Покращення життя, которое обещал Украине ее нынешний президент, по-разному отразилось в 2012 г. на представителях крупного бизнеса. Одни пытались сохранить пошатнувшиеся позиции, другие, пользуясь благоприятным моментом, старались урвать от покращення по самой полной программе. По устоявшейся традиции, зависело это не так от раскладов спроса-предложения на мировых рынках, как от степени доступа к главному телу страны. И возможности порешать с ним насущные вопросы.
Полосатый год
Владелец группы SCM Ринат Ахметов начал 2012 довольно резво. О его приобретениях в секторе украинской электроэнергетики и угольной промышленности говорилось в предыдущем обзоре олигархических приобретений и потерь. Теперь можно сказать, что больше ничего и не было.
Всплеск деловой активности Рината Леонидовича в I полугодии сменился летаргическим сном на протяжении июля-декабря. А неблагоприятная ситуация в мировой экономике сделала денежные потоки группы "Метинвест", представляющей металлургическое направление бизнеса SCM, не столь полноводными, как еще совсем недавно.
Так, по данным за 9 мес. чистая прибыль холдинга (точнее, его материнской компании Metinvest B.V., зарегистрированной в Нидерландах) составила всего $420 млн. Для сравнения: в 2011 только за январь-июнь было $1,152 млрд., а в 2010 за 9 мес. – $873 млн. Доход "Метинвеста" в январе-сентябре уходящего года уменьшился на 8%, до $9,777 млрд.
По динамике падения входящие в "Метинвест" мариупольские меткомбинаты им.Ильича и "Азовсталь" опередили остальных украинских производителей с традиционным циклом. ММКИ за 11 мес. уменьшил выплавку стали на 16,5%, до 4,74 млн т., выпуск проката на 15,6%, до 3,681 млн т., "Азовсталь" - на 18,1% и 22,6%, до 4,252 млн т. и 3,822 млн т. соответственно.
При этом только за октябрь средняя экспортная стоимость плоского проката, на котором специализируется ММКИ, уменьшилась к прошлогоднему с $727 до $585 за 1 т., длинномерного и сортового проката, на котором специализируется "Азовсталь", с $768 до $670 за 1 т. Отсюда и снижение доходов "Метинвеста".
Эту неприятную для себя ситуацию владелец SCM вынужден компенсировать за счет энергосектора, представленного Донбасской топливно-энергетической компанией (ДТЭК).
Точнее, за счет НАЭК "Энергоатом", своей вертикальной интеграции по цепочке "добыча угля–обогащение-производство электроэнергии-поставка потребителю" и способности убеждать органы государственной власти в необходимости принятия тех или иных решений.
Речь о закупках угля с ДТЭКовских шахт для теплоэлектростанций (ТЭС), входящих в ПАО "ДТЭК Западэнерго", по нерыночным ценам. Так, в январе-июне Добротворская ТЭС покупала уголь в среднем по 949,9 грн./т., Ладыжинская ТЭС – по 940,1 грн./т., Бурштинская ТЭС - по 990,3 грн./т.
При этом рыночная цена российского угля за тот же период была 928 грн./т., включая доставку в турецкие порты Мраморного моря. И еще надо учитывать, что содержание серы в российском угле в пределах 1%, тогда как в украинском этот показатель в среднем 2-3,5%.
Да и по такому важному показателю качества, как зольность - тоже несравнимые величины. А это значительно снижает стоимость украинского угля в сравнении с российскими аналогами. Но какой, казалось бы, экономический смысл энергетикам Р.Ахметова закупать продукцию у своих же угольщиков дороже?
Операция и правда была бы убыточной, заинтересуйся этим Национальная комиссия регулирования электроэнергетики. Вместо этого регулятор утверждает для ДТЭКовских ТЭС тариф на производство электроэнергии, включающий закупку угля по нерыночной цене.
