Главная
Почему традиционные корпорации проигрывают в гонке инноваций
Последние несколько десятков лет мы наблюдали попытки корпораций, в первую очередь американских, попасть в струю инноваций.
Компании, у которых это получалось, были скорее исключением, чем правилом.
С 2005 года я начал задумываться, почему старые корпорации, которым сотня и более лет, не добиваются успеха на этом поприще, несмотря на большое желание и достаточное финансирование.
Чаще всего они проигрывали гонку инноваций небольшим фирмам, которые выводили на рынок инновационные продукты и быстро масштабировались.
Более того, за последние 20 лет эту гонку начали проигрывать и компании, считавшиеся еще десять-двадцать лет назад супер-инновационными.
Понятно, что в любом правиле есть исключения. Например, IBM уже больше ста лет сохраняет лидерство во многих сегментах.
Как говорят профессоры Стэнфордской бизнес-школы, 80% компаний, попавших в список Fortune 500 в двадцатом веке, пришли из инновационной и технологической отраслей. Они начали теснить традиционные энергетические, промышленные и FMCG-корпорации из верхушки мирового рейтинга.
Конкуренты традиционных корпораций выросли из стартап-индустрии.
Эта индустрия начала особенно активно развиваться после IPO Hewlett-Peckard и AMPEX в 1950-х годах. Она дала жизнь нескольким поколениям условно «старых компаний». Сначала появились Intel, Apple, Microsoft, затем — Google, PayPal, Salesforce, последняя волна — Facebook, Twitter, Uber, Airbnb, Dropbox.
С каждым годом крупных инновационных игроков становится все больше. Их уже нельзя назвать исключением из правил. Они формируют инновационный тренд, который затрагивает все более широкие пласты потребителей.
Большое количество успешных компаний позволило заняться их изучением и анализом. В 2000-х годах в отрасли появилось несколько методологий, например, Customer Development, Lean Canvas, 8 Blocks.
Ведущие бизнес-школы, ориентированные на предпринимателей, уже считают своими основными конкурентами акселераторы для стартапов. Акселераторы не учат, а помогают строить бизнес. Вместо того, чтобы брать деньги за обучение, они предоставляют финансирование.
Расплата за консерватизм акционеров
Почему традиционные компании с сильными позициями на рынке, условно неограниченными ресурсами, пониманием индустрии, огромной базой пользователей не могут эффективно конкурировать с инновационными компаниями, у которых дефицит ресурсов и малое количество сотрудников?
У всех публичных компаний есть одна проблема, мешающая им работать с «длинными» стратегиями. Если публичные компании торгуются на рынке, то их акциями владеет большое количество акционеров. Речь идет о тысячах и даже миллионах акционеров, большинство из которых заинтересованы в дивидендах.
Исходя из этого, выстраивается система мотивации руководства компании. «Длинные» стратегии требуют инвестиций сегодня, а приносят дивиденды через несколько лет. Инновации — это, как правило, «длинные» стратегии, ориентированные на пять-десять лет и обладающие высокими рисками.
Если компания достаточно мощная, старая, и ее акции давно торгуются на бирже, то она ориентируется на краткосрочные и среднесрочные стратегии, с невысоким уровнем риска. Чаще всего такие компании избегают «неопределенности Найта».
Они стараются работать с понятными продуктами на известных рынках. Это обеспечивает невысокий, но гарантированный доход. Такая стратегия подразумевает доходность в порядках стоимости капитала на открытых рынках, единицы процентов, редко больше 10% годовой доходности.
Поэтому СЕО или GM компании выносит на утверждение совета директоров в основном консервативные стратегии и тактики. А совет директоров, защищающий интересы рядовых акционеров, их утверждает.
Исключения составляют компании, выстроившие защиту от влияния миноритарных акционеров. Например, в Google «голосующими» акциями владеет ограниченное количество людей. На бирже в основном торгуются привилегированные акции. Их владельцы не могут влиять на стратегии компании.
IBM за сто лет создала имидж корпорации, которая умеет и может оперировать инновациями. За это время акционеры приняли правила игры. Они позволяют руководству ввязываться в высокорисковые инновационные продукты и стратегии.
Развитой капитализм и публичные рынки капитала дают большие возможности, но платить за это приходится консерватизмом рядовых акционеров. Владельцами акций являются домохозяйства, желающие в конце года получить дивиденды.
Неопределенность неприемлема
Для минимизации рисков в ущерб потенциальным выгодам от инноваций существует еще одна причина. Когда компания выводит на рынок инновационный продукт, есть высокая вероятность того, что продукт не будет воспринят рынком. Если это случится, акции компании упадут в цене.
Падение может быть небольшим, если продукт не относился к основному бизнесу компании, а может быть большим, если продукт и есть основной бизнес. Падение курса акций, связанного с провальным выводом нового продукта на рынок, может находиться в диапазоне 2-15%. При капитализации компании в 10 млрд долл это будет означать 0,2-1,5 млрд долл. Это неприемлемо много для акционеров.
Как следствие двух указанных выше причин мы видим, что для традиционных корпораций «неопределенность Найта» неприемлема. Если корпорация не уверена, что продукт будет принят аудиторией, корпорация его не выпустит.
Повышение вероятности успеха продукта вплоть до значения, близкого к 100%, добивается исследованиями, опросами и фокус-группами. Они не позволяют определить спрос на инновацию, но применимы к стандартным продуктам.
Большинство инноваций от корпораций вообще и почти 100% инноваций от корпораций, далеких от технологий, не являются инновацией. «Стиральный порошок с голубыми кристаллами» является еще одним порошком для старого метода стирки. Это не решение проблемы более эффективным способом.
Отсев инновационных компетенций
Один из способов уменьшения рисков инновационного продукта — это получение обратной связи от пользователей. С ее помощью можно вносить изменения в продукт до тех, пор, пока он не будет решать проблему потребителя. Такой подход обеспечивает продукту растущий спрос на рынке.
В небольшой гибкой компании фронт общения с потребителем находится близко к центру принятия решений. Чаще всего в стартапе это одни и те же люди. Так можно быстро, недорого и эффективно проводить итерации по развитию продукта. На этом построена Customer Development и другие методологии.
В корпорациях с эффективностью итераций продукта большие проблемы. Корпорации имеют от нескольких до нескольких десятков уровней менеджмента. Цикл принятия решений длинный, иногда занимает месяцы, и неэффективный.
В корпорации информация об обратной связи с потребителем часто искажается. «Рынок сказал, что им нужен зеленый продукт». Через два месяца мы даем рынку ответ: «Спасибо за вашу обратную связь, вот вам круглый продукт».
Дополнительную сложность привносят корпоративные бизнес-процессы. Долгие и сложные процедуры, отчеты по каждому шагу становятся большой проблемой.
Отдельно надо отметить, что классическая корпорация выталкивает людей, обладающих предпринимательским складом ума. Такие люди отсеиваются на собеседованиях и в первые годы работы.
Чаще всего в корпорации не существует компетенций для развития инновационных направлений. Более того, даже креативную работу, например, в рекламе или дизайне, корпорации чаще всего аутсорсят.
Корпоративный мир привык работать с миллионами клиентов, миллиардами маркетинговых контактов в год и стандартными продуктами. Он не понимает, как искать несколько сотен первых пользователей и как с ними работать.
Деятельность корпораций «заточена» на среднего потребителя, который представляет миллионные аудитории. Пошаговое же развитие инновационного продукта от нескольких пользователей к десяткам миллионов — невозможно.
