За более чем 20 летнюю историю развития сотовой связи в Украине «МТС Украина» и «Киевстар» накапливали бесценный опыт борьбы с телефонными мошенниками — фродерами (от англ. fraud — подлог, т.е. несанкционированный доступ к услугам связи, а также получение услуг в режиме неправомочного доступа). Ценой многомиллионных убытков мобильные операторы находили «дыры» в своей системе безопасности, позволяющие мошенникам красть «круглые суммы». Особую активность фродеры проявляли в 2005—2008 гг, когда только вышедший на украинский рынок оператор «Астелит» (life:)) старался нарастить рыночную долю, в частности, выпустив на рынок стартовые пакеты с доплатой за входящие с номеров операторов-конкурентов.
Казалось бы, развитие современных технологий и многолетний опыт борьбы с телефонными мошенниками должны были привести мобильных операторов к созданию практически безупречной системы безопасности, исключающей возможность фрода. Однако либо по независимым от операторов причинам, либо по вполне зависимым, даже в 2013 фрод все так же актуален.
Так, по данным редакции, еще пару недель назад действовала схема, в которой фродеры целенаправленно осуществляли длительные звонки с номеров «МТС Украина» на номера «Киевстар», на которые начислялось вознаграждение в размере большем, нежели было затрачено на исходящий звонок. И данное вознаграждение с помощью услуги «Мобильные деньги» переводилось на банковскую карту и обналичивалось. Как известно, подобные махинации могут привести к тому, что конкурентам при взаиморасчетах по интерконнекту придется доплачивать «Киевстару», так как сальдо будет явно не в их пользу, в то время как обычно происходит сбалансированный взаиморасчет.
Между тем, Алексей Киреев, директор по развитию продуктов «Киевстар», опровергает состоятельность описанной мошеннической схемы: «Это даже комментировать сложно, поскольку данное утверждение основывается на ошибочном предположении, что оператор кому-то начисляет какие-то деньги. Это не так. Операторы мобильной связи предоставляют своим клиентам бонусы, которые могут использоваться на услуги телеком-сети. Это бонусы — за лояльность, за стаж в сети, за входящие звонки. Но, прежде, чем получить от оператора бонусы, абоненты уже оплатили использованные услуги мобильной связи, принесли доход оператору».
По его словам, говорить о фроде со стороны абонентов, которые используют бонусы, получаемые от оператора на условиях своих тарифных пакетов, никаких правовых оснований нет. «Если начисление бонусов входит в условия тарифного пакета, за который абонент заплатил свои деньги, ежемесячно платит оператору, и получает оплаченные условия обслуживания, не нарушая при этом «Правил предоставления услуг», то мы не видим оснований считать таких абонентов нарушителями, — объясняет Алексей Киреев. — Тем более, что никаких обращений по поводу того, что использование нашими абонентами бонусов создает кому-то неудобства, или нарушает чьи-то правила, мы не получали».
Еще об одной показательной схеме фрода «proIT» писал в 2011 г. Тогда «МТС-Украина» и «Астелит» (life:)) понесли ущерб в размере 15 млн. грн. от злонамеренных действий группировки из 5-ти человек, которые орудовали более двух лет. Компаньоны занимались роуминговым фродом. Это один из видов мошенничества в сетях мобильных операторов, направленный на полученние незаконной прибыли путем перенаправления трафика из сети оператора одной страны в мобильную сеть оператора из другого государства.
Сначала дельцы оформляли контрактные номера мобильной связи на подставных лиц, поскольку только при контрактной форме обслуживания оператор обычно предоставляет услуги в кредит. Мошенники сумели оформить сотни контрактных номеров, с которых звонили на зарубежные контент-номера. Дозвон на них является платным для абонента. Как правило, клиент платит деньги за оказание ему набора услуг: справки, консультации, заказа товаров и так далее. За такие звонки определенные зарубежные контент-провайдеры выплачивали комиссионное вознаграждение — 5-10% от суммы, на которую наговорил абонент. А поскольку эти компании заинтересованы в получении больших объемов иностранного траффика, они с удовольствием сотрудничали с украинскими дельцами. Вознаграждение же перечислялось на банковские счета, которые указывали фигуранты при заключении договора.
