Главная
Министр финансов Александр Данилюк: «У государства нет денег на то, чтобы всем говорить «да»
На должность министра финансов в разношерстный Кабмин Гройсмана на замену Наталии Яресько и не подошедшего из-за гражданства Ивана Миклоша искали не просто специалиста, а человека, способного вести профессиональный диалог с МВФ. С этой точки зрения Александр Данилюк представляется подходящей кандидатурой. Владеет пятью языками, окончил Киевский институт инвестиционного менеджмента, получил степень МВА. Работал в украинской инвестиционной компании «ТЕКТ» и американской — Western NIS Enterprise Fund. В нынешнем тысячелетии три года (2002–2005) был консультантом международной консалтинговой компании McKinsey&Company в Лондоне и Москве. А с 2006-го по 2010-й, как гласит официальная биография, — гендиректором инвестфонда Rurik Real Estate Investment Limited в Лондоне. В 2010 г. Александр Данилюк возглавил Координационный центр по внедрению экономических реформ при администрации президента Януковича. А с июля 2014-го стал представителем в Кабмине уже президента Порошенко, причем с сентября 2015-го — заместителем главы его администрации.
Перед назначением на должность министра финансов в СМИ всплыла и активно муссируется информация, что Данилюк, уже работая на госдолжностях в Украине, до самого последнего времени оставался директором не только Rurik Real Estate Investment, но и компании CEE Investment&Advisory LLP, причем обе структуры зарегистрированы по одному и тому же адресу. Сам же Александр Данилюк утверждает, что с 2010 г. бизнесом не занимается.
Любопытное обстоятельство: несмотря на разговоры о том, что на основные вехи карьеры Данилюка повлияли и Юрий Ехануров, у которого он работал советником, и Ринат Ахметов, привлекший в свое время McKinsey к разработке украинских стратегий, и Сергей Левочкин, курировавший деятельность Координационного центра по внедрению экономреформ, а уже при нынешней власти — Владимир Гройсман с Петром Порошенко, те же источники свидетельствуют, что Данилюк остается «ничьим», с основной характеристикой «холодного профи».
— Какими вы видите свои основные задачи на посту министра?
— По понятным причинам, приоритет номер один — возобновление сотрудничества с МВФ. Также безотлагательно, но с прицелом на более долгосрочную перспективу хочу начать системную реформу сферы госфинансов, поменять роль самого Министерства финансов. Нужно усилить роль этого ведомства как функционального, системного инструмента преобразования всех сфер. Считаю, что роль Минфина как двигателя реформ недооценивалась, поэтому его потенциал использовался далеко не в полной мере. Хотя с помощью этого министерства можно сделать очень многое. Именно Минфин посредством механизмов финансирования может стимулировать реформы и образования, и медицины, и социальной сферы.
— Речь идет о другом перераспределении государственных денежных потоков? Можно подробнее?
— О другом — о системном подходе к распределению. Поменяв модели финансирования, мы можем наиболее быстро реформировать любую отрасль. Потому что так мы создадим правильные мотивации для того, чтобы реформы проходили системно.
Также обязательным для меня является выполнение Коалиционного соглашения. Ведь именно в нем содержится перечень поставленных перед правительством задач, и их надо выполнять. В свое время я принимал участие в подготовке этого документа, а потом неоднократно критиковал его невыполнение. Поэтому для меня это — еще один приоритет номер один.
В этом контексте вижу свою роль в поддержке реформы государственной службы, которая начнется 1 мая с.г. Минфин может и должен стимулировать эту реформу. Также очень важной считаю приватизацию. Это реальный инструмент борьбы с коррупцией, в том числе и с политической. Приватизация в интересах Минфина, прежде всего.
Еще один из ключевых приоритетов — добиться качественного изменения бюджетного процесса. Бюджет 2017 г. должен быть принципиально другим: максимально прозрачным, открытым. Нам необходима рабочая бюджетная декларация. Сейчас мы ее будем дорабатывать и вносить в парламент.
Нужно перейти, наконец-то, на среднесрочное — трехлетнее — бюджетирование с четким планированием по расходам, внедряя соответствующие подходы для министерств и ведомств. Чтобы они также имели видение будущего финансирования, могли строить планы, а не жить одним днем в потоке ситуативных решений. При этом к процессу бюджетирования нужно как можно чаще привлекать парламент, договариваться с ним системно и в самом начале бюджетного процесса. Парламент должен понимать, что его роль стратегическая, но ответственность за бюджет несет Минфин.
— А как вы относитесь к огромной доле средств, перераспределяемых через госбюджет, в экономике?
— Негативно отношусь. Даже говорить больше ничего не буду — это противоречит моим взглядам. Это тот редкий случай, когда главой Минфина стал либертарианец. Я за уменьшение роли государства. И за то, чтобы там, где без него не обойтись, оно делало это максимально эффективно.
— До сих пор речь шла об оптимизации расходов госбюджета, и там действительно «зарыт» огромный потенциал. Но есть и доходная часть. Вы видите возможности для ослабления «фискальной петли«, в которой находится экономика, без ощутимых потерь для доходной части бюджета?
— Сейчас говорить о срочном ослаблении налоговых ставок — это неверно. Хотя я открыт к этому и считаю, что в будущем мы можем вернуться к вопросу налоговой реформы. Но сейчас мы должны показать и себе, и нашим партнерам, в первую очередь МВФ, что можем получить максимальную отдачу от тех мер, которые уже были приняты. Имею в виду легализацию зарплат, например. Ставку мы снизили, но людям толком не рассказали об этом, многие не знают или не считают нужным выходить из «тени». Если принимается какая-то мера, нужно добиваться от нее максимального эффекта, найдя заинтересованных, кто бы нас поддержал. Например, местные власти тоже напрямую заинтересованы в выходе зарплат из «тени», потому что значимая часть НДФЛ остается в местных бюджетах. Их тоже нужно привлекать. Это общая ответственность всех, а не только центральных органов власти. То же справедливо и в отношении всех остальных мер. Необходимо выжать максимум из тех решений, которые уже были приняты.
— МВФ как кредитора интересует, в первую очередь, платежеспособность должника. Это и предопределяет два его основных критерия — сбалансированность бюджета и платежного баланса. Обеспечивая их выполнение за счет жесткой фискальной и монетарной политик, мы достигли стабилизации, больше напоминающей кладбищенскую, так как получили самоусиливающуюся стагнацию. Соответствует ли это долгосрочным интересам экономики? Наши будущие выгоды и нынешние потери адекватны?
— Очень важно понимать, как мыслит МВФ. Понимая эти рамки, мы должны в них работать. Программа МВФ должна быть поддерживающей, но развитие зависит уже от нас. Мы сами должны понимать, какими будут наши госфинансы, каких изменений мы хотим. Если мы это делаем, при этом вписываясь в параметры МВФ, — это замечательно. Если мы обеспечиваем рост, но в рамки МВФ немного не вписываемся, то в ходе переговоров, думаю, вполне реально добиться пересмотра критериев. Но как свидетельствует многолетний опыт сотрудничества с МВФ, мы и рост не показываем, и критерии не выполняем. И дефицит наш зачастую раздувается за счет принимаемых нами же решений. Давайте зададимся вопросом: хоть один из принимавшихся вразрез с требованиями программы МВФ законов способствовал экономическому росту, занятости? Очень в этом сомневаюсь…
— Налоговые льготы для аграриев нужно отменить? Это ведь требование МВФ.
