украины по факту совершения служебными лицами Пенсионного фонда Украины растраты бюджетных средств путем осуществления выплат пенсий экс-президенту Украины В.Януковичу и экс-премьер-министру Украины Н.Азарову.

Надеясь, что почти за четыре месяца настойчивого досудебного расследования (с 19 сентября 2014 г.) следователи ГСУ МВД Украины смогли установить все объективные и субъективные обстоятельства дела, настойчивый пенсионер 3 января 2015 г. обратился в Министерство с очередным информационным запросом, в котором просил дать ответ на такие простые, казалось бы, вопросы:

  1. Составлено ли сообщение о подозрении в совершении служебными лицами Пенсионного фонда Украины растраты бюджетных средств путем осуществления выплат пенсий экс-президенту Украины В.Януковичу и экс-премьер-министру Украины Н.Азарову по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины, в процессе досудебного расследования в уголовном производстве №12014000000000413?
  2. Когда такое сообщение составлено?
  3. Скольким человекам оно вручено?

Ответ на этот информационный запрос поступил уже не так оперативно, как ранее, хотя конвертик, в который его запечатали, такой же тонкий, что сразу настраивало на неприятные предчувствия...

Они не подвели! Информация изложена лаконично и, по мнению служебных лиц, которые ее готовили и подписывали, с юридической точки зрения — безупречно. Убедитесь сами. Цитирую: «Сообщаем, что Ваш запрос от 03.01.2015 рассмотрен, но в предоставлении запрашиваемой информации отказано, поскольку сообщение о подозрении является процессуальным документом в уголовном производстве и составляет тайну досудебного расследования». При этом в последнем абзаце письма содержится многозначительное «...досудебное следствие продолжается...», что может означать — не теряйте надежду...

После прочтения такого «послания» (от слова «послать») возникает непреодолимое желание задать высокоуважаемым следователям ГСУ МВД Украины еще несколько неприятных вопросов: неужели заместитель начальника ГСУ МВД Украины Г.Мамка, подписывая это письмо, надеялся, что такой ответ может удовлетворить общественный интерес к данному делу? Что он и его подчиненные так упорно пытаются скрыть от общественности? В чем в данном случае усматривается тайна следствия?

Конечно, тайна досудебного расследования является важным условием установления истины, а во многих случаях — и предпосылкой защиты сферы личной жизни людей, ставших участниками процесса. Но в запросе ставились вопросы лишь о том, составлено ли следователем сообщение о подозрении в совершении правонарушения, когда такое сообщение составлено, и скольким человекам оно вручено? Вряд ли такие вопросы могут свидетельствовать о желании спрашивающего получить конфиденциальную информацию.

Кроме того, следователям ГСУ МВД Украины, как кажется, надо бы помнить, что отсутствие достоверной информации на вопросы, заданные в информационном запросе, на фоне роста недовольства граждан работой правоохранительных органов наталкивает на неприятные размышления...

Первое, что приходит в голову: должностные лица МВД Украины пытаются скрыть информацию, разглашение которой может иметь негативные последствия (для них самих либо для определенных высоких должностных лиц) или будет указывать на, возможно, допущенные просчеты в досудебном расследовании. Но позволим себе напомнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 219 Уголовного процессуального кодекса (далее — УПК) Украины, досудебное расследование должно быть окончено в течение двух месяцев со дня сообщения лицу о подозрении в совершении преступления (выделено мной. — С.Д.). То есть эти два события (юридические факты) тесно связаны между собой. Поэтому предоставление сведений о дате сообщения лицу о подозрении в совершении преступления позволит общественности контролировать вопрос соблюдения следователем сроков досудебного расследования, установленных ст. 219 УПК Украины. Вероятно, именно это так пугает служебных лиц ГСУ МВД Украины, которых полностью устраивает ситуация, когда следователь сознательно затягивает расследование уголовного правонарушения, прикрываясь его резонансностью и надуманной сложностью в проведении необходимых следственных действий?

Учитывая все изложенное и стремясь получить ответы на заданные вопросы, неугомонный пенсионер обжаловал решение руководства ГСУ МВД Украины в судебном порядке. Ход и результаты судебного разбирательства этого искового заявления — отдельная история, которая лишний раз подтверждает, что и с судопроизводством в Украине тоже далеко не все обстоит благополучно. Но об этом — в другой раз...

24 сентября 2015 г., надеясь, что год настойчивого и целенаправленного досудебного расследования все же принес долгожданные результаты, и виновники в совершении преступления вот-вот предстанут перед судом, юридически подкованный пенсионер вновь побеспокоил МВД Украины очередным информационным запросом, в котором просил в предусмотренные Законом Украины «О доступе к публичной информации» сроки сообщить:

  1. Окончено ли досудебное расследование в уголовном производстве относительно совершения служебными лицами Пенсионного фонда Украины растраты бюджетных средств путем осуществления выплат пенсий экс-президенту Украины В.Януковичу и экс-премьер-министру Украины Н.Азарову по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины?
  2. В какой форме окончено это досудебное расследование?
  3. Сколько лиц привлечено к уголовной ответственности по этому уголовному производству?

