Главная
Путину придется заплатить Украине: кто его заставит это сделать
Встреча президента США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына отвлекает американцев от проблем Украины. Что касается войны с Россией, то подача Киевом в Международный суд ООН меморандума по делу против РФ показывает, что Украина движется в этом вопросе в правильном направлении. Изменения на донбасском фронте и уступки Кремля вряд ли возможны даже в следующем году, но в итоге Владимиру Путину придется заплатить за свою агрессию.
Такое мнение высказал эксперт по вопросам безопасности, генерал-лейтенант Василий Богдан.
Встреча Трампа и Ким Чен Ына
Сможет ли Трамп надавить и на Путина (как на лидера КНДР, - «Апостроф»)? Во-первых, это разные весовые категории, разные страны и здесь каких-то стандартов быть не может. Во-вторых, эту встречу (Трампа и Ким Чен Ына) нельзя назвать исторической, и какой-то эйфории, которую раскручивают некоторые американские и европейские СМИ, нет. Ведь состоялась пока только встреча, ее результаты крайне размыты – это декларация и прелюдия к тому, что когда-то может быть.
С другой стороны, все эти годы, начиная от деда, отца, и вот теперь сам Ким Чен Ын много делали в том направлении, чтобы достичь получения ядерного оружия. И просто так, без конкретных серьезных гарантий собственной безопасности для лидера КНДР, этот вопрос не решится.
Ситуация заключается в том, что здесь ведется крупная игра с участием Северной Кореи и Китая против Трампа, против США. Они пытаются отвлечь Трампа от ситуации в Украине, в Сирии, таким образом переключить его внимание. А вопрос денуклеаризации может стать своеобразной волокитой, которую мы сегодня видим в Приднестровье, в Украине, в Сирии и так далее. Это первое.
Во-вторых, сам Трамп сейчас находится в сложной ситуации в США, учитывая расследование спецпрокурора Роберта Мюллера. А последние сообщения о том, что Россия вмешивалась в выборы президента США, угрожают Трампу. Поэтому он пытается незамедлительно поднять свой рейтинг такими шагами, какие мы видим в отношении КНДР и в деструктивном поведении по отношению к близким партнерам по трансатлантическому союзу. Это большая игра и пока нет перспектив, что вопрос денуклеаризации Северной Кореи решится очень быстро. Это очень длительный процесс, так сказать, «Долгая дорога в дюнах». Ситуация там не настолько проста, как кажется, поскольку Ким Чен Ын требует гарантий безопасности. А для этого надо снять ядерный «зонтик» и над Южной Кореей, и над Японией.
И главное, о чем сказал и президент Петр Порошенко. Пример Украины является достаточно негативным в контексте того, чтобы тот, кто имеет ядерное оружие, немедленно избавлялся от него. Украине давали гарантии безопасности в обмен на денуклеаризацию. Но мы их не получили, а один из гарантов совершил фактическую интервенцию против Украины, аннексировал и оккупировал часть ее территории. Поэтому те, кто сейчас владеет ядерным оружием, будут много думать над этим вопросом, потому что пример Украины серьезно компрометирует договор о нераспространении ядерного оружия.
Несостоятельный «нормандский формат»
Как встреча Трампа и Ким Чен Ына отразится на Украине? Во-первых, это отвлекает от Украины - и здесь есть определенная стратегия со стороны России, Китая и той же Северной Кореи.
Будем надеяться на то, что ситуация будет как-то двигаться. Но встреча министров иностранных дел «нормандской четверки», состоявшаяся несколько дней назад, показала, что на этом направлении нам сейчас не стоит ждать каких-то перспектив.
«Нормандский формат» как инструмент реализации Минских договоренностей демонстрирует свою несостоятельность. Он не может ничего решить и ни к чему приблизить, потому что Россия заняла очень жесткую позицию. А неадекватное поведение президента США Трампа, оказывающего своими действиями поддержку России (разговоры о возвращении в «Большую восьмерку»), дало Путину основания чувствовать, что он может что-то сделать и на Западе, поскольку позиция там не является единогласной. Поэтому то, что сейчас происходит на восточном фронте, говорит, что вряд ли Россия пойдет на какие-то уступки.
Я хочу ошибаться, но мне кажется, что пока в Украине не пройдут президентские и парламентские выборы 2019 года, Россия не пойдет на серьезные шаги в направлении здравого смысла и реализации Минских договоренностей в контексте ее обязательств.
Гаага слышит Украину
То, что уже были решения Международного суда ООН по отдельным вопросам, например, по Крыму – это, во-первых, сигнал к тому, что в Гааге Украину слышат и воспринимают, а к России относятся соответствующим образом.
Во-вторых, хочу поздравить наши все структуры, которые имели отношение к подготовке этого меморандума. Это и МИД, и СБУ, и Служба внешней разведки, и Минюст, и Кабмин в целом. Была проведена колоссальная работа и своевременно отправлен этот материал. Да, в Международном суде есть своя процедура, которая, на наш взгляд, выглядит бюрократической, и дела рассматриваются не так быстро, как хотелось бы. Но то, что наши иски принимаются, говорит о том, что в международно-правовом поле мы имеем перспективу поставить Россию в условия, когда она будет вынуждена заплатить нам: морально, политически, финансово и территориально.
Я же лично считаю Путина военным преступником, его ждет судьба известных сербских политиков.