— Я категорически против любых налоговых льгот. Во-первых, льготами всегда злоупотребляют. Этот инструментарий — неэффективный и неправильный.
— Раз вы противник любых налоговых льгот, что собираетесь делать в отношении упрощенной системы налогообложения?
— Думаю, что мы не готовы пока к ее отмене. Нам, наоборот, сейчас нужно содействовать максимальной самозанятости людей. Во многих сферах это не вопрос сбора налогов, это вопрос выживания, поэтому активизацию предпринимательской инициативы в малом бизнесе сейчас необходимо поддерживать в том числе и таким способом. Другое дело, что и крупный бизнес не должен использовать «упрощенку» ради оптимизации, это нужно убирать. Кроме прочего, такие махинации подрывают доверие к самой упрощенной системе. Понимаете, когда ты приходишь в супермаркет, а там на каждой кассе отдельный СПД-шник — это очевидное злоупотребление. Да, все оформлено официально, но по сути это махинация.
— Вы видите возможность изменить положение дел в ГФС, которая стала притчей во языцех по масштабам коррупции? Что конкретно планируете сделать?
— Без достижения какого-либо положительного эффекта в реформировании фискальной службы я не смогу считать, что выполнил свою роль на должности министра. Более того, не решив вопросы в этой сфере, невозможно менять все остальные, так как риски для бюджета будут только расти. Это одна из ключевых ролей государства, собирающего налоги со своих граждан. Соответственно, оно должно максимально эффективно действовать в рамках закона, иначе будут создаваться конкурентные перекосы на рынках, а роль государства теряется как таковая.
Если говорить о конкретике, то первое, что нужно сделать, — все-таки объединить базы данных таможни с общей налоговой, наладив эффективный контроль и постаудит. Ведомства же формально объединены и, на мой взгляд, это правильно, но базы не состыкованы до сих пор. Это сейчас отвлекает огромный ресурс. И это именно тот случай, когда незавершенность, половинчатость реформ нивелирует их суть.
— А планы по сборам налогов и сборов в бюджет должны быть или нет?
— Я всегда считал, что планов быть не должно.
— Но это же прямой конфликт с вашими интересами как министра, который должен обеспечить наполняемость бюджета.
— Есть такое понятие, как прогноз, а есть — план. Проблема плана в том, что он может выполняться не совсем корректными, честными способами. В итоге нет смысла говорить о превращении налоговой в сервисную службу, она так и будет оставаться карательным органом. Со всеми вытекающими, в том числе и коррупционными последствиями. А ведь ей нужно, прежде всего, менять методы работы.
— Может, сначала как-то поменять мировоззрение работающих там людей? Иначе как поменяются методы?
— Конечно. И мировоззрение, и людей надо менять. Считаю, что как минимум на местах кадры, которые работают с бизнесом, должны смениться. Реформа ГФС в приоритете, это обязательство перед МВФ, она должна быть проведена. Уже есть, вы знаете, сокращение персонала. Должно быть дальнейшее сокращение и повышение зарплат. А от планов нужно отказываться. Они, возможно, будут какие-то внутренние, но лишь для того, чтобы сравнивать, например, эффективность региональных подразделений.
— Но ведь рыба обычно гниет с головы, поэтому как насчет кадровых решений в отношении первых лиц? Работу нынешнего руководства ГФС считаете удовлетворительной? Есть ли у вас карт-бланш на назначения в налоговой и на таможне?
— Пока никаких карт-бланшей я не обсуждал. Считаю, что раз меня номинировали на эту должность, это теперь моя ответственность, и я должен реформировать эту сферу. Если окажется, что ГФС не выполняет свои задачи должным образом, буду предлагать им либо какие-то системные, либо кадровые изменения. Если по каким-либо причинам кто-то будет мне объяснять, что у меня на это нет мандата, он столкнется с моей принципиальной позицией.
— То есть пока вы от оценок деятельности руководства ГФС воздерживаетесь?
— Естественно. Я в должности менее пяти часов.
— Ваше отношение к офшорным историям? Как будете решать соответствующую проблематику?
— Офшоры закрыть нельзя, — мы ведь не можем поменять внутреннее налоговое законодательство других стран, — но мы можем и должны контролировать наши взаимоотношения с ними, в том числе риски перетока капитала в офшорные территории. Я верю в контроль над трансфертным ценообразованием. Это эффективный инструмент при правильном использовании.
— Прокомментируйте, пожалуйста, историю с лондонскими компаниями, ваши связи с которыми были на днях обнаружены?
— Мне что предъявляют? Коррупцию. Ирония этой ситуации в том, что я много занимался антикоррупционной борьбой, готовя в том числе и закон о НАБУ для подачи президенту. Так вот, главное в борьбе с коррупцией — понять, в чем была выгода. У меня выгоды в этой ситуации не было, и на госслужбе я ее не ищу.
Коррупция — это злоупотребление служебным положением для получения прибыли. В данном случае это совсем не про меня. Просто так исторически сложилось, что я руководил этими компаниями. После 2010 г. я приехал в Украину и ими вообще не занимался. Я из них вышел. Совмещать мою работу здесь и там было невозможно.
— Но по последней информации, вас там действительно уволили, но задним числом и только с 2015 г.
— Я заявления об увольнении написал еще в 2010 г. Но не придал формальностям достаточного внимания. И из-за сформировавшейся здесь загрузки никак не мог заняться этим вопросом. А с ним были определенные сложности, связанные с юридическими нюансами, партнерами, определенным регулированием. Компанией я не занимался и дохода там никакого не получал, хотя номинально там числился. Считается ли это нарушением? Не думаю. Проверить этот вопрос имеет полное право НАБУ. Но если перевесит другая точка зрения, для меня не проблема уйти с должности главы Минфина. Я уже говорил, это горячая сковородка.
— Вы намного лучше, нежели предшественник, знаете «ходы чиновничье-бюрократического муравейника». Но эта ваша «инкорпорированность» означает многочисленные связи с людьми, участвовавшими в формировании вашей карьеры, приведшей вас на нынешнюю должность. А значит, и возможное наличие каких-то обязательств. Вы сможете говорить «нет» при необходимости, как это делала Яресько, по крайней мере, внутри страны?
— Я к Наталке Яресько отношусь с огромным уважением и очень высоко оцениваю результаты ее работы. Во многом наши взгляды совпадали, и я буду продолжать ее начинания. Да, ее плюсом было то, что она умела отказывать. Что касается меня, я не брал никаких обязательств при назначении на эту должность. Сейчас пост министра финансов — это вовсе не теплая ванна, а раскаленная сковородка. Моя задача сейчас как можно быстрее погрузиться в работу Минфина, в бюджетный процесс. Наверняка в этом процессе я столкнусь со многими вопросами, с которыми сталкивалась Наталка, и уверен, что у меня будет право говорить «нет». Хотя бы потому, что у государства нет денег на то, чтобы всем говорить «да».