В ответ все тот же господин Г.Мамка сообщил, что досудебное расследование в указанном уголовном производстве (от 19.09.2014) не окончено. Во время расследования к уголовной ответственности никто не привлекался. Следовательно, как писал дедушка И.Крылов, «а воз и ныне там!»...

Вот так, уважаемые соотечественники, ГСУ МВД Украины живет и работает по-новому, как обещал накануне президентских выборов нынешний президент Украины П.Порошенко. Преступники за решеткой, поэтому мы с вами можем спокойно заниматься своими будничными делами...

Но такая «жизнь по-новому» вряд ли может удовлетворить простого гражданина. Поэтому напомним, что, в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 3 УПК Украины, «...привлечение к уголовной ответственности — стадия уголовного производства, которая начинается с момента сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного правонарушения». При этом подозреваемым является лицо, которому, в порядке, предусмотренном УПК Украины, сообщено о подозрении, или лицо, которое задержано по подозрению в совершении уголовного правонарушения.

Таким образом, ответ на информационный запрос любознательного пенсионера свидетельствует, что более года продолжается досудебное расследование в уголовном производстве, которое должно было бы уже давно завершиться, — а в то же время в деле нет даже подозреваемого! То есть следователи ГСУ МВД Украины и предположения не имеют, кто мог совершить расследованное ими преступление, принимая решение о назначении пенсий В.Януковичу и Н.Азарову и устанавливая суммы указанных выплат. Или не желают этого знать, или выполняют чье-то указание не желать узнать об этом, или...

Этих «или» может быть много, но мы все же стремимся жить действительно по-новому, а не так, как нам хотят настойчиво навязать. Поэтому напомним следователям ГСУ МВД Украины, что одним из принципов уголовного производства являются разумные сроки (ст. 7 УПК). Во время уголовного производства каждое процессуальное действие или процессуальное решение должны быть выполнены или приняты в разумные сроки. При этом разумными являются сроки, объективно необходимые для выполнения процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Это в полной мере касается и принятия решения о привлечении лица к уголовной ответственности.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что растрата бюджетных средств путем осуществления выплат пенсий экс-президенту Украины В.Януковичу и экс-премьер-министру Украины Н.Азарову (ч. 5 ст. 191 УК Украины) может быть совершена только специальным субъектом, т.е. физическим вменяемым лицом, наделенным соответствующими служебными полномочиями. В рассматриваемом нами случае это — служебное (служебные) лицо (лица) Пенсионного фонда Украины, которое (которые) уполномочены принимать решение о выплате пенсий указанным лицам. Поэтому особые усилия на установление подозреваемого лица здесь не нужны.

Тогда чем же вызвано затягивание расследования? Неужели за год следователи ГСУ МВД Украины не были в состоянии выявить из довольно ограниченного круга лиц тех, кто мог совершить это преступление? Сколько же тогда времени понадобится им, чтобы завершить досудебное расследование и направить дело в суд? Или они не планируют делать это? Поэтому наше уголовное производство обречено пополнить список других, не менее резонансных производств, которые слабо расследуются правоохранительными органами, о которых время от времени вспоминает гражданское общество, призывая (пока что безуспешно) правоохранителей активизироваться?

Не будем перегружать читателей предположениями по этому поводу. Только заметим, что замалчивание в таких делах или ограничение в доступе к информации создает предпосылки для никому ненужных подозрений и негативно сказывается на и так невысоком авторитете органов досудебного расследования. Поэтому г-н Г.Мамка должен серьезно задуматься над этим и в дальнейшем принимать более взвешенные решения, опираясь при этом не на химерические представления о тайне следствия (законодательного определения которой нет), а на положение Конституции и законов Украины.

Кроме того, кажется целесообразным напомнить г-ну Г.Мамке о его полномочиях по организации досудебного расследования, а также о юридической ответственности за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей им и подчиненными ему следователями.

* * *

Учитывая все изложенное, прошу считать эту публикацию официальным обращением к министру внутренних дел Украины и генеральному прокурору Украины с просьбой дать надлежащую правовую оценку деятельности следователей ГСУ МВД Украины, которые проводят досудебное расследование в уголовном производстве №12014000000000413 относительно совершения служебными лицами Пенсионного фонда Украины растраты бюджетных средств путем осуществления выплат пенсий экс-президенту Украины

В.Януковичу и экс-премьер-министру Украины Н.Азарову по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины.

* * *

Кроме того, призываю небезразличных граждан с активной гражданской позицией присоединиться к рядам сторонников неугомонного юридически подкованного пенсионера и в дальнейшем совместно осуществлять общественный контроль над деятельностью правоохранительных органов Украины во время исполнения ими возложенных на них функций.