Путину некуда будет деться
Механизмы выполнения решений международных судов существуют. Это мы видим на примере энергетической ситуации. В нескольких странах суды уже арестовали собственность «Газпрома». Поэтому есть правовые механизмы, чтобы поставить на место страну, которая плюет на нормы международного права.
Понятно, что в России существует верховенство ее законодательства над международным правом. Однако санкционные меры играют свою роль и ставят в рамки путинский режим. В конце концов Путину некуда будет деться, кроме как пойти на определенные уступки и вернуться в международное правовое поле.
Конечно, это не будет быстро. Но если будет консолидированная позиция Запада, если разные еврокапитулянты не будут проводить проплаченную Россией политику по расколу Евросоюза и транслатлантического партнерства, а будут действовать консолидировано, то есть определенный оптимизм по поводу того, что Россия будет вынуждена учитывать эти вещи.
- Информация о материале
Касовий апарате, прощавай! Як електронний чек змінить бізнес в Україні
Замість касових апаратів і виснажливих походів до контрольних органів з тоннами паперових документів — електронний облік і чек в комп'ютері, планшеті або смартфоні.
Саме так уряд розраховує взяти під контроль фінансові обороти підприємців і запровадити електронну систему обліку готівкових операцій. Відповідне рішення Кабмін ухвалив на останньому засіданні.
Чиновники впевнені, що цей крок дозволить здійснити масштабну детінізацію і залучити до бюджету додатково 27 млрд грн.
Проте бізнес не поділяє їх оптимізму. Більшість підприємців погоджуються, що новація дозволить зберегти час і кошти, але очікують, що наступним кроком стане перегляд штрафних санкцій та посилення тиску на малий бізнес.
Поганий бізнес-клімат, незбалансовані штрафи та комфортний режим роботи у тіні —головні причини, через які бізнес не воліє показувати свій «кеш» податківцям.
ЕП детально пояснює, що зміниться, коли і якими можуть бути наслідки таких кроків уряду.
У чому новація
Середній, малий та мікробізнес — найпроблемніша категорія підприємців. Левова частка таких компаній працює за спрощеною системою оподаткування.
З одного боку, вона активно використовується для мінімізації податкових зобов'язань, з іншого боку — це основна форма підтримки малих підприємців, які працюють «по-білому».
Кожна спроба скасувати або модифікувати «спрощенку» призводить до соціального напруження, масових протестів і політичних конфліктів.
Анонсована напередодні електронна фіскалізація — один із способів взяти під контроль готівкові операції компаній, левова частка яких працює за спрощеною системою оподаткування.
Зараз готівкові операції обліковуються за допомогою касових апаратів — реєстраторів розрахункових операцій, РРО.
Нова система передбачає онлайн-реєстрацію будь-яких пристроїв — персональних комп'ютерів, планшетів, смартфонів — без подачі в контрольні органи документів у паперовому вигляді та безкоштовне їх використання замість касових апаратів.
За даними ДФС, 109 тис компаній зареєстрували 283 тис касових апаратів. За останні три роки кількість касових апаратів зросла майже на 63 тис або на 28%.
У 2017 році підрозділи аудиту провели понад 13,4 тис фактичних перевірок. Були перевірені 286 тис або 5% господарських об'єктів, де застосовуються РРО. За результатами перевірок до підприємців було застосовано 387 млн грн штрафних санкцій, що на 25% більше, ніж у 2016 році.
ДФС акцентує увагу на тому, що касові апарати непопулярні, незручні і дорогі у використанні. Традиційні РРО друкують лише паперові чеки, потребують пристрою для друку.
За словами в. о. голови ДФС Мирослава Продана, для зареєстрації РРО потрібно відвідати органи ДФС та Центри сервісного обслуговування, оформити значну кількість паперових документів.
Вартість РРО коливається від 4 тис грн до 20 тис грн. Послуги з технічного обслуговування та ремонту РРО, які надають центри сервісного обслуговування, а також послуги інформаційних екваєрів, якими передаються дані РРО, платні і становлять щонайменше 200 грн щомісяця для кожного РРО.
Нова система e-Receipt передбачає лише оnline-реєстрацію комп'ютера, планшета чи смартфона через електронний кабінет, оnline-передавання та отримання даних.
Електронний чек генеруватиметься, реєструватиметься в системі ДФС і доповнюватиметься QR-кодом, після чого передаватиметься на персональний електронний пристрій — комп’ютер, телефон чи планшет.
За розрахунками Спілки українських підприємців, скасування плати за обов'язкове сервісне обслуговування дозволить бізнесу зекономити 56,6 млн грн.
«Перехід на новий формат реєстрації та обліку касових апаратів спершу плануємо відпрацювати в рамках експерименту — у ньому зможуть брати участь усі охочі», — пояснює Продан.
Мета пілоту — налагодити робочу модель застосування нових пристроїв обліку. «Протягом трьох місяців ДФС разом з розробниками програмного забезпечення повинні будуть розробити та запустити цей пілот», — додає Продан.
Проекти постанов є в розпорядженні ЕП. З документів випливає, що пілот планується провести до 31 грудня 2019 року. Перехід на е-реєстрацію розрахункових операцій повинен відбутися до 1 квітня 2019 року.
Фіскалізація торкнеться усіх підприємців, які працюють з готівкою, у тому числі роздрібних торгових точок, ринків, таксі. Очікуваний ефект від фіскалізації, повідомляють джерела ЕП в уряді, — додаткові 27 млрд грн в бюджет.
Невдалий досвід
Впровадження системи — не перша спроба уряду взяти під контроль готівкові розрахунки.
У грудні 2014 року Верховна Рада внесла зміни до Податкового кодексу.
Депутати дозволили платникам єдиного податку другої і третьої груп — фізособам-підприємцям, які торгують на ринках, працюють у роздрібній торгівлі на пересувних засобах, а також «спрощенцям» першої групи не застосовувати касові апарати. В інших випадках депутати зобов'язали платників єдиного податку другої і третьої груп їх застосовувати.
Норми набували чинності поступово: для «спрощенців» третьої групи — з 1 липня 2015 року, другої групи — з 1 січня 2016 року.
Ухвалення цього закону збурило бізнес. Початок 2015 року супроводжувався масовими протестами підприємців під парламентським комітетом з питань податкової та митної політики та під стінами уряду.
Бізнес вимагав скасування норми про запровадження РРО, заявляв про намір ініціювати відставку голови комітету Ніни Южаніної і на той момент профільного заступника міністра фінансів Олени Макеєвої.
Після піврічних переговорів з мітингувальниками та напруженої підготовки поправок Верховна Рада послабила штрафні санкції і дозволила не встановлювати касові апарати підприємцям, які працюють в закладах торгівлі, громадського харчування та послуг, якщо їх річний валовий дохід не перевищує 1 млн грн.
Утім, навіть попри ці послаблення варіант з касовими апаратами не спрацював. За оцінками МЕРТ, рівень тіньової економіки наразі сягає 33%. Масштаби необлікованих операцій — величезні.
У розпорядженні ЕП опинилася офіційна статистика: лише 3% юридичних осіб і 4,4% фізосіб-підприємців використовують касові апарати.
Причини фіаско із запровадження класичних РРО — незручність та висока вартість встановлення й утримання касових апаратів, відсутність у бізнесу мотивації їх використовувати. Очима ДФС: порушувати закон можна безкарно. Штраф за перше порушення порядку використання РРО символічний: 1 грн.
З контролем та перевірками бізнесу також проблеми. План перевірок — публічна інформація.
«Ми часто стикаємося з тим, що до моменту перевірки платник юридично зникає, і ми не можемо його перевірити й притягти до відповідальності за невикористання касового апарата, а отже, його готівковий оборот необліковний», — розповідає Продан ЕП.
«Інший приклад: приходимо, знаходимо порушника, штрафуємо, а штраф — 1 грн, й попереджаємо про усунення порушень. Через тиждень приходимо, а на тому ж місці з тим же товаром стоїть вже інша юридична особа», — додає він.
Які ризики
Опитані ЕП представники бізнесу відзначають, що запровадження сиcтеми e-Receipt відповідає глобальним трендам.
«Оскільки торгівля з кожним роком все більше йде в онлайн і відбувається її гаджетизація, то фіскальні апарати другого рівня, які зараз використовуються, скоро вимруть як клас. Вони не зможуть конкурувати з більш технологічними рішеннями. Такий перехід полегшить адміністрування готівкових розрахунків», — вважає керівник секретаріату Ради підприємців при Кабміні Андрій Забловський.
«Нова система РРО — хороше рішення для малого та середнього бізнесу, який не використовує касові апарати. Він може перейти на зручний та економний режим обліку. Також нова модель вписується у бажаний для бізнесу paper-free-формат взаємодії бізнесу з держорганами», — зазначає виконавчий директор Спілки українських підприємців Катерина Глазкова.
Вона прогнозує, що бізнес може обережно поставитися до перспективи переходу на нове програмне забезпечення, і масовий перехід відбудеться лише після завершення пілотного проекту.
«Крім питання зменшення витрат, для бізнесу важливо, щоб система працювала без перебоїв, була інтегрована з іншими системами ДФС та бухгалтерськими програмами і не потребувала постійного технічного вдосконалення», — додає Глазкова.
За словами віце-президента УСПП Юлії Дроговоз, запровадження нового продукту має і позитивні сторони, і ризики.
«Важливо, щоб програмний продукт був якісним і синхронізувався з усіма пристроями. Для бізнесу, який має багато касових апаратів, нова система допоможе зберегти дуже багато часу», — говорить Дроговоз.
За її словами, серед малих компаній зараз мало хто використовує цифровий підпис. E-Receipt підштовхне їх до переходу на електронний підпис, а це ще один позитивний наслідок пропонованих змін.
Утім, найважливіші питання залишаються невизначеними. У першу чергу — питання відповідальності. Дроговоз побоюється, що наступним кроком податківців та Мінфіну буде перегляд штрафних санкцій та посилення тиску на малий бізнес.
«Говорити про штраф в розмірі 1 грн, звісно, можна, однак штрафи за наступні порушення далеко не такі низькі. Зазвичай податківці знаходять кілька порушень. Постійно виникають проблеми з тим, що вважати першим порушенням, до чого застосовувати цю одну гривню», — каже експерт.
Робити ставку на те, що перехід на e-Receipt забезпечить тотальну легалізацію, теж не варто.
По-перше, РРО — не єдина причина роботи бізнесу в тіні. Він там залишається і через податкове навантаження на зарплату, і через складне адміністрування, і через тиск силовиків. «Перехід на електронні чеки — це не панацея від «тіні», — наголошує Дроговоз.
По-друге, е-Receipt може спіткати доля касових апаратів через пасивну позицію бізнесу. У нього нема підстав покидати комфортну зону «тіні» і відмовлятися від схем з мінімізації податкових зобов'язань. Будь-які спроби змусити його це зробити через підвищення штрафів можуть спричинити протести.