А раз у компании есть утвержденный тариф – к ней вопросов уже нет. В том числе и у оператора ГП "Энергорынок", формирующего общую цену электроэнергии исходя из тарифов всех ее производителей и потребителей.
Поэтому "Энергорынок" покупает электроэнергию у тех же "Западэнерго" и "Днепрэнерго" дороже, чтобы они могли покрыть утвержденный НКРЭ объем расходов, а у НАЭК "Энергоатом" – дешевле, чтобы не выйти за граничный уровень отпускных цен для промышленности и населения.
В итоге все довольны и никто особо не обижается. Кроме атомщиков. Но поскольку "Энергоатом" – компания большая, государственная, для нее сотня-другая миллионов чистой прибыли не имеет такого важного значения, как для частной компании.
Как отмечает наш президент Виктор Янукович, в этом и весь позитив от эффективного частного собственника. Государственная компания может позволить себе работать в убыток, а он - нет.
Спасибо Папе за все
Папа, как в разговоре между собой уважительно именуют президента близкие к нему люди, по-прежнему не обделяет Рината Леонидовича своими щедротами. Но в 2012 по этой части его явно обошел завзятый конкурент.
Владелец горловского "Стирола" и северодонецкого "Азота" Дмитрий Фирташ за прошедший год заполучил от государства пакеты акций, от блокирующего до контрольного, в 16 облгоргазах. По самым скромным подсчетам экспертов, при этом он сэкономил не менее $100 млн по сравнению с реальной рыночной ценой этих активов.
Кроме того, Д.Фирташ под занавес года выкупил у государства за символических 677,6 млн грн. 50% - 1 акция в ЧАО "Крымский титан" и получил 49% в ООО "Запорожский титано-магниевый комбинат". Который, кстати, еще недавно имел статус казенного предприятия, подразумевающий запрет на приватизацию и любую другую форму отчуждения имущества.
Но ведь мудрый правитель должен быть щедрым со своими вассалами, не так ли? Впрочем, вторая часть восточной поговорки гласит, что правитель одновременно должен быть и строг. Вот и Виктор Федорович взял да и 21 декабря представил олигархам закон о трансфертном налогообложении.
Формально - чтобы посоветоваться и учесть замечания. А что им оставалось делать? Только и сказать, что мы принимаем важность и необходимость этого закона. То ли случайно, то ли намеренно для презентации была выбрана символическая дата 21 декабря.
В этот день особо впечатлительные граждане ожидали обещанного конца света, который так и не наступил. Для представителей крупного бизнеса он тоже вряд ли наступит после вступления закона в силу в 2013. Наверняка появятся новые схемы уклонения от уплаты налогов, вот и все.
По оценкам Государственной налоговой службы Украины (ГНСУ), через трансфертное ценообразование из Украины ежегодно выводилось в оффшоры порядка 100 млрд грн. Даже для олигархов это слишком большая сумма, чтобы они безропотно "подарили" ее государству.
Характерно, что кроме финансовых топ-менеджеров SCM и Group DF на встрече с главой ГНСУ Александром Клименко присутствовал представитель корпорации "Интерпайп" Виктора Пинчука.
Так что хотя от участия в приватизации государственной собственности Виктор Михайлович отлучен со времен отставки своего тестя Леонида Кучмы с президентской должности, к его мнению нынешняя власть готова прислушаться.
На обочине покращення
Иногда отсутствие плохих новостей – сама по себе хорошая новость. Например, ничего примечательного не происходило в 2012 у бизнес-группы "Финансы и кредит" Константина Жеваго.
Конечно, снижение мировых цен на железную руду сказалось на его доходах, т.к. основным активом группы является Полтавский ГОК (ПГОК). Тем не менее, К.Жеваго продолжал строительство Еристовского ГОКа, явно надеясь в будущем на лучшие времена.
