Главная
Экономические реформы привели к бегству инвесторов из Украины
Согласно исследованию Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), в III квартале 2011 года индекс инвестиционной привлекательности Украины обвалился до минимального за последние два года уровня. Еще в первом квартале 2011-го ожидания инвесторов улучшались (+0,12 п. п.), во втором — снизились на 0,01 п. п., а в третьем — обвалились почти на 1 п. п. — до 2,56 п. (таким же было значение показателя в третьем квартале 2009-го).
Отчасти снижение ожиданий инвесторов связано с угрозой второй волны кризиса на мировых рынках: в ее неизбежности уверены 51% респондентов. Украина по-прежнему остается зависимой от событий извне, поэтому замедление темпов роста или рецессия в мировой экономике обязательно повлекут за собой ухудшение экономической ситуации и у нас в стране. В II квартале 2011-го, по данным Госкомстата, темпы роста ВВП замедлились до 3,8% (с 5,3% в I квартале). В III–IV кварталах негативные тенденции сохранятся.
Однако в большей степени результаты исследования — это оценка инвесторами действий нынешней власти. После победы на выборах в 2010 году команда Виктора Януковича позиционировала себя как команда реформаторов. В частности, был принят новый Налоговый кодекс. Впрочем, это негативно сказалось на бизнес-климате. «Новый Налоговый кодекс, который существенно повысил полномочия налоговых органов, обернулся для большей части бизнеса настоящим налоговым террором», — говорит ведущий эксперт центра «CASE Украина» Владимир Дубровский. По информации ЕБА, чаще всего инвесторы жалуются на усиление давления со стороны властных структур (12%), на коррупцию (11%), трудности в сфере налогообложения, особенно в вопросе возмещения НДС, и на общую рыночную нестабильность (по 9%).
Впрочем, несмотря на ухудшившиеся оценки бизнеса, отечественные аналитики не ожидают резкого сокращения притока ПИИ до конца 2011 года и в 2012-м. По оперативным данным Нацбанка, за 8 месяцев 2011 года приток ПИИ в Украину составил $4,5 млрд. До конца года планируется привлечь еще как минимум $1 млрд. «Согласно нашему базовому сценарию, в следующем году приток ПИИ в Украину будет на уровне $7,4 млрд», — прогнозирует руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. Прогнозы аналитиков Райффайзен Банка Интернациональ более сдержаны — $7 млрд, в ING Bank Украина еще консервативнее — $6,6 млрд. Однако аналитики не исключают, что после решения суда по газовому делу и вынесения обвинительного приговора Юлии Тимошенко прогнозы придется пересмотреть.
Кстати, в проекте госбюджета на 2012 год заложен приток ПИИ в размере $6 млрд. Основные источники средств, по мнению начальника отдела анализа финансовых рынков ING Bank Украина Александра Печерицына, — доходы от приватизации (энергогенерирующие компании все-таки будут приватизированы в следующем году, а не в этом, как ожидалось), инвестиции в Евро-2012, вложения в гостиничный бизнес и сельское хозяйство.
Но нерезиденты и дальше продолжат пристально следить за событиями, которые происходят в Украине. Если ситуация так и останется без изменений, бизнесмены от оценок перейдут к активным действиям. Первые тревожные сигналы уже есть: иностранцы выводят капитал из Украины. Например, объем ПИИ из Польши по итогам 6 месяцев 2011-го уменьшился на $41,4 млн (до менее чем $900 млн). Поляки сократили вложения в Украину впервые с 2001 года. Отток капитала отмечают и участники фондового рынка: нерезиденты, которые массово скупали подешевевшие после кризиса украинские ценные бумаги, теперь так же массово от них избавляются. Отечественные интернет-трейдеры обеспечивают почти половину объема торгов на Украинской бирже.
- Информация о материале
Наблюдение за скрытым боем
Политика — мир весьма причудливый. Здесь многое на самом деле является не тем, чем кажется. Это только на первый взгляд битва за новый избирательный закон выглядит сражением между Банковой и оппозицией. Стоит осторожно заглянуть в закулисье процесса, и вы с удивлением обнаружите: судьбоносной оказывается совсем другая схватка. В отчаянном заалтарном бою схлестнулись две провластные группировки, вожаков которых трудно заподозрить в неверности Виктору Федоровичу. Шансов непосредственно вмешаться в ход этой баталии у борцов с режимом немного. Их юдоль — партизанские вылазки, масштабные диверсии, точечный саботаж. Если, разумеется, критиков власти не устраивает перспектива в обозримом будущем превратиться в политический «груз 200».
Два слова об истории конфликта. Прошлогодние местные выборы вызвали массу нареканий со стороны западных наблюдателей. Специфика профильного закона и особенности его применения оказались не по душе иноземным знатокам избирательных систем. Виктор Янукович, в то время усиленно пытавшийся произвести должное впечатление на Вашингтон и Брюссель, публично обозначил крайнюю степень озабоченности. Было высочайше обещано все ошибки исправить. Гарант побожился, что при разработке новых правил парламентских выборов будут максимально учтены любые пожелания иноземных спецов, в первую очередь мэтров из Венецианской комиссии. Перед специальной рабочей группой во главе с министром юстиции Александром Лавриновичем поставили амбициозную задачу — разработать документ, близкий к совершенству.
Уже в начале пути стало ясно: главное, что заботит власть, — смена модели. От жесткой «пропорционалки» было предложено перейти к смешанной схеме, согласно которой 225 депутатов парламента избирались бы в мажоритарных округах и столько же — по закрытым партийным спискам. При отработке всех иных положений закона власть готова была демонстрировать максимально возможную чуткость к пожеланиям своих противников.
Переход к смешанной модели оппозицию не радовал. Вожди украинской фронды публично ратовали за «пропорционалку» с открытыми списками, но неофициально выступали за сохранение существующей модели, отстаивая при этом модернизацию действующего закона. Но им сразу дали понять: выбор модели не обсуждается.
Оппозиция оказалась перед выбором. Либо игнорировать процесс создания закона, бойкотировать процесс его утверждения, возложив таким образом всю ответственность за будущие фальсификации на Януковича со товарищи. Либо принять навязанные правила игры. И добиваться создания максимально возможного количества законодательных предохранителей, снижающих риск чрезмерного извращения народного волеизъявления. Выбрали второе. Причины очевидны. Власть опирается на парламентское большинство и способна без труда провести через Раду любой вариант закона. К тому же ряды борцов с режимом раздирали противоречия, что не способствовало мужественному организованному сопротивлению. Делегированные оппозицией представители включились в работу комиссии Лавриновича, и отчасти благодаря их усилиям проект закона вышел довольно сносный. Порочность смешанной модели была очевидной, но с процедурной точки зрения был сделан заметный шаг вперед. Что отметила, в частности, и Венецианская комиссия, критика которой в адрес документа на этот раз носила довольно сдержанный характер.
