В парламенте находится несколько законопроектов, которыми предлагается ввести уголовную ответственность за товарную контрабанду. Недавно с такой же идеей выступил президент, обратившись к бизнесу за поддержкой.

Система наказания за таможенные правонарушения в виде штрафов действительно никого не пугает. Но поможет ли криминализация перекрыть «черные» дыры на границе, особенно в части подакцизных товаров, контрабанда которых приносит миллиардные доходы транснациональным преступным группировкам?

Штраф вместо наручников

Когда в 2012 году в Украине решили отменить уголовную ответственность и ввести административные штрафы, эксперты и силовики, подержавшие эту идею, ссылались на опыт европейских стран. Мол, там только так. Не поверила и написала письмо коллеге из Великобритании, чтобы проверить. В ответ он привел мне несколько примеров, когда организаторы и члены преступных группировок, которые специализировались на контрабанде сигарет и алкоголя, получили весьма впечатляющие сроки лишения свободы. И Великобритания не является в этом вопросе исключением.

Например, в Турции за контрабанду карают суровее. Только в 2002 году турецкий парламент проголосовал за отмену смертной казни за контрабанду, её заменили «тяжким пожизненным заключением». Пойманного в Турции контрабандиста будут судить по турецким законам, гражданином какой бы страны он ни был.

В Румынии можно попасть в тюрьму за перевозку даже одной пачки контрабандных сигарет через «зеленый коридор», в Венгрии уголовная ответственность наступает за перевозку сигарет более чем на 100 тысяч форинтов, что примерно равно 15 блокам сигарет, а в Словении та же участь ждет контрабандиста за 8 блоков.

В Украине за незаконное перемещение товаров (в т.ч. подакцизных) через таможенную границу с сокрытием их от таможенного контроля предусмотрено административное наказание - штраф в размере 100% стоимости нелегальных товаров и их конфискация. В случае повторного нарушения в течение года — штраф 200%.

Учитывая, что рентабельность контрабанды, например, сигарет, составляет от 300 до 400 процентов, то об уплаченном штрафе, если вдруг выявят правонарушение, особо печалиться не стоит. Он с лихвой компенсируется.

Как рассказали «Цензор.НЕТ» правоохранители, «теневой» оборот табачных изделий, в первую очередь их незаконное перемещение через государственную границу Украины, является одним из самых прибыльных видов криминального бизнеса и обусловлен большой разницей между ценами на табачные изделия, введенными в странах Европейского Союза и в постсоветских странах (Российской Федерации, Республик Беларусь и Молдова) или дальнего зарубежья (ОАЭ и Китае). В этом плане не последнюю роль играет географическое положение Украины как транзитного государства. Зачастую предметом контрабандного перемещения в европейские страны являются сигареты, незаконно ввезенные в Украину из указанных стран, а также изготовленные на внутреннем рынке Украины (легальными производителями).

По данным Госпогранслужбы, за 11 месяцев текущего года на государственной границе задержано почти 7,94 миллиона пачек сигарет, из которых 4,7 миллиона пачек на въезд в Украину.

«Контрабанда наносит существенный вред интересам государства и в большинстве стран мира признана одним из опасных видов преступной деятельности, - заявил в комментарии «Цензор.НЕТ» глава Госпогранслужбы Петр Цыгикал. - Сама по себе такая преступность будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы и разница в ценах. Погранслужба постоянно задерживает нелегальные партии сигарет, но потеряв товар дельцы всегда могут купить новый, и даже заплатив штрафы, покрыть убытки. Нынешняя сложная ситуация обязывает к принятию решений, которые являются более жесткими и эффективными в борьбе с незаконным перемещением товаров, в том числе алкогольных напитков и табачных изделий».

Цыгикал подчеркнул, что Государственная пограничная служба Украины поддерживают инициативы о введении уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через границу. Кроме того, пограничное ведомство в пределах компетенции вместе с другими субъектами законодательных инициатив постоянно принимает участие в разработке и совершенствовании законодательной базы по данному вопросу, а наработки направляются на рассмотрение в комитеты Верховной Рады.

