Главная
Большие тупики: почему обычные украинцы не разделяют экономического оптимизма премьера
«За I квартал 2011-го ВВП вырос более чем на 5%», — отрапортовал 20 апреля на заседании Кабмина премьер-министр Николай Азаров. Если верить правительству, экспорт стабильно увеличивается, экономика растет, а перспективы развития бюджетообразующих отраслей — от металлургии и химпрома до сельского хозяйства — в нынешнем году значительно лучше, чем в 2010-м. И уж тем более — чем в кризисном 2009 году.
Официальная статистика действительно вселяет оптимизм. Промпроизводство в I квартале выросло на 9,7% год к году, сельское хозяйство — на 5,3%, розничный товарооборот — на 12,3%, и даже строительная отрасль, пострадавшая во время кризиса больше всех остальных вместе взятых, продемонстрировала в январе–марте 2011-го 6,8% роста. В общем, «жить стало лучше, жить стало веселее».
Если бы не одно «но». Выступление премьера на заседании Кабмина неудачно совпало с обнародованием результатов социологического опроса Центра им. Разумкова, согласно которому 63,8% сограждан считают, что события в Украине «развиваются в неправильном направлении». Лишь 14,2% респондентов полагают, что события развиваются в правильном направлении, хотя всего месяц назад таковых насчитывалось 19,4%, а год назад полностью одобряли все происходящее в стране свыше трети опрошенных (35,1%).
Парадоксальное нежелание украинцев разделить оптимизм правительства становится чуть понятнее, если ознакомиться с результатами исследования потребительских настроений, проведенного ранее компанией GfK Ukraine. Так, мартовский индекс потребительских настроений упал сразу на 6,3 пункта — до 61,8, такое же значение ИПН было зафиксировано весной кризисного 2009-го. Для тех, кто не в курсе: значение индекса от 100 до 200 соответствует росту потребительских расходов, падение ниже 100 означает их сокращение.
Желание туже затянуть пояса не удивительно, если посмотреть на остальные составляющие потребительских настроений. К примеру, мартовская оценка украинцами текущего материального положения ухудшилась на 10 пунктов — до 54; индекс ожидаемых изменений личного благосостояния упал на 9,3 пункта — до 67,7; ожидания развития экономики страны в 2011 году понизились на 10,7 пункта — до 58,5. Напротив, индекс ожидаемой безработицы и инфляционные ожидания выросли на 11,1 и 4,3 пункта — до 140,6 и 187,4 соответственно.
«Непродуманные налоговые изменения, ухудшение условий для бизнеса, повышение цен и тарифов на все новые группы товаров и услуг — все это приводит к ухудшению потребительских настроений четвертый месяц подряд», — говорится в отчете GfK Ukraine.
Объяснение аналитиков GfK Ukraine формально не противоречит победной статистике правительства. Украинская промышленность действительно растет приличными темпами, но обычные граждане этого роста не ощущают. Их реальный доход уменьшается из-за закрытия бизнеса тысячами мелких компаний, дававших работу сотням тысяч украинцев. А затраты на товары первой необходимости ежемесячно растут из-за инфляции, размеры которой значительно превышают официальные показатели. Статистика Госкомстата — и премьер Николай Азаров — этих факторов не учитывают.
- Информация о материале
Что делать, если вы упали в магазине…
Сегодня, пожалуй, не осталось ни одного гражданина, который не знал бы о своих правах потребителя, предоставленных ЗУ «О защите прав потребителей». Несомненно, каждому потребителю известны обязанности продавца и порядок собственных действий при желании обменять купленный товар в течение заветных 14 дней. Однако нередко покупатель сталкивается с проблемами иного плана.
Речь идет о вреде, причиненном здоровью покупателя не товаром или услугой, а, скажем так, объективной ситуацией. Согласитесь, вряд ли Закон о защите прав потребителей даст ответ, что делать покупателю, который поскользнулся на грязном полу торгового зала и повредил ногу, или, к примеру, упал на обледеневших ступеньках магазина с последствиями в виде больничного листа. Вправе ли в таком случае гражданин требовать сатисфакции от магазина?