— Но наша «элита» привыкла сидеть на дотациях, льготах и потоках. Обычно, чтобы получить проходной балл для законопроекта в парламенте, частенько приходится кому-то что-то обещать взамен. Вы видите возможность это изменить?
— Я буду максимально гибок, но постараюсь достигать своих целей. Главное, чтобы мы поскорее избавились от системы, при которой ради реформы приходится делать сто подходов и поклонов. Действительно, наша элита еще далеко не созрела до цивилизованных методов работы. Если бы созрела, у нас уже была бы другая страна. Работа с парламентом никогда не была простой, но это характерно не только для Украины. И эту работу нужно делать системно и планомерно, проводя много времени в Верховной Раде.
— Но ведь сформированное под новую коалицию большинство очень шатко, и вопросов о его состоятельности — масса. Даже если предположить, что Владимир Гройсман действительно хочет быть реформатором, сможет ли он это в такой конфигурации?
— Большинство шаткое, но я уверен, что у Гройсмана хватит сил... Вообще, если у кого и хватит сил на взаимодействие с парламентом, то только у него. У него есть опыт, понимание процессов, это даст результат, я в этом уверен. Понятно, что это не будет прогулка по пляжу, но если на кого-то и рассчитывать, то на премьер-министра Гройсмана. А мы, министры, будем выполнять свои обязанности.
— У вас собеседование с Гройсманом было? Кто конкретно приглашал вас на эту должность — Гройсман или президент?
— Приглашал меня Гройсман, поддерживал президент. После того, как Яресько отказалась оставаться во главе Минфина, а потом отказался и Миклош его возглавить из-за проблем с гражданством, пригласили меня. Собеседования как такового не было. Мы с Гройсманом давно и хорошо знаем друг друга, еще с того времени, когда он был мэром Винницы. Также я работал его советником, когда он стал вице-премьером.
— Еще при Януковиче, работая в Координационном центре реформ, вы сталкивались с проблемой их имплементации, ведь многие правильные реформы тогда так и не были реализованы. Какой фактор при этом был важнее — сопротивление бюрократического аппарата, на который у нас так любят списывать неудачи, или отсутствие политической воли?
— Координационный центр был достаточно независимой структурой, максимально дистанцированной от политики. Мы нарабатывали львиную долю содержания задекларированных тогда реформ, и часть их потом попала и в коалиционное соглашение уже нового правительства, после Революции достоинства. Если говорить о 2011–2013 гг., то проблема, как вы понимаете, была не в бюрократическом аппарате. Было желание задекларировать реформы, но результат зависел исключительно от политической воли и реальной мотивации. То, что тогда большинство написанного в программах и планах потом было спущено на тормозах, говорит об отсутствии реального желания проводить реформы. Впрочем, это актуально и сейчас. Сейчас проблема — в сопротивлении среднего уровня госчиновников реформам. То, что сейчас коалиционное соглашение тоже практически не выполнено, —- о многом говорящий показатель. Но желание что-либо делать у значительной части общества и политикума есть. Просто сфокусироваться нужно на результате.
- Информация о материале
Під парасолькою Райніна, або як відкрито пиляють кошти на Харківщині
Харківщина – це унікальний край, де корупціонери завжди мають зелене світло і є одними з найбільш нахабних в Україні.
І ось вони пробили чергове дно. Фігурант кримінального провадження та новостворена прокладка розпиляли тендер на десять мільйонів при підтримці чиновників губернатора Райніна, які вже здобули славу найбільш скандальних в регіоні.
Поліція відреагувала на цей тендер, підозрюючи, що гроші будуть виведені через фіктивні фірми. Але чиновники ОДА одним платежем миттєво скинули всі гроші підозрюваній фірмі.
І після цього фігуранти зробили ще один «хід конем»: співласник фірми, яка програла тендер, став засновником фірми переможця, яка і отримала всі гроші.
Цей жест зневаги до таких понять як «конкуренція» і «прозорість» є фактичною вдячністю поняттям «розпил» та «злив». І він повністю ігнорується в облдержадміністрації. Тому виникають сумніви і в тому, чи зможе слідство довести справу до кінця, а клерків ОДА – до тюрми. Бо скандал може бути на найвищому місцевому рівні. Отже про явки та паролі.
Об’єкт про який йдеться – реконструкція Малоданилівських очисних споруд. Роботи намагаються виконати з 2012 року, але кошти тільки освоюють без значного просування вперед. За цей період вже були проведені тендери на загальну суму 74,15 млн. грн.
З 2014 року цими обрудками зацікавилися правоохоронці. Слідчі вважали, що вартість робіт були завищені в рази, а керівники підрядника ТОВ «Спецводстрой» діяли у зговорі з чиновниками. Зокрема, представник підприємства передав директору Департаменту ОДА більше мільйона гривень готівкою.
Засновниками «Спецводстрою» були Інна Морозова та Леонтій Антонюк. А фактичним керівником правоохоронці вважали батька Морозової – Миколу Кожанова. Фірми родини Кожанова активно вигравали тендери, як за часів Януковича, так і після нього. А сам Кожанов виконував проектні роботи, більшість з яких виявилися проблемними. Зокрема, будівництво водопроводу на Сахновщині.
У вересні 2015 «Спецводстрой» почав процедуру ліквідації. Але Кожанов у якості фізособи-підприємця продовжував отримувати кошти від ОДА. У грудні 2015 року Департамент перерахував Кожанову 331 тис. грн. за проектні роботи капремонту каналізаційної системи в Дергачах.
На початку листопада Департамент капбудівництва ОДА провів черговий тендер на Малоданилівські споруди. Його розіграли ТОВ «Бест-Р» і ТОВ «Кодем».
Формально перемогу отримало «Бест-Р», створене після оголошення про проведення торгів. Про формальність ми кажемо тому, що відразу після перемоги новим власником фірми стала Елла Кутько. Це ще одна донька Кожанова, яка входила до складу переможеного засновників «Кодему» (раніше співвласником цієї фірми був і сам Кожанов).
Ну і на останок варто відмітити тих, хто не помічає таких успіхів родини Кожанова. А саме губернатора Ігора Райніна та його заступника Євгенія Шахненко, який до березня 2015 року був директором Департаменту капбудівництва ОДА, а на новій посаді також курирує будівельну галузь.
Ось така вона Харківщина – край, де здійснюються мрії окремих пацанів.
- Информация о материале
Экономический блок нового Кабмина: «технократам» тут не место
После долгого пути закулисных договоров и уговоров коалиция определилась с составом нового правительства. Накануне Верховная Рада 239 голосами утвердила его.
Четыре месяца понадобилось украинской власти для принятия такого решения.
Уже в ноябре 2015 года было понятно, что Украина вкатывается в политический кризис из-за слабого премьера, рыхлого и неоднородного правительства и погрязшего в популизме парламента.
