Заявление Арсения Яценюка о необходимости введения санкций в отношении российских нефтепродуктов не на шутку всколыхнуло участников топливного рынка, хотя больше нужно волноваться потребителям — реализация инициативы премьера затронет каждого.
Помимо дизельного топлива как крупнейшей топливной позиции, необходимо упомянуть и о российском сжиженном газе, наполняющем почти половину украинского рынка. Таким образом, два из трех ключевых видов моторных топлив могут существенно прибавить в цене. При этом украинские деньги за топливный импорт продолжат идти российским нефтяным компаниям, ведь большинство альтернативных поставщиков нефтепродуктов производят их из российской нефти.
«Мы ввели ряд санкций против РФ. Однако один из ключевых элементов — закупка нефтепродуктов в РФ — почему-то не попал в санкционный список. Я прошу Министерство экономики проработать механизм запрета приобретения нефтепродуктов у страны-агрессора, коей является РФ. И в пятницу чтобы мы вынесли и то и другое решения на внеочередное заседание правительства», — заявил глава Кабмина.
Как ранее уже сообщало ZN.UA («Меньшее из двух зол«, №11 от 25 марта 2016 г.), основная роль российского дизельного топлива в Украине заключается не столько в его физических поставках, сколько во влиянии на цены остальных поставщиков. Российское эмбарго на поставки дизтоплива в Украину осенью прошлого года автоматически подняло цены на 20–30 долл. за тонну. Из-за нехватки объемов продукт начал поступать через морские порты — самый дорогой «вход» в Украину, что повысило цены по всем направлениям поставок. В более понятных для автомобилистов величинах — это 60–70 коп./л.
И если дизельное топливо является самой объемной позицией, которая по итогам 2015 г. измерялась 1 млн т и заняла 24% рынка, то сжиженный газ является лидером по доле рынка в своем сегменте. По итогам первого квартала 2016 г., российский пропан-бутан занимает 45% рынка Украины (около 155 тыс. т). При этом роль сжиженного газа уже весьма существенна в общем балансе моторных топлив. В этом году на каждые проданные на АЗС 10 л бензина приходилось 8 л пропан-бутана.
Как и в случае с ДТ, прекращение поставок сжиженного газа из России к ресурсному коллапсу не приведет — продукт есть. Но в отличие от ситуации с ДТ, когда на смену российскому продукту придет европейский и белорусский из российской нефти, на рынок поступит тот же российский газ. Только стоить он будет с учетом транспортировки из РФ в Европу и обратно в Украину, а также будет содержать «приварок» европейских трейдеров. Такие предложения есть и сегодня, но в страну сжиженный газ с Запада не поступает, поскольку он на 50–60 долл. за тонну дороже. Закупка российского ресурса в европейской упаковке приведет к удорожанию пропан-бутана в розничной сети на 0,85–1,0 грн/л, или до 15% при текущих ценах.
Не факт, но вероятно
Основные поставщики нефтепродуктов в Украину — Беларусь, Литва, Польша — производят топливо исключительно из российской нефти. Поэтому россияне получат с украинцев свои деньги в любом случае. НПЗ соседних стран будут иметь дополнительный спрос и, соответственно, заработок. А что получим мы, кроме повышения цен?
Непродуманность антироссийских санкций в энергосфере (кстати, коль уж на то пошло, почему Арсений Петрович забыл о санкциях на российский природный газ?) заставляет участников рынка и экспертов искать конспирологические причины поведения премьера. Некоторые из них имеют право на существование. Например, вполне очевидно, что от запрета российских нефтепродуктов выиграет крупнейший украинский производитель — «Укртатнафта», контролируемая Игорем Коломойским.
О внимании премьера к мнению украинских патриотов из Женевы известно уже всем. Говорят, днепропетровский олигарх любит писать премьеру СМС-ки… Для НПЗ в Кременчуге высокая цена на внутреннем рынке позволила нарастить переработку за счет поставок импортной (казахской) нефти, которая, во-первых, отгружается в российском Новороссийске, во-вторых, покупается у российского «Лукойла»…
Потенциально заинтересованные в остановке российских поставок лица есть и в ближайшем окружении Яценюка. В частности, группа Сергея Пашинского, оседлавшая антироссийскую риторику, осуществила в 2014–2015 гг. несколько набегов на объекты «Роснефти» и Сергея Курченко, экспроприировав «именем революции» более сотни тысяч тонн нефтепродуктов и сырья. На каком-то этапе группа претендовала и на нефтепродуктопровод «Прикарпатзахидтранс», схлестнувшись с интересами покойного Игоря Еремеева. Но в итоге россияне продали трубу неизвестной швейцарской структуре, которая, по имеющимся данным, в самое ближайшее время собирается начать прокачку дизельного топлива. Могли приближенные к премьеру бизнесмены показать швейцарским чужакам «кузькину мать», чтобы впоследствии попросить от их бизнеса долю малую?.. А с таким аргументом в виде запрета на поставки можно попросить и немалую…
* * *
Но все же большинство мнений склоняется к эмоциональности премьера в сложившейся непростой для него ситуации. Если же мыслить рационально, то в любом случае необходимо исходить из национальных интересов.
Обратите внимание: поддерживая Украину, европейцы не затронули санкциями энергетический российский импорт, поскольку это крайне чувствительный и капиталоемкий сегмент. Прагматичный подход можно проследить и в поведении наших ближайших союзников в ЕС — Литвы и Польши. Выступая с крайне жесткой риторикой в отношении Москвы, обе страны на 99% перерабатывают российскую нефть. Минувшей осенью польский концерн Orlen технично приобрел пару танкеров арабской нефти, заявив о желании диверсифицировать поставки. Но уже через несколько недель полугосударственный концерн подписал с «Роснефтью» трехлетний контакт на полное обеспечение сырьем. Блестящая работа — сначала пугнули россиян отказом от их услуг, сбили цену и получили контракт с хорошим дисконтом. А потом продадут полученные нефтепродукты, в том числе и в Украину. Ничего личного, только бизнес. Но важный нюанс в том, что заработанные деньги работают на благо этих стран, а не утекают в «панамы», «кипры» и «женевы». И поэтому та же Польша — лидер по темпам экономического роста, что позволяет ей открыто отстаивать не только свои, но и наши интересы.