Если инициатива развивать инновации формируется сверху, например, СЕО смог убедить в этом совет директоров, то ее заблокирует средний менеджмент. Линейным сотрудникам эта инициатива и вовсе будет недоступна для понимания.
Если инициатива развивать инновации будет формироваться снизу, то непринятие рисков на среднем уровне менеджмента не позволит инициативе дойти до центра принятия решений.
Конечно, в этой картине есть исключения, которые подтверждают правила. Более того, за последние 30 лет корпорации научились взаимодействовать с внешними инновациями, но это тема отдельного материала.
Ложка меда в бочке дегтя
Как обстоят дела с инновациями в украинских корпорациях? Есть большое количество факторов, которые негативно влияют на развитие инноваций.
К сожалению, у нас за последние 25 лет развивалась только ресурсная экономика. Основными движущими силами были энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, сельское хозяйство.
Даже в области IT у нас развивалась ресурсная составляющая — аутсорсинг. Каким бы интеллектуальным он ни был, он находится на нижних звеньях цепочки создания добавленной стоимости. А в экономике, которая относится к ресурсам неэкономно, нет спроса на инновации в промышленности.
Внутри страны нет потребительского спроса на инновации, так как невысокие доходы не позволяют удовлетворять элементарные потребности населения. У людей нет возможности тратить деньги на инновационные продукты.
Как следствие, маленький объем рынка не позволяет обеспечить окупаемость разработки и внедрения инноваций и выпуска инновационных продуктов.
Однако в бочке дегтя есть ложка меда. Молодой капитализм и приватизация закончилась не так давно. В большинстве украинских корпораций собственник принимает активное участие как в формировании стратегии, так и в менеджменте. Это позволяет формировать инновационную цепочку в молодых корпорациях.
Что же собственники видят в качестве преимуществ в развитии инноваций? Вспомним старый анекдот. Советская делегация спросила в Японии у местных предпринимателей, насколько СССР отстал от Японии. Ответ: «Навсегда!».
Да, большинство украинского ресурсного, перерабатывающего и производственного бизнеса отстает от мирового от пяти лет до нескольких десятков лет, и с каждым годом этот разрыв нарастает. Развитие инноваций в национальных корпорациях — это шанс впрыгнуть в экономику знаний.
Украинские олигархи показали, что можно зарабатывать на глобальных инновациях, инвестируя в стартапы и венчурные фонды. Украинские деньги есть в некоторых венчурных фондах Европы и США. Украинские олигархи принимали участие в нескольких крупных технологических IPO.
С недавних пор большинство ФПГ и холдингов начали активно интересоваться рынком инновационных компаний, а также возможностями портфельного инвестирования в глобальные стартапы. C начала 2016 года почти 20 таких структур интенсивно наращивают экспертизу в данной области, привлекая украинских специалистов и специалистов из-за рубежа.
- Информация о материале
Президент на приватно-державной растяжке
«Так они не меня вышибут, а себя».
Игорь Коломойский о национализации Приватбанка
Разговоры о возможной национализации Приватбанка идут без малого год.
Еще прошлой осенью глава НБУ публично заявила, что не исключает этот сценарий, и заверила, что регулятор готов к выполнению этой непростой задачи, хотя всех без исключения пугает перспектива каких-либо манипуляций с крупнейшим системным финучреждением страны.
На уходящей неделе «вопрос «Привата» снова всплыл на поверхность — в высокие политкруги, а потом и в СМИ просочилась информация о переговорах между одним из собственников банка Игорем Коломойским и президентом Петром Порошенко о продаже последнему в рассрочку 50% телеканала «1+1» по предварительной цене в 250 млн долл. Причем обменным лотом в торгах выступает, ни много ни мало, дальнейшая судьба самого сберегательного банка Украины. Вот только высказываемые при этом версии разнились кардинально. По одной из них, Игорь Валериевич якобы уступает половину «Плюсов» в обмен нане-национализацию, а по другой, наоборот, — на национализацию Приватбанка, но на выгодных для себя условиях.
Стороны переговорного процесса, конечно, поспешили все опровергнуть. Однако источники ZN.UA информацию о переговорах не только подтверждают, но и уточняют: последний раунд проходил на острове Капри лично между гарантом и олигархом. Нюансами схемы, якобы, занимаются Александр Грановский и Игорь Кононенко. По поводу итогов — договорились или, наоборот, разругались — разные источники выдвигают противоположные версии. Причем обе из них могут быть верны. Ведь стороны переговоров — известные хозяева своего слова, поэтому как дать его, так и забрать каждая из них может легко.
Как бы там ни было, национализация на приемлемых для сторон условиях действительно является одним из рассматриваемых вариантов. Вопрос о судьбе «Привата» и степень удовлетворения интересов переговорщиков — это фактор не только финансового, но и политического, социального влияния. Вот только какова вероятность того, что в случае реализации на первом месте будут учитываться интересы государства и налогоплательщиков?
Кому оно надо?
Понятно, зачем получение контроля над одним из наиболее рейтинговых телеканалов нужно президенту, конечно, собирающемуся на второй срок, но стремительно теряющему электоральную поддержку. По данным ZN.UA, интерес Банковой гораздо шире «плюсов», там ищут возможности получения стабильного влияния на «картинку» еще ряда телеканалов — от «Ери» до NewsOne — для создания информационного щита президента.
Но не совсем ясно, зачем это нужно Коломойскому, ведь уступка 50% в собственности телеканала обрезает его 75-процентную долю (остальное принадлежит Г.Суркису и В.Медведчуку) до всего лишь 25%. И должна означать фактическую потерю контроля над прицелом его самого мощного медиа-оружия. То есть либо потеря банка, опорной структуры всей приватовской бизнес-империи, — еще больнее и намного катастрофичнее, либо олигарх уверен, что даже с оставшейся четвертью «плюсов» не потеряет своего влияния на медиа-ресурс. История с менеджментом миноритария «Укрнафты» подкрепляет эту веру. Да и потом, как говорится, партнеров у Коломойского не бывает, только заложники.
При этом, несмотря на жесткую позицию западных функционеров, относящихся к Коломойскому крайне недоверчиво и с опаской, причем настолько, что вопрос самого системного банка в Украине даже прописан в специальном разделе действующей программы МВФ, никому не надо заблуждаться, что олигарх уже загнан в угол или его «ведут на флажки». Более того, это еще вопрос — кто, кого и куда ведет, ведь пространства для маневра у Игоря Валериевича пока все еще больше, чем у Петра Алексеевича.
Во-первых, именно непредсказуемость «маневров» — нелинейная реакция на возникающие проблемы и циничная креативность в поиске вариантов их решения — делают Коломойского непотопляемым вот уж при котором кряду президенте. Во-вторых, славится Коломойский способностью выполнить и осуществить любые угрозы и намерения, что, к слову, в начале войны и было самым серьезным аргументом в принуждении к послушанию матерых криминальных авторитетов, причем далеко не только Днепропетровской области, но и Одесской, Запорожской, Харьковской. В-третьих, в числе его нынешних союзников Арсен Аваков (сейчас реально второй человек в стране), и Арсений Яценюк со своим влиянием на формирующую коалицию фракцию, и в значительной мере Александр Турчинов, не говоря уже о многих других персонажах украинского политического паноптикума.
Тот факт, что в руках Коломойского находится крупнейший системный банк страны, пугает многих, в том числе и МВФ. Ему как главному кредитору хаос в Украине точно не нужен. И тот факт, что акционеры Приватбанка пока внешне благопристойно (для глаз функционеров МВФ) и вроде бы добросовестно выполняют утвержденную для банка программу капитализации, служит дополнительным аргументом в его защиту. В том числе и в судах, «арсенал» и «портфолио» работы с которыми у Коломойского и Ко тоже весьма впечатляющи и внушительны.