Чого ще не вистачає
Щоб е-Receipt запрацювала на повну силу і стала обов'язковою до використання, самих лише постанов уряду мало. Потрібні зміни до Податкового кодексу та синхронізація нових правил з чинною нормативною базою.
«Паралельно із запуском пілотного проекту треба здійснювати дерегуляцію роботи із «старими» приладами. Необхідно змінити наказ Мінфіну щодо реєстрації РРО та книг обліку розрахункових операцій і постанову НБУ про ведення касових операцій у національній валюті», — зазначає Глазкова.
За її словами, щоб скасувати дублювання норм стосовно відповідальності в сфері обігу готівки та зменшення можливостей для зловживань з боку контрольних органів, потрібно скасувати указ президента про застосування штрафних санкцій за порушення норм з регулювання обігу готівки.
«Це дозволить скасувати п'ятикратні штрафи для бізнесу за порушення вимог законодавства у сфері обігу готівки», — резюмує вона.
За інформацією джерел видання, ДФС та Мінфін готують законопроект, який міститиме поправки до Податкового кодексу. У ньому і будуть визначені остаточні правила роботи нової системи.
- Информация о материале
Шпион, выйди вон. Как и почему Facebook следит за своими пользователями
Два месяца назад глава Facebook Марк Цукерберг выступил перед конгрессом США. Тогда он оставил ряд вопросов открытыми, но обещал исправить ситуацию. Теперь компания предоставила массивный документ, содержащий ответы для американских законодателей.
Отчет объемом в 454 страницы выполнен в осторожном, сдержанном тоне. В то же время он содержит довольно подробную информацию о том, как и по каким причинам Facebook следит за пользователями. Вот перечень сведений, которые соцсеть знает о вас, а вы, возможно, и не в курсе.
- Информация о материале
У Кернеса підготували грандіозний «розпил» у сквері, де встановлять пам’ятник Гурченко
Департамент комунального господарства Харківської міськради уклало угоду з ТОВ «Фірма «Мега-Буд» щодо ремонту скверу вартістю 6,32 млн. грн.
Про це стало відомо зі звіту про укладання договору та проведення аукціону, який розміщений на порталі системи електронних закупівель «Прозорро».
Мова йде про роботи з капітального ремонту зеленої зони скверу по вул. Трінклера, 6.
В 2017 році ТОВ «Фірма «Мега-Буд» вже вигравала тендер на ці роботи. Тоді сума за результатами аукціону була 6,54 млн. грн., з яких за даними «Прозорро» заплатили 3,2 млн. грн.
Після проведення аукціону «ХАЦ» констатував завищені ціни на деякі товари та будматеріали.
Тож бачимо, що сума капремонту скверу вже зросла на 50 %. Не в останню чергу за рахунок гранітної облицювання постаменту, на який встановлять пам’ятни Людмилі Гурченко. Вартість 1 кв.м. граніту складе 68738 грн. (В Україні покостовський граніт коштує від 800 грн./кв.м.).
Всього за облицювання невеликого постаменту заплатять майже 1,9 млн. грн.
Варто відзначити, що у оновлений сквер планують встановлювати лавочки по 28,9 тис. грн. Асфальтобетонні суміші марки Г1 замовляють по 2611 грн./т. Для порівняння нещодавно Департамент будівництво та шляхового господарства тієї ж міськради замовив ремонт вул. Харківських дивізій, де вартість такої суміші вказана по 1828 грн./кв. Ще більш колосальна різниця на закупівлі бортових каменів 1ГП. Для ремонту вул. Харківських дивізій планують купувати по 526 грн./кв.м., а для ремонту скверу по вул. Трінклера вже по 2337 грн./кв.м. Тобто завишають вартість в 4 рази. Лише на цих каменях переплата складе понад 400 тис. грн.
З бортові камні марки 3 ГП взагалі планують платити по 4150 грн./кв.м. На 30 % завищена й вартість придбання щебню.
Пристовбурні решітки продовжують купувати за ціною Apple MacBook, хоча слідчі вже довели, що їх купують у купи власних «прокладок».
Щодо переможця, то ТОВ «Фірма «Мега-Буд» записана на мешканця Луганської області Антона Короткіх.
Серед конкурентів ПКРБ фірма «Венера», яка записана на Сергія Пастуха. Ця фірма активно отримує підряди від Департаменту освіти та ТОВ «ЕП-767» Володимира Вербицького.
- Информация о материале
Путь в Европу: памятники или право?
Сначала немного личного. В июле 1991-го я получил назначение в Париж, на должность постпреда УССР при ЮНЕСКО. Вскоре грянул московский путч, и у нас начались перемены. Все еще было зыбко и неясно, но помню, как меня поразила одна внешне вроде бы совсем незначительная деталь. Как-то зайдя к знакомому в только что бывшее советским и быстро становящееся российским Торгпредство, я увидел на стене доставленный из Москвы настенный календарь. С первого взгляда на него можно было легко догадаться, какой великодержавный оборот принимает происходящий на наших глазах исторический сдвиг. Под написанным древнеславянской вязью заголовком «Правители России» шел длинный список, начинавшийся от Олега и Святого Владимира и заканчивавшийся Михаилом Горбачевым. С единственной сноской: «В …. (не помню сейчас) году столица была перенесена из Киева во Владимир». Это было до Беловежской пущи, потом конец списка, конечно, отредактировали. Но каким образом — могу только догадываться, так как в помещение Торгпредства, как и в бывшее советское посольство, нас вскоре пускать перестали…
Cегодня воинственный Владимир-креститель возвышается перед Кремлем, а Херсонес объявлен едва ли не главной «скрепой» российской государственности. Слово «наш» все более часто приклеивается к чужим историческим святыням. Вот и Ярослав Мудрый лично от Владимира Путина получил такой эпитет вроде «георгиевского» знака имперских побед. А вслед за Великим князем Киевским и Анна Киевская с его легкой руки стала «русской княжной», в свое время удачно внедренной во Францию для выстраивания российско-французских отношений.
Неподалеку от Парижа, в городке Санслис на портале основанной Анной церкви можно увидеть ее скульптурное изображение, под которым так и написано: «Anne de Kiev, Reine de France». Смысл ясен и без перевода. Однако в путинском изложении в который раз произошел обычный для российской дипломатии «сбой», превративший, например, царя Ивана, прозванного на Западе The Terrible, т.е. «Ужасный», в греющего патриотические души «Грозного».
Или совсем недавняя «неточность», сделавшая формальную отговорку Реджепа Эрдогана его личным «извинением» за вполне законно сбитый российский самолет. И что уж говорить о полном извращении смысла Будапештского меморандума совершенно изолгавшимся Сергеем Лавровым…
Присвоение образованной и во всех отношениях «передовой» Анны понадобилось, чтобы оттенить извечное российское «превосходство» над Западом. Прием, еще с советской поры ставший некоей традицией. Следуя ей, известный наш драматург Иван Кочерга так описывал переживания Анны при отъезде из Киева:
Король французский сватов присылает.
И, если батюшка решит отдать меня,
Посадят Аннушку на доброго коня
И повезут в Париж, где волки завывают,
Как в диких чащах. Улицы грязны,
Дома мрачны, холодны и темны.
Нет там ни лавок, ни портных путящих,
Нет у французского народа
Ни хлеба доброго, ни меда,
Ни осетрины, ни блинов,
Ни наших сладких арбузов.
Высокопатриотичный Кочерга за драматическую поэму «Ярослав Мудрый» был в свое время удостоен Сталинской премии. А вот президент Украины Виктор Ющенко, инициировавший в 2005-м установку бронзового памятника Анне в том же Санлисе (почему-то пугающе мрачного окраса, зато с подчеркнутыми женскими достоинствами), видимо, этих строк не читал. А если бы усвоил их смысл, наверное, подсказал бы скульпторам — отцу и сыну, Валентину и Николаю Знобам — изобразить в руках Анны «полосатый признак» нашей цивилизационной миссии…
Но вот в мае 2017 г. скандальное заявление Владимира Путина об «Анне Русской» спровоцировало немедленную реакцию не только с нашей, но и с французской стороны. Когда спустя всего месяц с визитом во Франции побывал уже наш нынешний президент Порошенко, его коллега Эммануэль Макрон, открывая их совместную пресс-конференцию, заявил без обиняков о тысячелетней истории отношений между нашими странами, начавшейся с «Анны Киевской». А затем уже в Санлисе Петр Алексеевич заявил со всей серьезностью: »Когда русские попытались похитить нашу историю, мы этого не позволили».
Так что нашу Аню мы никому не отдадим. Ну, а для подтверждения своих «родительских» прав — что может быть лучше, чем монументы? И они стали множиться. Сначала в сквере на Львовской площади в Киеве появилась очень странная фигурка девочки с круглым невыразительным лицом в каком-то странном подобии короны. Автор и его арт-директор не только без каких-либо оснований назвали свое творение «Анной Ярославной», но и попытались продвинуть его копию в Санлис. К счастью, пока эта попытка успеха не имела.
Зато копия памятника в Санлисе появилась в породненной с Киевом Тулузе, куда ее и завез наш мэр Виталий Кличко. И той же осенью 2017-го такая же статуя украсила улицу Ивана Мазепы в нашей столице. Теперь, видимо, киевлянам следует ждать появления и третьей Анны — скажем, уже в преклонном возрасте, в окружении венценосного сына Филиппа I и других родственников, давших начало двум королевским династиям — Бурбонам и Валуа.
И не только им. Как утверждает в недавно вышедшей во Франции книге об Анне ее автор Филипп Делорм, к нашей землячке имеют отношение многочисленные потомки династии Капетингов, к которой принадлежал ее супруг Анри I.
Притом не только французы, как, например, бывший президент Валери Жискар д'Эстен или вездесущий Жерар Депардье, но и канадка Селин Дион или американка Брук Шилдс. Так что статуй может понадобиться еще много…
Кстати, президенту Виктору Ющенко мы обязаны еще одной «скульптурной» идеей. В 2009 г. в связи с 300-летием Полтавской битвы он объявил, что вскоре в Стокгольме нами будет воздвигнут памятник Ивану Мазепе. Захотят ли шведы таким образом отмечать годовщину самого громкого поражения в своей истории, он спросить не догадался. К счастью, дальше широковещательного заявления, как и во многом другом, у него дело не пошло. А здесь уместно вспомнить и о весьма нашумевшей в свое время — и тоже благополучно провалившейся — инициативе группы донецких патриотов, вознамерившихся уставить едва ли не все мировые столицы копиями своего областного символа — чугунной «пальмой Мерцалова».
Вся эта «монументальная» лихорадка, по мысли «фанатов» киевской принцессы и авторов разных подобных замыслов, должна убедить всех на свете, что международные, прежде всего европейские, связи Украины имеют давнюю традицию, и наши претензии на членство в соответствующих объединениях и институциях вполне оправданы. Но при этом нередко отдельным энтузиастам, к сожалению, изменяет чувство меры. Например, автору-ведущему одной из телепередач довольно популярной «исторической» серии, который ничтоже сумняшеся утверждает, что именно Анна »научила французский двор читать и писать, подарила французам баню и заставила во время трапез пользоваться вилками». Тут уж совсем недалеко до нашего приоритета в создании французской гастрономии и «от кутюр». И многого чего еще…
Однако вернемся в древний Киев. Через 200 лет после отъезда Анны в Париж, 6 декабря 1240 г. город разграбило и практически уничтожило монгольское войско. Пять лет спустя проехавший по этим местам папский легат Плано де Карпини записал, что на всем пути он находил »в поле бесчисленное количество голов и костей мертвых людей. Киев был весьма большой и очень многолюдный, а теперь разорен почти дотла: едва существует там двести домов, а людей тартары (так монголов называли в Европе, считая выходцами из ада, или Тартара. — А.С.) держат в самом тяжком рабстве. Уходя отсюда, они опустошили всю Русь».
Опустошенная страна была легкой добычей. Легат вспоминал потом: »Мы ехали постоянно в смертельной опасности из-за литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руси». Понадобилось меньше ста лет, чтобы Русь полностью оказалась в сфере влияния Литвы, а в Киеве, оттеснив татар, утвердились ее князья. Но из-за сложных отношений со столичной Вильной они довольно скоро утратили княжеский стол. После смерти князя Семена Олельковича в Киев в 1471 г. был прислан наместник Мартин Гаштольд. Причем киевляне сначала его не пустили в город, и Гаштольд уже вернулся с войском и стал первым киевским воеводой…
Город тогда был совсем невелик; после татарского разгрома и набегов крымчаков здесь оставалось около 5 тыс. обитателей. Их жизнь была сосредоточена на Подоле, а над ним на Замковой горе высилась окруженная дубовым частоколом резиденция воеводы, где и стоял литовский гарнизон.
Уже упоминавшийся драматург Иван Кочерга запечатлел образ киевского «градоначальника» в таких нелестных выражениях: »Немилосердий рицар Мартин Гаштольд... запеклая душа, людей карав…».
Трудно сказать, самому воеводе или уже его преемнику принадлежит решение о запрете после захода солнца зажигать огонь в хатах подольских ремесленников. Хотя это было вызвано частыми пожарами, но явно противоречило городскому самоуправлению согласно Магдебургскому праву, фактически установленному во время правления Великого князя Литовского Витовта Кейстутовича (т.е. до 1430 г.) и уже формально подтвержденному специальным привилеем (грамотой) Великого князя Литовского Александра Казимировича в 1494 г.
Сокрытие грамоты воеводой и легло в основу сюжета драмы Ивана Кочерги «Свечкина свадьба», где описан связанный с этим бунт киевлян. Видимо, он был не единственным, так как уже через некоторое время запрет на «свечку» был отменен. А пьеса эта, написанная в 1930 г., была очень популярной в советское время, и на каждом спектакле зрители наполнялись новой порцией негодования по адресу совершенно не известного им «немилосердого рицаря» Гаштольда и его приспешников…
Но, возможно, классовое сознание все же подсказывало им верные эмоции. Как стало известно из исторических документов, киевский воевода умело использовал свое служебное положение в корыстных целях. Сохранилась архивная запись о том, что Мартин Гаштольд приобрел у мещанина Рога дом, а с ним и право держать корчму и лавку («клетку») без уплаты соответствующих налогов («клеточных пенязей»). Помимо этого, получив посредством этой сделки статус мещанина, он освободился от участия в таких трудоемких и затратных делах, как строительство городских укреплений и прудов, заготовка сена, поставка подвод и обслуживание иностранцев: »а и подвод и инших всих поплатков местских и разметов не надобе ему давати и послов не поднимати».
Я привел эту историю не столько для иллюстрации традиций чиновного лихоимства (нашего читателя этим совсем не удивишь!), сколько для напоминания о том, что еще в те далекие времена в Киеве успешно действовала система городского самоуправления. И даже сам воевода был вынужден идти на всякие ухищрения, чтобы как-то обойти связанные с ней повинности. Впрочем, киевляне практически вытолкнули воеводу из города, и Великий князь Литовский Казимир Ягайлович был вынужден поставить в 1480 г. на эту должность руського боярина Ивана Ходкевича…
Вот это, по-моему, гораздо больше и, так сказать, прямее говорит о наших традиционных и органичных связях с Европой, с ее системой ценностей и прав. Причем не в декларативном, «монументальном» выражении, а в самом обыденном, «обывательском» смысле.
Кстати, Киев обрел Магдебургское право едва ли не последним из украинских городов. Этим были подтверждены успехи киевлян в развитии ремесел и торговли, благодаря которым их город восстановил свое заметное место на исторической европейской магистрали «из варяг в греки». Однако до него таким статусом здесь уже пользовались десятки городских общин. Распространение Магдебургского права «европеизировало» сознание людей, способствовало его раскрепощению и, если хотите, формированию «гражданского общества» на украинских землях. Пусть даже в самых ограниченных и неосознанных формах. Интересное совпадение: в одном и том же 1775 г. Екатерина II разгромила Запорожскую Сечь и издала указ «О присоединении Киева к Малороссии», которым лишила город права на самоуправление и посадила здесь своего генерал-губернатора.
В 1801 г. ее внук Александр I вернул городу старые права. Его грамоту из здания магистрата на нынешней Контрактовой площади в церковь Пирогощи и обратно (на бархатной подушке с золотыми кистями под колокольный звон и орудийный салют) почетные граждане пронесли перед строем членов всех 15 ремесленных цехов, а затем три дня в городе продолжались балы и фейерверки. Это было настолько знаменательным событием для киевлян, что они собрали средства на величественный памятник. Его едва успели построить, как следующий император Николай I городское самоуправление отменил — в декабре 1834 г. Теперь уже окончательно. И частично «помог» ему в этом киевский магистрат, который, по словам историка, «запутываясь в хозяйственных делах, увеличивая недоимки в городских доходах и растраты городских сумм, кончил полным почти банкротством..., оставив город в печальном положении».
Памятник и сегодня, несколько утратив прежнюю помпезность, украшает Днепровскую набережную. Правда, если спросить у киевлян, чему он посвящен, большинство свяжет его с крещением Руси князем Владимиром, которое вроде бы состоялось в этом урочище. Сведениями же в отношении Магдебургского права и его значении для города, боюсь, обладают немногие.
Но здесь одним памятником не обойтись. Речь, конечно, не идет о сооружении еще одного или, тем более, распространении его копий по городам и весям в качестве доказательства нашей исконной европейскости. Помочь в этом деле, хотя бы отчасти, был призван Музей истории киевского самоуправления на Почтовой площади. Он был создан в 1994 г., в честь его 500-летия, и просто и наглядно показывал организацию жизни города в демократических европейских традициях, заставляя не только задумываться о его истории, но с доверием и надеждой смотреть в его будущее в контексте современных тенденций развития местного самоуправления в Украине. Однако сегодня музей исчез в ходе новой реконструкции многострадальной площади, где на месте древнего Боричева спуска должен появиться очередной ТРЦ.
Я написал «доверие и надежда» и тут же вспомнил еще об одном «замысле» нашей горадминистрации. Вместо пространных объяснений приведу здесь картинку-проект, которая представляет будущий облик склонов Днепра как раз над памятником и бывшим музеем.
Вид, можно сказать, нарядный, но при взгляде на него становится страшно. Как же нужно не любить свой город, чтобы вдобавок к уже изуродованным частям его природного дара — правого берега — захотеть воткнуть в самом святом его месте эту бетонную эстакаду. Одна из ее 36-метровых опор должна появиться совсем рядом с Магдебургской колонной, вдвое превышая ее по размерам.
Туманные разъяснения о предназначении нового «памятника» не выглядят убедительными, тем более что делаются они как бы мимоходом и вдобавок как о деле уже почти что свершенном. 222-метровым страшилищем хотят одарить «пешеходов и велосипедистов», специально предусмотрев и проезд «снегоуборочной техники». И проект так и представляется, как будто тысячные толпы уже осаждают мэрию, требуя прокладки срочно им необходимой трассы, причем именно в этом месте.
Возможно, эти замыслы как-то будут способствовать туристической привлекательности Киева. Только оправданно ли во имя этой цели уничтожать его известный во всем мире исторический облик? А в таком результате можно не сомневаться, особенно учитывая традиции нашей строительной технологии.
И самое главное: где здесь просматривается то самое Магдебургское право, которым мы восторгаемся в юбилейные годы? Почему киевлянам для обсуждения не предложены какие-нибудь альтернативные приоритеты, на которые с не меньшим успехом можно было бы истратить бюджетные миллионы (говорят о 80!)? Возможно, они покажутся не столь «яркими»? Или, выскажу догадку, не столь затратными, снижая энтузиазм уже вроде бы выстроившихся в очередь инвесторов? Например, приведение в европейский вид разнокалиберных адресных табличек на наших домах и/или аннотационных досок, объясняющих (не только туристам, но и самим киевлянам), в честь кого или чего названы только что массово переименованные улицы. Не говоря уже о состоянии самих этих улиц и пролегающих под ними коммуникаций.
А ведь именно и только таким образом, через прямое участие и сопереживание воспитывается правоощущение гражданина, без которого никакой «европейский» проект не будет чем-то большим, чем очередным нелепым памятником нашим амбициям…
- Информация о материале
Депутатов хотят сажать на 7 лет за один из «грехов»: что из этого выйдет
В Верховной Раде не оставляют попыток хоть как-то покарать своих коллег, которые голосуют «за себя и за того парня». В парламенте зарегистрирован уже не первый законопроект, предусматривающий наказание за кнопкодавство, но на этот раз самое жесткое: депутатов хотят за это лишать свободы на срок от 3 до 7 лет. Автор проекта закона уверен, что принять его могут уже осенью, а вот коллеги более скептичны в этом отношении. «Апостроф» разбирался в перспективах новой инициативы.
Законопроект №8461 был зарегистрирован в Верховной Раде 8 июня и уже 11 июня был внесен на рассмотрение профильного комитета парламента. Законодательная инициатива авторства народного депутата от «Народного фронта» Леонида Емца предлагает наказывать нардепов за неперсональное голосование в парламенте.
Кнопкодавство – вещь уже привычная в украинской политике. Голосование за себя и за коллегу, а иногда и не одного очень часто помогает принимать «нужные» решения. Причем злоупотребляют этим представители практически всех политических сил.
Согласно исследованию движения «Чесно», в апреле-мае 2018 года депутаты били рекорды по количеству зафиксированных за месяц кнопкодавств: в апреле они кнопкодавили по меньшей мере 98 раз, а уже в мае – более 133 раз. Чаще всего на этом ловили представителей двух фракций коалиции - «Народного фронта» (81 факт) и «Блока Петра Порошенко» (64 факта).
И хотя Конституция предусматривает исключительно личное голосование народных избранников, никаких наказаний за кнопкодавство в действующем законодательстве не прописано, что позволяет депутатам и дальше, не опасаясь последствий, голосовать за своих соседей по сессионному залу. И хотя за последние несколько лет случаев неперсонального голосования стало меньше, совсем они не исчезли.
В связи с этим народный депутат Леонид Емец предлагает дополнить Уголовный кодекс статьей 190-1 (неперсональное голосование народного депутата Украины). Эта статья предусматривает уголовную ответственность за кнопкодавство в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафа в размере 10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (на данный момент 170 тыс. грн).
«К сожалению, такое явление, как «кнопкодавство», то есть голосование народными депутатами Украины за других народных депутатов Украины, существует в украинском парламенте уже давно. И ни Революция Достоинства, ни последующие досрочные перевыборы в Верховную Раду Украины в 2014 году не смогли изменить эту ситуацию», - говорится в пояснительной записке к документу.
Автор законопроекта заявляет и о других проблемах, связанных с неперсональным голосованием. «Часть коллег уже сейчас заявляет, что я своим законопроектом подрываю работоспособность парламента, так как очевидно, что много законов принимается именно благодаря кнопкодавству. Но ответ на подобные замечания достаточно прост: как минимум два закона были отменены Конституционным судом именно из-за нарушения процедуры голосования, как раз из-за неперсонального голосования. Это, в частности, закон о языке Колесниченко-Кивалова и закон о всеукраинском референдуме. Это вопрос государственного масштаба, потому что проголосованные неперсонально законы влекут большие расходы – и на печать, и на внедрение, и опосредованные, потому что какое-то время государство живет по фейковому закону, который потом отменяется», - пояснил Емец в комментарии «Апострофу».
Это уже не первая попытка ввести уголовную ответственность за кнопкодавство. Например, в 2015 году ряд народных депутатов внесли в парламент законопроект №2064, которым предлагали дополнить УК статьей 365-3, установив, что на депутатов, которые лично не принимают участия в голосовании путем использования своей карточки народного депутата или используют карточки другого народного депутата, налагается штраф в размере от 1000 до 3000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 51 тыс. грн). Кроме того, нарушители должны были лишиться права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет. Но тогда законодательная инициатива даже не дошла до рассмотрения в профильном комитете.
В том же 2015 году депутаты приняли в первом чтении законопроект №1895, который предусматривал введение четырех видов наказания: отстранение на 10 пленарных заседаний и 20 заседаний за каждый следующий проступок; лишение должности главы комитета, заместителя и секретаря; исключение из парламентских ассамблей; лишение зарплаты за те дни, когда депутат был отстранен от пленарных заседаний за кнопкодавство. Однако проект закона уже три года ожидает рассмотрения во втором чтении.
Новый борец с кнопкодавами Леонид Емец считает, что его законопроект все-таки будет принят, и произойти это может уже осенью. «Очевидно, что политически заставить их сейчас никак не удастся, все они обещали не кнопкодавить, но на деле обещания не работают, - отметил депутат. – Я думаю, что после того, как мой закон будет проголосован, кнопкодавство сойдет на нет. Сейчас закон должен пройти комитет, но он короткий, поэтому, возможно, это будет осенью».
Но его коллеги по парламенту настроены не столь оптимистично. Так, внефракционный нардеп Борислав Береза, автор другого подобного законопроекта, уверен, что документ не найдет поддержки в зале. «Этот законопроект никогда не будет принят по двум причинам. Во-первых, невозможность это сделать из-за законодательной базы, потому что невозможно в рамках данного законодательства, когда у нардепов есть депутатский иммунитет, отправить под суд. И во-вторых, за такое правонарушение невозможно дать такой срок. У этого парламента нет желания решать эту проблему», - заявил депутат «Апострофу».
В том, что проект закона найдет поддержку, сомневаются и эксперты, которые отмечают, что даже несмотря на приближение выборов, шансов на введение такого наказания для кнопкодавов очень мало. «Это коррупционно-олигархическая система, которая предусматривает, что депутат должен отдавать свой голос за то, что нужно. Большая часть наших парламентариев – это пальцы, которые должны давить на кнопки», - комментирует политический эксперт Игорь Петренко.
По его мнению, цель подобной инициативы может быть совсем в другом. «Можно пенять на соседей из другой фракции, которая не хочет голосовать. Но пока не будет изменений в политической культуре и депутатской этике, пока не уберутся условия, благодаря которым такие люди могут проходить в парламент – это в частности вопрос нового Избирательного кодекса – ничего не изменится. А как фишка, которую можно использовать, учитывая низкие рейтинги «Народного фронта», это сойдет», - отметил политолог.
Единственное, что точно могут сделать нардепы, – это проголосовать за законопроект в первом чтении, как это уже случалось неоднократно с неудобными для них законами, а потом максимально оттягивать рассмотрение во втором чтении и в итоге не принимать закон вовсе.
- Информация о материале
Страница 43 из 2102
