Ни для кого не секрет, что национальная система здравоохранения в Украине не удовлетворяет потребности населения. Кроме того, последние годы сфера здравоохранения, как и остальные отрасли, несет бремя кризиса украинской экономики и тяготы военного положения. Сегодня в Украине действует постсоветская медицинская система, которая на бумаге гарантирует людям бесплатное лечение. Фактически же, государство не в состоянии выполнять эти обязательства, ведь просто не имеет достаточно средств на оплату всех необходимых медицинских услуг для населения. «Сегодня бюджет покрывает лишь 40% потребностей медицины, остальные 60% оплачивают граждане», – прокомментировал ситуацию народный депутат Украины, экс-министр здравоохранения Олег Мусий.
Кроме того, само министерство здравоохранения Украины ныне находится в достаточно шатком положении. Мало того, что до сих пор оно остается единственным ведомством без министра (напомним, что с апреля этого года обязанности его главы исполняет Виктор Шафранский), так и еще и над Минздравом повисла угроза упразднения. Министерство здравоохранения и министерство социальной политики в будущем могут стать одной структурой. Такое предположение высказал вице-премьер-министр Павел Розенко. «В министерстве социальной политики существует колоссальная масса реформ, которые необходимо провести и в Минздраве. Когда их проведут, тогда это будет одно направление», – прокомментировал он свое заявление.
Нельзя не отметить и тот факт, что в Верховной Раде находится целый рад законопроектов, направленных на реформирование системы здравоохранения и, к сожалению, большинство из них можно отметить как антисоциальные. Вообще, о реформе в медицинской сфере говорят давно, однако пока все уже проведенные процессы показали свою неэффективность, а упрямая статистика гласит, что каждая пятая украинская семья не может оплатить медицинские услуги и лекарства.
Доктор не по карману
Если кратко говорить об идее реформирования в сфере здравоохранения, то получается, что все реформы сводятся к тому, что бесплатная медицина – это пережиток прошлого, а будущее как раз за платным доктором и, соответственно, за платными медицинскими услугами. Правда, говорить об этом предпочитают между строк предлагаемых законопроектов, видимо, чтобы лишний раз не травмировать и без того озлобленных на сегодняшнюю медицину украинцев. Ответы на вопросы, станут ли наши доктора более профессиональными, услуги более качественными, а пациент более защищенным в результате таких преобразований, пока остаются под большим сомнением. Как уже было сказано выше, предложенная медицинская реформа прописана в нескольких законопроектах, но основные принципы содержатся в законопроектах №4456 «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине» и №2409 «Об основах государственной политики здравоохранения». Первый названный документ, в случае его принятия, своими нормами фактически узаконит платные услуги в медицине. Причем, как говорят в профильном комитете, у него очень большие шансы быть принятым.
Можно отметить, что законопроект дает толкование множеству терминов, конкретизирует понятие «медицинская помощь», узаконивает новое понятие «медицинская услуга». Однако в рамках новых и старых понятий не совсем конкретизуется, какие услуги могут остаться бесплатными, а за что придется официально платить. Отметим, что эти и многие другие новые понятия, а также старые, но с расширенной формулировкой, прописаны и в иных законопроектах, связанных с реформой украинской медицины. Ряд замечаний экспертов, изучавших законопроект, касались именно терминологии. «Замечания вызывает терминология законопроекта. В частности, определение некоторых терминов выглядят чрезмерно громоздкими и такими, которые не отражают в полной мере их содержание», – говориться в выводе Главного научно-экспертного управления ВР. Специалисты отметили, что отдельные из терминов потребует редакционной корректировки, поскольку выглядят малопонятными.
Что же касается вышеупомянутого понятия «медицинская услуга», а согласно нормам законопроекта №4456 это «последовательно определенные действия или комплекс действий субъекта хозяйствования в сфере здравоохранения, направленные на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлением и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами, которые имеют самостоятельное значение и используются как основа планирования их объема и стоимости», данное толкование вызвало массу споров, как среди юристов, так и среди общественности. Именно из содержания цитируемого выше определения вытекает платный характер медицинских услуг, с чем вряд ли можно согласиться, поскольку стоимость не может считаться определяющим признаком медицинской услуги. Ведь пока не все медицинские услуги являются платными, а таковыми их хотят сделать. Кроме того, такой подход не согласуется с Конституцией Украины, согласно которой медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно. «Я уверен, что статью 49 Конституции Украины, гласящую, что каждый украинец имеет право на бесплатную медицинскую помощь, нельзя упразднять. Это важный социальный момент», – высказывает свое мнение народный депутат Украины Андрей Шипко. «Все же в нынешнее время, когда украинцам тяжело выживать, делать медицину полностью платной нельзя. Должен остаться перечень услуг, которые каждый может получить бесплатно. Кроме того, уверен, что первая медицинская помощь, т. н. экстренная помощь, должна быть бесплатной», – это уже мнение столичного врача общей практики семейной медицины Николая Леончука.