Украинским мобильным операторам, в соответствии с заключенными международными договорами, приходилось рассчитываться за завершение звонков, в том числе и мошеннических, в сетях зарубежных роуминг-партнеров. За 1,5 суток с одного номера могло быть «наговорено» на сумму до 150 тыс. грн. Злоумышленникам помогала конференц-связь. С ее помощью фродеры могли одновременно подключить 6 номеров к «разговору».
Успешность схемы заключалась в том, что в Украине в результате такой деятельности заблокировать SIM-карту можно за считанные часы, а зарубежом для этого может потребоваться несколько суток. Такими проволочками группировка активно пользовалась.
На раскрытие преступления ушло около года. В ходе судебного разбирательства был наложен арест на имущество дельцов: квартиры, дома, дорогие иномарки. Его общая стоимость, по минимальным оценкам, составляет 8 млн. грн. Изъяты также и орудия преступления. Например, на одном из адресов во время обыска было изъято 3 ноутбука и порядка 250 мобильных телефонов.
По схожему принципу в свое время в Украине действовали т.н. «переговорные пункты». Они организовывались в любом месте, где есть потребность в связи: рынки, общежития, вокзалы и другие места скопления людей. Схема аналогична — по найденному или украденному паспорту приобретались десятки SIM карт. Тарифные пакеты выбирались такие, которые позволяли уходить в долг. Далее за небольшую плату трубка предоставляется желающим позвонить, пока на счету, связанным с SIM картой, не получается большого долга и она не отключается.
Но все же самой распространенной схемой фрода был заработок на доплате за входящие звонки в 2005 с безлимитного тарифного плана UMC на номера только вышедшего на рынок оператора life:). По всей стране множество фродеров-любителей воспользовалось возможностью заработка бонусных баллов. Владельцы безлимитных пакетов звонили абонентам life:), оставляя два телефона в режиме разговора на ночь. На следующий день абонента life:) обнаруживали на своем счету впечатляющие бонусы, а абонент UMC тратил лишь на плату за соединение и отчисления в пенсионный фонд. Однако эту «лавочку» операторы достаточно быстро прикрыли.
Но уже спустя два года, в 2007 Beeline ввел тарифный план «Будь ближе», в котором звонки на номера одного из операторов (на выбор, фиксированного или мобильного) тарифицируются по 9 коп./мин. Буквально за несколько дней до появление этого тарифа, виртуальный оператор «Экотел» (бренд «МТС-Украина) представил новый тарифный план, который доплачивал за входящие звонки от других операторов (не принадлежащих «МТС-Украина») 15 коп. за минуту. В результате имелась прибыль 6 коп./мин. Только на двух SIM-картах оператора схема позволяла зарабатывать 10 грн. в день или около 300 грн. в месяц.
В 2009 достаточно успешно действовала схема со стартовыми пакетами life:), когда пополнение на 35 грн. инициировало поступление на счет 70 грн. Тогда с помощью некоторых интернет-сервисов можно было SMS конвертировать в электронные деньги WebMoney. С учетом комиссий чистый заработок с одной SIM-карты составлял 10 грн. «За день можно было «конвертировать» около 20 SIM-карт», — рассказывает участник форума.
В конце 2010 участники одного из форумов достаточно живо интересовались возможностью заработка на доплате за входящие. Инициатор темы «Киевстар + МТС = лавандос на ровном месте» под ником «Clev2» сообщил, что на звонках с безлимитного пакета «Киевстара» на пакет «МТС Простой» с платными входящими по 0,01 грн./мин. он за 7 дней заработал 10 тыс. грн. По его оценкам, при должном подходе, данная схема могла приносить до $100 тыс. в месяц. Поэтому он надеялся, что на форуме найдется специалист, который бы раскрыл схему антифрод систем, чтобы их можно было обойти.
Вероятно перечисленные схемы — это лишь малая часть того, с чем пришлось бороться украинским операторам мобильной связи. Полную картину масштаба мобильного фрода в Украине оценить крайне сложно, потому что операторы life:) и «МТС Украина» на запрос «proIT» отказались комментировать данную тему.
Однако в случае фрода в сетях украинских мобильных операторов интересен даже не масштаб, а периодичность и популярность одной типичной схемы, связанной с «заработком» на доплате за звонки из сети одного оператора другому. На фоне систематических межоператорских споров о ставке интерконнекта то и дело возникающие тарифные планы с доплатой за входящие из сети другого оператора навевают вопросы скорее не о дырах в безопасности, а об этичности конкурентной борьбы.