Заявление Арсения Яценюка об уходе должно было поставить все точки над «і», но созрел премьер для такого шага только 10 апреля. На этом, казалось бы, все, но дальнейшие события подсказывают, что это только начало политического кризиса.
Многие люди, которые в четверг принимали поздравления в Верховной Раде, еще три дня назад даже не могли себя представить в такой роли.
Представляя новый Кабмин в парламенте, президент Петро Порошенко сказал: «Идея технократического правительства не нашла поддержки в коалиции. Выглядело так, что утверждение премьера-технократа стало бы единственным решением этого парламента. Но новое правительство будет «политически ответственным».
Как известно, в правительстве Яценюка министры-реформаторы и экспаты в большинстве своем относились к экономическому блоку правительства.
Это были министр финансов Наталья Яресько, министр транспорта и инфраструктуры Андрей Пивоварский, министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, министр аграрного развития и продовольствия Алексей Павленко.
ЭП проанализировала, кто пришел им на смену.
Степан Кубив - вице-премьер - министр экономического развития и торговли
Степан Кубив - народный депутат Украины 8 и 7 созывов. Давний знакомый Арсения Яценюка - с 1998 года.
С 2000 по 2008 Кубив был председателем правления Кредит банка (ныне Кредобанк). В 2010 году баллотировался на должность мэра Львова от партии Яценюка «Фронт змін».
Во время революции был финансовым комендантом Евромайдана. На волне формирования власти из представителей Майдана Кубив возглавил Нацбанк.В этом кресле он пробыл всего несколько месяцев – до июня 2014.
На позиции НБУ Кубив больше всего запомнился рекордными объемами рефинансирования. В 2014 году больше всего кредитов рефинансирования сроком более месяца регулятор выдал в марте-июне, когда руководителем Нацбанка был именно Кубив.
За эти четыре месяца НБУ предоставил кредитов рефинансирования на 63,02 млрд грн, что составляло 55% от всего «длинного» рефинанса 2014 года.
Больше других в тот года получил «Приватбанк» Коломойского - примерно 20 млрд грн. Далее идут банковские группы Николая Лагуна и Олега Бахматюка.
Так, например, «Дельта Банк» получил в течение года более 10 млрд. Банки «Финансовая инициатива» и «VAB Банк», принадлежащие Бахматюку, получили 8,3 млрд грн и 5,5 млрд грн соответственно.
Собеседник в «БПП» говорит, что cейчас Кубив входит в пул депутатов, которые представляют аграрного бизнесмена в Раде.
Также по словам собеседника, Кубив известен как «компромиссный человек», с четким представлением о субординации. Как самостоятельная фигура, отмечает источник, он редко действовал.
Как отметили ЭП собеседники из БПП, Кубив стал компромиссной фигурой. После того как Юлия Ковалив отказалась от министерского портфеля, кандидатура Кубива устроила и «Народный фронт», и Владимира Гройсмана.
Александр Данылюк - министр финансов
Место главы Минфина оставалось вакантным до последнего момента. Изначально на эту должность рассматривался экс-министр финансов Словакии Иван Миклош.
Назывались также фамилии экс-министра финансов Александра Шлапака и главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной.
В итоге выбор пал на Данылюка. Он оказался единственным замглавы Администрации президента, который попал в состав нового правительства.
В 2002-2005 годах Данылюк работал старшим консультантом компании «МакКинзи энд компани» в Лондоне. В 2010 году - возглавил Координационный центр по внедрению экономических реформ при Януковиче.
В июле 2014 года стал представителем президента в Кабмине, а позже - заместителем главы АП.
В канун назначения Данылюка министром финансов общественные активисты заявили, что он указан директором двух фирм - Rurik Real Estate Investment Limited и CEE Investment & Advisory LLP, зарегистрированных в Лондоне. Позже Данылюк объяснился.
Как заместитель главы АП в том числе курировал сотрудничество с МВФ и согласование проекта меморандума с фондом.
«По всем основным вопросам сотрудничества с МВФ у АП и лично у Данылюка были альтернативне взгляды - пенсионная реформа, приватизация, управление госкомпаниями, реформа «Нафтогаза», реформа госбанков, тарифы на газ», - отзывается источник издания в Минфине.
Например, по его словам, Данылюк вписал, чтобы независимые набсоветы отбирала комиссия из представителей АП и Кабмина, тогда как Минфин настаивал на отсутствии квотного отбора.
Собеседники ЭП в парламентском комитете по вопросам бюджета отмечают: первые две вещи, которые должен будет сделать Данылюк на посту министра финансов, - наладить управление таможней, чего не смогла сделать Наталья Яресько, и разобраться с бюджетом на 2016 год.
По их словам, уже видны проблемы с расходной частью, не полностью профинансированы зарплаты некоторым социальным категориям населения, например, пограничникам. Все идет к тому, что по итогам второго полугодия нужно будет готовить поправки к смете.
О Данылюке отзываются как о «неплохом связисте»: он работал в АП, был представителем президента в Кабмине. У него неплохие стартовые позиции для того, чтобы наладить коммуникацию между Минфином и парламентом. Этого не удалось сделать Яресько.
Главная задача Данылюка - создать сильную команду заместителей и наладить эффективное управление бюджетным процессом. По информации ЭП на одном из последних заседаний фракции БПП из нынешней команды замов было предложено оставить Оксану Маркарову. После ухода с поста первого заместителя министра финансов Игоря Уманского она исполняет его функции.
Помимо прочего, депутаты от БПП настаивали на возврате Уманского в Минфин. Этот вопрос обсуждался на заседании фракции.
«Мне официальных предложений не поступало, с Александром Данилюком не общался несколько месяцев», - уточнил в комментарии ЭП Игорь Уманский.
По информации источников ЭП, на уход настроен замминистра финансов Артем Шевалев, который курировал банки и работу с МФО.
Собеседники ЭП в правительстве не исключают, что замминистра финансов Роман Качур, занимавшийся расходной частью бюджета, может остаться работать в министерстве. Так или иначе - многое будет зависеть от позиции Данылюка.
По словам собеседников издания из БПП, глава ГФС Роман Насиров остается. В разговорах депутаты не исключают, что вопрос смены руководства ведомства также может поднять новый министр финансов.
Андрей Рева - министр социальной политики
Рева по образованию юрист. Имеет звание офицера. Карьеру чиновника начал в 1998 году, став заместителем мера Винницы Дмитрия Дворкиса. Проработал на этой должности два года. С уходом Дворкиса покинул эту должность. Последующие пять лет проработал директором социального управления.
Спустя пять лет занял аналогичное кресле при мэре Владимире Гройсмане. В министерское кресло попал с должности заместителя мэра Винницы.
«Рева? Ну, он человек Гройсмана. Его бывший соратник и друг. У премьера будет гарантированный голос на заседаниях Кабмина. А что еще о нем можно сказать? Вам этого мало?» - иронично отметил в разговоре с ЭП представитель фракции «Самопомощь».
В громких скандалах Рева не замечен. В последнее время активно критиковал действующую систему субсидирования населения.