Однако законодатель, опять же, между строк законопроекта, настаивает на том, что медицинская помощь слишком дорогая, чтобы быть бесплатной. В рамках законопроекта достаточно размыто выписана та часть норм, которые отвечает за перечень гарантированных услуг: «Медицинская помощь в пределах объемов, гарантированных государством, предоставляется в учреждениях здравоохранения, с которыми главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры о медицинском обслуживании населения». Эксперты и юристы отмечают, что предложенная норма не согласуется с природой бюджетных отношений, возникающих между государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения и главными распорядителями бюджетных средств, и напоминают, что такие взаимоотношения на сегодня регулируются нормами Бюджетного кодекса Украины. Речь идет, прежде всего, о том, что отношения между главным распорядителем бюджетных средств (бюджетным учреждением в лице его руководителя, уполномоченного на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета, – ныне Минздрав) и государственными (коммунальными) учреждениями здравоохранения по финансированию последних за счет бюджетных назначений не могут строиться на договорной частно-правовой основе. Ведь определенные субъекты находятся между собой в отношениях субординации (подчинения), что исключает юридическое равенство сторон, которая характерна для частно-правовых отношений. Кроме того, здесь следует учесть, что государственные и коммунальные учреждения здравоохранения являются бюджетными учреждениями, которые создаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления и которые содержатся за счет, соответственно, государственного или местного бюджетов. Эти бюджеты утверждаются Законом о Государственном бюджете Украины и решениями соответствующих местных советов о местных бюджетах. В этом смысле, очевидно, что государственные и коммунальные учреждения здравоохранения как учреждения для осуществления своих функций финансируются из соответствующих бюджетов, независимо от наличия договора, о котором говорится в законопроекте.
Все вышеописанное говорит о том, что, во-первых, нормы законопроекта не согласуются с положениями Бюджетного кодекса Украины, а во-вторых, содержат большие коррупционные риски. Так, например, для порядка Минздрав может определить одну городскую и одну областную больницу, где больной сможет получить бесплатную консультацию и основной набор медицинских услуг, но там кроме прочих неудобств будут такие очереди, что вряд ли больной успеет получить помощь вовремя. А, как результат, украинцы в рамках закона могут остаться в ситуации, когда в остальных больницах и поликлиниках бесплатно врач просто выслушает жалобу. Если же в процессе приема придется пациента прослушать, проверить зрение, посмотреть горло, и тем более, сделать рентген, то все это уже будет считаться «медицинской услугой», за которую придется заплатить.
Борьба за сферу влияния
Система здравоохранения, так или иначе, касается каждого человека. Можно оградить себя от стрессов и не интересоваться политикой, однако прожить жизнь и не столкнуться с медициной удается очень немногим. Дороговизна медицинского обслуживания и медикаментов бьет по населению так же сильно, как высокие цены на продукты питания. Медицина – это одна из основных струн, на которой играют политики в период предвыборных компаний, обещая населению «молочные берега и кисельные реки», и так же быстро забывают об обещаниях, если это уже невыгодно самому чиновнику. Одним из последних стало такое же громкое заявление премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, который спрогнозировал падение цен на лекарства из-за изменений в законодательстве. «Мы сейчас изменили законодательство по лекарствам. Это было одно из наших первых достижений, я считаю. Вы увидите, что с нами сейчас монополист, который на фармацевтическом рынке, еще поиграется немножко, но потом поймет, что выхода нет, и цены на лекарства пойдут вниз», – заявил он на днях во время одного из своих выступлений. Правда, о каком законодательстве идет речь, глава правительства не уточнил. Юристы предполагают: речь идет о том, что 31 мая 2016 года Верховной Радой Украины была упрощена регистрация лекарственных средств, после чего Президентом Украины Петром Порошенко были подписаны изменения в Закон «О лекарственных средствах» по упрощению государственной регистрации лекарств.
Тема дорогих лекарств в целом, и само заявление Владимира Гройсмана в частности, специалисты обсудили в ходе прошедшей 13 июля с. г. пресс-конференции на тему: «Власть заявляет о недоступности лекарств и закрытии больниц: смогут ли выжить украинцы?». Так, в ходе мероприятия остро отреагировал на заявление премьер-министра правозащитник Эдуард Багиров, который публично заявил, что купит лекарство, стабилизирующее давление, прямо после пресс-конференции и дал правительству месяц, для того, чтобы это же лекарство по истечению отведенного срока стало стоить дешевле. В противном случае, юрист пообещал подать на главу правительства судебный иск, дабы ему и его коллегам не овадно было раздавать пустые обещания. «Я сегодня куплю лекарство для больных диабетом и гипертонией, поскольку сам страдаю этими заболеваниями. И через месяц, обещаю, буду лично предъявлять претензии в судебном порядке к В. Гройсману, если цены на это лекарство не упадут», – завил Эдуард Багиров.
