Не секрет, что мы часто откладываем на послезавтра то, что можно сделать завтра. А послезавтра находится еще какая-нибудь причина не приступать к отложенному делу. Кто-то называет это ленью, кто-то сокрушается о недостаточной силе воли, а кто-то задумывается над тем, надо ли вообще это делать.
Термин «прокрастинация» давно и прочно вошел в наш обиход. Употребляют его в основном применительно к работе в офисе, хотя само явление встречается на работе, в быту и в отношениях, то есть во всех сферах жизни.
Прокрастина́ция (от англ. procrastination — задержка, откладывание; от лат. procrastinatio — с тем же значением, восходит к лат. cras — завтра, или лат. crastinus — завтрашний, и лат. pro — для, ради) — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам (Википедия).
Когда мы ленимся, мы просто ничего не делаем. Можем валяться на диване, смотреть в потолок, спать и так далее. То есть отдыхать. Прокрастинация — это отказ делать то, что надо делать в данный момент, и одновременно — заполнение освободившего времени другой деятельностью. То есть человек суетится, очень занят, ничего не успевает, и при этом зачастую невозможно определить, каковы же результаты этой деятельности. Например, вместо подготовки годового отчета можно заняться упорядочением электронных писем или уборкой рабочего стола, вместо уборки в квартире — составлением списка любимой музыки в ноутбуке (ну, чтобы потом веселее было убирать).
Такой человек, как правило, — постоянно уставший, у него рассеяно внимание и мало энергии. Ничего страшного, если откладываются на потом важные дела, которые, по большому счету, касаются только самого человека. Например, не подготовился к экзамену, не сдал, получил проблему — неприятно, но никто другой не пострадал. Но если прокрастинатор, и не один, завелся в коллективе, — это уже совершенно другая история. Ведь в команде никто не работает сам по себе, все сотрудники связаны между собой производственным процессом, и если одно или несколько звеньев процесса «буксуют», в итоге страдает вся цепочка.
Итак, внешняя сторона прокрастинации выглядит так. Как же выглядит обратная сторона «синдрома бурной деятельности»? Он не возникает на пустом месте и не является осознанным и продуманным способом действий. Если спросить у прокрастинатора, хочет ли он постоянно находиться в цейтноте, получать недовольство и критику от коллег и руководства, в перспективе терять в деньгах, карьере и профессиональной репутации, — разумеется, он ответит «нет». Несмотря на это, заставить себя заниматься тем, чем надо, никак не выходит, и увещевания, просьбы, уговоры и самоуговоры, пресловутая сила воли помогают ненадолго. Это означает, что в данном случае идет борьба со следствиями, а не устранение причин. Проблему прокрастинации психологи изучают несколько десятилетий, объяснений и теорий существует множество. Попробуем поговорить о прокрастинации не как о проблеме, а как о симптоме, указывающем на наличие скрытой проблемы. Точно так же как, например, насморк — это не самостоятельная болезнь, а симптом вирусной инфекции, и лечить надо инфекцию, прокрастинация — это маркер существующей проблемы. Если устранить проблему, симптом исчезнет сам по себе, специально бороться с ним не надо.
Список причин, приведенный ниже, не является исчерпывающим, но они встречаются чаще всего.
В первую очередь можно говорить о хронической усталости. Желание отложить на потом важное дело может сигнализировать о том, что для выполнения этого дела в данный момент просто нет сил. Например, надо написать презентацию нового продукта или услуги, и это не механическая работа, а напряженный интеллектуальный труд, требующий сосредоточенного внимания. Бессознательно хочется уклониться от этой работы, по крайней мере на данный момент, но отдыхать на рабочем месте у нас не принято. Кроме внешних последствий, в виде недовольства начальника или коллег, есть еще и недовольство собой. Тогда можно делать мелкие, незначительные дела, облегчать свою совесть тем, что не бездельничаешь в офисе, но в это время напряжение от мысли «надо сделать ту самую работу» никуда не девается, как и усталость.