И хотя по отчетам управляющей компании Ferrexpo, ПГОК в 2012 испытывал серьезные проблемы с возвратом НДС (задолженность госбюджета достигла $281 млн на 1 ноября), для бывшего главного спонсора оппозиционной партии "Батькивщина" достижением можно считать уже тот факт, что его перестали прессовать всевозможные контролирующие органы, как это было в 2011.
А тогда, напомним, 11 июля люди в комбинезонах и масках не то из СБУ, не то из налоговой милиции (эти ребята не имеют привычки представляться) штурмовали и центральный офис банка "Финансы и кредит", и заводоуправление белоцерковского шинного завода "Росава", и футбольного клуба "Ворскла".
Ничего примечательного не происходило и у совладельцев корпорации "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты и Олега Мкртчана – кроме продажи Украинской горно-металлургической компании и Краматорского ферросплавного завода, о которых уже говорилось ранее.
Учитывая воцарившуюся политическую стабильность, покупки у этих олигархов, тесно сотрудничавших с предыдущим правительством Юлии Тимошенко, в обозримом будущем не предвидятся. Возможны разве что новые продажи.
Впрочем, совсем не обязательно быть на всю голову оппозиционером, чтобы в условиях всеобщего покращення попасть под пресс. Владелец группы DCH Александр Ярославский подтвердит.
Не будучи ни "оранжевым", ни "бело-голубым", он в конце нынешнего года оказался перед перспективой лишиться стадиона "Металлист", который отстроил заново за собственные деньги к Евро-2012. Ну, то,которое «…проходит, а достижения остаются».
Под самый Новый год харьковский горсовет обратился к облсовету с просьбой вернуть стадион в муниципальную собственность. Не дожидаясь, пока это произойдет, А.Ярославский продал ФК "Металлист" владельцу компании "ГазУкраина2009" Сергею Курченко. Его связывают с одной бизнес-группой, получившей известность благодаря своим "семейным" традициям.
Как известно, продажа любого бизнеса в кризисный период – это заведомые убытки. Никто не даст за актив его реальной цены, не говоря уже о бонусах. Так что эту сделку А.Ярославский может смело заносить в свой личный баланс со знаком "-".
Не лучшим образом складывались дела у совладельцев группы "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Во-первых, принадлежащие им Никопольский, Стахановский и Запорожский ферросплавные заводы ориентируются на металлургов.
И если те выплавляют меньше стали, то и потребности в ферросплавах тоже меньше. Объемы стального производства падают не только в Украине, так что ситуация объективно не могла быть иной. СЗФ за 11 мес. сократил производство на 13,8%, до 166,2 тыс. т., НЗФ – на 17%, до 604,7 тыс. т.
Только ЗЗФ смог увеличить выпуск продукции на 2%, до 196,7 тыс. т. Но и он с ноября полностью остановил производство на неопределенное время. А с 1 декабря его примеру последовали и в Стаханове.
К проблемам со сбытом добавился вопрос стоимости электроэнергии – СЗФ и ЗЗФ по решению Национальной комиссии регулирования электроэнергетики были переведены с I класса энергопотребления на II. Это привело к росту расходов на производство.
Правда, в отличие от металлопродукции, ферросплавы росли в цене. За октябрь средняя стоимость по экспортным контрактам составила $1353/т. против $1133/т. за аналогичный период 2011.
Так что потери в денежном выражении от снижения экспорта ферросплавов на 16,7% за 10 мес., до 666,51 тыс. т. И.Коломойский и Г.Боголюбов почти полностью "отбили". Тем не менее, полная остановка СЗФ и ЗЗФ – это все-таки убытки.
Возобновление производства только в Запорожье обойдется примерно в 300 млн грн., по оценкам заводской администрации. Заодно с 1 января и до наступления весны "Приват" решил остановить Орджоникидзевский ГОК – добывающий марганцевую руду, сырье для выпуска ферросплавов.
