За последних полтора года неоднократно упоминались разного рода нюансы — от типично репутационных до исключительно юридических, — которые не позволяют назвать конкурс по избранию руководства Государственного бюро расследований аполитичным и незаангажированным.
Более того, до последнего момента ключевым претендентом на «корону» был личный протеже Петра Порошенко Алексей Горащенков. Продолжительное время он работал в Администрации президента на руководящих должностях, а также входит в состав конкурсной комиссии по избранию руководства Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. Однако за два дня до финального голосования Горащенков попал в грандиозный скандал, связанный с НАПК, но в другом измерении. Сотрудница Агентства Анна Соломатина выступила с сенсационным заявлением и прямо обвинила помощника президента в выполнении функций «смотрящего» за проверками электронных деклараций публичных служащих. По ее словам, Горащенков лично курировал это направление, непосредственно влияя на решения НАПК.
Как следствие, конкурсная комиссия вынуждена была выбирать руководителя ГБР среди остальных 18 кандидатов. Победителем стал малоизвестный руководитель департамента ООО «Юридическая компания «Сектор права» Роман Труба. Двумя его заместителями были избраны два работника прокуратуры — Ольга Варченко и Александр Буряк.
На прошлой неделе мы уже рассказывали, как 9 членов конкурсной комиссии, которые полтора года не могли прийти к согласию, единодушно поддержали кандидатуру Романа Трубы. По данным наших источников, он является кумом экс-сотрудника прокуратуры Игоря Щербины, который привел тогда еще кандидата на должность Трубу к влиятельному нардепу от «Народного фронта» Сергею Пашинскому. Тот, в свою очередь, устами секретаря СНБО Александра Турчинова согласовал кандидатуру Романа Трубы с президентом Петром Порошенко. Конечно, пресс-служба СНБО какую-либо роль Александра Валентиновича в назначении нового руководителя ГБР отрицает.
Тем временем самое интересное началось после объявления результатов конкурса. Сразу после голосования всплыли интересные факты из прошлого Романа Трубы. В редакцию ZN.UA попала справка, подготовленная «специалистами в штатском» для Администрации президента.
Согласно документу, в правоохранительных органах вновь назначенный руководитель ГБР работал с 1997 г., в том числе на руководящих должностях — с 2008-го. В этой справке довольно хорошо детализирован период, в течение которого Роман Труба возглавлял Пустомитовскую районную прокуратуру (Львовской области) в 2011—2014 гг. По мнению готовивших анализ сотрудников СБУ, Роман Труба подпадает под люстрацию (запрет занимать определенные должности) согласно требованиям Закона Украины «Об очищении власти». Согласно части 1 статьи 3 этого Закона, запрет занимать должности применяется к лицам, занимавшим совокупно не меньше одного года должности в период с 25 февраля 2010 г. по 22 февраля 2014-го Пункт 8 части 1 статьи 3 выделяет руководителей территориальных (региональных) органов прокуратуры Украины, также подпадающих под действие указанного запрета.
В самом деле, именно в тот период Роман Труба работал в прокуратуре на руководящей должности. Однако если внимательно читать Закон «Об очищении власти», к руководителям территориальных (региональных) органов прокуратуры относятся руководители не районных, а областных прокуратур и их заместители. Кстати, такой позиции придерживается как нынешняя директор департамента люстрации Министерства юстиции Анастасия Задорожная, так и ее предшественница — Татьяна Козаченко.
Отдельно следует вспомнить еще один момент в деятельности Романа Трубы. По нашей информации, он осуществлял процессуальное руководство в уголовных производствах относительно лиц, принимавших участие в Евромайдане в Пустомитовском районном суде Львовской области. В качестве примера приводятся данные об участии в судебном заседании об избрании меры пресечения для подозреваемого в якобы совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 27 и частью 1 статьи 279 Уголовного кодекса Украины («блокирование транспортных коммуникаций»), гражданина Шевцива А.В.