Цена вопроса
Если бы масштаб существующей проблемы ограничивался только Приватбанком, то правильнее всего было бы соотнести ее с объемами сосредоточенных в банке депозитов населения (ну, там, электорат, потенциальные социальные взрывы и все такое). По данным НБУ, их в Приватбанке на 1 июля 2016 г. было сосредоточено свыше 148 млрд грн (или 36,3% общей массы по стране). Для сравнения, у ближайшего преследователя Ощадбанка — в 2,5 раза меньше (58 млрд). Именно «Приват» давно стал главным сберегательным учреждением для украинцев, что, с одной стороны, обеспечивает его относительную неприкосновенность, а с другой — увеличивает риски как для государства, так и для вкладчиков.
«Во избежание паники среди клиентов «Привата» государству придется гарантировать в полном объеме выполнение всех обязательств банка как по возвращению привлеченных депозитов, так и по текущим платежам, которые осуществляются за счет средств на расчетных счетах клиентов, — объяснил ZN.UA эксперт Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников. — Учитывая, что поступления банка при этом будут минимальны (ведь клиенты перестанут заводить средства в банк и, наоборот, попытаются их из него вывести), необходимо будет обеспечить аккумуляцию соответствующих средств за счет собственных источников страны. Таким образом, для национализации «Привата», чтобы не вызвать обвал национальной банковской системы, нужны средства в сумме, сопоставимой с суммой обязательств банка». То есть порядка 230 млрд грн.
По словам эксперта, если государство воспользуется стратегией, которая применялась при прошлых национализациях банков, то есть заморозит и реструктуризирует выплаты, негативные последствия будут еще масштабнее. И не только непосредственно для владельцев депозитов, но и для предпринимательской среды в целом. «Приват» обслуживает огромное количество текущих операций украинского бизнеса. Необходимость искать новые способы расчетов и разруливать кризис неплатежей из-за замороженных средств — это не поборы взимать, и украинским чиновникам такое вряд ли по силам. Казалось бы, проще Приватбанк вообще не трогать, но и оставить все как есть получится едва ли.
Самый-самый
Приватбанк в лидерах не только по объему депозитов и активов, но и по объемам полученного рефинансирования НБУ, а также кредитной задолженности в портфеле. Причем доля «инсайдерских» кредитов (предоставленных компаниям, связанным с собственниками), даже по официальным данным, свыше 25%, по неофициальным — много больше.
В первых числах августа Приватбанк выплатил купон в размере 12,1 млн долл. по субординированному долгу на сумму 220 млн долл., который в ноябре 2015 г. был реструктуризирован, а выплаты продлены до 2021-го.
Не спешит «Приват» рассчитываться и с НБУ — общий объем полученного им с начала 2014-го рефинанса составил 26,8 млрд грн, и долг этот тоже был реструктуризирован. Факт реструктуризации в НБУ не отрицают, однако ее подробности под предлогом банковской тайны не разглашаются. Источники в Нацбанке говорили о неком постановлении регулятора (№103/БТ от 23 марта 2016 г.), которое переносит выплату основной суммы задолженности (18,7 млрд грн) на 2017 г.
Еще в марте Приватбанк добился судебного решения, запрещающего Государственной исполнительной службе и любым ее правопреемникам, в том числе и НБУ, любые действия, касающиеся ареста счетов банка, а также любое принудительное списание средств с его корреспондентских счетов в НБУ. То есть, если банк перестанет выполнять свои обязательства перед регулятором, последний не сможет применить к нему какие-либо санкции. Юристы «Привата» заверили, что это решение никак не повлияет на отношения между банком и регулятором, однако в НБУ решение Днепровского суда все же посчитали неправомерным и пообещали его опротестовать, правда, до сих пор не преуспели. А если уж регулятору возврат своих денег не по зубам, то что тогда говорить о простых вкладчиках? Впрочем, как и о непростых, многие из которых, покусившись на уж очень выгодные условия кипрского филиала «Привата» (единственного, кстати, для всей системы), потом испытывали немалые трудности с возвращением вложенного.
По объемам кредитных задолженностей «Приват» также в лидерах по системе — 166 млрд грн займов, из которых 142 млрд — кредиты юрлиц, под обесценивание которых банк зарезервировал чуть больше 19 млрд (всего лишь 13,4%). Но проблема не только в объемах и резервах, но еще больше — в залогах.
«Все понимают, что кредитование бизнеса, связанного с собственником банка, в «Привате» превышает все разумные пределы. Даже из отчетности банка видно, что все секторы, с которыми он сотрудничает, очень близки группе «Приват», и было бы наивно предположить, что банк не кредитует связанные структуры, а кредитует их конкурентов. Сама по себе проблема инсайдерского кредитования, по моему мнению, решаема, и банк взял на себя определенные обязательства перед регулятором. Вопрос в другом, выполняются ли они и как? — отмечает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. — Из отчетности банка мы знаем, что до 1 сентября с.г. он должен был решить вопросы с залогами по кредитам. Очевидно, те залоги, которые у них есть сейчас, не соответствуют новым требованиям НБУ. То есть залогами, по всей видимости, выступают имущественные или корпоративные права, а не само имущество. Но если отвлеченно взглянуть на ситуацию, то есть ли смысл собственнику менять залоги на реальные, с учетом ситуации в стране, отношений его с властью и постоянных разговоров о национализации принадлежащего ему финучреждения?».
Вопрос справедливый. Зачем показывать то, что потом могут отобрать? Из статистики банка мы видим, что с декабря прошлого года его кредитный портфель не особо изменился, крупнейшими реципиентами средств все еще остаются отрасли, в которых активным игроком является промышленная группа «Приват». При этом качество кредитного портфеля банка ухудшается, в частности объем просроченных займов с декабря прошлого года подрос на 10 млрд грн.
Эти кредиты со всеми просрочками, обеспеченные сомнительными залогами, могут стать головной болью государства.
Где выход?
Самый простой и оптимальный для всех вариант — это договориться о том, что банк за несколько лет постепенно выйдет на выполнение всех нормативных требований регулятора. Именно такой рецепт был согласован с МВФ и выписан Приватбанку, получившему три года на приведение деятельности в порядок и сокращение доли инсайдеров в кредитном портфеле (а там, глядишь, и АМКУ наконец «расчехлится»). Все бы хорошо, если бы хотя бы одна из сторон искренне верила, что «пациент» будет «лечиться» добросовестно. Да и о своей способности обеспечить надлежащий присмотр (читай — надзор) за таким-то «детинушкой» в Нацбанке заверяют только на людях. А в стенах здания на Институтской подчиненные Рожковой (и.о. зампреда НБУ, курирующая банковский надзор), поговаривают, под любым предлогом отказываются участвовать в его проверках — слишком хлопотно стало.
Даже буквоеды МВФ, по информации ZN.UA, не верят в успех оздоровительного плана НБУ. По предварительным договоренностям, если банк хоть на шаг отступит от выполнения инструкций регулятора, его национализация должна начаться незамедлительно. По официальной версии центробанка, «в такому випадку фінансові втрати клієнтів банку відсутні». Но все понимают, что это не так. По информации ZN.UA, чиновники МВФ пообещали украинской стороне, что в случае национализации будут лично вести переговоры с Коломойским и объяснять ему, собственнику не только «Привата», но и других многочисленных активов за границей, почему не стоит раскачивать ситуацию и чем для него лично будет чреват возможный коллапс украинской финсистемы. Человек разумный все бы понял, но архирисковый игрок, коим является Коломойский, может и не внять предупреждениям. Тем более что и в рукавах Игоря Валерьевича немало козырей.
«Проблема национализации не столько в кредитах и вкладчиках, сколько в платежных системах банка. Через «Приват» осуществляется свыше 50% всех платежей и карточных переводов. Зайдя в любой ресторан или магазин, вы с вероятностью 50/50 пользуетесь терминалом «Привата». Сотрудники НБУ именно в этом видят основной риск, так как банк в случае национализации может парализовать платежи в стране. Шутка ли, НБУ не знал, например, где физически находятся серверы банка, — объясняет член парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Павел Ризаненко. — Сейчас, по моим данным, даже технические вопросы можно решить, но гарантировать, что все пойдет гладко, никто не возьмется. В теории все просто — принимается решение, НБУ заходит в «Приват» и менеджмент банка начинает выполнять их указания. На практике есть большие сомнения в том, что менеджмент действительно будет управляем НБУ».
То, что национализация Приватбанка вызовет панику на рынке, понимают все. Даже если процесс пройдет без сучка и задоринки (что маловероятно), финучреждение на время приостановит свою работу, платежи по счетам в это время осуществляться не будут, тысячи юридических лиц окажутся заложниками обстоятельств, заблокируются и счета физических лиц. Даже если специалисты НБУ, которые к этому сценарию наверняка готовились, сработают на отлично, паника не пройдет бесследно для экономики. Но что будет потом, сможет ли государство эффективно управлять крупнейшим банком?
«Если пристальнее взглянуть на те три банка, которые были национализированы в кризис 2008–2009 гг., что мы увидим на сегодняшний день? Из тройки — «Родовида», «Киева» и Укргазбанка — только последний вышел на более-менее нормальные показатели и лишь потому, что он с самого начала был наименее проблемным, — комментирует для ZN.UA экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — Успех государства в управлении двумя другими банками был минимальным, и по факту страна на их национализацию потратила больше денег, чем потеряла бы, допустив их банкротство».
Активы «Привата» сравнимы с суммой активов всех тех банков, которые за последние два года были выведены с рынка. Представьте масштаб, один «Приват» — это та треть банковской системы, которая оставила рынок. Он настолько большой, что любые манипуляции с ним — это безусловное влияние на банковскую систему, сравнимое с тем, что происходило во время Гонтаревской очистки. С той лишь разницей, что очистка проходила все-таки два года, а не одномоментно.
Но лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Коломойский — единственный, кому выгоден длительный и растянутый во времени переговорный процесс о судьбе банка. Эдакая игра в верю-не-верю национального масштаба, позволяющая ему без проблем финансировать свой бизнес средствами вкладчиков, имитируя выполнение требований регулятора, шантажируя власти обвалом финсектора и затягивая время, а там, как говорится, либо ишак, либо падишах.
По информации ZN.UA, подковерно обсуждаемый вариант национализации (передачи государству активов) «Привата» может сопровождаться масштабной успокоительной PR-акцией для вкладчиков, МВФ и налогоплательщиков, с чьими интересами он, вероятнее всего, разойдется. Ведь в случае национализации из учреждения будут выведены карточный портфель (то есть все работающие карточные кредиты, формирующие доходную часть банка) и соответствующие процессинги. Произойдет это негласно (если еще до) или гласно (если уже после — через продажу этой части бизнеса), не суть важно. Главное, прибыльная и функциональная часть этого бизнеса в итоге должна оказаться подконтрольной нынешним собственникам, а государству — остаться только вывеска, проблемные активы и долговые обязательства. Что, по понятным причинам, выльется для налогоплательщиков в многомиллиардную сумму. Понимает ли это президент? Да. Готов ли он на это пойти? Не совсем. Но у него сложная задача: вырвать жало, не ужалиться и медку хапнуть.
«В данном случае речь будет идти о вхождении государства в капитал банка. Согласно законодательству, это возможно либо посредством приобретения акций при их дополнительном размещении в обмен на гособлигации, либо в виде предоставления займа теми же гособлигациями Украины, — объяснила ZN.UA эксперт по вопросам финансовой политики Института общественно-экономических исследований Антонина Дешко. — Бюджет этого года позволяет это Кабмину, но принятие решения о капитализации «Привата» государством как минимум приведет к дополнительному росту объема государственного долга, который по итогам прошлого года уже составил почти 80% ВВП при законодательно установленном предельном уровне в 60%».
Естественно, с учетом всех этих факторов мы понимаем, с какой хитроумной задачкой пытается сейчас справиться президент. Понятно, что решение такого вопроса не будет простым, так как ответственность колоссальная, а последствия — непредсказуемы.
Должен ли переговорный процесс проходить публично? Вряд ли. Так как ответы на «приватный вопрос» есть у каждого, но ни один из них не будет правильным, а множество мнений и страхов будет только сбивать с толку клиентов банка и сеять панику среди вкладчиков.
Должна ли сама национализация быть прозрачной? Однозначно да. Чтобы всем и каждому было понятно, что в итоге получает государство, и как именно оно будет распоряжаться полученным. Ведь если национализация состоится, она в любом случае пройдет за счет нас — налогоплательщиков. Пока прозрачной и понятной политики государства в отношении Приватбанка и его собственника нет (впрочем, как и адекватной и вменяемой финансовой и экономической политики в целом). Есть рабочие группы, схемы, переговоры и традиция перечеркивать личными интересами разумные наработки экспертов. Но вопрос зреет, и чем скорее окончательное решение по «Привату» будет принято, тем лучше. А что касается modus operandi, то когда один шантажист не знает, как поступить с другим шантажистом, лучше всего действовать по закону.
- Информация о материале
У Кернеса дали 69 мільйонів на світлофори з відеокамерами і датчиками руху – кожен за ціною будинку
Департамент інфраструктури Харківської міської ради з 24 травня по 23 серпня за результатами тендерів замовив КП «Міськелектротранссервіс» будівництво і реконструкцію світлофорних об’єктів на суму 69,11 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
До кінця 2017 р. влаштують 25 світлофорних об’єктів.
Найдорожче коштує ремонт на перехресті просп. Московський і просп. Григоренка (Жукова) – 5,76 млн грн.:
- Информация о материале
Перевозки в Крым: мнимый бойкот
В ряде украинских городов бойкотируют рекламу крымских курортов и перевозок на аннексированный полуостров. Объявления с предложениями поездок неизвестные расклеивают на улицах, чаще всего в запрещенных местах. Общественники неоднократно устраивали акции против «туристического сепаратизма» и требовали реакции от местных властей. Первые запреты такой рекламы утвердили власти Днепра, Кременчуга и Винницы. В то же время, сами перевозки в Крым чиновники не спешат ни запрещать, ни узаконивать.
Реклама крымских курортов и перевозок появилась в регионах материковой Украины, когда украинские власти отменили транспортное сообщение с аннексированным полуостровом. На тот момент рейсовые автобусы из центрального автовокзала Симферополя продолжали курсировать в Херсон, Одессу, Киев и оккупированный Донецк. Как им удавалось проезжать административную границу с Крымом и блок-посты в Донецкой области, неизвестно. Но после того, как информация попала в СМИ, эти автобусы были отменены.