Спросите себя, как давно вы были в отпуске. Как проходит ваш отдых вообще — это действительно отдых, когда вы можете отоспаться, заняться приятными делами, или просто смена одной деятельности на другую, также требующую энергии и сил? Отгул, больничный, внеплановый отпуск на несколько дней, и по приходе на работу, может, презентация будет сделана в первую очередь. Когда есть силы и желание работать, пропадает необходимость как-то специально заставлять себя или уклоняться от работы.
Скажу отдельно пару слов об организации рабочего времени в целом. Если есть хроническая усталость, стоит пересмотреть перечень своих обязанностей — не тех, которые прописаны для вашей должности, а тех, которые вы реально выполняете. Понаблюдайте, чем наполнен ваш рабочий день. Часто оказывается, что в нагрузку к основным функциям идет масса неважной (для специалиста определенной квалификации), ненужной или не своей работы. Максимальное освобождение себя от лишней нагрузки, сосредоточенность только на основном значительно повышает эффективность труда и снижает риск возникновения хронической усталости. Не секрет, что многие руководители любят, в целях экономии на зарплате, нагрузить одного человека обязанностями двух-трех сотрудников — как по объему времени, так и по количеству задач. В итоге такая «экономия» оборачивается убытками от низкого качества результатов. Ведь сколько ни нагружай сотрудника, сколько ни «озадачивай», все равно он выполнит лишь то, что реально может выполнить, а не столько, сколько ему скажут. И в этой ситуации хроническая усталость и прокрастинация являются нормальным ответом здорового организма — эдакий тихий саботаж.
Стоит еще сказать о том, что зачастую и сам человек нереалистично оценивает собственные силы и возможности, и набирает на себя столько обязательств, задач и планов, сколько выполнить не в состоянии. И тут нужно или честно признаться самому себе, что переоценил себя, и отказаться от части дел. Или же тужиться, пытаясь выполнить невыполнимое, и объяснять себе и другим: ой, я не сделал это и это, потому что был занят тем-то и тем-то.
Еще одна причина прокрастинации — нежелание выполнять ту или иную работу. Усталости особой нет, но и желания — двигателя любого действия, — тоже. В этом месте многие возмутятся: «Что значит — нет желания? Это работа, и ее надо делать, мало ли кому чего хочется!» Жизнь взрослого человека устроена так, что действительно время от времени приходится делать то, что не хочется. Если время от времени, то можно себя уговорить. Но постоянно заставлять себя заниматься нелюбимой работой не получится, и тут наш организм бессознательно переходит в энергосберегающий режим: приходит на работу, изображает бурную деятельность, но работает на самом деле мало. Или человек начинает часто и подолгу болеть — тоже способ уклониться от неинтересной и бессмысленной работы.
Мало кто признается себе, а тем более другим, в том, что попросту не хочет работать: в этой компании или на этой должности, или с этими людьми, или за такую зарплату. В первую очередь это надо понять самому, что очень непросто. Не говоря уж о том, чтобы сказать об этом коллегам или руководителю. Помочь выявить эту причину прокрастинации могут профессиональные и внимательные HR-менеджеры, непосредственный руководитель или психолог. Сам человек может догадываться, почему он вместо того, чтобы заниматься продажами, целыми днями пьет кофе с коллегами или заполняет ненужные таблицы в Exсel, но посмотреть правде в глаза бывает страшно. Ведь тогда придется что-то менять: искать другую работу, учиться чему-то новому, заявлять о своих интересах и стремиться к их осуществлению. Прокрастинация в этом случае становится самым простым и легким выходом из ситуации, но, к сожалению, такой выход приносит много вреда в первую очередь самому человеку.
Мне известны случаи, когда сотрудники до такой степени пренебрегали своими обязанностями на постылой работе, что увольнять их приходилось со скандалом, ни о каких хороших рекомендациях для следующего работодателя и речи быть не могло.
Все может быть не так драматично, если человек может открыто поговорить с начальством о сложившейся ситуации, и они вместе поищут пути выхода из нее. В большинстве случаев увольнять сотрудника вовсе не надо: достаточно что-то изменить в работе или вознаграждении. Например, пересмотреть обязанности: возможно, человек давным-давно делает то, что ему уже неинтересно, из чего он профессионально вырос. Или, наоборот, нагружен тем, для чего его квалификации явно недостаточно, а вырасти в этой сфере он не сможет. Отдельно пару слов о вознаграждении: существует миф о том, что человек, который действительно хочет работать, будет это делать и за небольшие деньги, а кто не хочет — не будет даже за большую зарплату.