На посту министра социальной политики у Ревы много дел. Вопреки обещаниям экс-министр Павло Розенко не дал ход пенсионной реформе, монетизации льгот, вошел в клинч с Минфином по теме верификации социальных расходов.
Как отмечает собеседник ЭП из бюджетного комитета, вопрос в том, как Рева уживется с Розенко-вице-премьером. Не исключено, что Розенко захочет сохранить за собой контроль над министерством и как профильный вице-премьер - он сможет это делать.
«Эти два человека - это гарантированная линия конфликта», - говорит он.
Игорь Насалык - министр энергетики и угольной промышленности
У официальных биографических справок есть одна общая проблема - они отражают только публичную часть жизни человека, не давая представления о реальной. Лучше других это касается 53-летнего Игоря Насалыка, который стал министром энергетики.
Ярких строк в его трудовой книжке просто нет. В 1987 году работал водителем в Рогатинском АТП, после развала СССР уехал в Россию и устроился на должность рядового сотрудника Ульяновского центра микроэлектроники, а в 1992 году вернулся в западную Украину, сосредоточившись на развитии частного предпринимательства.
В общем, относительно рутинный путь советского человека, который воспринял горбачевскую перестройку как шанс жить лучше и не прогадал. Правда, у этой предприимчивой категории людей есть стандартный набор слабостей.
Первая заключается в том, что, заработав на старте серьезные деньги, они тут же инвестировали их в политику с целью защитить и приумножить нажитое. Вторая сводится к тому, что в новом - политическом - статусе они продолжают заниматься бизнесом, отчаянно это скрывая. В итоге качественно не получается ни то, ни другое.
Например, из биографии Насалыка можно сделать вывод, что с 1998 года, когда он впервые стал народным депутатом, он свернул предпринимательскую деятельность.
В тоже время его младший брат Сергей до последнего времени числится владельцем ООО «Галпласт» - производство пластиковой тары и минеральной воды - и ООО «Возрождение-2011» - владелец здания кинотеатра в Калуше, где Игорь Насалык был мэром. При этом на каждую из этих компаний записано еще несколько коммерческих структур.
Критикам также не терпится подчеркнуть, что у новоиспеченного министра нет опыта работы в отрасли, которой ему поручили руководить. Это не так.
Во-первых, за плечами министра - несколько лет операций с энергоресурсами, например, через уже ликвидированные ООО «НВ Энергия» и ООО ПКФ «Нефтьэнерго-инвест».
Кстати, в Едином государственном реестре юридических лиц говорится, что Игорь Насалык является соучредителем ООО «Евроэнергогрупп» - предприятия с офисом в центре Киева - Бассейная, 6а, обозначающего основным видом своей деятельности добычу природного газа.
Хотя, по словам народного депутата из фракции БПП Сергея Лещенко, на заседании коалиции он ему заявил, что якобы продал свой бизнес еще десять лет назад.
Во-вторых, будучи народным депутатом Насалык входил в состав парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса.
В этом смысле отставной министр Владимир Демчишин со своим опытом банкира-инвестиционщика ему явно проигрывает. Правда, основная проблема Демчишина в другом.
За два года управления министерством он либо не смог, либо не захотел выстроить нормальные отношения со всеми филиалами президентской команды, оставшись верным только одному - Игорю Кононенко.
Именно поэтому получилось так, что сейчас участок БПП, представленный Борисом Ложкиным и Владимиром Гройсманом, сбил Демчишина с должности.
Означает ли это, что влияние глав Администрации президента и Кабмина на энергетику гарантированно вырастет? Нет. Хотя бы потому, что Насалык не командный игрок. Он легко меняет лагеря, ориентируясь на внутренний интерес.
Чтобы с этим согласиться, достаточно беглого взгляда на список политических проектов, в которых он участвовал: «Наша Украина», «Регионы Украины», Украинская народная партия, Блок Юлии Тимошенко, «Эко+25%», Украинская партия, Блок Петра Порошенко.
По этому поводу даже появилась шутка, что Игорь Насалык - это второй Юрий Продан, в бытность которого Министерство энергетики не управляло отраслью, а лавировало между интересами первых лиц страны и их команд.
Кто-то считает эту манеру менеджирования ускорением процесса скатывания ТЭК в пропасть. Однако с такой точкой зрения будут согласны далеко не все участники рынка.
Возможно, среди них будет группа WOG, один из бенефициаров которой - Петр Дыминский - знаком с новоиспеченным министром еще с 1990-х годов благодаря совместным операциям с нефтепродуктами и баллотированию в Верховную Раду по линии упомянутой партии «Эко+25%».
Кстати, возможно, именно этими связями объясняется согласие голосовать за новый состав Кабмина парламентской группы «Воля народа», поведенческая линия которой во многом определяется бенефициарами WOG.
Правда, западноукраинский нефтетрейдер точно не будет единственным выигравшим от перезагрузки в Минэнерго. Произошедшая кадровая перестановка явно на руку ДТЭК, перед которой открывается возможность сменить конфликтный тон общения с министерством на деловой.
Приятно, что общая точка соприкосновения у Рината Ахметова с Игорем Насалыком уже есть. Последний в 2015 году лоббировал повышение тарифов в НКРЭ для альтернативной энергетики, в которой донецкий бизнесмен, как и аграрное бизнес-крыло Петра Порошенко, занимает не последнее место.
Владимир Омелян - министр инфраструктуры
Когда новоизбранный премьер утверждал список новых министров, на должность главы Мининфраструктуры предлагался Владимир Омелян, работавший в команде министра Андрея Пивоварского заместителем.
Его кандидатуру поддерживали и Гройсман, и представители «Народного фронта», но за сутки до голосования в НФ передумали и решили, что лучшей кандидатуры, чем Валерий Лунченко, который с марта по сентябрь 2014 года был главой Закарпатской ОГА, быть не может.
В итоге после недолгих торгов «Народный фронт» все же поддержал кандидатуру Омеляна.
Омелян - достаточно молодой чиновник, ему всего 37 лет. Свою карьеру он начинал в 2000 году в качестве специалиста второй категории отдела НАТО и ЗЕС Управления евро-атлантической интеграции Министерства иностранных дел.
До 2012 года он занимал различные должности в МИД, в 2012-2014 годах работал в патронатной службе при Министерстве финансов.
После Революции достоинства Омеляна назначили на должность руководителя Службы министра Кабмина. Там он проработал до декабря 2014 года, пока не был назначен заместителем министра инфраструктуры и руководителем аппарата.
Жена Омеляна - известный украинский дизайнер Светлана Бевза.
За 2015 год Омелян и его жена заработали 1,47 млн грн. Из них зарплата Омеляна - всего 120 тыс грн, 680 тыс грн указаны в качестве дохода от отчуждения недвижимости. Жена Омеляна заработала 679 тыс грн.
При Пивоварском Омелян занимался в основном организационными вопросами. В частности, он обеспечивал подготовку предложений по выполнению задач, планы работы министерства, занимался формированием команды.
Омелян контролировал эффективность использования бюджетных средств, которыми распоряжалось министерство, и координировал госзакупки. Он также координировал и контролировал разработку проектов нормативно-правовых актов и отвечал за координацию законотворческой работы министерства.