Как и все представители украинского крупного бизнеса, И.Коломойский пытался поправить ситуацию с помощью государства: через Украинскую ассоциацию производителей ферросплавов попросил ввести заградительные пошлины на импорт ферросплавов. Тогда он смог бы поднять цены на свою продукцию, а металлургам было бы просто некуда деваться, кроме как покупать.
Но не тут-то было. Прежнего влияния, как при Ю.Тимошенко, у "Привата" уже нет, поэтому тягаться с авторитетным металлургом Р.Ахметовым у него не вышло. В том смысле, что правительство в лице Министерства экономического развития и торговли отказалось повышать пошлины на ввоз ферросплавов.
С авиацией у И.Коломойского в 2012 тоже получилась безрадостная ситуация. В мае о банкротстве объявили его скандинавские авиакомпании: шведские "Skyways Express AB" и "City Airline AB" вместе с датской "Cimber Sterling АВ".
При этом в роли собственника там олигарх пробыл недолго: шведские авиакомпании он купил в 2010, датскую в мае 2011. Далее в декабре была утверждена программа реструктуризации крупнейшего частного авиаперевозчика Украины, компании "АэроСвит", входящей в бизнес-орбиту "Привата".
Программа предусматривает массовое сокращение персонала и по сути означает сворачивание бизнеса - в связи с пессимистическими прогнозами относительно перспектив его развития, как отмечается в пояснительной записке.
Ну а какие могут быть перспективы у И.Коломойского, если начинает разворачиваться в полный рост авиакомпания Air Onix, по данным СМИ связанная с семьей премьера Николая Азарова?
Пока что новый игрок активно освоил крымский регион и в 2013 начинает выполнять первые международные рейсы на Словакию. Причем уже не из Симферополя, а из центрального аэропорта страны, "Борисполя".
Так что теперь на очереди остальные регионы Украины и новые зарубежные направления. А с "АэроСвитом" может произойти то, что уже готовятся сделать с "Донбассаэро", ранее приобретенной И.Коломойским.
Как известно, для начала он оставил "Донбассаэро" без собственного воздушного флота, передав ее 8 самолетов Airbus-320 другой своей авиакомпании, Windrose. После этого "Донбассаэро" лишилась собственных рейсов, по сути превратившись в дилера для "АэроСвита" и МАУ ("Международные авиалинии Украины").
По данным СМИ, судебная процедура банкротства "Донбассаэро" не то уже начата, не то вот-вот начнется.
Проблемы у "Привата" были в 2012 и в сфере нефтепереработки.
Устаревшее оборудование принадлежащих группе Кременчугского, Дрогобычского и Надворнянского НПЗ (двух последних - особенно) не позволяет победить импортеров бензина и дизтоплива из соседних Румынии, Беларуси и Чехии даже в условиях равной конкуренции.
А если некие шустрые ребята начинают завозить нефтепродукты без таможенных пошлин и НДС, как это при Викторе Федоровиче делало сначала кременчугское ЧП "Ливела", а сейчас – харьковское ООО "ГазУкраина 2009" (сумма неуплаченных налогов и сборов исчисляется несколькими миллиардами гривен) – то тогда и совсем плохо дело.
Цена бензина и дизтоплива у таких ребят всегда оказывается на 50-100 грн./т. меньше, чем у остальных участников рынка. Поэтому принадлежащие россиянам Одесский и Лисичанский НПЗ уже давно стоят, Надворнянский и Дрогобычскй работают от случая к случаю.
Одним словом, щедрые пожертвования синагогам в Израиле в 2012 г. не принесли И.Коломойскому и Г.Боголюбову тот результат, на который они рассчитывали.
Еще один известный религиозный меценат, владелец группы "Донецксталь" Виктор Нусенкис в 2012 продолжал расхлебывать последствия "развода" с бывшим бизнес-партнером по концерну "Энерго" Геннадием Васильевым.
Экс-генеральный прокурор в ходе судебного разбирательства на Кипре добился в конце ноября ареста сибирских активов В.Нусенкиса, объединенных в холдинг "Угольная компания "Заречная".
Правда, позднее стало известно, что кипрский суд свое решение об аресте в обеспечение иска Г.Васильева отменил, но российская фемида не успевает так быстро реагировать на все нюансы процесса. Поэтому арест Кемеровским арбитражным судом пока не снят. И в любом случае окончательная точка здесь еще не поставлена.
В 2012 группа "Донецксталь" также осталась без своего финансового учреждения. Относящийся к группе крупнейших "Кредитпромбанк" В.Нусенкис был вынужден продать за символическую плату $1. Конечно, реальная стоимость сделки намного больше, поскольку новый владелец взял на себя обязательства по долговым обязательствам банка перед кредиторами (ранее называлась сумма $400 млн).
Продажу "Кредитпромбанка" эксперты также связывают с конфликтом между акционерами "Энерго". Возможно, теперь его удастся разрешить благодаря усилению политического влияния В.Нусенкиса. Так, по итогам прошедших в октябре выборов в Верховную Раду депутатами по мажоритарным округам избраны руководители завода "Донецксталь" Александр Рыженков и шахтоуправления "Покровское" Леонид Байсаров. В предыдущем созыве парламента у В.Нусенкиса не было своих представителей.
Вот и все достижения. Они, конечно, не компенсируют в полной мере вынужденный "слив" "Кредитпромбанка", но по крайней мере дают основания полагать, что дальнейшая продажа спорных активов уже не понадобится.
На подъеме покращення
Если не брать в расчет тех, кто по полной урвал от покращення за счет государства, то 2012 г. оказался наиболее успешным для владельца "Смарт-холдинга" Вадима Новинского, младшего бизнес-партнера Р.Ахметова по группе "Метинвест".
В 2012 он купил у немецкого "Commerzbank AG" 96% банка "Форум", который относится к категории крупных и располагал активами в 10,2 млрд грн. на момент сделки. Ранее у "Смарта", в отличие от большинства украинских бизнес-групп, не было собственного финучреждения.
Теперь – появилось. Еще одна крупная сделка – покупка доли в Сумском НПО им.Фрунзе, крупном предприятии энергетического машиностроения. В частности, оно выпускает газоперекачивающие станции и его многолетним клиентом является российский "Газпром".
По итогам 2011 чистый доход СНПО им.Фрунзе вырос на 13,1% до 2,798 млрд грн., так что это весьма ценное приобретение для В.Новинского. И тревожный звонок для основного владельца - Константина Григоришина. Заявление о готовности в дальнейшем выкупить и его долю сто стороны генерального директора "Смарт-холдинга" Алексея Пертина прозвучало.
Продавцом 25% акций Great Station Properties, владеющей 48,9% акций Stremvol Holdings, в свою очередь владеющей 83,7% акций СНПО им.Фрунзе выступил Герой социалистического труда и Герой Украины Владимир Лукьяненко, в советское время прошедший на предприятии путь от помощника мастера до генерального директора.
Теперь "красный директор" получил щедрое выходное пособие за многолетние труды подчиненного многотысячного коллектива, а "Смарт-холдинг" – заманчивые перспективы на новом для себя рынке. Очевидно, что и в 2013 г. В.Новинский продолжит стратегию рыночного поглощения более слабых игроков.
По данным компании "МТ-инвест", всего в Украине за 2012 произошло порядка 150 сделок по слиянию и поглощению бизнеса (М&А) на общую сумму порядка $5 млрд. При этом число сделок возросло в 5 раз к 2011, а общая сумма осталась на том же уровне – т.е. значительно уменьшилась средняя стоимость сделки.
За исключением приватизации госактивов основными объектами слияний и поглощений были компании финансового сектора и банка, а также сельхозпредприятия. На 2013 "МТ-инвест" также считает эти направления наиболее перспективными для М&А.