Он также напомнил, что еще с апреля 2016 года своей очереди в парламенте ждет законопроект, которым вносятся изменения в Уголовный кодекс Украины относительно криминализации контрабанды алкогольных напитков и табачных изделий. В определенных случаях законопроект предусматривает лишение свободы за контрабанду, совершенную в крупном размере, на срок до 7 лет.

«Принятие этого документа позволило бы существенно повысить уровень противодействия противоправной деятельности на границе и дало бы возможность как пограничникам, так и другим правоохранительным органам сделать границу на самом деле защищенной от противоправных посягательств и преступных намерений», - считает Петр Цыгикал.

Великий сигаретный путь

Правоохранители отмечают, что наиболее распространенными способами перемещения контрабандных товаров через границу является сокрытие их в конструктивных особенностях транспортных средств, обустройство тайников, использование двойного пакета товаро-сопроводительных документов, перемещение через «зеленый» участок границы автомобилями повышенной проходимости или с помощью групп людей.

Нередко применяется и схема фиктивного (прерванного) транзита в адрес несуществующих фирм – нерезидентов. Она состоит в декларировании иностранной табачной продукции при ввозе в Украину в таможенном режиме «транзит» и дальнейшем документальном оформлении ее вывоза за пределы страны (в таком случае акцизный налог и таможенные платежи в бюджет не уплачиваются). Фактически подакцизные товары остаются на внутреннем рынке Украины и поступают в незаконный оборот.

Бывают и более замысловатые и наглые схемы. Например, в 2016 году сотрудниками налоговой милиции была установлена и пресечена схема ввоза в Украину сигарет под видом торговли в магазинах DUTY FREE и последующим вывозом вне таможенного контроля в страны Еврозоны.

Табачные изделия ввозились якобы с целью реализации в магазинах беспошлинной торговли DUTY FREE, но на самом деле частично реализовывались на внутреннем рынке, а частично перемещались в страны Евросоюза вне таможенного контроля. С целью прикрытия незаконной деятельности представителями сети указанных магазинов осуществлялась подделка документов о реализации товаров повышенного спроса пассажирам международных морских и авиарейсов. При этом пассажиры скупали сигареты ящиками. Например, гражданин Молдовы приобрел в одном из одесских DUTY FREE и вывез на собственной яхте 500 коробов сигарет стоимостью 55 000 долларов США.

Участниками схемы осуществлялось открытие магазинов беспошлинной торговли с небольшой площадью, у них даже отсутствовали складские помещения. При этом объемы реализации сигарет в таких минимаркетах в 10 раз превышали объемы реализации в крупных магазинах DUTY FREE с мировыми именами.

Как рассказали в ГФС, проведенным анализом было установлено, что за 9 месяцев своего существования предприятие, имеющее только один магазин, расположенный в аэропорту с небольшим пассажиропотоком, якобы осуществило реализацию 5 машин сигарет торговых марок, которые не пользуются спросом у населения. На самом деле представители магазина осуществляли подделку документов о реализации табачных изделий.

Весной 2017 года, в рамках сопровождения уголовного производства, квалифицируемого по ч. 3 ст. 212 УК Украины проведен обыск грузовика, который прибыл для таможенного оформления в один из морских портов. В результате проведенных мероприятий обнаружено и изъято 1250 коробов (625 тыс. пачек) сигарет производства китайской компании ориентировочной стоимостью 13 млн грн, ввезенных якобы для реализации в сети DUTY FREE. По решению суда груз арестован.