Именно Омелян отвечал за подготовку законопроектов «О дорожном фонде», «О железнодорожном транспорте», «О таксомоторном бизнесе» и другие, которые застряли в транспортном комитете и Верховной Раде.
В министерстве Омелян также координировал работу по финансовому планированию. Главное, что сделано, - значительно сокращены убытки «Укрзализныци». Если за девять месяцев 2014 года они составили 8,1 млрд грн, то в конце 2015 года они сократились до 47,9 млн грн.
Самое главное, что при выборе Омеляна на должность министра не было ни одного нарекания со стороны проевропейских депутатов и представителей общественных организаций.
Например, Сергей Лещенко, выступавший против нового состава Кабмина, был готов проголосовать за Владимира Омеляна наравне с Иванной Климпуш-Цинцадзе, которая стала в новом правительстве вице-премьер-министром.
То, что именно Омелян возглавит Министерство инфраструктуры, означает, что в деятельности министерства мало что изменится в худшую сторону.
Основная задача Омеляна - завершить ту 31 реформу, которые указаны в «дорожной карте» министерства. При этом основной сложностью будет именно взаимодействие с транспортным комитетом, в котором застряло большинство подготовленных министерством законопроектов.
Другой важной задачей Омеляна станет сохранение сильной команды. По словам источников, многие сотрудники, проработавшие в министерстве почти год, написали заявления на увольнение или уже уволились из-за низких зарплат, которые так и не удалось повысить, и сопротивления со стороны системы.
Тарас Кутовой - министр аграрной политики и продовольствия
«У Кутового все очень хорошо с коммуникациями, он может находить общий язык абсолютно со всеми», - отмечает народный депутат из «Батькивщины» Вадим Ивченко.
Каждый раз, когда такие разговоры заходили, на горизонте возникала фигура Тараса Кутового, у которого есть немалый опыт работы в аграрном комитете парламента, и который имеет поддержку БПП.
В Блок Петра Порошенко он попал из обоймы партии УДАР Виталия Кличко. Приход в Минагрополитики Кутового точно не был неожиданностью.
Разговоров об уходе Алексея Павленка было немало - его списывали со счетов, как минимум, дважды. Во второй раз он и сам заявлял, что готов уйти, когда «Самопомощь» его отозвала, но потом следом за Пивоварским забрал заявление об отставке.
Другой депутат, член аграрного комитета, который пожелал остаться неназванным, называет Кутового «земельным князьком».
«Он собрал уже около 10 тыс га земли в Полтавской области, в Лохвицком и Лубенском районах, в основном это земли государственные. Он также проявляет интерес к землям Академии аграрных наук. В кулуарах эти земли постоянно делят. Поэтому, думаю, он захочет навести порядок в первую очередь в Академии аграрных наук», - отмечает собеседник.
Также по мнению бывшего коллеги Кутового министр будет настаивать на возвращении Госгеокеадастра под контроль Минагрополитики. «Возможно, тут с Гройсманом они войдут в клинч, так как у последнего свой человек в земельном ведомстве (Максим Мартынюк, глава Госгеокадастра. - ЭП)», - допускает он.
Тем более, что Кутовой уже об этом заявлял, еще будучи главой аграрного комитета.
«Он говорил, что некоторые полномочия Госгеокадастра следует вернуть Минагрополитики. Они же забрали нетипичные для них вопросы по охране земли, контроля севооборота или ее плодородия. Я тоже считаю, что этим должно заниматься профильное министерство», - отмечает Ивченко.
По его словам, будущий министр заверял, что поднимет этот вопрос перед премьер-министром. При этом Ивченко считает, что у Кутового с Гройсманом конфликта из-за земли не будет, так как они будут в одной команде.
Собеседники ЭП также допускают, что у Кутового могут возникнуть конфликты со Степаном Кубивым из-за того, что тот поддерживает Бахматюка, а Кутовой, в свою очередь, близок к собственнику «Кернела» Андрею Веревскому».
Если Кутовой будет поддерживать связь с «Кернелом», то автоматически он также включается в войну «Кернела» с «Мироновским хлебопродуктом» за налоговые льготы.
«Его часто связывают с Хомутынником или с «Кернелом», но, по-моему, это не больше, чем слухи. Я также дружу со многими собственниками аграрных предприятий, но это не значит, что я являюсь проводником их интересов. Я не видел, чтобы он кому-то подыгрывал, пока он был в комитете», - считает Ивченко.
- Информация о материале
Начальник ГУ ДМС у Харківській області позивається до правозахисниці
Яка відважилася говорити про оборудки з фірмами-посередниками в системі оформлення закордонних паспортів.
«Діяльність Позивача на посаді керівника, навпаки, свідчить про боротьбу з фірмами-посередниками, здійснення позитивних змін у роботі ДМС. Комерційні організації вимушені були зняти зовнішню рекламу на вул. Римарській в Харкові, яка була розміщена на кожному куті на час вступу Позивача на посаду», – говориться в позовній заяві «про захист честі, гідності та ділової репутації», поданій до Дзержинського районного суду начальником Головного управління Державної міграційної служби України в Харківській області Гузем В.В.
І направду: зняли фірми-посередники свою зовнішню рекламу з ЗОВНІШНЬОЇ сторони будівлі ГУ ДМС, що розташована в Харкові на вул. Римарській, 24. І розвісили рекламні банери… з внутрішнього двору будови, а також на Римарській, 13. Очевидно, на цьому вся «боротьба» ГУ ДМС з фірмами-посередниками й завершилася.
Однак численні звернення та скарги з цього приводу, що готувалися фахівцями громадської організації «Всеукраїнська ліга правників проти корупції», «достали» очільника обласної ДМС настільки, що він вирішив позиватися проти громадської організації та її голови Олени Шостко.
У позовних вимогах зазначено:
Важко сказати, як оціночні судження, що містяться у наведених цитатах, взагалі можуть бути предметом оскарження. Ще більш складно збагнути, який стосунок до публікації посту на Facebook невідомою «Olena Shostko» має фізична особа Олена Шостко?
Також Гузь В.В. вимагає оприлюднити спростування зазначеної інформації на Інтернет-сайті ГО http://nocorrupt.com/ та стягнути з громадської організації та її керівниці по 170 грн.
Буцімто й не багато. Але справа не в грошах (хоча суму потім можна й «уточнити» в бік збільшення). Точніше, не в цих грошах! А в тих, що, вочевидь, «крутяться» під час оборудок з оформленням багатьох документів через фірми-посередники. Тому чиновникам від ДМС конче необхідно «закрити рота» тим, хто заважає цьому, з дозволу сказати, «бізнесу».
Адже ГО «Всеукраїнська ліга правників проти корупції» у процесі статутної діяльності дійшла висновку, що значна частина адміністративних послуг в Україні надається споживачам через посередницькі комерційні фірми, які існують і діють тільки завдяки своїм тісним зв’язкам зі службовими і посадовими особами Державної міграційної служби України.