На этот вопрос могут ответить правила ГК Украины, определяющие порядок возмещения вреда, причиненного здоровью. Рассмотрим ситуацию. Гражданин, зашедший в магазин, поскользнулся в торговом зале и упал, повредив руку. Причем причиной падения стали, к примеру, мокрый пол, неубранная вовремя сотрудниками магазина разбитая бутылка или разлитое масло и т. п. Понятно, что в этом случае нормы о правах потребителя на качественный товар, услугу, информацию о товаре не применяются. Здесь пригодится, в первую очередь, знание актов специального законодательства, таких как Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения (Постановление КМУ от 15.06.2006 №833), Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли (утверждены Главсанврачом СССР от 16.04.1991 №5781-91), Правила розничной торговли непродовольственными товарами (Приказ Минэкономики от 19.04.2007 №104), а также правила ГК о возмещении вреда, причиненного здоровью.
Поскользнулся? Упал? Требуй возмещения!
Согласно Порядку осуществления торговой деятельности, субъекты хозяйствования обязаны обеспечить соответствие помещения (места) проведения деятельности в сфере торговли необходимым санитарным нормам (п. 10 Правил). Кроме того, в соответствии с п. 34 Порядка, торговый объект оборудуется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей среды, противопожарной безопасности, а также санитарных норм. Наконец, п. 32 Порядка указывает на обязанность субъекта хозяйствования содержать торговые и складские помещения, а также прилегающую территорию в соответствии с санитарными нормами. Аналогичные правила содержатся и в иных упомянутых ранее актах. Общим для всех названных документов является требование соблюдения торговым предприятием санитарных норм и правил (СанПиН 5781-91), которые предусматривают, что все помещения предприятий продовольственной торговли должны содержаться в чистоте. Далее, по общему правилу, для возмещения вреда гражданским правом предусмотрено наличие совокупности условий: противоправность поведения; собственно вред; причинно-следственная связь и вина причинившего вред.
Возвращаясь к ситуации, делаем вывод о наличии одного из условий для возмещения вреда, причиненного здоровью – невыполнение магазином санитарных требований законодательства. Т. е. налицо противоправность поведения. Безусловно, травма, полученная покупателем (в нашем случае), находится в прямой причинной связи с противоправным поведением магазина – налицо также и вина торгового объекта вне зависимости от ее формы. Остается дело за малым – доказать свою правоту и взыскать компенсацию полученного вреда.
Конечно, субъекты хозяйствования, которые блюдут свою деловую репутацию, без проволочек и без обращения в суд выплатят потерпевшему гражданину названную разумную сумму возмещения. Кстати, для этого покупателю необходимо письменно составить претензию на имя администрации магазина, подробно изложив обстоятельства произошедшего, указав сумму компенсации и приложив копию медицинской справки, свидетельствующей о наличии телесных повреждений. Не помешают и доказательства в виде показаний очевидцев, фотографии, сделанные на месте случившегося, записи с камер видеонаблюдения. Кроме перечисленных доказательств, основным документом, подтверждающим факт получения травмы покупателем, будет являться акт о несчастном случае непроизводственного характера, составленный специально созданной комиссией, в состав которой будут входить и сотрудники магазина. Само же расследование и составление акта происходит на основании Порядка расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера (Постановление КМУ от 22 марта 2001 №270), так как, согласно п. 3 названного документа, расследованию подлежат несчастные случаи, наступившие во время пребывания на объектах торговли. Если же администрация магазина не желает удовлетворять ваши требования мирным путем, остается один выход – обратить в суд.
Компенсация вреда в судебном порядке
До обращения в суд потерпевшему необходимо отдавать себе отчет в том, что сумма требуемой компенсации зависит от некоторых обстоятельств – к примеру, от доказанности вины торгового объекта и размера полученного вреда. Кроме того, следует понимать, что заявленная сумма возмещения будет отредактирована судом с учетом принципа разумности и справедливости.