Крым: как обходят запрет
Спустя некоторое время в Киеве появились первые объявления с предложениями поездок в Крым. К услугам желающих предлагали места в автобусах сообщением Киев – Симферополь стоимостью 2,5 тысячи российских рублей (900 гривен). Автобусы из Киева довозили пассажиров до админграницы с Крымом, где проходит паспортный контроль, а на подконтрольной России стороне их встречал другой автобус. Таким образом, украинские и крымские бизнесмены успешно сотрудничали друг с другом.
Впоследствии перевозки в Крым удалось наладить так, что пассажирам теперь даже не приходится переходить через админграницу пешком. Расширилось и разнообразие маршрутов: теперь на аннексированный полуостров можно поехать не только из Киева, но и из Днепра, Запорожья, Одессы, Харькова и других городов. Объявления с предложениями поехать на полуостров можно найти и в интернете, и на улицах городов. Из-за большого спроса некоторые крымские рейсы стали ежедневными.
В Госинспекции Украины по безопасности на наземном транспорте, которая еще с 2014 года запретила все перевозки в Крым, утверждают, что все транспортировки пассажиров на аннексированную территорию нелегальны. Помимо того, что такие перевозчики работают в обход бюджета, пассажиры этих рейсов не застрахованы (поездки осуществляются без билетов) согласно украинскому законодательству, и за их безопасность никто ответственности не несет.
Эта агрессивная реклама перевозок – просто проявление неуважения к тем, у кого близкие воюют за Украину
Украинские общественники акцентируют внимание и на моральной стороне вопроса. «Когда на востоке Украины ежедневно идут кровопролитные бои, безнаказанные проявления «туристического сепаратизма» являются несвоевременными и недопустимыми. Эта агрессивная реклама перевозок – просто проявление неуважения к тем, у кого близкие воюют за Украину», – отмечают активисты «Школы волонтеров» (Днепр).
В Днепре активисты неоднократно устраивали акции по зачистке таких объявлений и призывали местные власти и президента страны отреагировать. В итоге этот город стал одним из первых в Украине, где запретили рекламу крымских курортов и перевозок.
Опыт Днепра
В Днепровском горсовете вопрос о запрете рекламы крымских курортов и перевозок рассматривали еще 27 июля. Процесс его обсуждения весьма интересен. С ним можно ознакомиться на обнародованной горсоветом видеотрансляции заседания, начиная с 1:56:02.
Начальник управления рекламы и торговли горсовета Руслан Мороз пояснил необходимость принятия этого решения так: «Часть Украины сейчас оккупирована, и люди, которые едут отдыхать в Крым, тем самым поддерживают экономику нашего врага – России. В связи с этим есть предложение поддержать проект решения о запрете на территории города информационных сюжетов относительно пассажирских перевозок на временно оккупированные территории и отдыха в Крыму».
Депутат Наталья Демидова предложила принять этот вопрос отдельным голосованием (он был внесен пакетом вместе с другими вопросами о благоустройстве города), но это предложение не набрало необходимого количества голосов.
Тогда мэр Днепра Борис Филатов обратился к депутатскому корпусу с разъяснениями. «Давайте уберем политику из этого вопроса, хотя фактически вопрос политический. Давайте переведем его в плоскость практическую. Никто не ограничивает предпринимательскую деятельность, никто не запрещает ездить (в Крым. – КР). Запрещается реклама. Поэтому давайте по этому поводу долго не рассуждать. Все, кто понимают весь кошмар происходящих событий, должны решение это поддержать», – сказал он.
Как видим, мэр прямо заявляет, что запрещать сами нелегальные перевозки в Крым, которые действуют в Днепре, никто не собирается. После этого аргумента решение было принято. Его поддержали 37 депутатов. В том числе один депутат проголосовал против, еще четверо воздержались.
Депутат Артем Павлов предлагал уточнить формулировки в проекте решения, поскольку, по его словам, в вынесенном на голосование проекте решения не упоминается большинство средств размещения такой рекламы. Однако мэр его отклонил, мотивировав тем, что предложение вносили с места и предварительно не согласовывали в депутатских комиссиях.
В итоге, спустя месяц, запрещенные объявления продолжают появляться в городе. Но теперь функции по их уничтожению взяли на себя городские чиновники.
Винница: запрет и штраф
Следующим после Днепра городом, где тоже решили запретить рекламу крымских перевозок и курортов, стала Винница. Запрет введет решением исполкома горсовета 11 августа. Согласно документу, рекламные объявления с предложениями поездок в Крым запрещены на стационарных рекламных средствах, путепроводах, внешней поверхности домов, сооружений, на транспорте и остановках общественного транспорта.
Мониторинг соблюдения запрета поручен местным чиновникам и коммунальному предприятию «Муниципальная полиция». Нарушителям грозят штрафами в размере от 850 до 1,7 тысяч гривен.
Кроме того, винницкие чиновники рекомендовали организаторам концертов бойкотировать в городе концертно-развлекательные программы с участием представителей украинского и иностранного шоу-бизнеса, которые принимают участие в концертах, теле- и радиопередачах и других развлекательных мероприятиях в России, Крыму и оккупированных регионах Донецкой и Луганской областей, а также пропагандируют сепаратизм в Украине.
Еще одна рекомендация местных чиновников касается продажи туристических путевок в Крым. Однако и в этом случае власти Винницы утверждают, что не могут полностью запретить их продажу, как и перевозки.
Кременчуг: против шансона
31 августа к бойкоту крымских перевозок присоединились депутаты Кременчуга. Решение о запрете такой рекламы принято 25 голосами, без обсуждения.
При этом депутат Анна Павленко обратила внимание, что в маршрутках города, кроме рекламы крымских перевозок, транслируется российская пропаганда. «В большинстве маршрутных такси нашего города основным музыкальным сопровождением во время поездок является трансляция радио «Шансон». Содержанием программ этого радио является пропаганда российского «блатняка», а в последнее время героизация российской армии оккупанта. Это возмущает громаду Кременчуга. Тем более, что на замечания пассажиров водители реагируют достаточного агрессивно. Этот вопрос лежит в морально-этической плоскости и требует оперативного решения», – заявила она (этот эпизод на видео можно посмотреть, начиная с 3:10:41)
Мэр Кременчуга Виталий Малецкий пообещал провести работу с городскими перевозчиками: «Мы дадим поручение, чтобы поработали с перевозчиками. Это, в первую очередь, морально-этическая сторона. С каждым водителем необходимо проговорить, что он в салоне автобуса не курит, не сквернословит и не включает шансон, который, кстати, не нравится и мне, и многим кременчужанам».
За это депутатское обращение Анны Павленко проголосовали 27 депутатов из 31, принявшего участие в голосовании.
Остановка «Крым»: как выйти из тени
«Мы положительно относимся к запрету рекламы крымских перевозок, поскольку не имеем возможности обеспечить безопасность пассажирских перевозок на неподконтрольной территории Украины», – так прокомментировали Крым.Реалии бойкот рекламы крымских перевозок в Укртрансбезопасности.
В ведомстве признают наличие нелегальных перевозчиков в крымском направлении и утверждают, что борются с ними, проводя рейдовые проверки в Херсоне.
Однако одним запретом рекламы проблему теневых крымских перевозок не решить. По мнению общественников, снизить спрос на них можно было бы, создав легальные автобусные маршруты, которые бы следовали к админгранице с полуостровом. Практика последних двух лет показала, что пассажиропоток здесь активен круглый год, поэтому убыточным это направление не будет.
В то же время, в Укртрансбезопасности утверждают, что действующее законодательство позволяет формировать маршруты отправления и прибытия автобусов только с аттестованных автостанций, а в случае их отсутствия – остановок, предусмотренных расписанием движения.
На данный момент ближайшие к Крыму аттестованные автостанции расположены в поселках Чаплынка и Каланчак. Однако прямого транспортного сообщения этих поселков с крупными украинскими городами нет. К примеру, приехать сюда из Киева или Днепра невозможно. Равно как и уехать.
Ближайший большой пункт межобластного сообщения находится в Херсоне. Но от него до админграницы с полуостровом – порядка 100 километров. Для сравнения: расстояние от пункта пропуска «Чонгар» до железнодорожной станции «Новоалексеевка» – всего 30 километров.
Если изучить перечень межобластных маршрутов, действующих на данный момент в стране, то можно увидеть, что в нем до сих пор присутствуют остановочные пункты в Симферополе, Ялте, Феодосии и других крымских регионах. В Укртрансинспекции Крым.Реалии пояснили, что паспорта на эти маршруты были выданы еще до российской аннексии Крыма и закрывать их на сегодняшний день оснований нет. Поэтому украинские перевозчики сократили пункты следования своих автобусов до последнего подконтрольного Украине автовокзала.
На вопрос, планирует ли создание легального маршрута до админграницы с Крымом, в ведомстве ответить затруднились.
- Информация о материале
Массовые хищения в армии: о чем умолчала Генпрокуратура
В пятницу, 2 сентября, генеральный прокурор Юрий Луценко рассказал об уровне хищений в украинской армии в период с 2005 по 2015 год. По словам господина Луценко, в этот период было распродано военного имущества на сумму в 1,8 млрд грн. В том числе, украинская армия лишилась 832 танка, 232 вертолета, 202 летательных аппарата, 714 боевых бронированных машин. Хищения в Вооруженных силах Юрий Луценко назвал одной из причин поражения под Иловайском. Позже пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган обнародовала у себя на Facebook инфографику, из которой следовало, что наиболее активно распродажа велась, когда министром обороны являлся Анатолий Гриценко. Это вызвало шквал негодования в соцсетях: экс-министру припомнили многочисленные публичные выступления, в которых он позиционировал себя как активный борец с коррупцией. Тем не менее, если разобраться в структуре оборонных бюджетов всего довоенного периода, то напрашивается вывод о манипулятивности данных ГПУ, поскольку тогда у Минобороны просто не было другого выхода, кроме как массово распродавать свое имущество.
Шокирующие данные об уровне хищений в структуре Минобороны в 2005-2014 годах генеральный прокурор Юрий Луценко обнародовал 2 сентября на заседании комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. По словам господина Луценко, за этот период было продано 832 танка, 232 вертолета, 202 самолета и беспилотника, 714 БМП и БТР, 4930 автомобилей, 2355 единиц различного ракетного вооружения, 1 млн 824 единицы стрелкового оружия, а также боеприпасов на общую стоимость в 560 млн грн. Всего, по информации генпрокурора, было распродано имущества на сумму более 1,8 млрд грн. «ГПУ по данному факту открыло ряд уголовных производств о хищении военного имущества», - заявил Юрий Луценко. По его словам, эти хищения привели к критическому падению боеспособности армии и, как следствие, стали одной из причин поражения под Иловайском в 2014 году.
Позднее пресс-секретарь генерального прокурора Лариса Сарган разместила у себя в Facebook инфографику, показывающую, сколько военного имущества было продано при том или ином министре обороны. Выходило, что наиболее активно распродажа велась, когда министром обороны в 2005-2007 годах являлся Анатолий Гриценко (на общую сумму свыше 1,3 млрд грн). При этом, судя по данным госпожи Сарган, общая стоимость распроданной техники с 2005 по 2014 год на добрый миллиард превышала сумму, названную Юрием Луценко. Это вызвало возмущение блогеров, которые припомнили господину Гриценко многочисленные публичные выступления, в которых он позиционировал себя в качестве борца с коррупцией в военном ведомстве.
Впрочем, если разобраться в структуре финансирования деятельности Минобороны в «довоенный» и «постмайданный» период, то напрашивается вывод о том, что ГПУ транслирует полуправду. По большому счету, цифры, свидетельствующие о массовых распродажах военного имущества, сами по себе не могут служить поводом для обвинений ни в адрес Анатолия Гриценко, ни в адрес любого другого министра обороны, включая даже тех, кто работал во время президентства Виктора Януковича. Дело в том, что с 2005 по 2014 год одной из статей наполнения госбюджета Минобороны являлся так называемый спецфонд. Он наполнялся за счет средств, которые военное ведомство зарабатывало, осуществляя собственную хозяйственную деятельность. В том числе, и за счет распродажи излишнего военного имущества, например, боевой техники.
К примеру, в Белой книге-2005 (ежегодное официальное издание, рассказывающее о деятельности вооруженных сил) указывается, что бюджетом 2006 года на нужды Минобороны выделено 8,9 млрд грн, из которых 2 млрд должно поступить из спецфонда. К слову, спецфонд, несмотря на все попытки его отменить, просуществовал вплоть до начала войны. Например, в Белой книге-2013 говорится о том, что из 15,3 млрд грн, выделенных госбюджетом, 981 млн должен поступить из спецфонда.
Стоит отметить еще несколько важных обстоятельств. Во-первых, в 2005-2014 годах специальный фонд наполнялся в среднем на 7-10%, поэтому его даже не учитывали как серьезную статью дохода. Основные надежды всегда возлагались на прямые поступления из бюджета. А они никогда не перекрывали даже минимальных потребностей армии. К примеру, в 2009 году тогдашний министр обороны Юрий Ехануров отмечал, что ВСУ, чтобы развиваться, необходимо хотя бы 17,5 млрд грн в год, а для того, чтобы выполнять все программы, - 32 млрд. При этом 2009 год из-за поразившего страну финансового кризиса получился довольно скудным и в плане обеспечения армии: согласно Белой книге-2009, напрямую из бюджета поступило 8,3 млрд грн, а спецфонд, объемы которого в тот год предусматривали 4,2 млрд грн, был наполен всего на 7%.
Во-вторых, Министерство обороны не формирует бюджет - оно может назвать лишь желаемые цифры. Окончательное решение всегда принимает Верховная Рада, утверждая закон о государственном бюджете. И если ни один из бюджетов не перекрывал даже минимальных потребностей армии, то причину критического падения боеспособности стоит искать не в деятельности отдельных министров, а в общегосударственном отношении к вооруженным силам. В довоенный период они пережили три неудачные программы реформирования, которые были утверждены на высшем уровне и, как видим, всегда финансировались по остаточному принципу. Это, собственно говоря, и привело к неспособности ВСУ отразить российскую агрессию в 2014 году.
И, наконец, в-третьих, уже во времена Анатолия Гриценко Министерство обороны лишилось права напрямую торговать оружием. Эта функция была возложена на госкомпанию «Укрспецэкспорт», а вырученные от сделок деньги направлялись в госбюджет. Сама логика финансирования ВСУ в 2005-2014 годах вынуждала Министерство обороны расставаться со своим имуществом. Причем в максимально массовых масштабах, как того требовали законы о государственном бюджете, принимаемые Верховной Радой.