Используют с целью незаконного перемещения сигарет на территорию Украины организаторы такого бизнеса и ситуацию, которая сложилась на востоке Украины. В частности, на временно неподконтрольной Украине территории в  Донецке находится табачная фабрика, на производственных мощностях которой выпускаются фальсифицированные сигареты популярных торговых марок, которые в обход КПВВ незаконно ввозятся на территорию Украины. Кроме того, таким же путем на территорию Украины попадают сигареты производства Российской Федерации, поскольку таможенные пошлины на импорт сигарет из страны-агрессора в ОРДЛО практически отсутствуют. В некоторых случаях сигареты заказываются в Объединённых Арабских Эмиратах от имени украинского предприятия с доставкой в город Донецк и соответственно без уплаты акцизного налога. В дальнейшем эти сигареты небольшими партиями в обход КПВВ также незаконно ввозятся на территорию Украины.

«У нас контрабанда существует на линии разграничения, где контроль не является достаточным, а также на западной границе, а именно перевозки в страны ЕС алкоголя и табака. Это две крупнейшие линии контрабанды», - прокомментировал «Цензор.НЕТ» Илья Несходовский, эксперт РПР группы «Налоговая реформа».

Среди лидеров в этой части можно выделить Закарпатье, которое занимает особое место не только в рейтингах туристических маршрутов, но и в хрониках криминального бытия Украины. Ведь эта тихая, на первый взгляд, область граничит сразу с четырьмя странами Евросоюза - Венгрией, Словакией, Польшей и Румынией. Поэтому здесь уже много лет чуть ли не основным источником дохода многих местных жителей является «бизнес» на границе.

«Статус Украины как главного поставщика контрабандных сигарет в Европу крайне позорный. Ситуация, когда незаконная торговля становится массовой профессией и трендом – это признак социальной деградации нации. Почему-то принято говорить только об экономических потерях. Но почему мы молчим о том, что происходит просто тектонический разлом в национальном менталитете? Вырастают целые поколения украинцев, для которых личностный потолок – стать сигаретным контрабандистом, - говорит глава общественной организации «Всеукраинский таможенный Форум» Галина Вдовина, возглавляющая таможенный комитет при Общественном совете Министерства финансов.

Поддерживая инициативу об ужесточении наказания за табачную контрабанду, эксперт настаивает, что она должна быть адекватной и соизмеримой с совершенным преступлением. Чтобы и у нас не начали сажать за каждую пачку сигарет, как в Румынии.

«Здравый смысл говорит, что лучшей преградой табачной контрабанды является не столько строгое наказание, сколько контроль и создание предпосылок, делающих незаконные поставки экономически невыгодными. Но все это выполнимо только при наличии политической воли и жесткого контроля за ведомствами, которые эту волю будут реализовать, - подчеркнула она. - В противном случае, как это уже не раз бывало, просто возрастут откаты, и мы получим очередной виток коррупции и неуплату налогов в бюджет. Так, к примеру, было до декриминализации товарной контрабанды в 2012 году. Процент привлеченных к уголовной ответственности за товарную контрабанду был ничтожен. Многотомные дела разваливались еще по дороге в суд, а в суде их просто разбивали окончательно. Поэтому без политической воли и создания экономических предпосылок ужесточение наказаний за незаконное перемещение сигарет будет иметь обратный эффект. Ведь, как утверждали классики, «преступность у нас победят не карательные органы, а естественный ход нашей жизни».

Куда уходят акцизы

Особую опасность, по мнению правоохранителей, представляет контрабанда спирта, из которого впоследствии изготавливаются фальсифицированные алкогольные напитки. Как сообщили «Цензор.НЕТ» в ГФС, спирт, в основном, ввозится на территорию Украины из Республики Молдова в т.ч. Приднестровья, реже из Российской Федерации и Республики Беларусь.

Самый распространенный способ незаконного перемещения спирта - это пересечение границы в обход таможенных постов. При этом правонарушителями используются особенности приграничных районов, в которых государственная граница практически не охраняется, отсутствуют таможенные и пограничные пункты пропуска грузов. Незаконное перемещение осуществляется с помощью грузового автотранспорта повышенной проходимости, оборудованного тайниками или плавсредств.