Согласно ст. 1195 ГК, юридическое (физическое) лицо, причинившее вред увечьем или иным повреждением здоровья физическому лицу, обязано возместить потерпевшему заработок (доход), утраченный им вследствие потери или уменьшения профессиональной или общей трудоспособности, а также возместить дополнительные расходы, вызванные необходимостью усиленного питания, санаторно-курортного лечения, приобретения лекарств, протезирования, постороннего ухода. Поэтому задачей номер один для потенциального истца должен стать сбор соответствующих документов. Прежде всего, это больничный лист, который подтвердит временную утрату общей трудоспособности на определенный период. В сложных случаях, когда речь идет о получении серьезной травмы, повлекшей утрату или уменьшение профессиональной трудоспособности пострадавшего, документом, подтверждающим этот факт, станет заключение медицинской экспертно-реабилитационной комиссии. И в первом, и во втором случае необходимо собрать также все рецепты и предписания врачей, не забыв сохранить чеки на приобретенные лекарства и препараты. Все финансовые документы станут основанием для определения размера материального вреда.
Кроме финансовых и медицинских документов, в качестве доказательств потерпевшему необходимо будет предоставить иные сведения, дающие суду основания установить, что полученная травма является результатом падения на территории магазина-ответчика. Таким доказательствами, несомненно, могут стать акт о несчастном случае непроизводственного характера, свидетельские показания, фотографии, видеофайлы, копия отправленной магазину претензии и ответ (при наличии такового) администрации.
Можно взыскать и компенсацию морального вреда, доказав, что травма причинила не только физические, но и нравственные страдания. Чтобы отстоять в суде свою «цифру» морального возмещения, нелишним будет ознакомиться с Постановлением Пленума ВСУ №4 от 31.03.1995 (в ред. от 27.02.2009) «О судебной практике по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда».
Наконец, при удовлетворении судом исковых требований потерпевшего гражданина не стоит рассчитывать на получение всей суммы компенсации одновременно и сразу после вступления в силу решения суда. Дело в том, что возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, производится, согласно ч. 1 ст. 1202 ГК, ежемесячными платежами. Правда, при наличии обстоятельств, имеющих существенное значение, сумма возмещения может быть выплачена единовременно, но не более чем за три года вперед.
Судебная практика
Администрация магазина должна следить и за придворовой территорией
В 2007 г. одним из райсудов Харькова было вынесено решение по иску о возмещении морального вреда. В суд обратилась женщина, получившая серьезную травму из-за неисполнения торговым объектом своих обязанностей по содержанию в порядке придворовой территории. Так, в заявлении истица указала, что выходя из супермаркета, она поскользнулась и упала вследствие того, что резиновый профиль на плитке был поврежден. В результате падения она получила осколочный перелом левой бедровой кости со смещением. Потерпевшей была сделана операция. Истица считает, что этот несчастный случай произошел по вине администрации магазина, поскольку она (администрация) не приняла своевременно меры для обеспечения безопасного передвижения по территории супермаркета. Из-за повреждений здоровья женщина ощущает негативные эмоции и переживания, чувствуя себя морально униженной. Истица просила суд взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 50 тыс. грн.
Разумеется, представитель ответчика иск не признал, сославшись на то, что травма истицы произошла из-за ее небрежности, т. к. при выходе из магазина она пошла не по лестнице, а по спуску для передвижения покупателей с тележками. Таким образом, по мнению ответчика, выход из супермаркета был произведен истицей в не приспособленном для этого месте, что исключает любую вину ответчика.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что по факту падения администрацией ответчика был составлен акт о несчастном случае непроизводственного характера, из которого видно, что причиной несчастного случая была личная небрежность истицы. С целью устранения дальнейшего травматизма были предложены необходимые для выполнения мероприятия, а именно: обгородить элементы спуска, имеющие повышенную скользящую способность, и вывесить предупреждающие плакаты «Осторожно – скользко!». Кроме того, суду стало известно, что на место падения истицы выезжала машина скорой помощи, бригадой которой, согласно карте выезда, был установлен диагноз: закрытый перелом средней трети левого бедра со смещением. Истица была госпитализирована в городскую клиническую больницу.