Не являются сенсационными и данные Юрия Луценко о количестве распроданной техники. Их легко можно найти в открытых источниках, причем международного уровня. К примеру, в 1991 году Генеральная Ассамблея ООН постановила создать Регистр обычных вооружений, куда правительства различных стран на добровольной основе вносили данные об экспорте и импорте основных систем вооружения - военных кораблей, включая подводные лодки; боевых танков; боевых бронированных машин; самолетов, вертолетов; артиллерийских систем большого калибра; ракет и ракетных пусковых установок, включая переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Украина начала поставлять информацию о своем оружейном экспорте в Регистр с 1994 года и делала это почти ежегодно, вплоть до 2012 года (нет данных лишь по 2011 году). Если открыть эти отчеты и сложить общее количество техники, которую Украина продала за рубеж в с 2005 по 2014 годы, то даже без учета 2011 и 2013 годов получаются цифры более или менее приближенные к данным Юрия Луценко. В частности, наша страна реализовала 640 танков, 875 боевых бронированных машин, 352 артсистемы крупного калибра, 235 различных самолетов, 40 вертолетов и 1821 единицу ракет, различных ракетных установок и ПЗРК. Основными покупателями украинского оборудования в разное время являлись Грузия и Азербайджан, страны Африки - Нигерия, Кения и Конго, а также Великобритания, США и Российская Федерация. В частности, в Россию в 2007 году мы продали 100 высокоточных авиационных ракет Х-59 класса «воздух-земля», а США и Великобритания интересовались различными номенклатурами украинского вооружения, начиная от ПЗРК в больших количествах и заканчивая самолетами, оперативно-тактическими ракетными комплексами и бронетехникой. Этот интерес поясняется довольно просто - страны НАТО участвовали в целевой программе утилизации украинских ПЗРК, противопехотных мин и стрелкового вооружения, а единичные закупки других средств вооружений могут быть связаны со стремлением американцев изучить советскую военную технику для создания собственных, более совершенных систем.
- Информация о материале
Шпаргалка для водителя. Кто есть кто на рынке автострахования
«Автогражданка» — один из немногих видов страхования, с которым знакомо большинство украинцев. В первую очередь, это автовладельцы.
ОСАГО — обязательный вид страхования для тех, у кого есть автомобиль.
Однако ситуация в этом сегменте не радует: большинство страховых компаний существенно затягивают сроки выплат и занижают сумму возмещения.
В августе Моторное (транспортное) страховое бюро Украины — МТСБУ — впервые опубликовало показатели всех 56 СК, работающих в сегменте ОСАГО.
В МТСБУ подсчитали, что за шесть месяцев 2016 года страховщики заключили 3,589 млн договоров ОСАГО, что на 0,1% больше, чем в январе-июне 2015 года.
Объем привлеченных премий составил 1,714 млрд грн. Это на 21,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Средняя цена полиса выросла до 477 грн. В городах-миллионниках стоимость страховки превышает 1 тыс грн. Самые дешевые полисы — для автомобилей, зарегистрированных в сельской местности.
Лидерами по количеству заключенных договоров во втором квартале стали СК «Оранта» — 212,7 тыс, «Провидна» — 85,3 тыс, ТАС — 134,6 тыс. Они привлекли и наибольший объем премий: 78,01, 72,75 и 55,73 млн грн соответственно.
Топ-10 страховых компаний по объему привлеченных премий, второй квартал 2016 года
| Страховая компания | Объем привлеченных премий, млн грн | Количество договоров, тыс шт | Средняя стоимость полиса, грн | |
| 1 | «Оранта» | 78,01 | 212,691 | 366,78 |
| 2 | «Провидна» | 72,75 | 185,291 | 392,63 |
| 3 | СГ «ТАС» | 55,73 | 134,589 | 414,10 |
| 4 | Украинская пожарно-страховая компания | 51,44 | 124,567 | 412,92 |
| 5 | «Уника» | 46,04 | 97,489 | 472,30 |
| 6 | «Княжа» | 43,27 | 106,958 | 404,53 |
| 7 | «АХА страхование» | 38,42 | 61,199 | 627,80 |
| 8 | «PZU Украина» | 33,93 | 61,518 | 551,54 |
| 9 | СО «Доминанта» | 30,12 | 63,211 | 476,58 |
| 10 | «Киевский страховой дом» | 28,96 | 51,838 | 558,73 |
Источник: МТСБУ
Топ-10 компаний, продающих самые дорогие полисы ОСАГО, второй квартал 2016 года
| Страховая компания | Стоимость полиса ОСАГО, грн | |
| 1 | «Колоннейд Украина» | 956,10 |
| 2 | «Страховой капитал» | 946,70 |
| 3 | Украинская страховая группа | 774,39 |
| 4 | «Талисман страхование» | 751,77 |
| 5 | «Граве Украина» | 744,69 |
| 6 | «Мотор-гарант» | 741,94 |
| 7 | «ИНГО Украина» | 736,89 |
| 8 | Украинская охранно-страховая компания | 730,40 |
| 9 | «Здорово» | 691,85 |
| 10 | «Экспресс страхование» | 681,95 |
Источник: МТСБУ
Топ-10 компаний, продающих самые дешевые полисы ОСАГО, второй квартал 2016 года
| Страховая компания | Стоимость полиса ОСАГО, грн | |
| 1 | «Интер-полис» | 345,04 |
| 2 | «Гарантия» | 356,50 |
| 3 | «Оранта» | 366,78 |
| 4 | «Украинский страховой стандарт» | 369,10 |
| 5 | «Мега-гарант» | 383,13 |
| 6 | «АСКО-Донбасс северный» | 386,26 |
| 7 | «Провидна» | 392,63 |
| 8 | «Скарбниця» | 398,02 |
| 9 | «Княжа» | 404,53 |
| 10 | «Оранта-Сич» | 407,85 |
Источник: МТСБУ
Несмотря на рост, хоть и незначительный, количества заключенных договоров ОСАГО, в МТСБУ отмечают тенденцию постепенного сокращения количества транспортных средств, у водителей которых есть полис «автогражданки».
Если в 2014 году уровень обеспечения транспортных средств страховками составлял 78%, то по результатам 2015 года он сократился до 73%.
«Количество незастрахованных водителей растет. Если в первом полугодии 2015 года МТСБУ компенсировало потерпевшим убытки по 916 обращениям в ДТП, где виновник не застраховал свою ответственность, то за первое полугодие 2016 года таких выплат было 1 238», — подсчитал гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко.
Чтобы оперативно выявлять незастрахованных водителей, МТСБУ планирует объединить свою базу данных с базами полиции. Это позволит полицейским не только оперативно проверять наличие страхового полиса у водителя, но и отправлять предупреждения водителям, чья ответственность не застрахована.
Впоследствии полиция может получить возможность дистанционно штрафовать нарушителей за отсутствие полиса ОСАГО.
На ремонт не хватает
В январе-июне страховщики выплатили потерпевшим по 58,7 тыс страховых случаев 649,79 млн грн возмещений, что почти на 30% больше, чем за аналогичный период 2015 года.
По данным полиции, за шесть месяцев 2016 года число ДТП возросло на 20,3%, а количество ДТП с пострадавшими — на 27,8%. В январе-июне произошло 72,2 тыс ДТП, 15,5 тыс человек получили травмы, еще 1,4 тыс человек погибли.
Среди основных причин ДТП с пострадавшими — превышение безопасной скорости (29,4% случаев), управление автомобилем в нетрезвом состоянии (15%), нарушение правил маневрирования (14%), нарушение правил проезда перекрестков (8,1%), несоблюдение дистанции (6,9%).
Правда, средняя сумма выплаты по ущербу имуществу по-прежнему небольшая — менее 12 тыс грн при максимальном размере выплаты 100 тыс грн.