И тут случилось самое интересное. Проект провластного закона о выборах, внесенный на рассмотрение ВР главой фракции Партии регионов Александром Ефремовым, существенно отличался от того, который был разработан комиссией Лавриновича и прошел экспертизу Венецианской комиссии. Предложенный вариант содержал все те репрессивные нормы, за которые оппозиция и зарубежные эксперты критиковали власть в прошлом году.
Александр Лавринович, к которому ZN.UA обратилось за комментарием, был немногословен: «Кто работал с текстом законопроекта на заключительном этапе, мне не известно. Он был передан непосредственно президентом руководителям парламентских фракций для дальнейшей работы и регистрации». Главе Минюста было нелегко скрыть свое огорчение. Его работа выглядела бесполезной, а его роль — странной.
Именно Лавринович был определен Януковичем в качестве главного куратора процесса. Виктор Федорович публично гарантировал исполнение пожеланий Венецианской комиссии. Но в версии Ефремова ее мнение вызывающе игнорировалось, а потому насельник Банковой в глазах Европы выглядел по меньшей мере глупо. Либо он с самого начала сознательно лгал, либо он не контролирует действия собственной команды.
В чем же дело? Точнее, в ком? Возмутителем спокойствия, по нашей информации, оказался первый вице-премьер Андрей Клюев, действующий «куратор» парламента и потенциальный начальник штаба избирательной кампании. Все время, пока рабочая группа трудилась над проектом избирательного закона, на политическом олимпе шла ожесточенная схватка между двумя политическими группировками, возглавляемыми первым заместителем председателя правительства и главой администрации президента Сергеем Левочкиным.
Клюев (по крайней мере, пока) является ответственным за проведение парламентской кампании, а ее итоги внушают ему опасения. Он считает выборы-2012 стратегически важными, но не может гарантировать их успех. Очевидное падение рейтинга власти даже на Востоке, недовольство местного бизнеса (жестоко и систематически обираемого) его объяснимо беспокоит. Серьезный «недобор» Партии регионов на парламентских выборах, по его мнению, способен поставить под удар переизбрание Януковича на второй срок. Логика Андрея Петровича проста: если я отвечаю за результат, то я должен иметь необходимый инструментарий для его обеспечения. В проекте Ефремова, входящего в неформальную группу Клюева, весь пресловутый инструментарий наличествует.
Мнение Запада первого вице-премьера интересует мало: покричат — забудут, победителей не судят. Добавим, что у вечного кандидата в премьеры есть дополнительный стимул обеспечить ПР пристойный результат на выборах в Раду.
Левочкин, напротив, считает ближайшие парламентские выборы промежуточными. Прямую связь между их итогами и перспективами Януковича на выборах-2015 отрицает. С его точки зрения, куда важнее сохранить хотя бы относительную благосклонность Запада. Окончательный разрыв отношений с США и ЕС, по его мнению, обрекает власть на скорую погибель. Вот почему Левочкин оказывал всяческое содействие Лавриновичу, и пытался, елико возможно, влиять на депутатский корпус, стараясь обеспечить поддержку проекту, прошедшему экспертизу Венецианской комиссии. Используя для этого, в частности, энергичность постпреда президента в Раде Юрия Мирошниченко. Итогами выборов-2012 и, уж тем более, законом об их проведении, считает глава АП можно и пожертвовать — не возьмут в полях, доберут в зале. То, что за итоги парламентской кампании отвечает Клюев, ему только на руку, пускай конкурент отдувается за возможный провал.
Любопытная подробность: до недавнего времени рассматривалась возможность участия в кампании самого Сергея Владимировича. Не исключалось, что именно он возглавит список ПР с последующим избранием на пост спикера.
Означает ли появление проекта Ефремова, что Янукович ныне склонен слушать Клюева и не склонен слушать Левочкина? Или Андрей Петрович пошел против воли хозяина?
Нет, конечно. Дело в том, что хозяин пока пребывает в раздумьях. Пользуясь этим, Клюев взял инициативу на себя. Левочкин сделал ответный ход. Используя искреннее возмущение оппозиции и столь же искреннее недоумение Запада он добился того, что Банковая дала согласие на создание временной спецкомиссии по доработке закона. После некоторых препирательств и нервных переговоров ВСК была сформирована, ее возглавил представитель оппозиции Руслан Князевич, а в заместители определен первый вице-спикер Адам Мартынюк, которого считают проводником политики Клюева.
По некоторым сведениям, фракция КПУ готова сыграть на стороне Андрея Петровича по следующим соображениям. Якобы первый вице-премьер пообещал коммунистам за сотрудничество всяческое содействие. В частности, сулил помощь в поиске «тихих» округов для Симоненко, Мартынюка, Калетника и некоторых других известных товарищей. А еще высказал абсолютную уверенность в том, что КПУ неминуемо преодолеет избирательный барьер, сколь бы высокой не оказалась в итоге планка. Клюев, по вполне понятным причинам, хочет, чтобы ее установили как можно выше. В свою очередь, ленинцы проявили интерес к тому, чтобы законом позволялось одновременное выдвижение кандидатов и в одномандатных, и в многомандатном округах. Конституционный суд в свое время делать это воспретил, ну да кто об этом нынче вспоминает? В том, чтобы одни и те же лица баллотировались и «по мажоритарке», и по округам, заинтересованы и оппозиционеры. В частности, «Батьківщина». Партия испытывает финансовые и организационные трудности, аппарат, по сути, парализован, местные организации разваливаются. Еще совсем недавно соратники Тимошенко считали оптимальной для себя чистую «пропорционалку». Ныне рассмотрели свои плюсы в «мажоритарке». В этой ситуации для них важен каждый округ, но без ущерба для привлекательности списка. «Двойное» выдвижение, по их мнению, снижает риск потенциальных потерь.