В конце концов, к Роману Трубе должны применяться запреты, предусмотренные пунктом 12 части 2 статьи 3 Закона и, как следствие, — увольнение только при наличии двух условий: если он в самом деле выполнял вышеупомянутую роль и если лицо, привлеченное к уголовной ответственности, было освобождено от такой ответственности согласно Закону Украины «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, имевших место в ходе проведения мирных собраний» от 29.01.2014 г., а также Закона Украины «О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, имевших место в ходе проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21.02.2014 г.
Однако эти факты должны быть подтверждены с предыдущего места работы Романа Трубы — Генеральной прокуратуры. Именно туда Министерство юстиции направило запрос относительно этих вопросов. Более того, директор департамента люстрации Минюста Анастасия Задорожная в своем Facebook-аккаунте опубликовала информацию, что Роман Труба не проходил соответствующей проверки.
Это вызвало шквал эмоций как среди общественных активистов, так и в журналистской среде. Ведь получалось, таким образом, что недолюстрированный прокурор возглавил новообразованное Бюро.
Со временем, 27 ноября, вышло сообщение за подписью главы Администрации президента Украины Игоря Райнина о начале проведения проверки согласно Закону Украины «Об очищении власти».
В тот же день Государственное бюро расследований было быстро зарегистрировано в определенном законом порядке, появившись в государственном реестре юридических лиц. Тогда же Роман Труба назначил двух своих заместителей — Варченко и Буряка.
Уже 29 ноября пресс-служба Минюста опубликовала свою позицию: директор ГБР назначен в полном соответствии с действующим законодательством. Как отметили в ведомстве, прохождение люстрационной проверки новоизбранным председателем Бюро, который раньше не проходил эту процедуру, не является чем-то исключительным и осуществляется на общих основаниях. Поэтому Минюст призвал журналистов не делать из этого события сенсацию и не искать «зраду» там, где ее нет.
Однако в министерстве не до конца понимают, когда закончится соответствующая проверка, поскольку люстрационная проверка Трубы — прерогатива Администрации президента. Предыдущая руководительница профильного департамента люстрации Татьяна Козаченко уверяет, что ожидать негативного ответа из Генпрокуратуры о роли Романа Трубы в «делах евромайдановцев» не стоит. Ведь на сегодняшний день по этому критерию были люстрированы лишь 9 сотрудников органов, и это из примерно 20 тыс. сотрудников по состоянию на 2014 год.
Тем временем, пока продолжается формальная люстрационная проверка, новоизбранный директор ГБР совместно со своими заместителями будет формировать команду, выбивать бюджет на 2018 г., а также будет обживаться в помещении, временно предоставленном в Доме правительства. В декабре текущего года руководители новообразованного органа получат 1/12 от 640 млн гривен (53 млн грн), которые заложены в бюджете, на реализацию возложенных на них функций.
Кстати, Окружной административный суд города Киева наконец-то разродился решением относительно членства в конкурсной комиссии по избранию руководства ГБР Владислава Бухарева. Служители Фемиды, удовлетворив иск, запретили одному из членов конкурсной комиссии народному депутату Владиславу Бухареву принимать участие в заседаниях комиссии по отбору руководства ГБР. По нашей информации, у парламентария нет юридического образования, которого требует профильный закон.
Однако следует отметить, что ключевое требование в иске другого нардепа, Мустафы Найема, — запретить принимать участие из-за голосования двум членам комиссии (Владиславу Бухареву и Евгению Дейдею) и отменить все результаты всех голосований, принятых при их участии. Напомним: оба парламентария —члены комиссии в финальном голосовании поддержали новоизбранного директора ГБР Романа Трубу.
Подытоживая: есть большие сомнения, что судебный иск в результате рассмотрения фактически отменит результаты конкурса. Никто из кураторов процесса со стороны президента не даст разрушить шаткую конструкцию, построенную по согласованию с «Народным фронтом». Более того, долговременное рассмотрение судебного иска Найема может стать тем «кнутом», которым Трубу будут стимулировать к покорности в ходе реализации планов, разработанных на Банковой.
Скорее всего, и люстрационная проверка не даст никаких результатов. Пока Генеральную прокуратуру, которая будет проверять факты во время событий Революции достоинства, возглавляет человек из ближайшего окружения президента, до тех пор мы будем наблюдать сугубо политические решения, а не ориентацию на требования Закона.