Самые щедрые страховщики, второй квартал 2016 года
| Страховая компания | Средняя сумма выплаты, грн | |
| 1 | Украинская охранно-страховая компания | 28 641,28 |
| 2 | «Мотор-гарант» | 24 369,35 |
| 3 | «Европейский страховой союз» | 19 720,00 |
| 4 | «Юнисон страхование» | 19 645,02 |
| 5 | СО «Ильичевское» | 18 962,39 |
| 6 | «Кредо» | 18 036,36 |
| 7 | «Талисман страхование» | 17 726,17 |
| 8 | «Мега-гарант» | 17 614,50 |
| 9 | «Аско-медсервис» | 17 483,04 |
| 10 | «Дом страхования» | 17 023,42 |
Источник: МТСБУ
Самые экономные страховщики, второй квартал 2016 года
| Страховая компания | Средняя сумма выплаты, грн | |
| 1 | «Доминанта» | 3 364,03 |
| 2 | «Юнивес» | 7 465,46 |
| 3 | «Интер-полис» | 8 139,32 |
| 4 | «Оранта» | 9 713,25 |
| 5 | «Европейский страховой альянс» | 10 566,83 |
| 6 | «Альфа-гарант» | 10 775,50 |
| 7 | Украинская транспортная страховая компания | 11 238,93 |
| 8 | «Уника» | 11 427,03 |
| 9 | «Скарбниця» | 11 489,05 |
| 10 | «Саламандра-Украина» | 11 609,81 |
Источник: МТСБУ
Правда, даже небольшую сумму получить удается далеко не всем. Во втором квартале в МТСБУ поступила 391 жалоба на действия СК.
| Страховая компания | Число жалоб | Соотношение количества жалоб к общему количеству урегулированных страховых событий, % | |
| 1 | Украинская транспортная страховая компания | 101 | 16,97 |
| 2 | Украинская охранно-страховая компания | 54 | 72,97 |
| 3 | «Оранта» | 41 | 1,38 |
| 4 | «Эталон» | 25 | 13,16 |
| 5 | «Провидна» | 21 | 0,94 |
| 6 | «Киев Ре» | 14 | 6,51 |
| 7 | СО «Доминанта» | 11 | 0,41 |
| 8 | Украинская пожарно-страховая компания | 11 | 0,97 |
| 9 | «Альфа-гарант» | 10 | 1,38 |
| 10 | «Европейский страховой союз» | 10 | 2,15 |
Источник: МТСБУ
Еще одна проблема — сроки урегулирования убытков. Средний срок составляет 154 дня. При этом 48,3% страховых случаев урегулируются в течение 90 дней.
Компании-лидеры по срокам урегулирования страховых событий, второй квартал 2016 года
| Страховая компания | Средний срок урегулирования страховых требований по ущербу имуществу от даты ДТП до даты последней выплаты, дней | |
| 1 | «Саламандра-Украина» | 55 |
| 2 | «Аско-Донбасс северный» | 58 |
| 3 | «PZU Украина» | 63 |
| 4 | СГ «ТАС» | 65 |
| 5 | «Країна» | 81 |
| 6 | «Юнивес» | 82 |
| 7 | «Княжа» | 84 |
| 8 | «Кредо» | 86 |
| 9 | «Уника» | 90 |
| 10 | «Украинский страховой стандарт» | 90 |
| 11 | «Скарбниця» | 90 |
Источник: МТСБУ
Компании-антилидеры по срокам урегулирования страховых событий, второй квартал 2016 года
| Страховая компания | Средний срок урегулирования страховых требований по ущербу имуществу от даты ДТП до даты последней выплаты, дней | |
| 1 | УОСК | 516 |
| 2 | «Аска» | 515 |
| 3 | УТСК | 371 |
| 4 | «Эталон» | 258 |
| 5 | «Дом страхования» | 252 |
| 6 | Европейский страховой альянс | 223 |
| 7 | «Мотор-гарант» | 195 |
| 8 | «Колоннейд Украина» | 176 |
| 9 | «Киев Ре» | 169 |
| 10 | Харьковская муниципальная страховая компания | 163 |
Источник: МТСБУ
«Срок 110 дней обусловлен наличием регрессных выплат, требования по которым могут выставляться страховщику и через год после страхового события, и которые также влияют на общую статистику. Также присутствуют задержки на этапах согласования суммы страховой выплаты с потерпевшим.
Расчет суммы возмещения по полису ОСАГО осуществляется с учетом износа, что часто вызывает несогласие пострадавшей стороны и необходимость дополнительных разъяснений и переговоров», — объясняет заместитель вице-президента по операционной деятельности СК «АХА страхование» Руслан Грабко.
«Основная причина большого срока урегулирования — в сроках рассмотрения отдельных дел со смертельным исходом. Такие дела не могут «закрываться» быстро, поэтому и искажают статистику», — объяснили в «Альфа-страховании».
Примечательно, что по закону страховщик должен заплатить потерпевшему возмещение не позднее чем через 90 дней после того, как будет собран полный пакет документов. Однако МСТБУ считает срок выплаты от момента ДТП.
«Если учесть, что сбор документов занимает около 30 дней, получается, что, по методике бюро, выплату потерпевший должен получить через 120 дней. Большинство СК в этот период укладывается», — говорит генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.
Страховщики утверждают, что быстрее всего удается урегулировать страховые события, выплата по которым была оформлена при помощи «европротокола».
«В Украине по-прежнему низкий удельный вес убытков, оформляемых участниками ДТП при помощи «европротоколов». В среднем по рынку он составляет 15%, в нашей компании — около 30%, в Европе — 90%. Полиция для оформления ДТП привлекается в крайних случаях, при наличии пострадавших.
Ожидание страховыми компаниями документов от полиции и судов — одна из причин длительных сроков получения компенсаций», — считает Грабко.
Правда, страховщики сетуют, что именно в этом сегменте наиболее часто встречается мошенничество. Хотя максимальный размер по такой выплате — 50 тыс грн, мошенникам зачастую достаточно и такой суммы.
Проблемное место
В целом ситуация на рынке ОСАГО, по признанию его участников, плачевная.
«На рынке остаются системные проблемы: недобросовестная конкуренция, длительные сроки урегулирования, сложная экономическая ситуация в стране, вынуждающая автовладельцев откладывать ремонт автомобилей и использовать суммы возмещений на другие цели, что провоцирует конфликты со страховыми компаниями относительно размера возмещения», — сетует Грабко.
Решить проблемы можно: уже несколько лет своей очереди ожидают новая редакция закона «О страховании» и изменения в закон «Об ОСАГО». Однако для депутатов они не первоочередные. Из-за этого не удается реализовать много проектов, которых ждет рынок, в частности, электронных полис.
«Этот проект предусматривает переход от бумажного полиса к электронному, что уже давно стало стандартом на подавляющем большинстве рынков. Это позволяет решить целый комплекс проблем — от контроля тарифов до противодействия мошенничеству с бланками полисов», — объясняет Грабко.
Другой проект — прямое урегулирование. Он предполагает, что убыток потерпевшему будет выплачивать тот страховщик, который продал ему полис. А уже после выплаты этот страховщик получит компенсацию от страховщика ответственности виновника в ДТП через созданный при МТСБУ расчетный центр.
Такой подход заставит клиентов более осознанно подходить к выбору страховой компании. Весной участники рынка попытались самостоятельно запустить пилотный проект по прямому урегулированию, но на пути стал АМКУ.
Он должен решить, не нарушают ли такие действия антимонопольное законодательство. Хотя запуск проекта планировался еще в мае, ответа от комитета до сих пор нет.
- Информация о материале
Страница 463 из 2102
