В августе 2010 г. Министерство труда и социальной политики Украины получило более 200 000 писем от граждан Украины, желающих оформить субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг. По мнению главы министерства, это - неплохой показатель, поскольку, в случае согласия чиновников на выдачу субсидии этим гражданам, вместе с теми, кто ее уже получает, в государстве будет около полмиллиона людей, ощущающих заботу правительства. Тем временем желающих получить субсидию становится все больше, тем более, что государство сделало все возможное, чтобы процедуру «хождения по мукам» сделать наиболее упрощенной.
Верховная Рада уменьшила размер обязательной платы за жилищно-коммунальные услуги, включая плату за газ, с 15% до 10% среднемесячного совокупного дохода для семей, состоящих из пенсионеров, инвалидов и детей, а также с 20% до 15% для других семей, в составе которых есть трудоспособные граждане. Кроме того, парламент ввел упрощенную систему назначения жилищных субсидий, включая оплату газа, которая предусматривает освобождение граждан от сбора многочисленных справок. Выглядит все очень неплохо. Только вот в последнее время СМИ начали сообщать о том, что инспекторам мало заявлений от пенсионеров со справкой о скромных доходах – чиновники посещают дома пенсионеров с целью «выяснения обстоятельств по делу о назначении субсидий». Даже заглядывают в холодильники бабушек и требует предъявить чеки - наличие трех сырых яиц и 200 граммов докторской колбасы на полке может значить лишь одно: бабушка благоденствует и субсидия ей не нужна.
В том, насколько подобные действия законны и при наличии чего в доме можно реально потерять право на получение субсидии, решила разобраться «Судебно-юридическая газета».
Итак, кто же имеет право на получение субсидии. В цифрах. Посчитать это можно следующим образом: берется совокупный доход на всех членов семьи, зарегистрированных в определенной квартире, за последние полгода и делится на шесть. Получается средний месячный доход. Далее высчитывается 10% от этой суммы для семьи, состоящие из нетрудоспособных граждан, и 15% – для трудоспособных граждан. Полученная сумма сравнивается с суммой месячной оплаты за коммунальные услуги. Если плата за услуги ЖКХ превышает 10% или 15 % совокупного семейного дохода, то жильцам предоставляется субсидия на сумму излишка, который семья платит за предоставленные услуги. Теоретически…
Как рассчитать совокупный доход
В общий месячный доход включается не только заработная плата, сюда включается пенсия, все социальные пособия и другие выплаты, доходы от предпринимательской деятельности. Исчерпывающий перечень доход, включаемых в общий месячный доход предусмотрен п. 5 Методики исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, утвержденных совместным приказом Минтруда, Минфина, Минэкономики, Госкомсемьимолодежи, Госкомстатистики от 15.11.2001 № 486/202/524/455/3370. Так, хотя в совокупный доход включаются все виды материальной помощи, основная часть помощи при рождении детей, выплата которой осуществляется единоразово при рождении детей и усыновлении, сюда не входит. Ту же часть, что выплачивается в последствии ежемесячно, придется зачислить в общий месячный доход семьи.
Согласно Методике исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, в совокупный доход семьи не учитываются средства на обучение, полученные непосредственно лицом от предприятия, учреждения или организации на условиях займа или кредита, и ежемесячные компенсационные выплаты. Исходя из этого, такие средства не будут влиять на определение права на получение жилищной субсидии.
Вопрос о том, кто считается нетрудоспособным, кроме пенсионеров, инвалидов и детей, регулируется достаточно четко. Так, право на субсидию по показателям для нетрудоспособных имеют лица, являющиеся трудоспособными по возрасту и медицинских показателям, но подпадающие под следующие категории: граждане, ухаживающие за детьми до достижения ими трехлетнего возраста; граждане, ухаживающие за детьми, требующими ухода в течение времени, определенного в медицинском заключении ВКК, но не более, чем до достижения ими шестилетнего возраста; граждане, имеющие трех и более детей до 16 лет и ухаживающие за ними; граждане, ухаживающие за инвалидами I группы или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, или инвалидами I или II группы вследствие психического расстройства, или лицами, которые достигли 80-летнего возраста; физические лица, предоставляющие социальные услуги. То есть, в отношении этих лиц применяется десятипроцентный рубеж при определении его возможностей по оплате услуг ЖКХ.
О правомерности проверок
Что касается проверок и визитов, то согласно нормам постановления Кабмина «Об упрощении порядка назначения населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-комунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива», такие проверки могут проводиться избирательно.
Согласно п. 6.5 этого постановления, субсидия не назначается в том случае, если во время избирательного обследования материально-бытовых условий жизни семьи инспектором установлено, что кто-либо из домочадцев имеет дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе. К таким доходам нормативно-правовой акт относит сдачу в аренду, работу без оформления трудовых отношений; получение дохода от содержания скота, птицы, других животных, дохода от народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузовой машины, микроавтобуса. Наличие иных трудовых доходов также может негативно сказаться на вопросе оформления субсидии. То есть в данном случае, после обследования, субсидия не назначается в качестве наказания за сокрытие дохода.
Далее. Анализ разосланных «писем», упрощающих процедуру получения субсидий, привел к неожиданным выводам. Дело в том, что в заявлении на получение субсидии пенсионер должен написать следующую фразу: «Я и члены моей семьи даем согласие на сбор информации о семье, доходах, собственности и имуществе, которая необходима для получения жилищной субсидии». То есть, пенсионер заранее согласен с тем, что все контролирующие органы – от налоговой полиции до органов соцзащиты могут, как говорится, «без суда и следствия» прийти к Вам в квартиру и проверить: а действительно ли обоснованно начисляются субсидии? И если им что-то не понравится, то «возмездие будет страшно».