Вынося решение и руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд удовлетворил требования истицы, снизив размер морального вреда до 10 тыс. грн. Кстати, в решении суд отметил, что доводы ответчика о том, что несчастный случай произошел по личной небрежности истицы, являются безосновательными, поскольку при подобных погодных условиях (шел мокрый снег) ответчику необходимо было заранее установить предупреждающие плакаты и огородить места, имеющие повышенную скользящую способность.
- Информация о материале
Как правильно воевать с ЖЭКами – инструкция по применению
Резкое подорожание «коммуналки» ставит страну перед выбором: платить или не платить. Тем более, качество услуг остается на прежнем уровне. Как с этим бороться?
Прежде чем начать своеобразный юридический ликбез на тему борьбы с неприятными сторонами жилищно-коммунальной сферы, проясним несколько моментов. Во-первых, редакция «Комментариев» уважает труд работников сферы ЖКХ и уверена, что все трудности с уборкой двора или подъезда, в конечном счете, временные.
Во-вторых, для начала мы подготовили шесть наиболее типичных ситуаций, с которыми горожане нашей страны сталкиваются каждый день.
И сегодня разберем лишь три из них:
- получение травмы из-за разбитых ступенек (в зимнем варианте – из-за обледенелого порога или сосульки на карнизе);
- неубранный мусор на придомовой территории;
- не достаточно греющие батареи и недостаточно горячая вода.
Из поставленных нами ситуаций выбирался юрист Юридической фирмы «Можаев и Партнёры» Максим Остапенко.
1. Я оступился на разбитых ступенек в подъезде собственного дома, получив травму ноги. Считаю, что это произошло по вине местного ЖЭО, работники которой не очистили ступеньки ото льда. Что я должен сделать, чтобы потребовать компенсацию за полученную травму? И от кого мне ее требовать – от ЖЭО, от городских властей, еще от кого-то?
В первую очередь необходимо вызвать скорую медицинскую помощь. Это делается с целью документально зафиксировать полученные травмы с привязкой к месту падения и отобразить причину падения с тем, чтобы в дальнейшем было легче установить причинно-наследственную связь между причинами падения (скользкие ступеньки у дома), самим падением и полученными вследствие этого травмами. Обязательно нужно взять у врачей справку с вышеуказанной информацией, поскольку именно она будет служить доказательством вины коммунальных служб при последующем обращении в суд с иском о взыскании материального и морального ущерба.
Одновременно с вызовом скорой необходимо пригласить двоих свидетелей, которые также в последующем смогут подтвердить данный факт. При наличии технических средств (мобильный телефон, фотоаппарат и т.д.) стоит зафиксировать место падения с близкого расстояния, сделать снимок общего плана таким образом, чтобы было понятно, в каком именно месте произошло падение. Кроме того, техника зафиксирует дату и точное время съемки, что в дальнейшем может облегчить доказательство необходимых обстоятельств.
Ответчиком по гражданскому делу в данном случае будет выступать коммунальное предприятие по содержанию жилищного хозяйства соответствующего района, с которым у жильца должен быть подписан договор о содержании жилого дома и придомовой территории, и которое не обеспечило выполнение требований пп. 3.1.11, 3.5.18 - 3.5.24 Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденных Приказом Госжилкоммунхоза №76 от 17.05.2005г.
Взыскание материального и морального ущерба осуществляется в судебном порядке в соответствии со ст.ст. 22, 23, 906, 1164, 1165, 1167, 1168 ГК Украины.
2. Весной после того, как сошел снег, на своей придомовой территории я столкнулся с огромным количеством мусора, который накопился за время зимы. У меня маленький ребенок, который так и норовит что-то подобрать. Считаю, что в этом виновата местная ЖЭО, работники которой не убирают придомовую территорию. Что я должен сделать, чтобы заставить их убрать. На кого и куда жаловаться?