Сотрудник, который хочет работать в этой компании или в этой профессии, первое время действительно может работать за небольшие деньги, но это не означает, что так будет всегда. Пока идет испытательный срок, или знаний и навыков недостаточно, наградой будет профессиональный рост. Когда же есть недооцененность, в чем бы она ни выражалась: в несоответствующем финансовом вознаграждении, в отсутствии положительной оценки от руководства и коллег, — бессознательно человек будет добирать свое: не деньгами, так меньшей нагрузкой. Субъективное чувство недооцененности не имеет ничего общего со средней зарплатой по рынку или в компании. Это не означает, конечно же, что надо без разговоров платить за работу столько, сколько просят, — рыночные расценки являются ориентиром. Но если сотрудник ценен и важен для компании, есть смысл обсудить с ним вознаграждение именно для него.
Конечно, бывает и так, что человек просто-напросто находится не на своем месте. Выбрал профессию, опираясь не на свои склонности, желания и интересы, а на соображения престижности, советы родителей и т.д. А если заниматься не своим делом, то сколько бы денег оно ни приносило, рано или поздно от него захочется убежать. Тогда стоит искать свое. Как показывает опыт многих успешных людей, которые резко сменили свой профессиональный вектор даже в зрелом возрасте, — если занимаешься тем, что интересно, во что вкладываешь энергию, рано или поздно это дело будет приносить хороший доход. Не говоря уж о чувстве радости и наполненности жизни.
Плохие или напряженные отношения в коллективе — еще один источник прокрастинации. Было бы идеально, если бы все коллеги любили и уважали друг друга, но в реальной жизни так бывает не всегда. Плохой психологический климат в коллективе нередко становятся серьезной помехой для нормальной и продуктивной работы. Плести интриги, выяснять отношения зачастую становится более увлекательным, чем, собственно, работать. Да и сотрудничать в одном проекте тем, кто друг друга терпеть не может, весьма затруднительно. Например, надо готовиться к важной встрече с клиентом, но менеджер проекта и дизайнер тихо ненавидят друг друга, соответственно, будут оттягивать те моменты, когда им необходимо вместе поработать. Или конфликт бухгалтера и менеджера по продажам: первый никогда не готовит вовремя документы для клиентов второго, прикрываясь более важными и срочными делами. Иногда двум людям удается найти общий язык, иногда — нет. Если в коллективе есть такие проблемы, их нельзя пускать на самотек, необходимо разбираться и искать выход.
Еще один неожиданный вид прокрастинации, который со стороны выглядит как напряженная работа, но на самом деле является прекрасным уходом от нее, — это бесконечные совещания и рабочие встречи. Они важны и нужны, безусловно. Все дело только в их количестве и продолжительности. Если митинги происходят чуть ли не ежедневно, по нескольку раз в день, создаются по любому поводу, независимо от его значимости, длятся не менее часа, на них присутствует максимальное количество сотрудников, и решения, принятые на одной встрече, становятся предметом обсуждения на следующей, — стоит задуматься над тем, что происходит в компании. Ведь в таком режиме выполнять принятые решения просто некогда. А сами совещания становятся отличной имитацией настоящей работы. Рядовые сотрудники, которые должны выполнять поставленные задачи, часто игнорируют их или действуют по своему плану, то есть прокрастинируют. Причина ясна: то, о чем договорились сегодня, вполне может быть отменено или переиначено завтра. Выполнять же бессмысленную работу, не имеющую ни начала, ни конца, как правило, не хочется.
Существует больше причин прокрастинации, чем описано выше, и это общие выводы. Что происходит в каждом конкретном случае, почему именно вы прокрастинируете, — вопрос для серьезных раздумий, лучше вместе со специалистом: коучем или психологом. Можно, конечно, и искать причину: ведь прокрастинация уберегает нас от нелюбимой, непонятной, бессмысленной работы и в какой-то мере экономит энергию. Правда, в той же мере лишает свободы выбора и радости осмысленной, интересной, творческой и высокооплачиваемой деятельности.