Подтверждением этому служит фраза, которую пенсионер обязан написать в декларации о доходах и имущественном положении лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии: «Я осознаю, что в случае подачи мною неполных или недостоверных данных о доходах и имущественное положение зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, членов семьи, проживающих отдельно (жены, мужа, несовершеннолетних детей) мне может быть отказано в назначении субсидии или приостановлено ее начисление». Но ведь вполне естественно, что многие пенсионеры нечаянно могут ошибиться в заполнении бумаг. Однако они заранее обязаны согласиться, что в случае ошибки потеряют право на льготы. Пока это привело лишь к резкому увеличению очередей в органах соцобеспечения – ошибиться боятся все. Что касается проверок как таковых, то они и вовсе противоречат конституционному принципу неприкосновенности жилища. Однако, если человек «добровольно» (а разве у него есть выбор?) соглашается на такую проверку, то почему бы им не быть? Впрочем, вышеуказанным постановлением установлены и иные случаи, когда субсидия не назначается. Даже без обследования жилья.
Купил «Таврию» в кредит? Забудь о субсидии!
Субсидия не назначается в случае, если среди зарегистрированных в жилом помещении лиц есть трудоспособные граждане, не работавшие, не учившиеся и не находящиеся в поиске работы через службу занятости в течение 3-х месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией. Если же безработный стоит на учете в центре занятости, субсидия назначается ему на общих основаниях. Для этого предоставляется справка из центра занятости о размере пособия по безработице за последние 6 месяцев.
Субсидии не будет и в случае, когда кто-либо из жильцов, в течение года перед обращением за назначением субсидии совершил покупку земли, жилья, автомобиля, строительных материалов, иных товаров долгосрочного использования и оплатил услуги по обучению, строительству, ремонту квартиры, автомобиля, телефонной связи на сумму, превышающую к моменту обращения 10-кратный размер прожиточного минимума для указанных лиц. Размер прожиточного минимума рассчитывается для каждого из членов отдельно. Так, на данный момент он установлен в размере 771 гривны для детей в возрасте до 6 лет; 921 – для детей в возрасте от 6 до 18 лет; 888 – для трудоспособных лиц; 709 – для нетрудоспособных граждан. То есть, если в семье есть работающие мама с папой, пятилетний малыш и бабушка-пенсионерка, то размер десятикратного размера прожиточного минимума будет исчисляться следующим образом: (888 гривен + 888 гривен + 771 гривна + 709 гривен) х 10 = 32560 гривны.
Следовательно, если в течение года была совершена покупка авто, жилья, или оплачено обучение (в том числе в кредит) в размере, превышающем указанную выше сумму, субсидия семье не назначается (а под эту сумму подпадает даже самый «народный» из авто – запорожская «Таврия»). Как видите, наличие банковского кредита также может повлиять на решение об оформлении субсидии. Государство мало волнует тот факт, что за приобретенный автомобиль Вам еще пять лет расплачиваться. Если в семье уже есть более одного авто, то и оно исключает право получить субсидию.
Наличие жилой недвижимости, если ее плошать превышает максимально дозволенную норму, также станет поводом в отказе в субсидии. Норма данная установлена в размере 21 кв.м. на каждого человека и дополнительно 10,5 кв.м на семью, и установленных нормативов пользования коммунальными услугами. Если это одиноко проживающий человек, то такая норма - 31,5 кв.м. Если это однокомнатная квартира - субсидия предоставляется на всю жилую площадь. Когда начисления в пределах норм превышают 15% или 10% от доходов, человек может получать субсидию на нормативную площадь (для одного человека это 31,5 кв. м), а избыточную жилплощадь ему придется оплачивать самостоятельно.
Комментарии:
Министр труда и социальной политики Украины Василий Надрага:
– В отдельных СМИ участились случаи неверного толкования положений Порядка назначения жилищных субсидий. В частности, допускаются ошибки при указании суммы расходов граждан на покупку дорогих вещей, которая принимается во внимание при определении права на назначение жилищной субсидии. Исходя из размеров прожиточных минимумов для разных категорий населения, эта сумма составляет для одиноко проживающего пенсионера 7090 гривен, для семьи из двух пенсионеров - 14180 гривен, для семьи из двух работоспособных родителей и ребенка старше 6 лет - 26970 гривен.
Предоставление чеков, которые подтверждают стоимость покупки, не является обязательным. Но, если они есть, то это поможет социальному инспектору не допустить ошибки при определении стоимости приобретенного товара долгосрочного потребления. Следовательно, семье, которая состоит из двух пенсионеров необходимо сообщать лишь о приобретенных на протяжении года товаров долгосрочного потребления, стоимость которых превышает 14,2 тыс. гривен. Но даже в случае, когда семья на протяжении года приобрела дорогую вещь, субсидия может быть ей назначена по решению комиссии на основании обследования условий проживания такой семьи и с учетом всех обстоятельств, имеющих место.
Премьер-министр оппозиционного правительства Сергей Соболев:
– Правительство предлагает парламенту принять изменения к законодательству, которыми будут ухудшены условия предоставления гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Проектом закона предусмотрено оформление субсидий только после обследования квартиры лица. Такое обследование квартиры предусматривает, что в случае, если у вас есть предметы, попадающие под перечень, утвержденный правительством Украины, то вы не имеете права претендовать на эту субсидию, даже если ваши доходы меньше, чем те, которые предусматривают получение субсидии. По нашему мнению, власть намерена законодательно закрепить уникальную схему, которая позволит получить субсидии в лучшем случае одному проценту населения Украины.