Согласно п.3.5.1 Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов осуществляется уборщиками, а места, недоступные для уборочной техники, убираются вручную до начала работы техники (п.3.5.2).
При наличии любых претензий в адрес ЖЭО, первым шагом должно стать составление в присутствии двух свидетелей (из числа соседей) акта-претензии о нарушении условий договора или ненадлежащее предоставление или непредоставление услуг, который составляется в двух экземплярах. По данной ссылке приведена форма типового акта-претензии, которую можно взять за основу практически во всех случаях. Следует также помнить, что один экземпляр акта-претензии передается исполнителю жилищно-коммунальных услуг, а второй остается у потребителя.
Если же акт-претензия остался без реагирования, следует обратиться в коммунальное предприятие по содержанию жилищного хозяйства соответствующего района с жалобой на бездействие работников ЖЭО.
Одновременно следует обратиться в соответствующий отдел (управление) по защите прав потребителей.
Если же и эти действия не возымели эффекта, нарушенные права подлежат восстановлению в судебном порядке.
3. Я периодически сталкиваюсь с недостаточно горячими батареями и отсутствием горячей воды. В ЖЭО мне объясняют, что это не их вина, а компании «Киевэнерго», которая подает во внутридомовые сети недостаточно горячую воду. Одновременно, в «Киевэнерго» меня заверили, что температура воды на выходе с центрального теплового пункта (ЦТП) отвечает нормам, а проблемы возникают в связи с дырявыми трубами – как по дороге от ЦТП к дому, так и внутри дома. На кого и куда мне жаловаться, чтобы заставить осуществить ремонт труб и обеспечить нормальное качество услуг или же хотя бы не платить полную сумму за некачественную услугу?
После направления в ЖЭО акта-претензии необходимо настоять на прибытии комиссии ЖЭО, которая произведет замер температуры нагрева батарей и документально зафиксирует ее отклонение, оформив соответствующий акт.
Согласно п.5.1.5. Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, жалобы и замечания на неисправность и недостатки в работе системы отопления (недогрев, перегрев, шум от работы оборудования и т.д.) заносят в специальный журнал, который должен содержать информацию об их устранении. Выполнение работ по устранению жалоб еженедельно проверяет инженер организации, которая выполняет эксплуатацию систем теплообеспечения.
В последующем на основании акта-претензии ЖЭО должен произвести перерасчет платы за отопление помещения на основании пп.1 п. 29 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению и обеспечению холодной и горячей водой и водоотвода, утвержденных постановлением Кабмина №630 от 21.07.2005г., который предусматривает, что потребитель имеет право на уменьшение размера платы в случае предоставления услуг не в полном объеме, снижения их уровня, в частности отклонения их количественных и/или качественных показателей от утвержденных нормативов (норм) потребления.
Согласно п.3 Порядка проведения перерасчетов размера платы за предоставление услуг по централизованному отоплению, обеспечению холодной и горячей водой и водоотводу в случае их не предоставления или предоставления не в полном объеме, снижения качества, утвержденного правительственным постановлением №151 от 17.02.2010 г., – исполнитель (субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителю согласно условий договора) обязан провести на протяжении месяца, который наступает за расчетным, перерасчет размера платы за предоставленные потребителю услуги, независимо от наличия (у потребителя) задолженности за предоставленные услуги.
Если ЖЭО по каким-то причинам отказывает в перерасчете, то следует обратиться в отдел (управление) по защите прав потребителей с одновременным обращением в коммунальное предприятие по содержанию жилищного хозяйства соответствующего района.
Следующий шаг – обращение в суд с иском о признании действий ЖЭО неправомерными и о понуждении ЖЭО сделать перерасчет платы за коммунальные услуги (при желании можно поставить вопрос и о взыскании морального ущерба).
В случае с периодическим отсутствием горячей воды схема действий аналогичная вышеуказанной.