В некоторых случаях прокладываются подземные или подводные трубопроводы.

В дальнейшем незаконно ввезенный спирт сомнительного происхождения, зачастую с использованием операторов почтовой связи, рассылается во многие регионы Украины.

В преддверии новогодних праздников актуальной проблемой является незаконная реализация элитных алкогольных напитков известных мировых брендов, ввезенных на таможенную территорию Украины вне таможенного контроля.

По словам Сергея Белана, в рамках операции «Рубеж», которую проводит налоговая милиция, регулярно пресекаются факты реализации элитного алкоголя, ввезенного на территорию Украины «в черную». Были задокументированы и нетипичные случаи. В частности, группа лиц, ввозившая с использованием указанной схемы элитный алкоголь и продукты питания, с целью минимизации рисков разоблачения преступной деятельности организовала закрытый клуб, в который принимали только «проверенных» клиентов, им выдавались именные карточки. В дальнейшем стать членом клуба можно было только по рекомендации действующего члена клуба.

Алкоголь реализовывался через закрытый сайт, войти на который можно было лишь по коду клубной карты.

В результате проведенных мероприятий по пресечению уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах (таможенных платежей при ввозе и налога на прибыль при реализации) на территории трех областей Украины было изъято около 3 тысяч бутылок элитных алкогольных напитков и партию продуктов питания, ввезенных на территорию Украины с нарушением таможенных правил, общей стоимостью около 3 млн гривен.

«Введение уголовной ответственности за незаконное перемещение подакцизных товаров через границу даст возможность налоговой милиции документировать деятельность организованных преступных групп, наживающихся на контрабанде, с использованием как гласных так и негласных следственных (розыскных) действий в рамках уголовного процессуального и оперативно-розыскного законодательства, - говорит Сергей Белан. - Если с контрабандой ГСМ мы боремся в рамках уголовных производств по документированию уклонения от уплаты налогов, то при противодействии незаконному перемещению спирта и сигарет у нас практически связаны руки. То, что выглядит разрозненными фактами перемещения подакцизных товаров через границу, зачастую является частью одной преступной схемы, организованной транснациональными преступными группировками. Сверхприбыли от контрабанды дают возможность таким группировкам использовать в преступных целях современные технические средства (тепловизоры, спецтехнику, и т.д.), а их лидеры обладают обширными связями в органах власти разных уровней. В таких условиях задокументировать всю цепочку преступных действий по подготовке и незаконному перемещению товаров через границу, без использования негласных методов работы невозможно. В свою очередь негласные мероприятия можно проводить только при документировании подготовки к совершению или совершении тяжких преступлений, а уж никак не в рамках административного законодательства».

Комментируя законодательные инициативы, которые предлагаются народными депутатами, Сергей Белан пояснил, что в экспертных заключениях ГФС настаивает на необходимости внесения законодательных изменений относительно криминализации правонарушений, связанных с незаконным перемещением через государственную границу Украины всех групп подакцизных товаров, а не только отдельных их видов (алкогольных напитков и табачных изделий).

И к таким товарам, без сомнения, относятся и нефтепродукты. Прибыль с таких контрабандных потоков всегда исчислялась очень крупными суммами.

Схемы уклонения от уплаты акцизного налога в этой категории товаров, по словам Белана, очень разнообразны: от ввоза топлива в дополнительных (увеличенных) топливных баках грузовиков до перемещения значительных партий топлива вне таможенного контроля морскими путями под видом внутреннего каботажного перемещения и ввоза под видом других химических веществ, при перемещении которых не требуется уплата акцизного налога.