Повноваження щодо оформлення закордонних паспортів, посвідки на проживання, оформлення запрошення для іноземця з метою отримання візи для в’їзду в Україну та інші послуги покладено на Державну міграційну службу (ДМС) України, що є центральним органом виконавчої влади, діяльність якої спрямовується і координується Кабінетом Міністрів через міністра внутрішніх справ України. Однак фактично вищезазначені функції перебрали на себе чисельні комерційні фірми – суб’єкти господарювання (туристичні агенції, консалтингові та юридичні фірми тощо), які, використовуючи зв’язки в органах ДМС України, за матеріальну винагороду сприяють в отриманні різних адміністративних послуг у непередбачені законом скорочені строки або поза чергою.
Перелік таких суб’єктів підприємницької діяльності є загальновідомим завдяки зовнішній та Інтернет-рекламі та складається не з десятка комерційних структур, а з цілої розгалуженої мережі, що працює як на національному, так і на регіональному рівнях, створюючи паралельну до державних органів систему.
«Всеукраїнська ліга правників проти корупції» найбільш ретельно в цій сфері досліджувала проблему, пов’язану із закордонними паспортами. Термін оформлення паспорта громадянина України для виїзду за кордон в регламентному режимі, встановлений чинним законодавством, – 20 робочих днів; термінове оформлення – 7 робочих днів, однак фірми-посередники пропонують термінове оформлення паспорта за 5, 3 і навіть за 1 день.
І суть «консультацій» фірм-посередників зводиться до неофіційних домовленостей і «вирішення питань». Однак деякі фірми (наприклад, харківське консалтингове агенство «Аск») навіть безпосередньо вказують оформлення закордонних паспортів як сферу СВОЄЇ діяльності: http://асконсалт.укр/services
З січня 2015 року і дотепер ГО «Всеукраїнська ліга правників проти корупції» написала понад 30 заяв, скарг, спрямованих на «гарячу» урядову лінію, до Генеральної прокуратури, МВС України, СБ України, Адміністрації Президента України, Комітету Верховної Ради України з питань запобігання і протидії корупції. Втім, більшість державних органів пересилало заяви до ДМС України. А відповіді керівників ДМС носили характер «відписок».
Щоправда, майже рік тому правозахисники домоглись внесення відомостей в ЄРДР за фактами «крутень» у цій сфері та відкриття кримінального провадження за ст. 369-2 Кримінального кодексу України (зловживання впливом). Заяву про кримінальне правопорушення було подано на ім’я прокурора Харківської області Ю. Данильченка 16 квітня 2015 року. Однак кримінальне провадження всупереч ст. 214 КПК України так і не було розпочате. Бездіяльність прокуратури оскаржили в суді, який 5 травня 2015 року зобов’язав внести відомості до ЄРДР і розпочати кримінальне провадження (після цього прокуратура Харківської області не виконувала ухвалу суду ще понад місяць).
15 червня 2015 року було розпочато досудове розслідування в рамках кримінального провадження № 42015220000000423, яке проводилось слідчим відділом міського управління ГУМВС в Харківській області. Восени 2015 року справу було передано до Дзержинського РВ ХМУ ГУМВС (зараз Дзержинський відділ ГУНП в Харківській області). До цього часу жодній особі не пред’явлено підозру.
Тому у «Всеукраїнської ліги правників проти корупції» й з’явилися підстави вважати, що керівники місцевих правоохоронних органів просто саботують розслідування незаконної діяльності комерційних структур (фірм-посередників), а також зловживань, вчинених службовими особами Головного управління Державної міграційної служби України в Харківській області та його територіальних підрозділів.
Така бездіяльність місцевих правоохоронних органів призвела до створення нових фірм-посередників (і продовження безтурботної діяльності «старожилів»), найбільша кількість яких розташована біля сектору централізованого оформлення документів №2 ГУ ДМС України в Харківській області на вул. Правди, 5, що надає послуги мешканцям Луганської і Донецької областей.
Оскільки одержання паспортів терміново (за 3 дні) відповідно до закону можливе тільки у 3 випадках (у зв’язку з необхідністю термінового виїзду за кордон, пов’язаною з нагальною потребою в лікуванні особи, що від’їжджає, від’їздом особи, яка супроводжує тяжкохворого, чи смертю родича, який проживав за кордоном) при наявності підтверджуючих документів, масове одержання паспорта громадянина України для виїзду за кордон без відповідних довідок, за участі фірм-посередників, свідчить про налагоджену систему, яку неможливо побудувати без її «прикриття» з боку очільників ГУ ДМС у Харківській області і центрального апарату ДМС України.
І замість того, щоб займатися справжньою дієвою боротьбою з корупційними схемами, начальник обласної ДМС вирішив позиватися до правозахисників, які активно критикували цю прикру практику.
В суді інтереси Олени Шостко та ГО «Всеукраїнська ліга правників проти корупції» захищає адвокат, голова Чугуївської правозахисної групи Роман Лихачов. Він переконаний, що право громадян знати про можливі корупційні оборудки чиновників переважає над бажанням владників працювати поза межами громадського контролю.
- Информация о материале
Временное правительство
14 апреля в Верховной Раде коалиция, состоящая из тех, кто не хочет идти на досрочные выборы, утвердила правительство, состоящее из тех, кого им не жалко. 257 депутатов позорно проголосовали за отмену своего предыдущего решения о признании работы правительства Яценюка неудовлетворительной, утерев с лиц «божью росу», которой Арсений Петрович пометил территорию своей, запланированной в будущем, борьбы за президентство.
Президент Украины, получив в последние дни подтверждение своим худшим предчувствиям, ткнул букетом в живого человека, и вернулся во дворец для отработки моделей не узурпации, а сохраняции власти. Бабушки, обсуждающие на базаре президентские офшоры; СБУшники неспособные даже подать президенту адекватный анализ прослушанных телефонных разговоров; прокурорские следователи, выставляющие, даже после самого высокого звонка, ходокам счет — это «спелый желтый» сигнал светофора.
А Владимир Гройсман — новоназначенный премьер — вложил в незапланированный спичрайтерами и самим собой отчаянный вскрик «Я вам покажу, что такое управление государством!» — все: и унижение от необходимости полтора года демонстрировать публичную безропотную лояльность президенту; и напряжение ночных бессмысленно-беспощадных битв за кадры; и абсолютную уверенность в своих силах изменить страну; и непонимание своей неконгруэнтности вызовам и задачам, стоящим перед премьером сегодня.
Кстати, аналогичную фразу в 2004 году в лицо Леониду Кучме бросил Виктор Янукович. Президент не явился на празднование в «Зоряном», где Виктор Федорович гулял оглашение Киваловым результатов второго тура выборов. Возмущенный отсутствием Леонида Кучмы, Янукович лично отправился в Кончу требовать полагающихся поздравлений. Поднятый с постели второй президент спросил у недотретьего: «А как ты собираешься управлять страной? Из бункера в Донецке или Луганске?». Вот тогда-то ставленник Кучмы и изрек: «Я вам покажу, что такое управление государством!».