- Информация о материале
Заподлицо – деньги в письмецо!
Зарплаты в конвертах… А когда же это все началось? Еще во время развала Союза. Помнится, тогда каждая уважающая себя контора ежеквартально мелким оптом и в розницу закупала всякие концелярские принадлежности: шариковые ручки, бумагу, скоросшиватели и т.п. Среди прочего была и внушительная стопка конвертов для деловой и личной переписки. Наклеил марку, отправил секретаршу к ближайшему почтовому ящику и ждешь ответа, как соловей знаете какое время года.
Но услугами этими стали пользоваться все меньше и меньше: переписка ушла в почту электронную, эсэмэски, скайпы всякие с аськами. А кипа нереализованной полиграфической бумаги осталась пылиться в шкафах. И вот однажды, один руководитель одной уважаемой организации, начисляя своим сотрудникам очередное пособие накануне какого-то праздника, подумал: а почему бы мятые купюры с мелочью не передавать из рук в руки, а, скажем, аккуратно укладывать в конверты, заклеивать их и фамилию писать получателя. Плюс - санитария к тому же. Деньги, конечно, не пахнут, но микробы передают еще как. Особенно, если это валюта. Поди, знай, чем они там за океаном болеют! Так с тех пор и повелось, что заработную плату стали давать в них, конвертах.
Союз окончательно развалился, а на его месте возникли государства всякие, в том числе и независимые. А на конвертах этих, если помните, изображения были разнообразные. Ну, там, первое мая, день октябрьской революции, портреты вождей опять же. Так вот. Укладывал как-то уже другой руководитель другой (менее уважаемой) организации деньги в конверты, а на них – отец мирового пролетариата изображен был во всей своей красе. А руководитель тот уставший за день был и померещилось ему, что говорит ему этот человечный человечище, немного картавя: «Товарищ! Если ты добросовестно платишь налоги, то укрепляешь силу и мощь этого враждебного капиталистического государства. Утаи!» Руководитель тот с перепугу перепрятал свой партбилет в другое место, но поступил по уму, чести и совести.
А многие, видно, с него пример взяли. То ли кто-то подсказал, то ли сами догадались. Благо, что конверты всё не кончаются и не кончаются. Нет, конечно, когда-то и их не станет, но учитывая современные платежные системы, зарплату станут выдавать на дискетах, дисках и флэшках (в зависимости от её размера). И, поди, проверь, что там внутри! Конечно, отчисления в соцстах, пенсионный фонд не те. Но по нашей жизни, попробуй еще до них дожить…
- Информация о материале
Мыши свили гнездо в банкомате и сожрали мои деньги
Это привет из Луцка, прибыль из банкомата Альфа-банка, который находиться в магазине "Сильпо". Мышь свила гнездо в кассете для отбраковок банкомата.
Вывод: поскольку мышей в магазине все равно не переведешь, надо чаще инкассировать банкоматы, чтобы они не успевали там размножаться.
- Информация о материале
Заповіт нардепа
Як умру, то поховайте
У Верховній Раді,
Десь посеред кулуарів -
Буду як в засаді.
Щоб тусілі біля мене,
Пацани покручє.
Було видно, було чути,
Як реве ведучий.
Буду привидом блукати,
Сам реєструватись,
В журналістські наглі морди
Жовчею плюватись.
Як понесе з України
У синєє море
Депутатські білі яхти
Ось тоді (о горе!) —
Все покину і полину
До самого Бога.
Буду щось пропонувати –
Є бабла нємного,
Ламборджині (на разборку)
Та хатин добіса,
Можу також працювати
Я послом до біса.
В мене там зв'язків багато -
Друзі всі запеклі...
Можна кокс імпортувати,
Чув: в раю – не в пеклі.
А якщо оці питання
Богу нідочого
Тоді так і занотуйте -
Я не знаю бога.
І мене в сім'ї чортячій
Ждуть котли (із пловом?)
А на волє пом'яните
Не злим тихим словом.
- Информация о материале
Страница 1805 из 2102
