Самое глубокое, самое величественное и вместе с тем самое простое содержание, положенное на две-три ноты, — это и есть настоящий гимн.
Павло Тычина
Ключевая и плохо продуманная и осмысленная обществом проблема украинского государства — катастрофическая нехватка легитимности любой из властей, сменявших друг друга 25 лет.
Именно недостаточная легитимность, унаследованная от советских времен и творчески усиленная за четверть века, является причиной многих зол и родовых травм. Вожди, чувствующие свою «ненастоящесть», хотят «заработать» на всю жизнь так, чтобы осталось еще детям и внукам. Известно же, что ничто так не способствует коррупции, как осознание временности.
Часто, особенно в последнее время, говорят об отсутствии стратегии. При этом почему-то не задумываются над тем, что вопрос не столько в стратегических текстах (хотя и в них также), сколько в их внедрении. Слабо легитимная власть просто не способна мыслить и, главное, действовать стратегически. Какая, к черту, стратегия, когда хватай мешки, поезд отходит! Живем снова.
Проблему легитимности, не осознавая и не называя настоящим именем, пытаются решить, применяя разные рецепты. Для их разработки используют три основных способа описания и диагностирования ситуации, и как еще говорят — три основных стратегических нарратива. Все они (правда, разным способом и различным образом) отображают реальность. Все они являются частичными. Но воспринимаются адептами некритически, рассматриваются как откровение с небес.
Самый старый и самый проработанный из них — национальный. Именно в его обозе с существенным опозданием и сопротивлением движется действующая, наверное, самая космополитичная за все годы независимости, власть.
К его формированию добавился еще национальный гений Тарас Шевченко. Уже «І мертвим, і живим, і ненародженим землякам моїм в Україні і не в Україні моє дружнє послання» содержит основные положения этой школы мыслей. В этом стихотворении есть и осознанное национального угнетения, и понятное недоверие к «чужбине», и романтический призыв к «братьям моим» обняться. В нем же имплицитно присутствует культ погибших героев. Такие идеи учат силе непокоренных, и именно им Украина обязана своим возникновением на руинах империй.
Второй — евроинтеграционный. Суть этого рассказа крайне проста: вступим в ЕС/НАТО — и будет нам счастье. Реки наполнятся молоком, песок и гранит берегов превратится в кисель, а отечественные воры станут цивилизованными европейскими мошенниками. Впрочем, достаточно вспомнить М.Старицкого, да и Н.Гоголя с его Хлестаковым, чтобы понять: ничего нового тут нет и близко. Именно поэтому «легкость чрезвычайная» — это стиль наших евроинтеграторов, а стремление бежать, задрав штаны, за комсомолом, извините за Западом их мечтаний и представлений — глубинная сущность. Не судите их сурово, такими уж родились. Тем более, евромечта уже сыграла весьма положительную роль. Да и еще может послужить Украине. Конечно, при условии здравого, скептически осторожного отношения к ней, как, собственно, и к любой мечте.
Третий нарратив условно можно назвать «навеки вместе». Любовь к России у нас имеет чаще всего два основных измерения. Первое — откровенно экономическое. Краткое его изложение выглядит примерно так: «Миром правят деньги. Мы зависим от РФ и должны идти навстречу желаниям Кремля, чтобы получить/украсть больше денег». Второе — цивилизационное. «Миром правит бог/цивилизация. Мы — православные, «часть русского народа», и должны идти навстречу желаниям Третьего Рима (читай — Кремля), чтобы спастись и получить/украсть больше денег». Конечно и Феофан Прокопович, и Николай Гоголь немало добавили к формированию этой идеи, вот только ее сегодняшние носители до сих пор не осознали, что мы живем не в Малороссии, а в Украине. После же 2014 г. москвофилы постсоветского разлива уже не нужны не только Киеву, но и Москве. Хотя в одном они правы: Россия рядом, и это неопровержимый географический факт.
Конечно, рецепты, выработанные по трем подходам, воплощались, как могли, воплощаются и доселе. Ведь всегда жива надежда, что «настоящие» националисты/евроинтеграторы/евразийцы сделают лучше и приведут Украину в овеянное мечтой светлое будущее. К сожалению, не сделают, ибо и первые, и вторые, и третьи — современные украинцы, со всеми присущими нашему обществу недостатками и преимуществами.
Уже 25 лет ожидают новых лиц, «Вашингтон с новым и праведным законом». Чаще всего речь идет о следующем политическом поколении, которое почему-то должно изменить ситуацию в государстве к лучшему. В последние годы прогрессивная общественность, наконец, созрела до известной еще Нестору-летописцу мысли: до приглашения варягов. Однако за последнюю тысячу лет что-то изменилось даже у нас. Оказывается, не работает, точнее, работает не так, как надеялись. И не только в Украине, но и кое-где в мире, в том числе и в Новом Свете.
Приходят все новые и новые неофиты, которым не приходит в голову, что таланты и личные качества человека не определяются его возрастом или местом рождения. Впрочем, это не чудо, плохо образованные и еще хуже воспитанные деятели обречены повторять распространенные ошибки. Этот бег по заколдованному кругу мог бы продолжаться еще долго, если бы с каждым циклом объем доступных ресурсов не сокращался.
Общество погрузилось в трубу регресса. Новая, с каждым разом все более жесткая революция, не дает ответа на вопрос легитимности. Государственные институты ослабляются, доверие к ним падает. Все больше укореняется восприятие политического насилия как приемлемого и самого эффективного способа решения проблем.
Все шире приоткрывается ворота для шумных прохиндеев, что впрочем, не мешает (служит ширмой) очередной перетасовке старой кадровой колоды. Общественная система в Украине построена так, что даже если бы случилось чудо и трава проросла настоящим рыцарем, то медийные и другие социальные фильтры крайне усложнили бы, если не сделали невозможным, его/ее приход к настоящей, недекоративной власти.
Однако обрести истинную легитимность можно, осуществляя простые рациональные шаги. Они должны опираться на нужды крупных социальных групп, а не на идеологические суждения о том, что хорошо, а что плохо. Популизм — это не всегда плохо, а реформы — далеко не всегда болезненны. Есть много того, что должен делать любой вменяемый государственник. Речь идет и об экономической либерализации, и об усилении армии, полиции и спецслужб, и о развитии украинской культуры. Да, мы противостоим агрессии, но снова, как и до 2013 г., наиболее опасными являются внутренние угрозы. Кремль подталкивает нас на путь к пропасти, по которому мы движемся и без внешней помощи.
Чтобы удержать независимость, нужно сделать возможной достойную жизнь для общества. В Украине существует не представленное политически большинство. И страна будет развиваться только тогда, когда будут обеспечиваться интересы этого большинства. А тот, кто сможет это сделать, станет настоящим лидером. И дело не в пиаре и политтехнологиях. А в реальной, кропотливой, неприметной работе.
Рациональная, действительно прагматичная политика здравого смысла возможна. Крайне сложно будет только в начале, со временем общественная поддержка будет возрастать, и будет формироваться лавина. В конце концов, даже проклятые олигархи — тоже люди. И тоже, по крайней мере, теоретически, заинтересованы в развитии страны. Главное — осознать: лишь обеспечив общественный прогресс Украины, можно обеспечить устойчивое и предсказуемое будущее для себя и своих детей.
Шанс пока еще есть.