«Когда мы только начинали операцию «Рубеж» в 2015 году, нами была задокументирована масштабная схема уклонения от уплаты таможенных сборов при перемещении на территорию Украины дизельного топлива в обход таможенного контроля, - продолжает первый заместитель главы ГФС.  - Суть схемы состояла в следующем. В нейтральные воды акватории Черного моря заходило специализированное нефтяное судно большой грузоподъемности с грузом дизельного топлива. К нему «борт-о-борт» пришвартовывались нефтеналивные баржи, на которые сливалось около половины груза. После этого танкер заходил в один из морских портов Украины, где подавал документы на проведение таможенных процедур (растаможку) с оставшемся топливом. Далее неучтенное и нерастаможенное топливо указанными баржами доставлялось с использованием документов, полученных в результате растаможки части топлива, в морские и речные порты Украины, а оттуда в автомобильных цистернах развозилось по АЗС южных областей Украины. Помимо уклонения от уплаты таможенных пошлин государство недополучало налоги от реализации неучтенного дизельного топлива.

В результате нескольких спецопераций, проведенных с участием сотрудников Государственной пограничной службы Украины, масштабная преступная схема была ликвидирована».

Усиление ответственности осложнит оформление?

Большинство экспертов, с которыми удалось пообщаться, поддерживают инициативу о введении уголовной ответственности, поскольку от ввоза товаров «в черную», как и от «серого» импорта страдает в первую очередь честный бизнес, который платит налоги в полном объеме. По словам исполнительного директора Европейской Бизнес Ассоциации Анны Деревянко, это существенно затрагивает рынки кофе, бытовой электротехники, алкоголя, табака, фармацевтики, агрохимии. «Мы как бизнес, поддержим любые меры, которые будут создавать равные условия для всех, - отметила Анна Деревянко в комментарии «Цензор.НЕТ», добавив, что очень важно, чтобы такая законодательная инициатива была грамотно введена, а потом также использована.

«Подакцизные товары всегда являются высокорискованным продуктом, который выгодно продавать контрафактным, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Штрафы, которые есть сегодня, не останавливают те миллионные финансовые потоки, которые зарабатываются на таких сделках. А в условиях, когда есть только админответственность, сколько бы вы ни конфисковали партий подакцизного товара, чаще всего суды это все возвращают, - говорит директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.  - Безусловно, введение уголовной ответственности скажется на теневом рынке, и его доля будет сокращаться. Но здесь важно понимать, кто будет за этим следить».

О практическом применении такой нормы говорил и глава Общественного совета при ГФС Дмитрий Алексенко. По его мнению, скорее всего, законодатели определят подследственность за Нацполицией. А это значит, что количество проверяющих вырастет, что скажется и на самом оформлении.

«Нельзя исключать, что полиция будет «кормиться» на открытии и закрытии уголовных производств по мелким предпринимателям, типа «пиджаков», - считает он. - Эта норма хороша при условии, что в стране будет создана независимая структура, которая будет заниматься расследованием финансовых преступлений. Тогда есть надежда, что именно эта структура займется реальными контрабандистами в масштабах страны и объектом дел будут не курьеры с парой блоков сигарет, а организаторы преступных схем».

В свою очередь Илья Несходовский настаивает на комплексном решении проблемы, который бы включал и реформирование таможни. «Чтобы перекрыть контрабандные потоки надо наводить порядок на таможнях в первую очередь. Потому что ввоз товаров в Украину часто происходит через таможни с нарушением таможенных правил. Что уже не является контрабандой в чистом виде. Нужно решать проблемы занижения таможенной стоимости, использования полулегальных схем, таких как «пиджаки» и разбивка фур с товарами на мелкие партии, - пояснил эксперт. - Есть много вопросов, которые не решены. Если мы вводим уголовную ответственность за контрабанду и фактически оставляем проблемы на таможне с возможностью ввоза товаров по «серым» схемам, ничего не изменим».

Отмечая необходимость ужесточения ответственности, эксперты предлагают законодателям все-таки прописать как меру наказания не столько введение многолетних сроков заключения, сколько экономические санкции. Но они должны быть такими ощутимыми, чтобы сократить контрабандные потоки в разы.