Кроме того, эксперты в ходе мероприятия выразили серьезное беспокойство тем фактом, что Минсоцполитики делает публичные заявления о возможном поглощении Минздрава. Отметим, что эта тема родилась уже давно, еще во время правления Виктора Януковича, но последний не успел воплотить задуманное. Нынешнее правительство решило исправить это «упущение» и вновь заговорило о целесообразности такого шага. Кому это выгодно, ходят разные версии, однако то, что ведомство не имеет по сей день своего министра, говорит о многом, считают эксперты. Да и свежие коррупционные скандалы с участием заместителей министра здравоохранения, также не добавляют оптимизма. «Все преподносится как акт спасения. Минсоцполитики просто «спасет» парализованное министерство здравоохранения», – с иронией комментирует ситуацию президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. Со слов эксперта, чтобы реализовать идею, уже удачно пройдены некоторые шаги и далее все идет по плану реформаторов. «Первое: произошла ликвидация руководящих органов. По факту их нет. Президент уже публично заявил о том, что отрасль здравоохранения – это символ коррупции. Это те шаги, которые успешно пройдены. Дело осталось за малым», – подытожил Виктор Сердюк. Однако, делая публичные заявления о возможном объединении двух ведомств, назвать хотя бы приблизительную дату сего события Павел Розенко не смог. Так что, как говорится, продолжение следует…
Комментарии
Олег Мусий, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам здравоохранения
– Будет введен гарантированный уровень медицинского обеспечения, которой определит Кабинет министров, и людям будет понятно, за что точно не нужно платить, за что гарантированно государство берет на себя полностью обязательства. Однако, с другой стороны, будет четко понятно, что и в Киеве, и в отдаленном районном центре конкретная манипуляция будет стоить конкретную сумму, и нельзя будет злоупотреблять. Мало того, деньги будут идти в учреждение здравоохранения, в его бюджет. Если внедрим оплату за услуги, то тогда будет ясно, что человек получил эту услугу в конкретном заведении, и, соответственно, за качество предоставления этой услуги заведение будет нести ответственность.
Андрей Шипко, член Комитета ВР по вопросам здравоохранения
– Согласно ст. 49 Конституции Украины медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения предоставляется бесплатно, и наша задача сегодня – сохранить этот бесплатный гарантированный объем медицинской помощи для населения. Пациент, который обратился в лечебное учреждение, должен четко понимать, что есть гарантированный государством объем медицинской помощи, которую он получит бесплатно. Для этого, в первую очередь, необходимо на законодательном уровне утвердить термин «медицинская услуга» и четко определить, какие именно медицинские процедуры могут производиться на платной основе, а также установить их стоимость. Это совсем не значит, что оплачивать «медицинскую услугу» будет пациент – компенсатором может быть как государство (например, для инвалидов, ветеранов), так и страховая компания. Фактически «медицинская услуга» уже введена, так как дополнительные виды диагностики давно являются платными, например, УЗИ. А вот законодательно это не закреплено. Поэтому задача народных депутатов сегодня – подойти взвешенно к этому вопросу и определить, что же является «медицинской помощью», а что такое – «медицинская услуга».
Кроме того, от некоторых экспертов вообще звучат предложения внести изменения в Конституцию, в результате чего медицина станет платной. Я убежден – этого делать нельзя, тем более сейчас, когда у людей последние деньги уходят на оплату коммунальных услуг. Уже на лекарства не всегда хватает – и сегодня думать надо о внедрении системы реимбурсации (компенсации стоимости препаратов для хронически больных), а не о том, как заработать денег на людях.
Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов
– Критическая ситуация которая сложилась на сегодняшний день в Украине в сфере здравоохранения не может решиться только потому, что о ней поговорили. Ситуация может измениться тогда, когда, Президент, Верховная Рада и премьер-министр поставит конкретное задание перед Минздравом и медиками: спасать и лечить людей. На сегодня такое задание отсутствует. Оно не ставится потому, что тогда нужно будет обеспечить его выполнение, а тратить на это деньги государству не хочется. Более того, хочу отметить, что ныне проходит так называемая «спецоперация» по уничтожению Минздрава под кодовым названием «Ящерица». Почему ящерица? Потому, что хвосты отпадают сами. Как результат, осуществится мечта любого Президента Украины: получить Минздрав в свое распоряжение под свои нужды. А для этого надо осуществить план по присоединению Министерства здравоохранения к Министерству социальной политики.
Медицинская реформа прописана в нескольких законопроектах, но основные принципы содержатся в законопроектах №4456 «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине» и №2409 «Об основах государственной политики здравоохранения». Первый названный документ, в случае его принятия, своими нормами фактически узаконит платные услуги в медицине. Причем, как говорят в профильном комитете, у него очень большие шансы быть принятым.
«В Украине цены на некоторые лекарства завышены в разы. Людям, которым они крайне нужны, порой просто не за что их купить. Я поручил Минздраву совместно с Минэкономразвития в течение недели внести предложения, которые могли бы повлиять на формирование стоимости лекарств», – премьер-министр Украины Владимир Гройсман.