Кстати, до недавнего времени, возможность сохранения действующего, жестко пропорционального закона рассматривала и власть. Но, прикинув все за и против, решили, что смешанная модель все же эффективнее. В этом якобы сходятся и Клюев, и Левочкин. Оба, по нашей информации, убеждены и в том, что кандидаты от власти в одномандатных округах обязательно должны быть самовыдвиженцами, формально не связанными с Партией регионов. Расходятся они в принципиальном вопросе. «Полевой практик» Клюев, в отличие от «кабинетного теоретика» Левочкина убежден, что только драконовские меры контроля, прописанные в законе помогут сохранить контроль над ходом кампании и процессом подсчета голосов.
Откровенно игнорирует процесс спикер. Отчего? Возможно потому, что процесс слияния ПР и Народной партии — дело практически решенное. Правда мест в проходной части списка «регионалов» Владимиру Михайловичу и его «народникам» пообещали немного — всего пять. Что поделаешь, тяжелые времена, кризис. Впрочем, не исключено, что формальное совокупление двух партийных структур произойдет несколько позже, что фракция «народников» сохранится вплоть до выборов, что субъект под названием НПУ все же примет участие в кампании. Правда без Литвина, Шарова, Гриневецкого и еще парочки знаковых политиков, которые найдут приют в предвыборной команде ПР. В чем смысл интриги? Все просто: партии, имеющие парламентские фракции, имеют первоочередное право на представительство в комиссиях. Сохранив ячейку НПУ хотя бы формально, власть получит дополнительные места в избиркомах.
Как оппозиция могла повлиять на процесс? Пытаться добиваться меньшего из зол. То есть возвращения к варианту, разработанному группой Лавриновича и модернизации его с учетом замечаний Венецианской комиссии. Фракция ПР потребовала рассматривать «в качестве базового» законопроект Ефремова. Оппозиция пригрозила бойкотировать процесс и выдвинула ультиматум. Фракции БЮТ и НУ-НС сформулировали перечень требований и предложили фракциям большинства рассмотреть их до 14-00 14 ноября.
Первая часть требований — политические. Предложено — 300 депутатов ВР избирать на пропорциональной основе, а 150 — на мажоритарной; предоставить право блокам принимать участие в выборах; обеспечить одинаковый избирательный барьер для партий и блоков, а кроме того снизить его. «Стартовый размер» — 1%.
Оппозиционеры не скрывают, что политическими требованиями (по крайней мере, частью) готовы пожертвовать ради исполнения требований процедурных. Речь идет о нормах, которые призваны минимизировать возможные фальсификации. О нормах, которые затупят те самые безжалостные «инструменты» Клюева-Ефремова.
Итак:
— ошибки в документах должны подлежать исправлению и не должны быть основанием для снятия кандидата с регистрации (пожалуй, самое принципиальное требование оппозиции);
— участникам выборов должно быть предоставлено право менять членов своих комиссий (антидот от возможной перекупки);
— избирательные бюллетени должны быть снабжены всеми необходимыми степенями защиты (в проекте Ефремова об этом ни слова — подделывай, кто хочет);
— право регистрации кандидатов должно принадлежать только ЦИК (главный избирком менее уязвим, чем местные — доказано практикой);
— номера участков на бюллетенях наносятся типографским способом, а не ручкой, как предлагается нынче (нельзя будет перебрасывать бюллетени с участка на участок и таким образом корректировать результаты);
— голосование за пределами участков возможно лишь при наличии соответствующих медсправок (второй тур выборов-2004 памятен до сих пор);
— для принятия решений избиркомов обязателен кворум (комментарии излишни);
— в законе должны отсутствовать любые причины для отмены регистрации кандидатов, за исключением тех, что прописаны в Конституции (о том, что Клюев сотоварищи хитры на выдумки, общеизвестно).
Кроме того, оппозиция требует, чтобы заграничные избирательные участки образовывались исключительно при заграничных дипломатических учреждениях и военных формированиях.
Также Князевич озвучил требование о предоставлении всем кандидатам пропорционального времени для выступлений в СМИ.
Хватит ли оппозиции сил настоять на своем? Насколько ловко она использует подковерную войну двух приспешников гаранта? Готова ли к компромиссу власть?
Доживем до понедельника… На все воля Януковича. К сожалению, не Божья воля.
- Информация о материале
Можно ли купить квартиру за 30 тысяч долларов?
В метро, на билбордах и в газетах – всюду реклама жилья. И всюду – по сказочно низким ценам. Вот вам квартира за 30 тысяч «зеленых» не в самом отдаленном районе столицы. Вот «однушка» в городе-спутнике Вишневом еще дешевле. А в Бориспольском районе, оказывается, можно поселиться и вовсе за $ 15 тыс. Приходи, плати – и недвижимость твоя. Но действительно ли так легко получить то, что обещают фирмы-застройщики?
Дом без штукатурки
Журналистская группа провела рейд по столице и ее окрестностям, чтобы разобраться, чем вызван бум предложений дешевого жилья. Начали с самого разрекламированного объекта – комплекса «Акварели», занимающего целый квартал в центральной части Вишневого. Этот проект предусматривает строительство 33 шестиэтажных домов с квартирами площадью от 35 до 150 м2. Обещанное в рекламе жилье за 29 тысяч у. е. представляет собой 31-метровую однокомнатную квартиру. Можно ли ее купить прямо сейчас? Старший менеджер отдела продаж Дмитрий Плосконос говорит, что почти все «единички» в сданной в эксплуатацию первой очереди комплекса уже проданы, но жилье за $ 29 тыс. можно приобрести в третьей очереди «Акварелей», которую будут строить до июня следующего года.
«Единственное условие – заплатить всю сумму сразу по курсу НБУ, – говорит Дмитрий. – Это очень выгодно сейчас, когда все ждут обвала гривни. Нашим инвесторам не приходится ничего доплачивать в связи с колебаниями валютных курсов. Зато многие очень выгодно переуступили свои права на квартиры: в прошлом году покупали недостроенные за $ 35 тысяч, а в нынешнем уже сданные перепродают за $ 48-50 тысяч».
Дмитрий Плосконос показывает еще недостроенную дешевую однокомнатную квартиру, аналогичную акционной. «Акварели» предлагают покупателям жилье с подведенным водо- и электроснабжением (кстати, в каждом доме установлено автономное отопление), с дверями и окнами. Кроме того, по желанию клиента обычные батареи могут быть заменены горизонтальным отоплением.
Дома первой, сданной в эксплуатацию, очереди «Акварелей» не так-то легко отличить от еще строящихся. На них до сих пор висят строительные люльки с малярами, штукатурящими фасад, рабочие на строительных лесах устанавливают алюминиевые каркасы на балконы. Жильцы, уже поселившиеся в новом комплексе, жалуются, что им никак не выдадут документы на право собственности на квартиры: уже месяц как строители кивают на поселковый совет, совет – на БТИ, а БТИ на... строителей.
«Сейчас мы действительно выполняем фасадные работы в первых секциях комплекса и занимаемся благоустройством придомовой территории, – объясняет Дмитрий. – Просто мы не ожидали, что жильцы начнут заселяться так рано, не успели установить на балконы алюминиевые каркасы. Что касается свидетельств о праве собственности на квартиры, то они будут выданы жильцам в течение двух месяцев с момента официального ввода дома в эксплуатацию. Эта процедура оговорена и в наших контрактах с инвесторами, поэтому я советую им немного потерпеть».
Клубный дом: решайте проблемы сами
Удивительно дешевое жилье предлагается еще в одном городе-спутнике Киева – Ирпене. Там, судя по объявлениям, можно купить однокомнатную квартиру площадью 39 м2 всего за $ 20 тыс. Согласитесь, это заманчиво, учитывая, что Ирпень расположен в зеленой зоне возле Киева и имеет статус города-курорта. Впрочем, есть и существенный минус – туда сложно добираться без собственного транспорта. Местные жители говорят, что лучше всего ехать электричкой от станции метро «Святошино». Правда, сейчас из-за ремонта путей количество поездов сокращено, а оставшиеся забиваюся под завязку.
На улице Суворова – вполне готовый четырехэтажный кирпичный дом. Сразу настораживает то, что застройщиком выступает не известная строительная компания, а физическое лицо – субъект предпринимательской деятельности Сергей Филимонов.
«Да, этот дом и земля под ним – личная собственность. По документам объект проходит как частный дом, а жильцы покупают его по частям. Такие дома называют клубными», – объясняет охранник.
Несмотря на необычность такой формы застройки, она вполне законна. Много клубных домов сейчас строится в Ирпене и соседних населенных пунктах – Буче, Ворзеле, Коцюбинском. Поскольку вокруг них сплошные леса, отыскать большую территорию под строительство тут непросто, поэтому крупные застройщики сюда не идут.
Тем временем происходит знакомство с однокомнатной квартирой. Здесь сделан первичный ремонт, есть автономное отопление, установлен двухконтурный котел. В принципе, можно было бы въезжать хоть сегодня. Однако беседа с жильцами, уже купившими здесь квартиры, развеивает оптимизм.
«Слабым местом клубного дома является вопрос собственности, – говорит Игорь Павленко. – Фактически теперь и здание, и десять соток территории вокруг него поделены между двумя десятками собственников, у каждого из которых свои интересы. С нами не хотят иметь дела ни ЖЭКи, ни управляющие компании, возникают проблемы с регистрацией. Мы как бы выпадаем из жилищно-коммунальной сферы Ирпеня. К примеру, как быть с вывозом мусора? А когда отключают электроэнергию, приходится очень долго ждать мастеров, предъявить претензии некому».
В городском управлении жилищного хозяйства знают об этой проблеме и объясняют, что подписывать договоры на вывоз мусора и об электроснабжении должны сами жильцы. «Единственное, что мы можем посоветовать, – это перестать бороться с облэнерго в одиночку и попытаться создать объединение собственников многоквартирного дома», – говорят чиновники.
По соседству с американским посольством
А вот в столице большинство предлагаемых по низким ценам квартир продаются еще неготовыми. Квадратные метры здесь дешевле за счет того, что будущие жильцы платят за них в полном объеме и наперед (таким образом, кредитуя застройщика).
Например, за те же $ 30 тыс. можно купить 40-метровую однокомнатную квартиру в строящейся многоэтажке по улице Степана Руданского на Сырце. Застройщики заманивают клиентов благоприятной экологией и «элитным» месторасположением комплекса. «Дом находится посреди Сырецкого парка, рядом строится американское посольство. Даже американцы не смогли найти более чистого места в городе!» – заверили в справочной строительной компании «Мегаполисстрой».
Оказавшись на стройке, начинаешь понимать, что не все так радужно. Прежде всего, можно ли называть этот квартал элитным? Действительно, недавно на этой улице появился крупный жилой комплекс с дорогими квартирами (почему-то его облюбовали музыканты и представители поп-культуры). С другой стороны, Сырецкий парк выглядит крайне запущенным, рядом мрачный частный сектор с грунтовыми улочками, железная дорога и многочисленные рабочие общежития, не добавляющие прелести окружающему пейзажу. Рядом возводится огромный посольский комплекс, и некоторые застройщики уже предусмотрительно построили коттеджи для его сотрудников. Но безлюдные коттеджные городки производят гнетущее впечатление. Вдобавок жители сданного по соседству дома делятся не лучшими впечатлениями. «Многоэтажка построена на склоне и, видимо, понемногу проседает. После того как вселились в необустроенные квартиры, серьезно потратились на ремонт. И не только на ремонт. Лифт пришлось доводить до ума своими руками, не ездил он», – рассказал один из жильцов соседнего дома-близнеца. Правда, фирма-застройщик обещала исправить недоделки, но со временем, а людям нужно жить здесь и сейчас.
Квартира, которая может уплыть
Но самые дешевые однокомнатные квартиры были обнаружены не в пригороде, а в доме по адресу Харьковское Шоссе, 19. На своем сайте застройщик, компания «Мега-сити», обещает сдать дом в эксплуатацию до конца года. Однако серая бетонная коробка напротив Института химии уверенности в этом не внушает. Зато уже вызывает нарекания жителей соседних домов. В результате строительства проседает почва, пошел трещинами асфальт.
Из окон верхних этажей застройщики обещают «великолепную панораму» правого берега Днепра, скромно умалчивая при этом, что из окон с другой стороны открывается лишь безрадостный вид на Дарницкий вокзал, бесконечные железнодорожные пути и гаражи. Никакие герметичные окна не защитят от пронзительных звуков тепловозных гудков и громыхания составов. Вот на это все и выходят окна самой «бюджетной» однокомнатной квартиры жилой площадью 16,5 м2 и стоимостью $ 26,5 тыс. Правда, при условии, что будет оплачено все и сразу.
Конечно, ради дешевизны можно было бы пожертвовать некоторыми удобствами, если бы не еще одно обстоятельство, делающее само проживание в этом доме потенциально опасным для любителей дармовщины.
«Разрешение на строительство жилищно-офисного комплекса со встроенно-пристроенными помещениями на этом земельном участке отменено инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в городе Киеве в связи с систематическим нарушением законодательства Украины в сфере строительства и архитектуры», – сообщили в пресс-службе «Киевводоканала». Оказывается, эта организация давно уже судится со здешними застройщиками, настаивая на том, что здание построено непосредственно на камере главного дарницкого канализационного коллектора диаметром 2,5 метра, через который проходит около 80 % сточных вод левобережной части Киева. Получается, что любая авария здесь может вылиться в техногенную катастрофу для нескольких городских районов. Этим, наверное, обусловлена и дешевизна квартир, и желание получить от покупателя всю сумму сразу – застройщики хотят побыстрее избавиться от своего детища и оставить жильцов один на один с нерешенными проблемами.
Выселить наркоманов, заехать самим
Еще один способ приобрести квартиру задешево – перекупить право на нее в доме, который, по всей видимости, не имеет шансов в ближайшее время быть построенным. По всему Киеву сегодня разбросаны многоэтажки, строительство которых по тем или иным причинам остановлено. Нередко из-за того, что недобросовестные застройщики – всевозможные «элита-центры» больших или маленьких масштабов – скрылись в неизвестном направлении с деньгами инвесторов. Один из старейших подобных столичных недостроев – здание по адресу Святошинская площадь, 1, брошенное лет двадцать назад. Его инвесторы готовы переуступить свои права на квартиры за $ 15-20 тыс.
Одна из таких пострадавших рассказывает, что дом начали возводить еще в 1993 году как молодежный жилищный кооператив, но гиперинфляция очень быстро обесценила все вложенные в него средства. После чего инвесторам предложил свои услуги некто Вячеслав Опанасюк, директор фирмы «НВФ-Вест». Дополнительно собрав с дольщиков два миллиона гривен, да к тому же взяв под строительство кредит в банке, он попытался скрыться. Хоть Опанасюк был найден и даже осужден на восемь лет, своих денег пострадавшие так и не увидели, кроме того, на дом положил глаз банк, который хочет вернуть кредит. Обманутые инвесторы объединились в общественную организацию «Надежда-Дом», но все их попытки достучаться до столичного начальства пока успехом не увенчались.
Рабочие и охрана на строительной площадке, которая находится рядом со станцией метро «Житомирская», отсюда давно ушли, а вандалы не оставили камня на камне от их бытовок. Проржавевший подъемный кран, видимо, уже невозможно привести в рабочее состояние. Зайти посмотреть здание изнутри не дают дружинники, охраняющие расположенный рядом базар. «Внутри этого дома давно устроили притон наркоманы, – пугают они. – Сюда не рискуют заходить поодиночке даже милиционеры из соседнего отделения».
Три раза проверь, один – купи
По итогам рейда можно сделать два вывода. Первый, приятный: купить квартиру за $ 30 тыс. на первичном рынке столицы можно. Причем в некоторых случаях – даже вполне пригодное для жизни жилье. Достаточно соблюдать лишь элементарные меры предосторожности при выборе. Следует помнить, например, что идеальных квартир не бывает в принципе и, как правило, многие недоделки устраняются месяцами после сдачи дома в эксплуатацию.
Если вы решите купить квартиру в строящемся доме, необходимо предварительно хотя бы несколько раз в будние дни посетить стройплощадку, чтобы увидеть, продвигается ли строительство и какими темпами. Конечно же, нельзя забывать о многочисленных сайтах недвижимости в Интернете – ведь именно оттуда инвесторы «Элита-центра» узнали о двойных продажах их квартир.
И второй вывод, который лежит на поверхности: покупка жилья в доме, сдача которого постоянно откладывается, – это лотерея.
- Информация о материале
Спільний ресурс "держава Україна" – доступ закрито
У переважній більшості європейських країн будь-хто – від журналіста й до останнього бомжа – може поцікавитися, яким саме майном володіє будь-яка інша особа, включаючи можновладців, чиновників, різноманітні фірми та організації. Так само легко можна дізнатися, де саме розташовані межі будь-якої земельної ділянки.
Ситуація, коли ЗМІ та суспільство марудно з'ясувують, на кого і яким чином оформлене яке-небудь Межигір'я і скільки гектарів воно займає – у розвинутих країнах неможлива в принципі. Наприклад, з повним грузинським реєстром нерухомого майна можна ознайомитись ось тут.
Україна задекларувала свої наміри піти європейським шляхом у цьому питанні. Навіть уже стала на цей шлях. Однак, замість прозорої та продуманої системи реєстрації нерухомого майна – у наших можновладців вийшов неоковирний кастрований виплодок. Його головним завданням є зовсім не врегулювати ситуацію з майновими правами – а влаштувати "годівничку" для тих, у чиїх руках перебуватиме реєстр майнових прав.
Тобто – для чиновників Мін'юсту та особисто його очільника Олександра Лавриновича.
Радянський абсурд у спадок
У спадок від СРСР ми отримали абсурдну систему реєстрації нерухомого майна. Будівлі реєструвались в БТІ, а земельні ділянки, на яких вони розміщені – в управліннях земельних ресурсів. Не треба багато років отримувати юридичну освіту, щоб зрозуміти, що така ситуація є безглуздою. Адже зрозуміло, що земельні ділянки неподільно поєднані з тими будівлями, які на них стоять.
Однак українські законотворці додумалися до цього лише через двадцять років незалежного існування української держави.
А додумавшись, вирішили таки виправити цю хибну логіку – та створити єдиний реєстр нерухомого майна. У ньому міститимуться дані про все нерухоме майно в Україні – від земельних ділянок до цілісних майнових комплексів та багатоквартирних будинків, на яких вони розташовані, а також дані про всіх осіб, які володіють усіма майновими правами на ту чи іншу нерухомість – від держави та територіальних громад і до приватних власників.
Крок уперед – і бадьорий спринт назад
Сам по собі закон навіть у такому вигляді – це великий системний крок уперед. Але, як часто бува в українській законодавчій практиці, він супроводжується бадьорим спринтом назад.
Справа в тому, що доступ до даних про майнові права – обмежений вкрай невеликим колом зацікавлених осіб.
Це можуть бути самі власники, їхні спадкоємці та уповноважені ними особи, а також особи, в інтересах яких установлено обтяження, та їхні уповноважені. Крім того, отримати дані з реєстру можуть правоохоронні органи – суди, міліція, податкова, СБУ, прокуратура – та органи місцевого самоврядування, якщо запити пов'язані з виконанням ними службових повноважень.
Усім іншим закон у доступі до даних реєстру – відмовляє.
Тобто, на виході маємо практично "засекречений" реєстр.
Звернемось до історії питання. За попередньої системи реєстрації майна – тієї, яка поки що діє й зараз – отримати дані про будь-який об'єкт нерухомості можна було дуже простим шляхом. А саме – заплативши особам, які, користуючись закритістю цих даних, направо й наліво ними торгують. Це програмісти, які мають доступ до баз даних, ті самі правоохоронці, які можуть витребувати їх "на виконання службових повноважень", судді, нотаріуси, співробітники виконавчої служби тощо.
Усі вони й надалі розповсюджуватимуть наявні в них дані за гроші, аж поки ці дані остаточно не застаріють.
А згодом тотальну монополію на торгівлю інформацією щодо майнових прав матиме виключно міністерство юстиції.
Припустивши можливість такого розвитку подій, УП звернулась до Мін'юсту із запитом. Звідти відповіли, що за незаконне розповсюдження персональних даних встановлена дисциплінарна, цивільно-правова та кримінальна відповідальність. А з 1997 року не зафіксовано жодного витоку інформації з боку держпідприємства "Інформаційний центр", яке адмініструє державні реєстри – і це, мовляв, є свідченням надійності реєстратора.
Однак ця відповідь погано співвідноситься з реаліями життя. Адже що знають двоє, власник та реєстратор – знає, як то кажуть, і свиня.
По-перше: як свідчить попередній досвід, жодна дисциплінарна/кримінальна відповідальність не є перешкодою для ласих до грошей чиновників, особливо якщо вони діляться з ким треба. Будь-які штучні обмеження на розповсюдження інформації негайно викликають спокусу надати зацікавленим особам ці дані – за грошову винагороду. І ця винагорода є тим більшою, чим суворіші обмеження, бо ж має бути "доплата за ризик".
І, по-друге: запит на таку інформацію був, є й буде завжди. Ну, хіба притомна людина купить об'єкт нерухомості, не ознайомившись із його повною "історією"? Хіба хтось при здоровому розумі позиватиметься до когось, про чий майновий стан йому нічого не відомо?
Відповідь очевидна – люди здобуватимуть потрібну їм інформацію про чужі майнові права усіма можливими способами.
І тут ми знову повертаємося до потреби у відкритості реєстру нерухомого майна.
Чому реєстр повинен бути відкритим
Отже, чому Державний реєстр нерухомого майна, який є предметом вказаного закону, повинен бути відкритим? І чому саме відкритими є аналогічні реєстри у всіх країнах "золотого мільярду"?
1. Відкритість реєстру унеможливлює існування корупційного ринку.
2. Можливість всезагального доступу до даних про майнові права практично зводить нанівець таке явище, як рейдерство. Адже посягати на чуже майно значно важче, якщо всі знають, кому воно належить. Те саме стосується й державного майна, і майна територіальних громад.
3. Суттєво зменшаться витрати на судові процеси щодо порушення майнових прав.
До речі, що стосується державного майна та майна територіальних громад — УП також поцікавилася в Мін'юсті, чому інформація про це майно є закритою для громадян. На щонам відповіли: держмайном та майном територіальних громад управляють відповідні державні органи та органи місцевого самоврядування – а отже, лише вони від імені власників-громадян мають право отримувати інформацію про майно, яке належить усім українцям.
Що ж, як вони управляють нашим майном, ми всі бачимо: нестримний дерибан нашого спільного майна – дитячих майданчиків, парків, скверів, берегів водойм, підвалів та горищ багатоквартирних будинків...
Тепер запитання: а чому "вони" управляють нашим спільним майном – саме так?
Тому що мешканці територіальних громад не знають, що саме є "предметом управління", тобто перелік майна, співвласниками якого вони є. І – не можуть про це дізнатися!
Це все одне, що зарплатню панові Лавриновичу передавали б не особисто в руки, а – через посередника, який міг би на власний розсуд "віджати" трохи грошенят. При цьому пан Лавринович не знав би, якою саме є сума грошей – а посередник знав би, що пан Лавринович про це не знає. Як ви гадаєте – чи багато від своєї реальної зарплатні отримував би пан Лавринович?
4. Українці як громадяни України та члени територіальних громад повинні знати кількість держмайна та майна їхніх громад, співвласниками якого вони є – та контролювати управління цим майном безпосередньо, а не лише через депутатів та чиновників.
5. При операціях із нерухомістю ніхто не витрачатиме час та гроші, аби встановити справжніх власників майна, яке вони збираються придбати. Для цього потрібно лише отримати відповідь на свій запит до реєстру, сплативши невеличке мито – як це відбувається в усіх цивілізованих державах. І при цьому уникнути ризику "нарватися" на нерухомість "з історією".
6. Чималі можливості для іноземних інвестицій. Зараз інвестори з інших країн бояться вкладати свої гроші в українську економіку. Часто виявляється, що українські партнери порушують правила гри – але жодної фінансової або майнової відповідальності не несуть, бо... усе їхнє майно оформлене на підставних осіб або фірми-"метелики"!
Стикаючись із такою ситуацією, інвестори із цивілізованих країн стрімголов утікають з України, адже розуміють, що не можуть довіряти партнерам, які приховують інформацію про себе.
Що вигідно громадянам, те невигідно чиновникам
Загалом, будь-якому власнику, який набув своє майно чесним шляхом, вигідно, аби всі знали, що це майно належить йому, тільки йому й нікому іншому. Так можна уникнути багатьох зловживань.
Приховувати свої права на певне майно вигідно тим, хто набув його нечесним шляхом або не хоче відповідати цим майном у випадку порушень.
І саме через небажання української влади надати дані про майнові права в загальний доступ, європейці сприймають нас як дикунів та варварів. Адже для всіх очевидно, що від закритості реєстру перевага лише одна: особам, які таки мають доступ до інформації – збагачуватися на торгівлі нею.
Мотивація Мін'юсту, яке не бажає законодавчо встановити відкритий доступ до реєстру, досить дивна.
У своїй відповіді міністерство посилається на рішення КС від 30 жовтня 1997 року у "справі Устименка", згідно з яким дані про майновий стан віднесено до конфіденційної інформації. Однак, міністерство "забуває" про наявність 32-ї статті Конституції, яка передбачає, що не допускається збирання, зберігання, використання та поширення інформації про особу без її згоди, крім випадків, передбачених законом, і лише в інтересах національної безпеки, економічного добробуту та прав людини.
Безумовно, гіпотетична шкода для окремих осіб від того, що інформація про їхнє майно буде викладена в загальний доступ, є не порівнюваною з тією користю, що її отримає все суспільство від вільного доступу до інформації, що міститься в реєстрах та кадастрах.
І справа навіть не в Європі й не в інвестиціях – справа в нас самих.
У нашій здатності, а точніше – нездатності "розрулити" наш спільний ресурс – Державу Україна.
Яким чином громадяни можуть приймати рішення стосовно цього ресурсу, якщо не мають доступу до найголовнішої інформації про нього?!
Люди навіть ОСББ не можуть створити, не маючи доступу до інформації про співвласників багатоквартирного будинку. То яким чином вони можуть розібратися із сутностями вищого порядку – територіальними громадами, не кажучи вже про цілу державу – якщо не мають практично ніякої інформації про майно, яке належить їм як членам територіальних громад та як громадянам України?
Ось і виходить, що будь-яким майном – від будинку до держави – "керують" на свою власну користь лише ті, хто має доступ до повної інформації про цей ресурс. А всі інші – навіть не розуміють, яким же чином їх дурять, і чому вони так погано живуть.
Саме в тому, що Держава Україна все ще навіть до пуття не "інвентаризована"; у тому, що результати такої інвентаризації недоступні для громадськості – і полягає головна причина того, що ми так погано живемо.
Наші політики та чиновники – це звичайні собі люди, які перш за все діють у власних інтересах. Немає сенсу намагатись їх змінити, людська природа однакова та незмінна. Змінювати слід структуру ситуації – тобто умови, у яких політикам та чиновникам доводиться діяти.
У даному випадку – прибрати спокусу приховувати інформацію та торгувати нею, тобто – просто відкрити реєстр майнових прав ДЛЯ ВСІХ.
Тоді до прийняття рішень щодо будь-якого спільного ресурсу – будинків, парків, надр, водойм тощо – зможуть долучитися всі бажаючі, а не лише "обрані".
У цьому і є сутність громадянського суспільства та справжнього народовладдя.
Для довідки: У жодній країні Євросоюзу немає ніяких обмежень для будь-кого в отриманні інформації про належність певній особі певного нерухомого майна.
У багатьох країнах інформація про належність певній особі певного нерухомого майна та довсіх документів, що стосуються підстав виникнення майнових прав, є повністю відкритою та загальнодоступною, у тому числі й через мережу Інтернет.
Те саме стосується й Сполучених Штатів – ось тут, наприклад, ви можете ознайомитися з тим, як виглядає у реєстрі маєток Анни Курнікової.
- Информация о материале
Семибоярщины не будет: Янукович усиливает позиции своими молодыми кадрами
Виктор Янукович все-таки провел кадровую ротацию. Глава государства жестко продемонстрировал, что делает ставку на собственных выдвиженцев, обязанных лично ему, и не связанных обязательствами с отдельными олигархами или группами олигархов.
Анатолий Могилев: на курорт!
Перемещение министра внутренних дел на пост председателя Совмина Крыма завершило 2,5-месячную эпопею с кастингом на пустующее после покойного Василия Джарты кресло главного крымского начальника. В это время называлось примерно 5-6 имен, которые могли бы занять пост руководителя автономии, и Могилев неизменно был в их числе. Правда, его кандидатура никогда не рассматривалась под № 1.
Наиболее реальным претендентом считался умудренный аппаратчик Владимир Яцуба, ныне руководящий Севастополем. Однако выбор был сделан в пользу министра внутренних дел – в силу самой своей должности фигуры достаточно скандальной.
Да и прошлые заслуги Могилева именно в Крыму выглядят неоднозначно. В 2007-2008 годах, будучи начальником местного главного управления МВД, он разогнал бизнес крымских татар на горе Ай-Петри, да при этом еще и назвал крымско-татарский народ «пособниками Гитлера». Неудивительно, что самой комментируемой темой в связи с его новым назначением стала проблема взаимоотношений с крымскими татарами. Меджлис – последняя сила, олицетворяющая в Крыму некую самостоятельность.
Но вряд ли у президента есть желание целенаправленно и показательно ссорится с татарами. Могилев просто вынужден будет продолжать политику Джарты, а она как раз строилась на компромиссе с татарами. Последним тоже придется умерить свое неприятие нового крымского начальника, и решать с ним свои вопросы, в первую очередь, узаконивание самозахватов земли. Так что более интересны три других аспекта будущей деятельности Могилева, особенно в преддверии выборов.
Во-первых, это взаимоотношения с местными олигархами, которые частично уже были показательно напуганы в эпоху Джарты (в первую очередь, делами Гриценко и Файнгольда). Можно прогнозировать, что при Могилеве продолжится «распил» крымской земли, в первую очередь, донецкой командой. Местной элите придется снова потесниться и отдать «макеевским» ту собственность, которой те пожелают завладеть.
Второй существенный вызов для Могилева – активность в регионе многочисленных организаций пророссийского толка. Близость выборов, разочарование в политике ПР, наличие обиженных местных денежных тузов и постоянный геополитический интерес России к Крыму и Украине в целом поддерживают на полуострове градус «русского вопроса». Нынешние организации «профессиональных соотечественников» были довольно жестко «прижаты» при Джарты, но активизация некоторых персонажей и политсил во время предвыборной кампании все равно неизбежна. Тем более что приход Владимира Путина с его реинтеграционой риторикой на президентский пост создают для крымских русских организаций благоприятный фон. Насколько жестко готов Могилев реагировать на существование тех же военизированных казачьих формирований в Крыму? Резонно предположить, что без команды из Киева он активно действовать против них не будет, но и потакать им не станет – ведь эти движения конкурируют с Партией регионов на политическом поле.
И здесь мы подходим к третьему заданию, поставленному перед Могилевым – это результат выборов. Результат этот должен быть не просто высоким, а очень высоким, и обеспечен любой ценой. Как раз в Крыму альтернатив у местного избирателя достаточно – и коммунисты, и КПРС Леонида Грача, и те же «русские» организации. Бороться за проценты придется именно с ними, и применять силу, в случае чего, будут именно к ним.
И все-таки перемещение Могилева в Крым можно трактовать как понижение. Почему? «Упражнения» подчиненных Могилева на ниве поддержания правопорядка, выразившиеся в тех же акциях 24 августа в Киеве или в эпизоде с футболками «Спасибо жителям Донбасса!», выглядели не столько как акции устрашения, сколько как карикатурные потуги на любимый президентом «железный порядок». У Януковича не было уверенности, что Могилев – «эффективный менеджер», что он держит под контролем все происходящее на местах, и направляет усердие своих подчиненных в нужное русло, не создавая при этом лишнего негативного фона вокруг милиции. На этой должности президенту нужен всецело «свой», спокойный и уравновешенный, человек. И такой человек был найден.
Виталий Захарченко: умная милиция
Это назначение - самое интересное и знаковое из трех ротаций, проведенных президентом. Захарченко и его заместителя Александра Клименко, ставшего теперь главой ГНС, связывают с председателем Нацбанка Сергеем Арбузовым и сыном Виктора Януковича – Александром. Они все представляют собой «молодую поросль» донецких, тех самых «наследников», которым предстоит формировать персональный режим Виктора Януковича, и постепенно перебирать власть у «старой гвардии» Партии регионов.
Президент расставляет своих молодых «технократов» на ключевые силовые и финансовые посты. Теперь из важнейших должностей в государстве незакрытыми «парнями Януковича» остаются СБУ, Минфин, Минэнерго и собственно должность премьер-министра.
Возможно, назначение Захарченко будет означать переход к более «умной» практике милицейской деятельности, больше схожей с работой спецслужб, когда акции протеста будут пресекаться еще на этапе их зарождения, и ставка будет сделана на дискредитацию лидеров внесистемных протестных движений одновременно с пестованием «удобных» вожаков «народного гнева». Именно МВД становится главным силовым ведомством страны, готовым работать и против неугодных персон в окружении гаранта. Если гарант этого захочет. Захарченко не связан никакими обязательствами ни перед кем, кроме самого президента, и по команде готов «зачистить» любого политика или олигарха - пусть с самой что ни на есть донецкой пропиской.
Кроме того, теперь МВД и Налоговая смыкаются в единый «кулак», способный нанести удар по любому схемному финансированию то ли реально оппозиционных движений, то ли олигархических корпораций. Противоречий и недопонимания между налоговиками и милицией теперь не будет. Кроме того, нужно изыскивать все новые методы пополнения казны, и здесь также требуется единство силовиков.
Александр Клименко: карьерный взлет
Самый молодой из выдвиженцев Януковича – в 2012 году ему исполнится 31 год. По-видимому, своей стремительной карьерой Клименко обязан знакомству с Александром Арбузовым. В 2005 году нынешний глава НБУ стал членом «Нашей Украины» в Донецкой области. Ячейку партии возглавлял тогда брат Александра Клименко – Антон Клименко. Не прошло и пяти лет, как в 2010-м году Александр Клименко был «мобилизован» на должность заместителя главы Налоговой службы, а теперь стал главным налоговиком страны. Его политика на этом посту вполне предсказуема: плотная работа с бывшим шефом, а нынешним главой МВД.
Нынешние кадровые перемещения станут первыми в цепочке дальнейшего вытеснения старой гвардии «донецких» и ставленников отдельных ФПГ из власти. Янукович, как это и предрекали эксперты, взял курс на уменьшение влияния олигархов на политику. Российский сценарий известен, осталось его реализовать. «Семибоярщины» при нынешнем президенте точно не будет.
- Информация о материале
Украина прошла точку невозврата
Состоялся ряд громких кадровых перестановок. В общем-то, слухи о них ходили давно, однако планировалось, что полетят совсем другие головы. Поэтому кадровые рокировки для многих стали сюрпризом. Либо на этот раз обошлось без утечки информации из Администрации Президента и Кабмина, либо все действительно решилось в последний момент.
Итак, с должности министра внутренних дел был уволен Анатолий Могилев. Впрочем, долго в числе безработных он не числился: следующим указом Виктор Янукович назначил его на вакантное после смерти Василия Джарты место премьер-министра Крыма. И само кресло главы МВД не пустовало: его занял бывший председатель Налоговой администрации Виталий Захарченко. Очевидно, власть посчитала, что Захарченко многое сделал на своем посту. В частности, именно с подачи Налоговой были подняты старые дела ЕЭСУ, которые могут добавить Юлии Тимошенко не только проблем, но и количество лет в тюрьме. Так, адвокат Тимошенко Сергей Власенко заявил, что представители ГНАУ возобновили расследование по четырем уголовным делам ЕЭСУ от 2000 года, связанным с неуплатой налогов. Кроме того, Захарченко считается близким к старшему сыну Президента Александру Януковичу.
В свою очередь, на должность Захарченко тут же заступил его заместитель Александр Клименко. Как уже писали «Комментарии», выходец из Донецка, господин Клименко считается стопроцентно человеком семьи Виктора Януковича, в частности, близким другом его сына Александра. Будучи главой ГНА в Донецкой области, Александр Клименко за полгода на треть увеличил налоговые поступления в бюджет. Сделал он это с помощью своих методов выбивания денег со всех, даже с ранее неприкосновенных представителей донецкой элиты. Налоги при нем стали платить все. Ну, или почти все. За такую старательность, и, очевидно, за близость к Александру Януковичу, Клименко и получил должность сначала заместителя главы ГНАУ, а затем и ее руководителя. Можно не сомневаться, что технологии вытряхивания налогов, отработанные им в Донецке, будут применены и на центральном уровне.
Так, за один день под контроль «семьи» перешла почти вся фискально-силовая система страны. В этой цепочке не хватает, пожалуй, только одного звена – СБУ. И мало кто удивится, если через какое-то время Валерий Хорошковский будет уволен со своего поста. И совсем необязательно ему компенсируют этот удар должностью, равнозначной нынешней. В любом случае, о своей голубой мечте объединить Налоговую службу и Таможню под своим началом ему придется забыть. Нет, может быть, эта идея и будет реализована. Но уже без Хорошковского.
Но на самом деле, бояться нужно не только главе СБУ, но и тем, кто считал себя неприкосновенным и неуязвимым при нынешней власти. Вчерашними знаковыми перестановками окружению Виктора Януковича был дан четкий сигнал: отныне «семья» будет контролировать все и вся. И все остальные вынуждены будут играть именно по тем правилам, которые им диктуют вновь пришедшие управленцы. Соответственно, все группы в Партии регионов – и «газовики», и «ахметовцы» и те, кто ориентирован на Андрея Клюева, должны готовиться к тому, что отныне уровень их влияния будет уменьшаться в прямой зависимости от того, как будет расти влияние близких к Януковичу людей. И рано или поздно, все эти «группы влияния» в Партии регионов останутся просто группами. Без влияния и полномочий. До полного контроля «семье» осталось сделать буквально парочку кадровых рокировок.
- Информация о материале
Страница 1668 из 2102