Это совсем не значит, что Владимир Гройсман повторит судьбу Виктора Федоровича. Это значит, что в момент произнесения этой фразы, Петр Порошенко, так же как и Леонид Кучма 12 лет назад, окончательно понял: не на того поставил.
Как это ни покажется странным, личные отношения Порошенко и Яценюка все это время были весьма легкими. Они «одноклассники» — представители одного класса. В одно, примерно, время начинали, их судьбами распоряжались одинаковые люди, они шли к одинаковым целям, одинаковыми путями, за одинаковые деньги. Они понимали друг друга. И только надевая пиджаки становились непримиримыми оппонентами. Гройсман — человек не их круга, фигура не их масштаба, где девяностыми измеряют и мозг, и живот.
Полтора года Владимир Гройсман просидел у всех на виду в президиуме ВР. Под самым ярким фонарем в стране. И при этом остался «темной лошадкой». Спикер выглядел безотказным инструментом президента и, фактически, ни разу не дал публичного повода считать иначе. Для простоты решений политических задач нюансы взаимоотношений между Порошенко и Гройсманом обычно списывались на погрешность. Зря. «О!», — восклицали посвященные люди. — «Президент еще вспомнит подельчивого Яценюка! В принципе ж, Арсений был не жадный: нужные направления защищал, конечно, а остальное — бери, сколько унесешь. С Гройсманом так не получится».
Владимир Борисович действительно отличается от Арсения Петровича. Яценюк — опытный оратор, Гройсман — фонтанирует пафосом провинциальных наградных грамот. Яценюк сравнительно неплохой макроэкономист, Гройсман — опыт своего винницкого мэрства считает панацеей. Яценюк — мизантроп, Гройсман — не сказать, что сентиментален, но люди ему небезразличны. Яценюк — лепил себя: в золоте и «зелени», Гройсман — себя не забудет — чай, не Данко, но романтизм общественной полезности ему не чужд. Яценюк, конечно не всецело, но был открыт к ротации команды, Гройсман исступленно сражается за винницких рыцарей своего круглого столика. Яценюк — вещал, Гройсман — научился прислушиваться.
Нет, вы, конечно, будете смеяться, но пообщавшись с рядом людей, близко знающих или работавших длительное время с Гройсманом, я пришла к неожиданному выводу: он настоящий украинский кулак, куркуль. Один из тех, на ком когда-то строилась аграрная и ментальная прочность нашего народа. Он трудолюбив, цепок, упрям, ценит все им созданное. Именно поэтому Винница — история ЕГО успеха, где он уважаем и любим, — так часто приводится им в качестве примера к месту и не к месту. Не любит разбросанности и умеет выстраивать систему. Консервативен, но при этом жаден к новым знаниям. Обидчив и неотходчив. Но со временем умеет миловать. Даже тех, кто этого порой не заслуживает. Ему стыдно не справиться, поэтому он будет стараться. По крайней мере, две-три реформаторские грядочки в правительстве он замкнет на себя, и постарается сделать их образцовыми.
От Владимира Гройсмана не надо ждать чуда. Завышенные ожидания не должны вырастать на почве полученного в МАУП образования; желания во чтобы то ни стало, на любой пост во власти, пристроить свою команду-трансформер: социальщика Реву, порученца Кистиона, консильери Сташинского, образотворца Кошелюка или орговика Саенко; из вездесущности в ключевых винницких бизнесах; из шапок, заброшенных на Всеукраинский земельный кадастр, ГАСК и т.д. Да и поход на Банковую Владимир Борисович не возглавит: центром открытого сопротивления президенту не станет. Надо же на кого-то опираться в этом неравном бою между амбициями и возможностями. Хотя подломленная опора в виде отношений с главой государства не будет единственной в конструкции устойчивости Гройсмана. Он попытается выстроить свои отношения с Западом. И без сомнения — с гражданским обществом. А они, в свою очередь, совместно с независимыми СМИ, возьмут Гройсмана и правительственную команду в тиски жесткого контроля.
Новоизбранный премьер — яркий представитель переходной формы, заполняющей пространство между политическим классом рожденным эпохой первичного накопления капитала и нарождающейся альтернативой — будущей политической элитой. Страна вступила в период сдувания, обмыливания Больших и бурного хаотичного роста Маленьких.
С этой точки зрения стоит смотреть и на качество утвержденного Кабмина. Начнем с того, что творцы правительства — Порошенко, Яценюк и Гройсман — парадоксально превратили создание исполнительной власти в раздел имущества при разводе. В подавляющем большинстве случаев, им важно было, не что будут делать люди, вписанные в пустографку, а чьими они будут, кого будут слушать. Но поскольку на самых верных клевретах президента и экс-премьера клейма негде ставить, то от делегированных полуверных можно ждать сюрпризов. Причем как Порошенко, так и Яценюку. Ибо их ставленники — представители второго и третьего ряда доверенных лиц — считают, что только выехали на базар, тогда как патроны уже повернули оглобли оттуда.
Нет нужды фантазировать по поводу того, чем будет заниматься посол по особым президентским поручениям Кубив. Постыдное назначение на пост первого вице-премьера человека, облегчившего в 2014-м страну на миллиарды, говорит о реальных президентских целях гораздо больше, чем любой спич. Украсил Кабмин и культурист-министр ТЭК Насалик: плюс «кубики» — минус кубы и баррели. Жечь сердца глаголом продолжит Аваков, но в приоритете все равно будут числительные. В здании Кабмина появятся свои привидения: толпы никому не нужных вице-премьеров будут выскакивать из-за угла и строить козни министрам, наделенным реальными полномочиями и ответственностью. И только никому не нужное, внеприоритетное Министерство здравоохранения, так и не дождавшееся своего министра, будет напоминать о суетности происходящего. Красным крестом.
Правительство, получившее на этой неделе мандат, изначально разделено на фракции теми, кто его создавал. Кроме того, оно будет делиться на тех, кто рад служить и тех, кто прислуживать. На тех, кто путает наведение порядка с реформами. На тех, кто видит в назначении последнюю попытку урвать и тех, кто в представившемся шансе усматривает начало и постарается не сорваться. На тех, кто говорит «отнюдь» и тех, кто говорит «стуло».
Но в любом случае, даже такое правительство лучше, по моему мнению, чем досрочные парламентские выборы. Они, скорее всего, пройдут в 2017 году. Тогда, когда смогут изменить не только доли пайщиков отечественной экономики, а когда смогут поменять качество депутатского состава. И как производную — качество исполнительной власти.
За эти год-полтора общество должно сделать большую работу. Научиться отличать настоящую оппозицию от имитаторов. Изыскать источники финансирования политических партий, альтернативные ныне безальтернативным — олигархическим. От политики уличения власти перейти к созданию инструментов, способных творить качественно иную политику. Пройти путь от Фейсбук-партий к реальному политическому строительству. От самолюбования — к самоиронии. От уверенности каждого, получившего тысячу лайков, в том, что он может «показать всем, как нужно управлять государством», — к способности управлять своими амбициями. И ничтожности этих амбиций в сравнении с огромной пахотой, предстоящей всем, несогласным с утверждением, что Украина это failed state.
- Информация о материале
Страница 557 из 2102
