Под крылом Министерства доходов и сборов вот-вот вылупится выводок таких "орлов”, что и покойный Кравченко бы обзавидовался.
«Нам нужно делать все так, чтобы налоговой милиции не существовало лет так через десять»
(Премьер-министр Украины Николай Азаров, речь на церемонии представления коллективу нового главы Государственной налоговой службы Виталия Захарченко 27 декабря 2010 года)Эта фраза, категоричности которой бы позавидовал бы даже последовательный сторонник разрушения Карфагена Марк Порций Катон-старший, была произнесена на фоне только что отшумевшего и разогнанного «Налогового майдана». Что еще раз убедительно доказывает, что добиться чего-либо полезного от украинской власти можно исключительно с помощью паяльника, да и то хоть какую-то гарантию на выполнение выбитых обещаний может дать разве что оборудование Николая Яновича паяльником стационарным с автономным питанием. Поскольку сегодня вопрос формулируется уже не в плоскости «ликвидируют – не ликвидируют», а куда более предметно: «Где прятаться и куда бежать от создаваемого при Министерстве доходов и сборов репрессивного монстра?»
Налоговая милиция – один из трех китов украинского политического экзистенциализма. Кроме «коллекторов в погонах», чести годами вызывать ожесточенные споры о необходимости собственного существования удостоились только налог на добавленную стоимость и гораздо более молодая, но еще более всех задравшая Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали.
Собственно для «Обкома» вопрос о нужности налоговой милиции обрел свой очевидный ответ еще в 2002 году, когда гоблины из этой структуры (Налоговой администрацией, напомним, тогда заправлял сам Николай Азаров) устроили в редакции «маски-шоу» с изъятием всего, что плохо лежит. Однако не только мы считали и считаем, что репрессивных спецслужб в стране и так слишком много, чтобы разрешать распускать руки еще и сборщикам податей. У Виктора Ющенко ампутация пресловутого органа входила в предвыборную программу-2004, о чем было неоднократно упомянуто и на Майдане. Впрочем, реализацию важной и нужной для страны реформы поручили слишком красивому мужичку, чтобы он всерьез стал связываться с грубыми, потными, хоть налоговыми – да все же ментами. А посему все страшилкии обещания замглавы ГНАУ Николая Катеринчука так и остались пустыми словесами, о чем «Обком» писал уже через несколько месяцев после прихода команды Ющенко к власти (СМ. «Навстречу людям» шагают все те же персонажи).
Достаточно четко улавливал народную ненависть к налоговой милиции и режим Януковича – выразителем предпринимательских чаяний в администрации Виктора Федоровича назначили заместителя главы АП Андрея Портнова. Портнову лавры Катона-старшего понравились еще больше, и о скором разрушении милицейского карфагена в налоговой юридическая «тушка» не уставала повторять и в сентябре 2010-го, и в январе 2011-го, и в феврале 2012-го. Однако личная убежденность зама Левочкина с реальной линией хозяина Левочкина (если таковая линия вообще существует) имеет мало общего: сначала это доказало голосование в Верховной Раде, когда за законопроект Анатолия Гриценко о ликвидации налоговой милиции проголосовало всего 87 нардепов, а теперь – и рожденное в недрах Кабмина «Положение о Министерстве доходов и сборов», фрагменты которого уже всплыли в Сети.
Понятно, конечно, что поручать Азарову разработку законопроекта о борьбе с «азаровщиной» (а именно этим словом, если кто забыл, в первой половине прошлого десятилетия именовали налогово-финансовый беспредел, в том числе и буйство самой налоговой милиции) – это типичное извращение шайки Януковича, вызывающее бурю ассоциаций с терновым кустом, унтер-офицерской вдовой и «щуку бросили в реку». Но к самому старику Янычу, которому уже все больше о шерстяных лаптях надо думать, все эти новомодные реформы имеют весьма слабое отношение. В правительстве есть куда более крупные (во всех смыслах) лица с куда более крупными аппетитами и интересами, прежде всего в том самом Его Жирнейшестве Министерстве Доходов и Сборов. И если уж друзьям этих лиц вверяют в управление государство в государстве, коим, без сомнения, является вышеупомянутое министерство, то этому анклаву крайне необходима какая-никакая, да армия.
Как видно по прилагающейся к Положению схеме, несмотря на все правительственные разговоры о намерении объединить структуры по борьбе с экономической преступностью в один орган (а сейчас этой борьбой с разным успехом занимается ГСБЭП, УБОП, налоговая милиция, СБУ и прокуратура), лишать Миндохсбор своих силовиков, получивших название «финансовая милиция», никто не намерен:
Более того, ее полномочия не только не урезаются, но и расширяются. Показателен уже тот факт, что ранее милицейскими департаментами ГНС (главным следственным управлением, главным оперативным управлением и департаментом внутренней безопасности) заведовал первый заместитель главы службы – начальник налоговой милиции, а теперь такой должности просто нет – милиция будет напрямую подчиняться министру Александру Клименко. Более того, полномочия налоговой милиции, ранее скромно перечислявшиеся в статье 21 закона «Про державну податкову службу в Україні», теперь включены в функции всего министерства. Так, по мнению Кабмина, вроде бы гражданское Министерство доходов и сборов должно «принимать и регистрировать заявления, сообщения и другую информацию об уголовных и других правонарушениях, осуществлять в установленном порядке их проверку и принимает относительно них предусмотренные законом решения», «проводить согласно закону оперативно-розыскную деятельность, а также досудебное расследование в рамках предоставленной законно компетенции», «осуществлять розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за уголовные и другие правонарушения в сфере налогообложения и бюджетной сфере» и пр.
Поскольку, напомним, с образованием единого министерства в ведение налоговых милиционеров кроме привычных терпил-лохов-налогоплательщиков-предпринимателей поступил и весь массив контрабанды, проходивший ранее через Таможенную службу, поле для деятельности крупнолицых друзей Саши Януковича вырисовывается невиданных, говоря милицейским языком, «особо крупных» размеров. Настоятельно советуем Александру Клименко ни в коем случае не поддаваться идеям коллег-«реформаторов» и ни в коем случае не переименовывать «финансовую милицию» в полицию. Учитывая, что слово «милиция» означает вооружённые формирования, не входящие в состав официальной системы государственных правоохранительных органов, то название – прямо в точку. Вооруженные формирования, занятые отбором финансов у населения, иначе говоря, рэкетиры, экспроприаторы, хомячки или как там этих боевиков принято называть на родине нынешней власти – это именно то, что создается при Министерстве доходов и сборов.
Ну и напоследок, как водится, о хорошем. Благодаря «стервятникам Клименко» (именно так – нынешний помет птичек по своей беспринципности и загребущести даст фору и «орлам Кравченко», и «скворцам Азарова», и «курам Ярошенко») «Обком» наконец-то смог решить загадку, почему при слиянии двух центральных органов власти с предельной численностью в 1460 и 327 сотрудников аппарата новому министерству понадобился штат сразу в 2440 человек. Только представьте себе, какой образовался конкурс земляков Януковича на место в создаваемой структуре! Каждому рачительному хозяину (коими, без сомнения, являются и Виктор Федорович, и Александр Викторович, и Сергей Геннадьевич) с первого взгляда ясно, что без допэмиссии должностей потом до конца дней пришлось бы мучительно больно вспоминать о 653 недополученных откатах…
Вряд ли кто-то, кроме нас, сможет усмотреть в этом что-то «хорошее». Но более позитивных и веселых аспектов очередного этапа админреформы и нас так и не нашлось. Ну разве что песенка из недавних хитов порадовала: